Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Характеристика отдельных методов анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА «SPORTSEASON»

2.1. Характеристика Интернет-магазина «SportSeason»

Интернет-магазин «SportSeason» основан ИП Николаев М.С. и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Предприятие имеет отдельный баланс, расчетный счет в банке, печать с обозначением своего наименования.

Сведения о видах экономической деятельности ИП Николаев М.С.:

    • торговля розничная спортивным оборудованием и спортивными товарами;
    • торговля оптовая одеждой, включая спортивную, кроме нательного белья и др.

ИП Николаев М.С. присвоен ОГРИП 312774606701462. Рассматриваемое предприятие является субъектом Малого и Среднего Предпринимательства.

К открытию бизнеса был разработан сайт. На сайте имеется гостевая книга, содержащая более 700 сообщений с ответами администраторов. Там же можно прочесть отзывы.

Летом Интернет-магазин «SportSeason» занимается, в основном, продажей велосипедов, велосипедных аксессуаров, запчастей, одежды. Зимой – продает горные лыжи, сноуборды, аксессуары, одежду.

В качестве консультантов работают профессионалы, которые знают ассортимент не по инструкциям, а по личному опыту.

Интернет-магазин «SportSeason» постоянно проводит различные акции, благодаря которым можно хорошо сэкономить.

Заказ в данном интернет-магазине возможен через корзину на сайте, через форму обратной связи, по телефону, по электронной почте. Доставка осуществляется курьером, почтой России. Имеется возможность самовывоза, а также розничный магазин.

Организационная структура Интернет-магазина «SportSeason» линейно-функциональная, она направлена, в первую очередь, на определение четких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятиями, распределение между ними прав и ответственности. Она показана на рис. 5.

Генеральный директор

Зам. директора по стратегии

Зам. дир. по коммерческим вопросам

Отдел управления

Отдел IT

Отдел сбыта

Склад готовой продукции

Бухгалтерия

Магазин

Отдел снабжения

Транспортная служба

Юридический отдел

Отдел кадров

Рис. 5. Структура управления компании

Рассмотрим основные финансово-экономические показатели деятельности Интернет-магазина «SportSeason» за 2015 - 2016 гг. (табл. 1). Динамика основных финансово-экономических показателей Интернет-магазина «SportSeason» имеет и положительную, и отрицательную тенденцию.


По итогам 2016 года наблюдается увеличение выручки (рост 107,0 %), а также снижение себестоимости (на 6,0 %), в результате рост прибыли от продаж составил 152,7 %, что является положительным фактором деятельности организации. Предприятие преодолевает кризис. Данное изменение показывает эффективность управлениями затратами на предприятии, так как при наращивании своей деятельности организация сокращает затраты.

Таблица 1

Динамика основных финансово-экономических показателей деятельности Интернет-магазина «SportSeason» за 2015 – 2016 гг.

Наименование показателя

Ед. изм.

2015 г.

2016 г.

Изменение

абсол. (±)

Темп, %

Выручка

тыс. руб.

29099

31127

2028

107,0

Себестоимость

тыс. руб.

23037

21656

- 1381

94,0

Прибыль от продаж

тыс. руб.

3674

5610

1936

152,7

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

3669

5606

1937

152,8

Чистая прибыль

тыс. руб.

2935

4485

1550

152,8

Среднегодовая численность работников

чел.

47

44

- 3

93,6

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб.

1618

9493

7875

586,9

Среднегодовая стоимость оборотных активов

тыс. руб.

11597

16209

4612

139,8

Фондоотдача

руб./руб.

18,0

3,3

- 14,7

18,2

Среднегодовая стоимость активов

тыс. руб.

13214

25709

12495

194,6

Производительность труда

тыс. руб.

619

707

88

114,22

Рентабельность затрат

%

15,95

25,91

9,96

Рентабельность продукции

%

12,63

18,02

5,40

Экономическая рентабельность

%

27,77

21,81

- 5,96


Среднегодовая стоимость основных фондов за 2016 год увеличилась в 2,9 раза, оборотные активы организации увеличились в 2016 году - на 39,8 %. Среднегодовая стоимость источников формирования имущества (пассивов баланса), в состав которого входит собственный капитал организации и привлеченные средства, по итогам 2016 года увеличился на 194,6 % или почти в 2 раза.

Значительный рост среднегодовой стоимости основных фондов (5,8 раза) (приобретение оборудования) способствовал значительному снижению фондоотдачи (на 81,8 %), расчеты свидетельствуют о снижении эффективности использования основных фондов, снижение выручки на рубль основных фондов составило 14,7 руб.

Среднегодовая численность работающих на конец 2015 года составляет 44 чел., по итогам 2016 года она снизилась на 3 чел. Предприятие незначительно сократило персонал, что при росте выручки говорит о росте производительности труда. Она выросла на 88 тыс.руб., или на 114,22%.

Рост рентабельности затрат на 9,96% говорит о том, что предприятие получает на 9,96 коп. прибыли больше, чем в 2015 г. с каждой денежной единицы, инвестируемой в производство. Рентабельность продаж также выросла, рост составил 5,4%, значит, в Интернет-магазине «SportSeason» доля прибыли от продаж выросла в выручке на 5,4%.

Рост чистой прибыли составил 152,8 %. Значительный рост активов (194,6 %) снизил экономическую рентабельность, которая сократилась на 5,96 % и составила 21,81 %, что свидетельствует о снижении эффективности использования имущества, чистая прибыль на один рубль, вложенный в активы предприятия, снизилась на 5,96 коп.

Таким образом, деятельность Интернет-магазина «SportSeason» прибыльная и рентабельна, наблюдается значительный рост активов организации и источников их формирования. Темп роста себестоимости ниже темпа роста выручки, что говорит о положительной системе управления затратами на предприятии. Опережающий рост среднегодовой стоимости основных фондов над темпами роста выручки привел к снижению показателя фондоотдачи. Также опережающий рост среднегодовой стоимости активов привел к снижению показателя рентабельности активов. Значит, предприятие менее эффективно использует основные средства и в целом имущество предприятия.

2.2. Анализ внешней и внутренней среды Интернет-магазина «SportSeason»


Анализ деловой среды проведем с помощью методов PEST, SWOT, пяти сил Портера.

Анализ макроокружения Интернет-магазина «SportSeason» проведем по методике PEST (табл. 2).

Таблица 2

PEST - анализ Интернет-магазина «SportSeason»

Экономические факторы:

1. девальвация рубля (снижение стоимости национальной валюты).

2. высокий уровень безработицы.

3. снижение покупательной способности и среднего уровня доходов.

4. значительные темпы инфляции.

5. высокие ставки по кредитам в банке и сложность получения кредита.

Политико-правовые факторы:

1. предвыборная ситуация в стране.

2. возможность применения к стране новых санкций и ограничений.

3. возможность общественных волнений, этнической и религиозной нестабильности.

4. изменение налогового законодательства.

5. изменением правил таможенного контроля и пошлин.

Социально-демографические факторы:

1. наличие на рынке труда высококвалифицированных кадров.

2. рост увлечения населения спортом.

3. изменение привычек и запросов населения.

Технологические факторы:

1. новые информационные технологии в торговле.

2. новые технологии в безналичных расчетах.

3. Возможности выхода в регионы с помощью интернет-технологий.

Результаты анализа позволяют сформулировать вывод о том, что наиболее значимыми факторами, которые оказывают значительное влияние на деятельность Интернет-магазина «SportSeason», можно назвать технологические и экономические факторы. Необходимо отслеживать изменения экономической ситуации в стране и оперативно реагировать на них. Также отделу IT необходимо следить за уровнем развития информационных технологий и также оперативно внедрять их в деятельность.

Проведем анализ внешней и внутренней среды при помощи SWOT-анализа, который можно назвать эффективным и удобным методом стратегического анализа компании. Для этого в первую очередь определим сильные и слабые стороны Интернет-магазина «SportSeason», а так же угрозы и возможности для ее работы на рынке. Далее установим связи между ними, которые могут быть применены на предприятии для формирования стратегии развития организации (табл.3).

Таблица 3

SWOT-анализ Интернет-магазина «SportSeason»

Возможности

1. Дальнейшее развитие современных технологий продажи и продвижения

2. Рост рынка спортивных товаров

3. Стабилизация экономической и политической ситуации

Угрозы

1. Политическая нестабильность

2. Нестабильность валютного курса

3. Рост конкуренции на рынке спортивных товаров

4. Рост налогов

Сильные стороны

1. Молодой, грамотный и перспективный персонал

2. Наличие постоянных клиентов

3. Стабильные отношения с партнерами

1. Внедрение современных технологий продаж и продвижения компании на рынке за счет трудового потенциала коллектива

2. Привлечение новых клиентов, в том числе за счет развития сервиса

1. Предоставление скидок постоянным клиентам при колебаниях рынка

2. Заключение эксклюзивных выгодных договоров с поставщиками.

Слабые стороны

1. Слабая политика продвижения

2. Недостаточное изучение потенциальных клиентов и их требований к обслуживанию

3. Недостаточно широкий и глубокий ассортимент

1. Повышение эффективности продвижения товаров предприятия путем повышения эффективности применения информационных технологий

2. Расширение и углубление ассортимента для увеличения доли на рынке

1. Изучение и мониторинг рынка в целях привлечения новых клиентов и удовлетворения их требований к сервису

2. Разработка программ лояльности и продвижения для получения конкурентных преимуществ на рынке


Итак, данные анализа позволяют сделать следующие выводы.

К сильным сторонам Интернет-магазина «SportSeason» можно отнести, во-первых, молодой и грамотный персонал, стремящийся к получению новых знаний и опыта. Также у компании имеется стабильная база постоянных клиентов, которые ценят внимательное отношение персонала к ним. Также сильными сторонами можно назвать стабильные отношения с партнерами. Слабыми сторонами является недостаточно активное продвижение своего бренда на рынке, недостаточно широкий и глубокий ассортимент и, можно сказать, отсутствие маркетинговых исследований.

К возможностям предприятия на рынке можно отнести дальнейшее развитие современных методов продажи и продвижения. Кроме того рынок спортивных товаров растет, появляются новые возможности. В целом, в экономической ситуации наметилась стабилизация.

Среди основных угроз – возможная политическая нестабильность, рост налогов, колебания на валютном рынке, что может послужить причиной ухода клиента и необходимостью вести гибкую политику лояльности. Кроме того, на рынке появляются новые компании-конкуренты, что также ставит перед предприятием новые задачи удержания и привлечения клиентов.

Для использования сильных сторон и возможностей Интернет-магазина «SportSeason» необходимо активно внедрять и использовать современных технологии продаж и продвижения, развивать сервис. Это привлечет новых клиентов. Также возможно заключение эксклюзивных выгодных договоров с поставщиками. Для преодоления угроз необходимо в случае колебаний цен необходима гибкая политика скидок постоянным клиентам. Предприятию необходимо активно проводить исследования рынка, и на основании этого разрабатывать стратегию и тактику продвижения.

Представим сводную таблицу пяти сил Портера (табл.4).

Угрозу со стороны товаров заменителей можно считать средней, так как заменить данный товар может только прокат оборудования. Это уже другая услуга со значительной стоимостью. Угрозы внутриотраслевой конкуренции и со стороны новых игроков оцениваются как высокие, так как высококонкурентен, заниматься спортом сейчас модно, появляется много новых игроков, барьеры входа ан рынок низкие.

Угроза потери клиентов средняя, так как с одной стороны у предприятия имеется значительное количество постоянных клиентов, которые ценят качество. А с другой стороны, на рынке имеются и более экономичные предложения (но менее качественные), что при снижении уровня доходов может повлиять на количество покупателей. Кроме того, по данным опроса, проведенного предприятием, ряд клиентов не довольны сервисом и не знакомы с отдельными спецпредложениями.