Файл: Права и обязанности прокурора в оперативно-розыскной деятельности (Сущность прокурорского надзора за исполнением законов сотрудников оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти и иные проблемные моменты в полной мере проявляются и в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в осуществлении ОРД по уголовным делам о бандитизме.

По мнению В.М. Атмажитова и А.И. Музеева, организация ОРД по борьбе с бандитизмом - это комплекс (система) специальных организационных мер, осуществляемых руководителями органов внутренних дел, оперативных подразделений и иными субъектами в целях эффективного применения ими оперативно-розыскных сил, мероприятий, средств, методов и форм по предупреждению формирования организованных преступных структур бандитской направленности, а также выявлению и раскрытию совершаемых ими преступлений. Исследуя ОРД по борьбе с бандитизмом, А.И. Музеев выделяет правовое регулирование организации ОРД по борьбе с бандитизмом3, организацию оперативно-розыскного предупреждения бандитизма4, вопросы внутреннего взаимодействия органов внутренних дел по борьбе с бандитиз-мом5, а также проблемы организационно-структурного построения специализированных подразделений органов внутренних дел России, осуществляющих борьбу с бандитизмом.

В настоящее время в структуре территориальных органов Министерства внутренних дел РФ нет специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью, в том числе и с бандитизмом. Однако стоит согласиться с А.И. Музеевым об учете местных условий и особенностей того или иного субъекта РФ, характера бандитских проявлений и наделении руководителя территориального органа МВД на окружном и региональных уровнях правами совершенствовать внутреннюю организационную структуру в пределах лимита штатной численности для рационального решения поставленных задач и возложенных функций по борьбе с организованной преступностью.

Оперативно-разыскное предупреждение бандитизма включает в себя анализ информации о состоянии и структуре бандитизма с целью прогнозирования его динамики, определение причин и условий, способствующих созданию банд и совершению ими преступлений, оперативно-поисковую работу по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих преступления в составе бандитских структур, установление оперативным путем конкретных признаков, свидетельствующих о возможном образовании банды, формировании преступных замыслов на совершение ее членами вооруженных нападений, определение наиболее целесообразных направлений и содержания оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению бандитизма, организацию взаимодействия с различными заинтересованными субъектами предупреждения бандитизма. Криминологическое содержание действий по предупреждению бандитизма, как такового, как видим, сочетается с выявлением криминалистических признаков содеянного лицами, находящимися в оперативной разработке.


Одной из форм предупреждения бандитизма является разобщение преступных группировок. В ходе их разобщения, как правильно отмечает А.И. Музеев, решается весьма важная задача: реализовывать ли оперативные материалы по имевшим место преступлениям (связанные, например, с обеспечением деятельности банды) либо продолжить оперативную разработку для документирования цели создания банды -совершения нападений. По его мнению, однозначных рекомендаций нет и при принятии решения стоит учитывать оперативный риск, уровень оперативного контроля за развитием криминогенной ситуации. Бандитизм - усеченный состав и считается оконченным с момента создания банды и доказывание этого момента во многом зависит от установления такого признака банды, как цели ее создания. Нами неоднократно отмечалось, что степень сложности доказывания этого признака зависит от времени выявления банды — до того, как банда начала осуществлять свою преступную деятельность или после. Если банда выявлена до начала ее преступной деятельности, то о цели ее образования могут свидетельствовать конспиративность создания устойчивой группы и обеспечения ее оружием, установление направленности предполагаемой деятельности такой группы путем определения ее «специализации». Выявление банды после начала ее преступной деятельности облегчает доказывание цели ее создания, поскольку цель фактически реализована и возможно установление тех или иных следов такой реализации.

Осуществление эффективной ОРД по борьбе с бандитизмом невозможно без взаимодействия оперативных служб с другими правоохранительными органами, их оперативными аппаратами, следственными подразделениями, государственными органами власти и управления, а также с другими субъектами, с которыми возникает потребность во взаимодействии. В юридической литературе взаимодействие различных органов и структур по борьбе с бандитизмом определено таким образом: «Взаимодействие органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом между собой, а также с другими правоохранительными, государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами представляет собой основанную на законах и подзаконных актах согласованную по целям, месту и времени уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную, организационно-управленческую и иную совместную деятельность для успешного решения задач борьбы с организованными преступными структурами бандитской направленности. При этом субъекты взаимодействия осуществляют названную деятельность с использованием имеющихся у них сил, средств и методов в пределах установленных законом полномо-чий4». Отметим универсальность этого понятия, применимого к любой сфере борьбы с преступностью, и использование термина «организованные преступные структуры бандитской направленности5». Введение этого термина в оборот В.М. Атмажитов и А.И. Музеев объясняют необходимостью определения объекта воздействия со стороны оперативных подразделений ОВД, поскольку по данным изучения дел оперативного учета объектами оперативной проверки становятся организованные группы и преступные сообщества (преступные организации), обладающие признаками банды, но не получившие уголовно-правовую квалификацию. При этом к бандитским структурам они относят организованные группы и преступные сообщества (преступные организации), обладаюшие конститутивными признаками вооруженности, устойчивости (сплоченности), созданные для совершения нападений как преступного промысла либо обеспечения иной криминальной деятельности и (или) жизнеспособности1. Официальная уголовно-правовая квалификация деяния дается компетентными лицами при возбуждении уголовного дела, вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого, вынесении приговора. Полагаем, что если организованная группа обладает признаками банды, то она и должна рассматриваться именно как банда, а не как некое псевдообразование, которое будет признано бандой только после возбуждения уголовного дела или при предъявлении обвинения.


Под правовой основой организации ОРД органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом в литературе понимается совокупность нормативно-правовых актов, прямо или косвенно регламентирующих организационно-управленческие и организационно-тактические вопросы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом . В эту совокупность А.И. Музеев включает ФЗ РФ «Об ОРД», ФЗ РФ «О полиции», УК РФ, УПК РФ и предлагает внести изменения в УК РФ (примечание к ст.209 УК РФ по аналогии со ст. 208,210 УК РФ с дополнением в отношении лиц, внедренных в банду, или конфидентов) и в главу 40.1 УПК РФ о реализации института досудебного соглашения о сотрудничестве в отношении лиц, привлеченных к конфиденциальному содействию, с обозначением процессуальных полномочий оперативного сотрудника либо руководителя оперативного подразделения при принятии решения о заключении досудебного соглашения с лицом, оказывающим содействие органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность . Положения ст. 4 ФЗ РФ « Об ОРД» позволяют классифицировать нормативно-правовые акты, составляющие правовую основу ОРД, на федеральные, ведомственные и внутриведомственные, гласные и негласные (например, для служебного пользования, секретные). Для прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в ОРД, такая классификация имеет важное значение.

Сущность прокурорской деятельности по уголовным делам о бандитизме в досудебном производстве зависит от стадии уголовного процесса. В стадии возбуждения уголовного дела уполномоченный прокурор, располагая правом изучения дел оперативного учета (ДОУ), способен оценить качество этих материалов и их достаточность для возбуждения уголовного дела именно по признакам преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ. С криминалистических позиций такая оценка означает, что в материалах, представляемых для возбуждения уголовного дела и содержащих результаты ОРД, в достаточной мере раскрыт механизм создания банды, определены этапы ее создания или преобразования, целевая направленность банды, содержание ролей членов банды и ее организаторов. Принципиальность такого подхода определяется требованиями ст. 46 УПК РФ, согласно которым лицо (лица), в отношении которых возбуждено уголовное дело, становятся подозреваемым (подозреваемыми) с момента его возбуждения и располагают значительными правами для своей защиты, включая право получения постановления о возбуждении уголовного дела. Именно поэтому, с стратегической точки зрения (возможное противодействие расследованию, а также возможная «судебная перспектива» такого уголовного дела), при подготовке к принятию решения о возбуждении уголовного дела стоит говорить не только о взаимодействии оперативных служб со следственными органами, но и с уполномоченным прокурором и прокурором, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью следственных органов.


Решение вопроса о возбуждении уголовного дела должно основываться не только на знании уголовно-правовой характеристики, но и криминалистической характеристики бандитизма, поскольку к моменту возбуждения такого уголовного дела уже должны быть разработаны планы совместных следственных и оперативно-розыскных мероприятий с учетом возникших следственных ситуаций на первоначальном этапе расследования уголовного дела. Именно на стадии возбуждения уголовного дела по материалам оперативно-розыскной деятельности отчетливо проявляется взаимосвязь между криминологическими показателями преступности (например, динамика, структура) и элементами типовой криминалистической характеристики (способ совершения преступления, механизм преступного деяния), профилактический пресекательный характер ОРД сочетается с уголовным преследованием.

Ограничение возможностей прокурора по воздействию на ход предварительного следствия по уголовному делу требует от прокурора тщательного использования тех полномочий, установленных в УПК РФ. Важное место среди этих полномочий занимают полномочия прокурора по заключению досудебного соглашения о сотрудничестве. Оценка прокурором содержания ходатайства подозреваемого (обвиняемого) о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, определение в досудебном соглашении о сотрудничестве конкретных действий, которые подозреваемый (обвиняемый) обязуется совершить при выполнении им обязательств, указанных в этом досудебном соглашении о сотрудничестве, изучение уголовного дела, поступившего к прокурору для утверждения обвинительного заключения и вынесения представления о соблюдении обвиняемым условий и обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве невозможны без знания и понимания тактики отдельных следственных и оперативно-розыскных действий, методики расследования преступлений. Для правильного принятия решения прокурор должен быть информирован и о результатах оперативного сопровождения расследования уголовного дела, что возможно и при личном ознакомлении с материалами ДОУ при осуществлении прокурорских надзорных проверок.

Изучение приговоров, вынесенных по уголовным делам о бандитизме в отношении лиц, заключивших досудебные соглашения о сотрудничестве, показало, что в представлениях прокуроров, а затем и в судебных заседаниях подтверждается выполнение условий и обязательств досудебных соглашений о сотрудничестве. Описание преступных деяний в судебных актах содержит криминалистические черты.


Так, об элементах способов совершения нападений в составе банды (использование масок, темной одежды для затруднения опознания, радиостанций для связи, прикреплении мешочков для сбора стреляных гильз на пистолетах вокруг окошка для удаления стреляных гильз с целью сокрытия следов преступления после совершения преступлений и др.), например, говорится в приговоре Самарского областного суда от 03.02.2016 по обвинению А.А. Гнутова в участии в банде и совершаемых ею нападениях, вынесенном при рассмотрении в особом порядке в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве. А в приговоре Самарского областного суда от 23.01.2017 по обвинению А.М. Скрипниченко в совершении бандитизма, убийств и незаконного оборота оружия указано, что подсудимый дал исчерпывающие показания о своей преступной деятельности в составе банды, её руководителе и иерархии, иных членах банды, их ролях в совершенных преступлениях по эпизодам в отношении четырех потерпевших, а также по обстоятельствам незаконного оборота оружия и боеприпасов, при его содействии следствием раскрыто покушение на убийство и к уголовной ответственности привлечен участник банды.

Таким образом, криминалистические аспекты присущи прокурорской надзорной деятельности в сфере ОРД, в том числе и по уголовным делам о бандитизме.

Заключение

Подводя итоги работы в части осуществления прокурорского надзора, следует отметить, что предлагаемая конструкция статьи законодательного акта должна выглядеть следующим образом.

Статья 22. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

1. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, реализуют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

2. Проверки исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

3. При наличии у прокурора сведений о нарушении закона в ходе оперативно-розыскной деятельности правомочные руководители осуществляющих ее органов или уполномоченные ими сотрудники по его требованию представляют оперативно-служебные документы, касающиеся предмета прокурорской проверки, и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие проверяемую деятельность.