Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности (Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение юридической документации в международных и правовых отношениях зачастую имеет огромную серию трудностей, которые связываются с их международной действительностью. В международных отношениях доказательственная сила документации, которая происходит из иностранного государства, подтверждается с применение процессов легализации [См.: 18].

В ст. 106 Основ «Принятие нотариусом документов, составленных за границей» устанавливается, что документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации органом Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Легализация – это действие, посредством которого публичное должностное лицо свидетельствует достоверность подписи на официальном или частном документе и качество, в котором действовали лицо, подписавшее акте, а равно в случае необходимости – подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот акт, с тем, чтобы он мог считаться достоверным везде, где будет представлен [25, с. 231].

Без легализации подобные документы будут приниматься нотариусом в тех ситуациях, когда это предполагается законодательством России и международными соглашениями России [31, с. 344].

Примером легализации способна быть такая ситуация в праве, при которой консул России в определенном государстве делает на документе специализированную подпись, которая будет удостоверять подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Такая легализация, осуществленная консулом, состоит также и в удостоверении соответствия документации и актов законам государства расположения.

Аналогичным образом акты нотариусов в России или иные официальные документы подлежат легализации для действия за рубежом. Но это не означает, что нотариус должен легализовывать все иностранные документы, которые поступают к нему для удовлетворения их соответствия и бесспорности с точки зрения права. Существует ряд документов, которые не требуют легализации, это акты, которые используются нотариусом в качестве справочных, информационных материалов об иностранном гражданине или организации, их имуществе [25, с. 231].

По сути, процесс международного оформления документации бывает нескольких типов: во-первых, российские документы, которые представляются за рубежом; во-вторых, иностранные акты, которые применяются нотариальной конторой России [31, с. 344].

Прямая роль нотариальной конторы по отношению к российским документам, которые в дальнейшем обязаны представляться на территорию иностранного государства, состоит в основном в подготовке подобных актов для исполнения других формальностей. Нотариус будет выступать в качестве определенного передаточного механизма в этом звене. По общему правилу определяется несколько режимов права признания доказательственной силы юридической документации: консульская легализация; апостилирование; отсутствие формальностей [31, с. 344].


По общему правилу, если международным договором не установлено иное, легализация осуществляется в стране, где был совершен нотариальный или иной официальный акт, полномочным должностным лицом государства, в котором данный документ должен быть впоследствии представлен, т. е., как правило, консулом соответствующего государства. Так, в России действительной будет легализация, осуществленная должностным лицом, компетентным в соответствии с российским законодательством или международным договором Российской Федерации. При этом неправильная легализация имеет такой же эффект, как ее отсутствие, и ведет к отказу в принятии иностранных документов в нотариальном производстве.

В настоящее время можно констатировать упрощение на международном уровне процедур легализации или даже полное освобождение иностранных документов от всяких предварительных формальностей. В общем же процедура международного оформления документов будет различаться в зависимости от того, идет ли речь о российских документах, представляемых за рубежом, или об иностранных актах, используемых в российском нотариальном производстве [29, с. 109].

Также требуется отметить, что в отличие от российской документации, которая представляется за границей, роль нотариуса при столкновении с иностранной документацией, представляемой в Россию, состоит в действительной легализации или осуществлением других формальностей. В такой ситуации также применяется три режима права: консульская легализация, апостилирование и освобождаются от легализации иностранные бумаги, происходящие от стран, которые подписали с Россией определенные двусторонние соглашения [31, с. 344].

Если международным соглашением России не установлено иное, российские нотариальные акты и иные официальные документы, предназначенные для использования за границей, подлежат консульской легализации. Порядок консульской легализации предусматривается Административным регламентом МИД России по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов). В настоящее время легализацию документов и актов, исходящих от организаций, учреждений и должностных лиц РФ и предназначенных для предъявления за границей, осуществляет Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ [29, с. 110-111].

Гаагская конвенция 1961 г. отменила требование легализации иностранных официальных документов ввиду ее громоздкости и несоответствия требованиям экономической и социальной интеграции. Данную конвенцию подписали боле 85 стран мира, в ней предлагается использовать более упрощенную процедуру признания документов: это проставление апостиля, специального штампа, удостоверяющего подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ [25, 231].


Апостиль – это специальный штамп, проставляемый на официальных документах, предназначенных для действия за границей, в соответствии с образцом, прилагаемым к Конвенции. Согласно ст. 5 Гаагской конвенции 1961 г. апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (Приложение 2). Данная конвенция в ст. 1 устанавливает исчерпывающий список официальных документов, подлежащих апостилированию.

Вместе с тем, многие страны, имея устойчивые политические и экономические связи, избрали для себя более упрощенный путь по удостоверению иностранных документов, это представляется возможным на основании заключения двусторонних либо многосторонних соглашений, по которым иностранные документы полностью приравниваются к внутренним документам при условии, что они не требуют принудительного исполнения на территории другого государства [25, с. 231].

Освобождение от легализации или проставления апостиля возможно как на основании двусторонних, так и многосторонних соглашений [29, с. 118]. В настоящее время Россия является участником только одной международной конвенции, предусматривающей освобождение иностранных официальных документов от легализации или других формальностей. Речь идет о Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г. [1].

Выводы. Несмотря на то, что на территории Российской Федерации нотариальное производство осуществляется согласно требованиям российского законодательства, присутствие на практике в правоотношениях внешнего (иностранного) элемента значительно усложняет нотариальное производство, придавая ему некоторые специфические особенности. При этом нотариус при совершении нотариальных действий одинаково должен обеспечивать защиту прав как иностранной, так и российской сторон при совершении нотариальных действий, соблюдать установленные отечественным законодательством и международными договорами правила предметной и территориальной подведомственности.

В связи с отсутствием на территории иностранных государств российских нотариусов отдельные нотариальные действия осуществляются консульскими учреждениями Российской Федерации на основе российского законодательства и международных договоров.

Что касается такого вида помощи нотариуса, как легализация международных документов, роль нотариуса сводится к действительной легализации или осуществлению прочих других формальностей с применением трех основных правовых режимов: консульской легализации, апостилированию и освобождению от легализации иностранных документов стран, имеющих соответствующие двусторонние соглашения с Российской Федерацией.


Заключение

Рассмотренные в работе вопросы позволили нам сформулировать следующие выводы.

В деятельности российского нотариата достаточно велика роль международного частного права, что обусловлено, во-первых, повышением уровня миграционных процессов, появлением более сложных правовых ситуаций с иностранным элементом, разрешение которых зачастую не представляется возможным без участия нотариуса, а во-вторых, участием Федеральной нотариальной палаты РФ в Международном союзе нотариата, а также заключенными между Российской Федерацией и иностранными государствами со-ответствующих международных договоров. В свою очередь это налагает на российские нотариальные органы свои определенные обязанности по сотрудничеству с идентичными национальными организациями.

Компетенция нотариусов по делам, осложненным иностранным элементом, зависит от применяемых в каждом конкретном случае правовых источников, регулирующих данную ситуацию, а также от применяемого участниками отношений правового режима.

Взаимоотношения российских нотариальных органов, как правило, связаны с вопросами об оказании правовой помощи по наследственным делам, предоставлении и получении необходимых сведений и информации, осуществляемыми через органы юстиции иностранных государств с соблюдением предусмотренными международными договорами, договоренностями, заявлениями и оговорками к ним требований.

Несмотря на то, что на территории Российской Федерации нотариальное производство осуществляется согласно требованиям российского законодательства, присутствие на практике в правоотношениях внешнего (иностранного) элемента значительно усложняет нотариальное производство, придавая ему некоторые специфические особенности. При этом нотариус при совершении нотариальных действий одинаково должен обеспечивать защиту прав как иностранной, так и российской сторон при совершении нотариальных действий, соблюдать установленные отечественным законодательством и международными договорами правила предметной и территориальной подведомственности.

В связи с отсутствием на территории иностранных государств российских нотариусов отдельные нотариальные действия осуществляются консульскими учреждениями Российской Федерации на основе российского законодательства и международных договоров.

Что касается такого вида помощи нотариуса, как легализация международных документов, роль нотариуса сводится к действительной легализации или осуществлению прочих других формальностей с применением трех основных правовых режимов: консульской легализации, апостилированию и освобождению от легализации иностранных документов стран, имеющих соответствующие двусторонние соглашения с Российской Федерацией.


На основе полученных в результате исследования выводов нами были сформулированы некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования деятельности нотариуса, осложненной иностранным элементом.

1. Видится целесообразным дополнить ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепив в ней перечень основных документов, по которым удостоверяется личность, и прописав саму процедуру установления личности, а также ввести ст. 42.1, регулирующую порядок установления личности иностранных граждан и закрепляющую перечень необходимых для этого документов.

2. Поскольку дееспособность иностранного гражданина регламентируется национальным законодательством того государства, которому он принадлежит, видится необходимым создать единый реестр, содержащий информацию о дееспособности иностранных граждан, к которому у нотариусов должен быть оперативный доступ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22 января 1993 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 17. – Ст. 1472.
  2. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (заключена в г. Гааге 15 ноября 1965 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 50. – Ст. 4951.
  3. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 5 октября 1961 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 6.
  4. Договор между СССР и Королевством Испании о правовой помощи по гражданским делам (подписан в г. Мадриде 26 октября 1990 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 9. – Ст. 1049.
  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., принятая всенародным голосованием (с поправками от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. 26.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. 17.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
  9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. 26.07.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357.
  10. Федеральный закон от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ (в ред. 26.07.2019) «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 28. – Ст. 3554.
  11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. 02.08.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
  12. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 (в ред. 07.10.2019) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, и от 24 июня 2019 г. № 293» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 32. – Ст. 4543.
  13. Приказ Минюста России от 27 декабря 2016 г. № 313 (в ред. 05.07.2019) «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления».
  14. Приказ Минюста РФ от 24 декабря 2007 г. № 249 «Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи» // Бюллетень Минюста РФ. – 2008. – № 1.
  15. Приказ Минюста РФ от 14 декабря 2005 г. № 242 «Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. – 2006. – № 1.