Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Определение налоговой базы и исчисление налога на имущество организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С момента возникновения налоговых платежей, трудность совмещения интересов страны и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Правительство стремится восполнить бюджет, а налогоплательщик стремится осуществить защиту своих интересов, добиваясь, чтобы налоговое бремя было минимальным и не губило интереса к предпринимательству.

Налог на имущество организаций является главным налогом субъектов России, потому он, вместе с налогом на доходы, налогом на добавленную стоимость, иными видами налоговых платежей, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его изучении.

Не так давно данные, которые нужны были для исчисления и уплаты налога, легко можно было получить на основании бухгалтерского учета, а после корректировки внести в налоговые декларации, но с течением времени ситуация усложнилась.

Налоговый учет - это новшество для экономики. Кроме того раньше эта фраза использовалась только как обозначение обязательства предприятия регистрироваться в налоговом органе для учета, а также для учета отдельных подразделений, зданий или транспортных средств.

Немаловажно для предприятий верно оценивать свою налоговую нагрузку. Для этого необходимо правильно формировать налогооблагаемые базы, используя всевозможные, а главное - законные способы их оптимизации. Безошибочное формирование налоговых баз, и как следствие верное заполнение налоговых деклараций, приводит к снижению незапланированных расходов в виде штрафных санкций со стороны налоговых органов при выявлении недочетов во время камеральных налоговых проверок.

Вышеизложенное обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.

Поэтому целью дипломной работы является исследование системы налогового учета и ее оптимизация на примере одного из промышленных предприятий Хабаровского района – АО «Корфовский каменный карьер».

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования – Система налогообложения рассматриваемой организации в части уплаты налога на имущество организации


Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятия, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения целей ставились следующие задачи:

  1. Определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;
  2. Установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;
  3. Проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе выявлены виды налогоплательщиков и налогооблагаемого имущества, охарактеризован порядок расчета и уплаты налогов в бюджет, а также выявлен особенности уплаты налога на имущество для иностранных организаций.

Источниками информации послужили законодательные и нормативные документы, учебная литература, интернет-ресурсы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1. Виды налогоплательщиков и налогооблагаемое имущество

Налог на имущество предприятий относится к категории прямых налогов и взимается с владельца имущества. Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций – эффективное производственное использование имущества.

При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная – благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. [28, с. 125]


В прямых налогах, которые обычно уплачиваются в связи с получением дохода (подоходные – НДФЛ, налог на прибыль организаций и др.) или в связи с владением имуществом (поимущественные – налоги на имущество организаций, физических лиц и др.), юридический и фактический налогоплательщик совпадают. Ранее в подп. 3 п. 3 ст. 44 НК РФ использовался термин «поимущественные налоги». В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 7 апреля 1998 г. № 5410/96 и от 20 апреля 1999 г. № 4419/98 разграничены налоги, которые исчисляются от прибыли (дохода) и стоимости имущества, а также косвенные налоги. [30, с. 203]

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ. Чтобы налог на имущество стал обязательным к уплате в субъекте РФ, законодательные органы этого субъекта должны принять на своей территории соответствующий закон (п. 1 ст. 372 НК РФ)[7].

Налогоплательщиками налога являются:

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства;

• иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства и владеющие на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ.

Не являются налогоплательщиками налога на имущество организации, перечисленные в п. 1.1 ст. 373 НК РФ, в том числе: FIFA (Federation International de Football Association), национальные футбольные ассоциации и т.д.[8]

Имеют льготы по налогу на имущество (освобождены от обязанностей налогоплательщика) организации, перечисленные в ст. 381 НК РФ, в том числе:

- общественные организации инвалидов, религиозные организации;

- организации, производящие фармацевтическую продукцию;

- организации – резиденты особой экономической зоны и др.[14]

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, отличающийся от обычного режима налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей. Налоговым кодексом предусмотрено 4 таких налоговых режима. [26, c. 121]

Объектом налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ) признается:

• движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;


• недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности — для иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства [9]

Не признаются объектами налогообложения ОС, перечисленные в п. 4 ст. 374 НК РФ, в том числе: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), объекты, признаваемые объектами культурного наследия, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве ОС, и др.

До 1 января 2013 г. движимое имущество, принадлежащее организации, являлось объектом налогообложения. Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г., не признается объектом налогообложения. Однако движимое имущество, принятое на учет до 1 января 2013 г., формирует налоговую базу по налогу на имущество. [18]

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций.

Из объектов налогообложения исключается движимое имущество организаций. Теперь налог необходимо будет уплачивать только в отношении недвижимости, в том числе переданной во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенной в совместную деятельность или полученной по концессионному соглашению, учитываемой на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ).[9]

Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ. [24, с. 477]

Данные органы не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

  • определяют на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
  • направляют перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
  • размещают перечень на официальных ресурсах в сети Интернет.

Объекты недвижимого имущества, не включенные в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период, подлежат налогообложению исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. К примеру, Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 г. (постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 № 772-ПП).[20]


Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению [11]:

— по местонахождению организации;

— каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;

— постоянного представительства иностранной организации;

— если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества;

— если имущество облагается но разным налоговым ставкам.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено ст. 380 НК РФ. [17]

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

Налоговая база (п. 2 ст. 375 НК РФ) определяется как: среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Особенности определения налоговой базы:

1) по договору простого товарищества

2) по имуществу, переданному в доверительное управление, в паевой фонд, по концессионному соглашению.[10]

Согласно ст. 379 НК РФ налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).[13]

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного периода. По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

1.2. Особенности порядка расчета и уплаты налогов в бюджет

Налог на имущество юридическими лицами обязательно платится по итогам года и может переводиться на его протяжении в виде авансов по окончании каждого квартала. Предприятия и организации вносят авансовые платежи 3 раза в год: после 1-го квартала, 6 месяцев и 9 месяцев.

Однако в некоторых случаях организация не перечисляет авансы на уплату налога. Это происходит в следующих случаях: