Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Порядок исчисления налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведем пример расчета НДФЛ в Администрации по сотрудникам.

В таблице 1 приведены некоторые сотрудники Администрации, по которым проведем начисление НДФЛ.

Таблица 1 – Данные для исчисления НДФЛ

в рублях

ФИО сотрудника

Должность

Заработная плата за 2017 г.

Данные для стандартных вычетов

Скажутина О.В.

глава Исинского сельсовета

540289,51

Данила Л.В

специалист

213355

Пронин М.С.

инспектор ВУС

436594,30

Дети: 1 ребенок

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю. Рассмотрим в таблице 2 вычеты, которые положены сотрудникам, представленным в таблице 1.

Таблица 2 - Суммы и виды предоставляемых налоговых вычетов

в рублях

ФИО сотрудника

Должность

1 ребенок

2 ребенок

3 ребенок

Скажутина О.В.

глава Исинского сельсовета

Данила Л.В

специалист

Пронин М.С.

инспектор ВУС

1400

Как видно из таблицы 2, Пронину М.С. полагается вычет на ребенка.

Налоговый вычет на детей действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысит 350 000 рублей (до 2016 года лимит был равен 280 000 руб.). Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет на детей не применяется (статья 218 НК РФ пункт 4).

Проанализируем общую сумму начисленного и уплаченного налога на доходы физических лиц за 2015 – 2017 гг.

Таблица 3 - Анализ начисленного и уплаченного НДФЛ за 2015 – 2017

в тыс. руб

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение за 2016 г.

Изменение за 2017 г.

1. Сумма начисленной заработной платы (фонд оплаты труда)

1074

1374

1352

300

-22

2. Сумма причитающихся вычетов по НДФЛ

14

14

14

0

0

3. Налоговая база по НДФЛ (стр. 1 - стр. 2)

1060

1360

1338

300

-22

4. Ставка по НДФЛ, %

13

13

13

-

-

5. Сумма НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет (стр. 3 ∙ стр. 4) : 100

138

177

174

39

-3

6. Сумма заработной платы к выплате (стр. 1 - стр. 5)

936

1197

1178

261

-19


Как видно из таблицы 3, сумма начисленного и уплаченного НДФЛ составила в 2016 г. 177 тыс. руб., в 2017 г. 174 тыс. руб., что меньше на 3 тыс. руб., это было обусловлено уменьшением суммы начисленных доходов работникам в 2017 г. на 22 тыс. руб., что привело к уменьшению налоговой базы по НДФЛ на 22 тыс. руб. в 2017 г. по сравнению с аналогичным показателем за 2016 г.

Таким образом, на условном примере 3 сотрудников Администрации Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области был показан порядок расчета налога на доходы физических лиц.

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ

В России в последние годы осуществляется социально-экономическое преобразование, связанное с модернизацией экономики, улучшением качества здравоохранения, пенсионного обеспечения.

Дополнительное пополнение бюджета можно получить за счет минимизация теневого сектора экономики. Этому должно способствовать реформирование налогообложения доходов населения, которое имеет первостепенное значение в современных финансовых системах, как для пополнения бюджета, так и на поведение населения.

Основными направлениями совершенствования налога на личные доходы являются:

- применение развитой системы налоговых льгот;

- совершенствование прогрессивной шкалы ставок.

Социально ориентированная система налоговых скидок:

- стимулирует трудоспособных налогоплательщиков к легальному увеличению своих доходов;

- снижает их стремление к уклонению от налогообложения.

Также следует заметить, что значительно ослабляется тяжесть налога для основной массы населения. Наличие большого количества налоговых льгот приводит к тому, что налоговые ставки оказываются значительно ниже предельных.

Отмена нескольких из существующих на данный момент льгот по налогу на доходы физических лиц позволила бы, на мой взгляд, значительно уменьшить налоговые ставки притом же уровне налоговых поступлений. Решение данного вопроса акцентируется в первую очередь в политические соображения. Разные группы населения получают разные налоговые льготы и уверенны, что они поставлены в лучшее положение, чем другие.

Прогрессивная шкала налогообложения в настоящее время используется практически во всех развитых странах и считается наиболее соответствующей принципу справедливости по вертикали. В последние два десятилетия практика налогообложения развивается в направлении уменьшения максимальных ставок подоходного налога и сокращения числа ставок. Подоходный налог может приносить значительные поступления в бюджет только за счет налогообложения всего населения, которое должно иметь относительно высокие доходы. В связи с этим, для увеличения доли этого налога в фискальных поступлениях и доведения ее до уровня, характерного для развитых стран, в России до сих пор отсутствуют.


Совершенствование налога на доходы физических лиц в России в последующем должно происходить с учетом следующих проблем макроэкономического регулирования:

- необходимость увеличения бюджетных доходов;

- значительная дифференциация доходов населения;

- высокая доля бедного населения;

- некоторое расширение масштабов «конвертных выплат» заработной платы после увеличения ставок страховых взносов во внебюджетные фонды, что сдерживает рост налоговых поступлений.

Компенсация выпадающих налоговых поступлений путем применения пониженной ставки для части населения за счет увеличенных платежей богатых людей (получающих доходы, сопоставимые с доходами, облагаемыми в других странах по максимальной ставке), не представляется возможным вследствие их малой доли в общей численности налогоплательщиков. Так, примерно 95% всех сумм налога уплачивается налоговыми агентами и не относится к налогооблагаемым доходам этих лиц. В связи с чем, решить проблему увеличения налоговых платежей, изменяя налоговые ставки и порядок определения базы по другим видам доходов населения, не затрагивая оплату труда большей части работников, не представляется возможным.

В.Г. Пансков отмечал что, одним из главных оснований введения единой пониженной ставки налога считалась необходимость ликвидации получивших широкое распространение «серых» форм выплаты заработной платы сотрудникам организаций, не учитываемой в налоговой базе.

Нельзя забывать, что сокрытие фонда оплаты труда происходило и происходит не столько из-за высоких ставок налогообложения доходов физических лиц, сколько из-за действовавших до принятия НК РФ критических отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Работодателю в итоге неважно, по какой ставке и в каком размере уплачивают налоги с доходов его наемные работники. В то же время отчисления в социальные фонды серьезно отражаются на его финансовом положении, увеличивая издержки и уменьшая полученную им прибыль.

В связи с этим, проблема «серых» форм выплаты заработной платы проистекает в основном не из-за высоких или низких ставок НДФЛ. Ни установление плоской шкалы этого налога, ни установление регрессивной шкалы НДФЛ, как показала практика, не смогли разрушить систему «конвертной» зарплаты.

Несправедливость связана с тем, что кроме населения с действительно низким уровнем дохода под льготное налогообложение подпадают налогоплательщики, получающие кроме низкой официальной заработной платы «конвертные» выплаты.


С 2012 г. отменены стандартные налоговые вычеты на налогоплательщиков (400 руб.) и установлены вычеты на детей в размерах:1 400 руб. - на первого ребенка;1 400 руб. - на второго ребенка;3 000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка.

Собираемость налога на доходы физических лиц зависит от величины страховых взносов во внебюджетные фонды. Увеличение ставок страховых выплат, по предварительным оценкам, привело к уменьшению средней заработной платы в сфере малого и среднего бизнеса. Таким образом, увеличивая ставки страховых взносов во внебюджетные фонды, государство способствовало расширению следующих элементов теневой экономики:

- сокрытие найма рабочей силы;

- сокрытие доходов (выплата теневой заработной платы);

- обналичивание денежных средств (для выплаты теневой заработной платы).

Теневая экономика в России приобрела устойчивые и системные формы, институционализировалась. В связи, с чем произошло «...закрепление теневого экономического поведения в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов».

На мой взгляд, не стоит рассчитывать, что снижение ставок страховых взносов и доведение стандартных вычетов на ребенка по налогу на доходы физических лиц до прожиточного минимума будут способствовать существенному уменьшению теневой составляющей экономики. Отношение к обязанности по уплате налогов, как к обременительной уже сложилось и, скорее всего, будет измениться очень медленно. Значительное количество людей, которые не мотивированы к уклонению от уплаты налогов и страховых взносов. Это наемные работники, которые по природе своей в трудовых отношениях выступают противостоящей стороной по отношению к работодателям.

В результате изменения подхода к системе налогообложения НДФЛ следует ожидать:

- уменьшение выплат серой заработной платы;

- снижение объема теневых операций по обналичиванию денег (для выплаты заработной платы).

На мой взгляд, это станет первым маленьким шагом на пути к сокращению теневой экономики, который снизит основания для молчаливого согласия на ее существование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ налогообложения доходов физических лиц, проведенный в данной курсовой работе позволил мне сделать следующие основные выводы:

Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации во многом схож с аналогичным налогом, применяемым во многих рыночно развитых странах. Его существенное место в налоговой системе обусловлено рядом условий:


- налог на доходы физических лиц - это личный налог, то есть его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным налогоплательщиком;

- налог в большей степени отвечает главным принципам налогообложения, а именно эффективности, всеобщности, равномерности;

- налог регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств страны;

- основной способ взимания налога на доходы физических лиц - у источника выплаты дохода является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

В связи с этим, значение и важность налога на доходы с физических лиц для Российской налоговой системы невозможно переоценить. Чем грамотнее будет функционировать система сборов подоходного налога в стране, тем эффективнее и быстрее государство сможет выйти из кризисного состояния в экономике и динамично развивать свою экономику.

В настоящее время государство предпринимает меры, направленные на реформирование и укрепление налогового законодательства.

Система местных налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.

Имея стабильную муниципальную налоговую систему, местные органы самоуправления смогли бы уделять больше внимания источникам доходов своих бюджетов, в том числе субсидиям, кредитам, муниципальным займам.

В данной работе была изучена практика взимания Налога на доход физических лиц в Российской Федерации на примере Администации Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. LEXT-справочник. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2016. - 944 c.
  2. Александров, И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
  3. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
  4. Захаров Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации / Захаров, М.Л. и. - М.: Проспект, 2015. - 720 c.
  5. Заяц, Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. - М.: Мн: БГЭУ, 2017. - 220 c.
  6. Клокова, Н.В. Споры, выигранные у налоговой / Н.В. Клокова. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2016. - 260 c.
  7. Мальцман, Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М.: [не указано], 2016. - 308 c.
  8. Налоговая система России. Учебное пособие / ред. Д.Г. Черник, А.З. Дадашев, и др.. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2015. - 296 c.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Эксмо, 2015. - 784 c.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. - М.: Юрайт, 2017. - 585 c.
  11. Ось, О.С. Том 1. Налоговый кодекс Российской Федерации / О.С. Ось. - М.: Ось-89; Издание 8-е, 2016. - 128 c.
  12. Паркинсон, С.Н. Закон и доходы / С.Н. Паркинсон. - М.: Интерконтакт, 2017. - 100 c.
  13. Толкушкин, А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 c.
  14. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи / С.В. Шарова. - М.: Экономика и Финансы, 2017. - 528 c.
  15. Энциклопедия налоговых ошибок. - М.: Статус-Кво 97, 2015. - 336 c.
  16. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 c.
  17. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.
  18. Касьянова, Г.Ю. ГСМ: нормы расхода, бухгалтерский учет и налогообложение / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 168 c.
  19. Кибанова, А.Я. Налоги и налогообложение / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 488 c.
  20. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
  21. Косов, М.Е. Налогообложение физических лиц: Учебное пособие / М.Е. Косов, И.В. Осокина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 367 c.
  22. Косов, М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: Учебник для магистров / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 c.
  23. Косов, М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: Учебник / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Н Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 431 c.
  24. Косов, М.Е. Налогообложение доходов и имущества физических лиц: Учебник. / М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 359 c.
  25. Косов, М.Е. Налогообложение предпринимательской деятельности. Теория и практика: Учебник / М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 431 c.
  26. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 576 c.
  27. Левкевич, М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение: Учебное пособие / М.М. Левкевич. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
  28. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 353 c.
  29. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.
  30. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c.
  31. Майбуров, И.А. Теория и история налогообложения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение" / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 495 c.
  32. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для бакалавров / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2012. - 368 c.
  33. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 382 c.
  34. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для СПО / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.
  35. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.