Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Сущность прокурорского надзора за исполнением законов сотрудников оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прокурорский надзор осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

В современных условиях функционирования прокуратуры всё более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор.

Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а предметом – система действующих в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой области.

Целью настоящей работы является исследование сущности и задач прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предмет прокурорского надзора, основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также пределы прокурорского реагирования за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие прокурорского надзора за исполнением законов сотрудников оперативно-розыскной деятельности;

- исследовать сущность прокурорского надзора за исполнением законов сотрудников оперативно-розыскной деятельности; - рассмотреть проблемы организации прокурорского надзора за законностью решений в оперативно-розыскной деятельности

Криминалистические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Для написания курсовой работы использовались такие источники, как: российское законодательство, комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи.

При написании данной работы были использованы следующие методы:

- анализ, синтез, системный подход (общенаучные);

- историко-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический метод, государственного и правового моделирования (частные).

Данная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

1. Понятие и сущность прокурорского надзора в исполнении законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Понятие прокурорского надзора за исполнением законов сотрудников оперативно-розыскной деятельности

Государство выполняет правоохранительную функцию и обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина посредством создания правоохранительной системы, в которую входят правоохранительные орган[1]. В упрочении правового государства в нашей стране значительное место отводится прокурорскому надзору, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие. Заметим, в рамках настоящей статьи нами рассматривается лишь прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Анализ и изучение юридической литературы показывает, что среди ученых в теории прокурорского надзора и ОРД по вопросу о понятии прокурорского надзора за ОРД не сложилось единство во мнениях.


С нашей точки зрения, существующие в настоящее время различные взгляды и подходы вполне закономерны, так как вышеназванные теории не стоят на месте, они развиваются, осмысливая происходящие социально-экономические и иные преобразования в обществе.

Вопросы, связанные с организацией прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, находятся в центре внимании научных работников и практиков.

Особая заслуга в этом принадлежит таким ученым, как О.Д. Жук, О.С. Капинус, А.Ф. Ко-зусев, С.Г. Кехлеров, H.H. Карпов, А.Ф. Смирнов, А.Я. Сухарев, Ю.Г. Торбин.

Труды указанных ученых внесли значительный вклад в теорию управления в органах прокуратуры, а также в развитие правовой основы деятельности прокуратуры. Рассмотрим более подробно существующие в теории точки зрения ученых по определению понятия «прокурорский надзор». Одни авторы (A.B. Акчурин, C.B. Легостаев) полагают, что прокурорский надзор — это «вид государственной деятельности, осуществляемой от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принятия мер к своевременному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности»[2]. Как видим, сторонники данной точки зрения определяют понятие «прокурорский надзор» безотносительно конкретного вида надзора. При этом они исходили из норм, закрепленных в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (1992), хотя в этом Законе отсутствует специальная норма, в которой приводилось бы рассматриваемое понятие, не говоря уже о надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.Профессор О.Д. Жук предпринял попытку определить понятие «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД», сформулировав его следующим образом: прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности есть «вид деятельности, осуществляемой уполномоченными прокурорами в пределах своей компетенции в целях обеспечения верховенства и исполнения законов органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»[3].

Данный автор высказывает несколько иное мнение, касаясь целей надзора, полномочий прокуроров и объекта прокурорского надзора. Однако в этом определении умалчивается, каким путем достигаются обозначенные им цели, которые, как нам представляется, почему-то заужены, если исходить из Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».


Другие авторы (С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус и др.) прокурорский надзор определяют как «вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации за-

конов присущими прокурорам правовыми средствами надзора».

Думается, что авторы в данной дефиниции представили ключевые положения, которые вполне можно взять за основу при определении понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД». Мы разделяем мнение указанных авторов.

Приведем еще одно определение, сформулированное профессором В.В. Черниковым, который полагает, что «прокурорский надзор за ОРД — это осуществляемая от имени государства деятельность прокуратуры, призванная обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении оперативно-розыскными органами и их должностными лицами ОРД путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных».

Чтобы понять разницу между представленными дефинициями, сравнивая их, приведем несколько в ином изложении исследуемое нами понятие. Итак, «надзор прокуратуры — это регламентированная прокурорским правом деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов государственными и негосударственными органами»[4].

Как нам представляется, заслуживает внимания не столь само определение, а положения, вытекающие из него, а именно:

«1) надзор прокуратуры как вид государственной деятельности;

2) осуществление надзора прокуратуры специально уполномоченным органом государства (прокуратурой);

3) исключительность надзора прокуратуры, означающая невозможность его осуществления иными государственными и негосударственными органами;

4) осуществление полномочий путем проверки исполнения законов».

Названные положения, на наш взгляд, в большей мере характеризуют прокурорский надзор, выступая как признак, учитываемый при раскрытии его сущности.

Говоря о прокурорском надзоре, нельзя не отметить одно немаловажное обстоятельство: проверочную деятельность по исполнению законов наряду с прокуратурой могут осуществлять и другие государственные органы8 в виде контроля, также выступающего в качестве формы проверочной деятельности по исполнению законов.


Считаем целесообразным в рамках настоящей статьи кратко затронуть и вопрос о том, как сегодня воспринимаются специалистами теории ОРД и практическими работниками предмет и предел прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД?

Ознакомление с научными и учебными изданиями показало наличие разногласий между отдельными исследователями теорий ОРД и прокурорского надзора.

На наш взгляд, в рассматриваемом контексте представляет интерес точка зрения депутата Государственной Думы Российской Федерации A.A. Агеева, предложившего 6 июля 2015 г. проект федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации».

В частности, ч. 2 ст. 79 («Прокурорский надзор за оперативно-разыскной деятельностью») автор предлагает изложить в следующей редакции: «Вопросы организации, тактики, методов и средств оперативно-разыскной деятельности, а также исполнение ведомственных нормативных правовых актов в предмет прокурорского надзора не входит».

Ради справедливости напомним, что такой подход в действительности существовал на основании указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 215/69, МВД России № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В этом документе содержалось положение о том, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

Как нам представляется, данное положение противоречит ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, не устанавливающей таких пределов (границ).

По-нашему мнению, если попытаться реализовать указанное нами положение, то оно приводит к существенному ограничению предмета прокурорского надзора в данной сфере и неоправданному ослаблению роли и значения органов прокуратуры в целом, что негативно отражается на состоянии законности в сфере ОРД.

Завершая рассмотрение заявленного нами вопроса, хотим предложить свой вариант определения понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД».

Итак, под прокурорским надзором нами понимается государственно-правовая форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению точного и единообразного соблюдения законов всеми названными органами и их должностными лицами посредством проверки присущим прокурорам правовыми средствами надзора.