Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Порядок исчисления налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются одним из необходимых элементов государственного регулирования рыночной экономики, без которого нет целенаправленного развития с учетом интересов населения.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, существует система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве 90-х гг. эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином - физические лица. В 1992 г. с возникновением налогового кодекса система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога - подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.

В современном обществе налоги - это цена, которую граждане развитых стран платят за возможность жить в цивилизованном обществе.

Налоги с физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.

В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: налог на доходы физических лиц; налоги на имущество; налог с имущества.

Актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена тем, что налоги с физических лиц имеют в системе налогообложения населения огромное значение.

Объектом изучения в работе выступает налоги с физических лиц.

Предмет: налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.

Целью данной работы является рассмотреть и раскрыть налогообложение физических лиц.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть виды налогов, взимаемых с населения в современных условиях;

- рассмотреть общие условия и порядок налогообложения физических лиц в соответствии с законодательством РФ;

- раскрыть экономическое значение налогов с физических лиц;

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования.

Для написания данной курсовой работы мной были использованы книги, в частности «Налоги и налогообложение» таких авторов как Александров И.М., Жидкова Е.Ю., Дадашев А.З., Кибанова А.Я., Кондраков Н.П., Крамаренко Л.А., Лыкова Л.Н., Пансков В.Г. В данных книгах содержится общая характеристика налоговой системы и налогового законодательства Российской Федерации, также принципы формирования налогов и сборов, налоговое регулирование и налоговый контроль. Детально рассмотрен механизм исчисления и уплаты налогов физическими лицами. Содержание глав иллюстрируется таблицами, рисунками, примерами.


Основными источниками, раскрывающими теоретические основы налогообложения физических лиц, явились работы Косова М.Е. «Налогообложение физических лиц», «Налогообложение доходов и имущества физических лиц». В данных источниках подробно рассмотрено понятие доходов физических лиц, экономическое значение налогов с физических лиц, виды налогов с физических лиц, их характеристика. Содержание глав иллюстрируется таблицами, примерами.

Нормативно - правовая база исследования сформирована на основе законодательных и нормативных актов РФ в сфере регулирования взимания налога на доходы физических лиц, основным из которых является Налоговый Кодекс Российской Федерации. В работе использованы данные Администрации Исинского сельсовета Селемджинского района Амурской области.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Экономическое значение налогов с физических лиц

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие, изменение форм государственного устройства непременно сопровождается преобразованием налоговой системы. [2, с. 56]

В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Налоговая система способствует укреплению рыночных отношений. А также оказывает влияние на развитие предпринимательства, производства и одновременно служит преградой на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения. [2, с. 57]

Налоги с физических лиц следует рассматривать в совокупности политического, экономического и финансового аспектов.

Налоги с физических лиц как источник формирования финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы. [3, с. 86]

Политический аспект воспроизводит систему государственной власти, и согласует интересы разных слоев общества.

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

Финансовый аспект характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, между государством и юридическими и физическими лицами. Налоги имеют специальное назначение – аккумулирование средств в распоряжение государства. Налоги представляют собой общность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций.

Налоги служат средством индивидуальной связи физического лица с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками. [16, с. 101]

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных средств страны. [20, с. 153]

Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.

В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:

  • всеобщность охвата налогами;
  • применение пропорциональных или прогрессивных ставок подоходного налога, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;
  • широкое применение косвенных налогов.

По объекту налогообложения налоги классифицируются на налоги с доходов, имущества и т. п. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. [26, с. 382]

Существуют налоги, общие как для юридических, так и для физических лиц: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, и другие платежи; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей) и др. С граждан в определенных случаях взимаются сборы, пошлины, регистрационные платежи, включенные в налоговую систему РФ. Налоги взимаются разными способами: например, налог на доходы физических лиц— безналичным и декларационным, налог с имущества — по платежным поручениям. [2, с. 100]

Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица, можно объединить в три группы:

  • налоги, непосредственно взимаемые с населения (налог на доходы физических лиц, налог на имущество);
  • косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы);
  • налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

С социально-экономической точки зрения одним из основных вопросов политики социальной направленности налогообложения является выбор момента и модели применения налога. В связи с изменениями, система подоходного налогообложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей социальной и экономической политики государства. [2, с. 89]

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что реформирование НДФЛ направлено на:

  • повышение равенства в обложении доходов, а также мер по увеличению вычетов для среднего класса и бедных слоев населения;
  • упрощение системы исчисления налога на доходы;
  • создание оптимальной системы налогообложения доходов, оказывающих минимальное воздействие на экономический выбор налогоплательщика;
  • исключение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан;
  • содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений;
  • улучшение системы налогового администрирования.

Также, реформирование налоговых систем направлено на увеличение базы налогообложения путем включения доходов, которые ранее были освобождены от налогообложения, а также реформирование направлено на уменьшение прогрессии ставок и сокращения числа разрядов шкалы обложения. [28, с. 201]

Основным аспектом оценки эффективности НДФЛ с позиции социальной направленности служит его способность решать задачи оптимального перераспределения доходов физических лиц. Наиболее эффективными являются налоги, которые приводят к минимуму неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов. Неэффективные или отрицательные последствия, которых превалируют над положительными. При этом, по мнению английского экономиста Р. Клейна, размер перераспределяемой части национального дохода обусловливается прежде всего политическими, а не экономическими факторами. [34, с. 100]

Общие условия и порядок налогообложения физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с НК РФ налог считается установленным в том случае, когда определены элементы и налогоплательщики налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

В исключительных случаях законодатель также предусмотрел налоговые льготы и расшифровал основания для их использования налогоплательщиком. [28, с. 205]


При установлении сборов определяются их плательщики и элементы налогообложения применительно к конкретным сборам. [28, с. 206]

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Установление налога – это определение налогоплательщиков и элементов налогообложения. Пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ определяет общие условия установления налогов. [32, с. 79]

Налог считается установленным исключительно в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложении:

а) налогоплательщики

Налогоплательщики - организации (российские и (или) иностранные) и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. При этом филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций (в отличие от таких подразделений иностранных организаций) самостоятельными налогоплательщиками не являются и исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ; [2, с. 196]

б) объект налогообложения

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. [2, с. 206]

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 Налогового кодекса РФ;

в) налоговая база

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. [2, с. 210]

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов РФ. [3, с. 29]