Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности (Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку дееспособность иностранного гражданина регламентируется национальным законодательством того государства, которому он принадлежит, как нам представляется, необходимо создать единый реестр, содержащий информацию о дееспособности иностранных граждан, к которому у нотариусов должен быть оперативный доступ.

Следующая проблема связана с тем, что при обращении к нотариусу гражданин может указать на дальнейшее использование оформленных документов через нотариуса в своей стране пребывания. Отсюда следует, что при выдаче документов иностранному нотариусу необходимо обратиться к принципам международного нотариата. При этом оформленные документы могут не иметь юридической силы на территории иного государства, если они оформлены без соответствия местным законам об осуществлении нотариальной деятельности [31, с. 343].

В. Жуйков также отмечает, что проблему представляют вопросы квалификации правоотношений в случае с участием иностранного элемента. Так, обратившийся к нотариусу может указать на совершение нотариальных действий в отношении иностранного гражданина. Следовательно, нотариусу при оформлении документов необходимо опираться на выбор конкретной правовой системы [20, с. 33].

В разных странах имеются различные принципы квалификации понятий в нотариальном производстве. Для исключения правовых коллизий нотариусу необходимо определить, соответствует ли совершаемое им нотариальное действие законам той страны, чьим гражданином является заявитель. В этом случае увеличивается срок проведения стандартных нотариальных действий, так как специалисту необходимо обратиться к содержанию иностранного права [31, с. 343].

Здесь также необходимо отметить, что оформленный посредством нотариуса документ может иметь юридическую силу в международной системе права и одновременно может не обладать юридической силой в конкретной стране использования. Если в европейских странах принципы нотариального производства схожи и не подразумевают наличие правовых коллизий, то между странами Европейского союза и другими государствами наличествует большая разница в организации нотариального производства.

Несмотря на то, что иностранные системы права стремятся к соблюдению стандартов международного права, сделать это до конца не удается до сих пор. Ярким примером данной проблемы является тот факт, что в странах Евросоюза и Содружества независимых государств применяются разные способы удостоверения документов в нотариальном производстве [21, с. 25].


Чаще всего проблемы нотариального производства в системе международного частного права затрагивают вопросы наследования, установления опеки и попечительства в отношении недееспособных граждан. Таким образом, для нотариального производства в соответствии с принципами международного права характерно несколько проблем. Все они определяют связаны с вопросами действительности документов и соответствием иностранным законам об осуществлении нотариальной деятельности [31, с. 344].

В Основах предполагается способность использования нотариусами нормативов иностранного права. Нотариусы должны принимать документацию, которая составляется в соответствии с требованиями международных соглашений, а также осуществлять удостоверительные надписи в формате, предусмотренном законом иных стран, если это не противоречит международным соглашениям.

2.2. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ

В соответствии со ст. 6 Закона 154-ФЗ консульское учреждение является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, выполняющим в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение входит в систему федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел (Министерство иностранных дел Российской Федерации). В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации и действует под его общим руководством. Консульская деятельность осуществляется в двух формах: консульскими учреждениями Российской Федерации (консульствами), подразделяющиеся на следующие классы (генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства), и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации (консульский отдел посольства Российской Федерации).

Е. А. Борисова отмечает, что консульские учреждения Российской Федерации созданы в целях защиты прав и интересов Российской Федерации, принятия Российской Федерацией мер к тому, чтобы граждане Российской Федерации и российские юридические лица пользовались за пределами Российской Федерации правами, установленными Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, законодательством Российской Федерации и законодательством государства пребывания [32, с. 488].


В целях обеспечения реализации целей создания консульских учреждений, законодательством установлены консульские функции, составляющие содержание полномочий консульских учреждений и консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации по защите прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц за пределами Российской Федерации.

Среди консульских функций следует выделить ряд полномочий, имеющих непосредственное отношение к нотариальной деятельности:

- осуществление учета российских граждан, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа;

- совершение должностными лицами консульских учреждений нотариальных действий;

- консульская легализация иностранных официальных документов, предназначенных для представления на территории Российской Федерации;

- истребование документов, касающихся прав и интересов граждан и юридических лиц.

При этом, как отмечает Е. А. Борисова, приведенный перечень не является исчерпывающим. Международными договорами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные консульские функции [32, с. 489].

В целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел (ст. 17 Закона № 154-ФЗ). В тех случаях, когда к нотариусу Российской Федерации обращается гражданин России, постоянно проживающий за рубежом, необходимо проверять факт постановки данного лица на учет в консульском учреждении.

В соответствии со ст. 1 Основ нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий. Вопросом, представляющим наибольший интерес, является перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами консульских учреждений.

Согласно ст. 13 Закона № 154-ФЗ консульским должностным лицом является гражданин Российской Федерации, замещающий должность федеральной государственной гражданской службы в консульском учреждении или консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации и уполномоченный на выполнение консульских функций. В соответствии с распределением обязанностей в консульских учреждениях их руководители назначают из числа названных консульских должностных лиц тех, кто будет уполномочен на совершение нотариальных действий. Не могут совершать нотариальные действия в консульствах советники посольств по различным вопросам, пресс-атташе, атташе по культуре, военные атташе, т. е. те, кто непосредственно не относится к должностным лицам консульства [32, с. 490].


В соответствии со ст. 38 Основ должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают нотариальные действия, приведенные в Приложении 1.

При этом данный перечень не является исчерпывающим и законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации [32, с. 491].

В ст. 26 Закона № 154-ФЗ сохранен идентичный перечень нотариальных действий, однако содержание нотариального действия «удостоверение сделки» раскрыто более широко, в частности, указано, что в понятие «удостоверение сделки» входит удостоверение договоров, завещаний, доверенностей. В связи с тем, что в Российской Федерации в рамках Единой информационной системы нотариата Российской Федерации создан электронный реестр нотариальных действий, сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены консульским учреждением Российской Федерации, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в Федеральную нотариальную палату в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, утвержденном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий Единой информационной системы нотариата. Федеральная нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий Единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

Нотариальные действия совершаются в консульском учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате. В отдельных случаях нотариальные действия могут быть совершены вне указанного учреждения. Нотариальное делопроизводство в консульском учреждении и текст нотариального акта составляются на государственном языке Российской Федерации. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не знает языка, на котором ведется делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему консулом, совершающим нотариальное действие, или известным консулу переводчиком [32, с. 491-492].

Консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, обязано соблюдать тайну совершения нотариальных действий. В случае разглашения тайны совершения нотариального действия консульское должностное лицо, виновное в данном проступке, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых документов после уплаты консульских сборов и сборов в счет возмещения фактических расходов. Совершение нотариальных действий может быть отложено в случае необходимости истребования дополнительных сведений. Лицу, которому отказано в совершении нотариального действия, по его просьбе должны быть изложены в письменном виде причины отказа и разъяснен порядок его обжалования.

В отношении консульского должностного лица установлены такие же, как и в отношении нотариуса, ограничения: данное лицо не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков) [32, с. 492].

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений устанавливается законодательными актами Российской Федерации, а именно, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. В своей деятельности должностные лица консульских учреждений руководствуются Конституцией Российской Федерации, Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами, в которых участвуют Россия и государство пребывания, применяют нормы иностранного права.

2.3. Международная действительность юридических документов в нотариальном производстве

Осуществляя свои профессиональные функции в рамках бесспорной юрисдикции, нотариус может основывать свои выводы о правовой ситуации исключительно на бесспорных источниках информации, не вызывающих сомнений относительно их допустимости, достаточности и достоверности. В этом смысле деятельность нотариуса по оценке материалов, представленных сторонами и собранных ими лично, аналогична роли судьи в доказывании и подчинена тем же логическим и во многом процессуальным правилам [25, с. 231].

Если для внутреннего оборота национальным законодательством установлены принципы оценки юридических документов (требования к форме и содержанию), то их оборот в международных частноправовых отношениях урегулирован весьма скудно, в результате чего сталкиваются правопорядки государств. Во избежание коллизий необходимо опосредовать юридические документы, содержащие нормы иностранного права, используя такие юридические инструменты, как взаимное признании и исполнение иностранных официальных документов: судебных постановлений, нотариальных и административных актов [23, с. 386].