Файл: Оборотные активы предприятия (на примере ООО «ТОПТЫГЕН»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

Оборотные активы участвует в процессе производства и является одним из основных вопросов управления на предприятии. Недостаток запасов оборотных фондов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции. Недостаток сбытовых запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно, это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли и потерю потенциальной клиентуры потребителей продукции, выпускаемой предприятием.

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что эффективное управление оборотными активами играет важную роль в деятельности каждого современного предприятия. Приобретение сырья, услуг и оборудования лучшего качества, в нужном количестве, в нужное время и на основе долговременного сотрудничества – вот основные цели оптимизации данного процесса. Совершенствование механизма управления оборотными активами предприятия является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития отечественной экономики.

Предмет работы – управление оборотными активами.

Объект работы – ООО «ТОПТЫГЕН».

Цель работы – предложение и обоснование мероприятий по повышению эффективности управления оборотными активами.

Задачи работы:

  • изучить теоретические основы управления оборотными активами;
  • исследовать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
  • произвести оценку эффективности управления оборотными активами объекта исследования;
  • проанализировать показатели и выявить пути повышения эффективности управления оборотными активами.

Теоретической и методологической основой для выполнения работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также нормативно правовые документы и данные годовой бухгалтерской отчетности. В работе использованы монографический, диалектический, экономико-статистические методы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ


1.1. Научные подходы к изучению понятия «оборотные активы»

Под оборотными активами подразумевается вся масса денежных средств, авансируемых в создание фондов обращения и производственные оборотные фонды, которые обеспечивают непрерывный их кругооборот. Чтобы понять суть этих активов следует тщательней разобраться в их назначении и движении на предприятии[1].

В своем кругообороте оборотные активы последовательно проходят 3 стадии: денежную, производственных запасов, товарную. Первой стадией оборота является денежная, при которой осуществляется переход денежных средств в запасы, предназначенные для производства. Грубо говоря, предприятие приобретает предметы труда (материалы и сырье) и средства труда (срок службы до 1 года). Производительная стадия подразумевает авансирование стоимости создаваемой продукции, но не в полном объеме, а в объеме израсходованных производственных запасов. В этот момент формируется незавершенное производство и происходит авансирование затрат на оплату труда (заработная плата) и части основных фондов. На товарной стадии продолжается авансирование конечного продукта труда (готовая продукция).

Ранее авансированные оборотные средства возмещаются за счет выручки только в тот момент, когда товарная форма созданной стоимости превращается в денежную, а проще говоря, в момент реализации продукции. Минимальная расчетная сумма, необходимая для бесперебойной работы предприятия, устанавливается нормативом оборотных активов. Так как любая производственная деятельность напрямую зависит от эффективности использования и размеров оборотных средств, детальный анализ оборотных активов предприятия играет первоочередную роль в административном контроле эффективности предпринимательской деятельности. Все оборотные (мобильные и текущие) активы предприятия отображаются в активе баланса, а именно во втором его разделе. Анализ обычно начинают с группирования всех активов согласно степени Топтыгенвидности[2].

В процессе группировки оборотные активы распределяются по таким параметрам:

- наиболее просто реализуемые, которые имеют наименьшую степень риска в части их Топтыгенвидности. К таким активам относят денежные средства, акции, векселя;


- активы легкореализуемые, которые имеют малую степень риска. К ним относятся: дебиторская задолженность контрагентов, со стабильным финансовым состоянием, все материальные запасы (кроме залежалых), готовая продукция повышенного спроса;

- активы, которые имеют среднюю степень Топтыгенвидности. К ним относят незавершенную и готовую продукцию, имеющую производственно-техническое назначение;

- мало Топтыгенвидные (труднореализуемые) оборотные активы, с высокой степенью риска реализации. К ним относятся: залежалые материальные ресурсы, дебиторская задолженность контрагентов, имеющих плохое финансовое состояние, готовая продукция с низким спросом.

Во время анализа производится оценка динамики соотношений труднореализуемых активов и всей величины оборотных активов. Увеличивающееся соотношение свидетельствует о снижении Топтыгенвидности. Для углубленного анализа изучается состав незавершенного производства, материальных запасов, готовой продукции по видам и сортам. Анализ оборачиваемости оборотных активов нужно проводить регулярно.

Общими показателями оборачиваемости считаются:

- коэффициент оборачиваемости, который рассчитывается как соотношение выручки к средней величине активов за конкретный период;

- продолжительность оборота, рассчитывается как соотношение суммы среднего остатка активов к сумме однодневной выручки за определенный период. Хорошим показателем является увеличение числа оборотов по сравнению с предыдущими периодами, поскольку рост свидетельствует о рациональном использовании этих активов[3].

1.2. Сущность и содержание управления оборотными активами

Управление оборотным капиталом – это процесс планирования и контролирования уровня и соотношения оборотных активов компании, а также источников их финансирования. Задачей управления оборотным капиталом является принятие решения в отношении того, каким должен быть максимально приемлемый уровень дебиторской задолженности, максимально возможный уровень краткосрочных инвестиций, минимально необходимый уровень запасов, а также необходимый уровень денежных средств на определенный момент времени.

Эффективное управление оборотным капиталом является необходимым фактором для успешного развития и долгосрочного функционирования организации. Важность этого фактора можно рассматривать как в отношении Топтыгенвидности организации, так и в отношении ее прибыльности. Неэффективное управление оборотным капиталом приводит к тому, что денежные средства «замораживаются» в бесполезных и неиспользуемых активах организации, что в результате приводит к снижению ее Топтыгенвидности, а также к уменьшению ее возможностей осуществления инвестиций в основные средства и дальнейшее развитие, а следовательно, к снижению ее прибыльности.


Управлением оборотным капиталом - важный момент финансового управления. Его значимость основывается на двух принципах[4]:

1. Инвестиции (вложения) в текущие активы составляют существенную долю в общих инвестициях.

2. Инвестиции в текущие активы и уровень текущих обязательств имеют механизм быстро изменять выручку. Точнее, инвестиции в основные активы и долгосрочные финансирование тоже влияет на выручку. Однако эта взаимосвязь не такая близкая и прямая как в случае с элементами оборотного капитала.

Значимость управления оборотным капиталом отражается в том факте, что финансовый менеджер тратит очень много времени на управление текущими активами и обязательствами. Договаривается о краткосрочном финансировании ведет переговоры о благоприятных условиях кредита, контролирует движение наличности (денег), управляет полученной отчетностью, инвестирует средства в материалы и т.д. Эта часть к определенным аспектам и рассматривается в отношении общего управления.

При управлении текущими активами финансовый менеджер должен всегда помнить о двух моментах:

1. Короткое жизненное пространство активов;

2. Быстрое перевоплощение активов и другие формы[5].

Действия компонентов оборотного капитала и их быстрая трансформация из одних форм в другие имеет ряд закономерностей:

1. Решения, относящиеся к управлению оборотным капиталом повторяются многократно.

2. Тесное взаимодействие между компонентами оборотного капитала: подразумевается, что эффективное управление одним компонентом не может предпринято без одновременного рассмотрения других. Для примера, если фирма имеет большие запасы готовой продукции, то она может предоставлять кредиты по оплате на более длительный срок, или если фирма имеет значительную наличность, то она могла бы предоставлять различные скидки.

Необходимость в оборотном капитале (текущих активах) возникает из деятельности или денежного (операционного) цикла фирмы.

Операционный цикл представляет собой отрезок времени, необходимый для обращения текущих активов в наличность. Другими словами, денежный цикл включает время полного вовлечения текущих активов в следующей последовательности: обращение наличности в материалы, материалов в товары, товары в наличность. Эта модель идеальна. В действительности между этими моментами разрыв может быть значительным и, поэтому предприятию необходим определенный минимум уровня текущих активов.


На потребность в текущих активах оказывают влияние многочисленные факторы. Наиболее важным являются:

1. Характер деятельности предприятия, фирмы.

2. Сезонность в деятельности.

3. Производственная политика.

4. Условия на рынке сбыта.

5. Условия предложения[6].

От эффективного использования оборотных средств зависит финансовая устойчивость предприятия. Существуют следующие внешние факторы, которые отрицательно сказываются на эффективности:

1. Высокий уровень инфляции

2. Разрыв хозяйственных связей

3. Снижение объемов производства и потребительского спроса

4. Нарушение платежно-расчетной дисциплины

5. Снижение доступа к кредитам из-за высоких процентов

6. Повышение налоговых ставок (налогового бремени)[7].

Внутренние резервы повышения эффективности оборотного капитала:

1. Рациональная организация производственных запасов. Предполагает:

  • Оптимальное нормирование
  • Ресурсосбережение
  • Использование прямых длительных хозяйственных связей

2. Сокращение пребывания оборотных средств в незавершенном производстве. Направления:

  • Внедрение новейших технологий (в частности безотходных)
  • Повышение фондоотдачи
  • Обновление производственного аппарата
  • Применение современных, более дешевых конструкционных материалов

3. Эффективная организация обращения:

  • Совершенствование системы расчетов
  • Приближение потребителей к изготовителям продукции
  • Рациональная организация сбыта продукции
  • Выполнение заказов по прямым связям.

Оборотный капитал тем и отличается от основного капитала предприятия, что основной капитал может быть использован в производственной деятельности неоднократно, тогда как оборотный лишь единожды. Поэтому эффективность управления оборотным капиталом приобретает особое значение, ведь ошибки и просчеты, допущенные при планировании и осуществлении управленческой деятельности в этой сфере, невозможно исправить. Во многом именно от грамотности управления оборотными средствами и зависит уровень Топтыгенвидности предприятия. В этой связи инвестирование оборотного капитала играет существенную роль в общей стабильности положения компании и ее перспективах. Топтыгенвидность предприятия определяется высоким уровнем оборотного капитала, а повышение доходности предприятия уменьшает запасы оборотных средств для снижения уровня неиспользуемых текущих активов.