Файл: Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава1. Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы
1.1 Понятие и содержание коммерческой деятельности
1.2. Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
1.3 Объекты и субъекты коммерческой деятельности
Глава 2. Организация коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле
2.1. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
2.2 Особенности коммерческой деятельности в розничной торговле
3.1 Организационно-экономическая характеристика
3.2 Оценка эффективности торговой деятельности
3.3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Фабрика-кухня»
Торговая сеть предлагает возможность быстро и удобно с минимальными затратами времени и энергии на приобретение необходимых товаров и услуг по свободному выбору из широкого и глубокого ассортимента, рядом с рабочим местом и жильем, в удобном количестве.
Признаки, определяющие виды розничной сети:
1) стационарность;
2) профиль продукта.
По стационарности выделяют следующие типы торговых сетей:
- стационарный (магазины);
- полустационарные (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
- мобильный (доставка).
Торговый центр - это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытовых и других видов услуг, который предоставляет населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономит время.
Структура розничной сети подразумевает соотношение разных типов компаний:
1. Соотношение компаний, торгующих продовольственными и непродовольственными товарами.
2. Доля специализированных магазинов в общем количестве ритейлеров.
3. Использованные методы продаж и обслуживания.
4. Взаимосвязь между торговым пространством, используемым для продажи определенных групп товаров.
5. Продолжительность использования коммерческих площадей в течение дня (режим работы).
6. Соотношение между коммерческими площадями компаний, расположенных в отдельных зданиях, и объединенными.
7. Процент магазинов, оснащенных холодильным оборудованием, включая компании, торгующие скоропортящимися товарами.
8. Средний размер торгового пространства магазина.
Специализация торговой сети является ограничением деятельности отдельных предприятий, торгующие определенными группами товаров.
В коммерческой работе при формировании ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности [8, с.218].
Розничная и оптовая торговля постоянно развиваются, предлагая новые и современные подходы к построению и организации своей деятельности на рынке. Формирование требований к предприятиям различных форм деятельности происходит при постоянном изменении экономических, политических, социальных и экологических условий, что в свою очередь отражает условия поведения всех участников рынка.
Глава 3. Организация и совершенствование торговой деятельности розничного предприятия ООО «Фабрика-кухня»
3.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «Фабрика-кухня»
Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика -кухня» (далее ООО «Фабрика-кухня») создано путем учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2010 году [28]. Место нахождения ООО «Фабрика-кухня»: 156000, Российская Федерация, город Кострома, улица Симановского, дом 11. По данному адресу находится исполнительный орган ООО «Фабрика-кухня» - Генеральный директор. Основной целью создания предприятия является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Лицензируемые виды деятельности, перечень которых определяется законом, осуществляются на основании специального разрешения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Основными видами деятельности ООО «Фабрика-кухня» являются:
- розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы, а также субпродуктами;
- заготовка, производство, хранение, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции и лекарственного сырья; - внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, экспортноимпортные операции;
- торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность, в том числе по продукции и товарам, приобретение и реализация которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии);
- организация оптовой, розничной торговли, в том числе комиссионной, подакцизными товарами, в частности путем создания собственной сети и аренды торговых площадей, магазинов, складов;
- проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования, запасных и комплектующих частей к ним для последующей продажи на территории Российской Федерации, а также для собственных нужд;
- эксплуатация собственных и зафрахтованных (в том числе арендованных) транспортных средств, в том числе железнодорожного подвижного состава и автомобилей;
- привлечение заемных средств и инвестиций внутри страны и за рубежом в любых, применяемых в коммерческой практике формах, включая продажу и покупку акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг;
- строительство, реконструкция, реставрация, ремонт производственных и внепроизводственных объектов и их эксплуатация.
Деятельность общества не ограничивается вышеназванными видами. Организация имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законодательством. Основной задачей предприятия является обеспечение каждого покупателя только свежими и экологически чистыми продуктами питания по доступным ценам, с этой целью была организована фирменная торговая сеть мясных лавок «Мясной двор», где представлен широкий ассортимент полуфабрикатов из мяса цыплят-бройлеров, свинины, утки, колбасных и деликатесных изделий, картофель. Компания ООО «Фабрика-кухня» имеет линейно-функциональную структуру управления.
Учитывая то, что организация ООО «Фабрика-кухня» является средней по размеру, линейно-функциональная структура управления является приемлемой. В дальнейшем, в случае расширения розничной сети мясных лавок «Мясной двор» по регионам, целесообразно пересмотреть организационную структуру в пользу дивизиональной региональной организационной структуры.
В компании работает более ста человек, основную долю в структуре персонала занимают работники торговой группы.
Сократилось количество сотрудников компании в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 5 человек только за счет работников торговой группы, численность сотрудников других подразделений осталась неизменной. В 2018 г. в связи с открытием новых торговых точек численность работников торговой группы увеличилась на 4 человека. Структура персонала на протяжении всего исследуемого периода, практически остается неизменной. Наибольший удельный вес приходится на работников торговой группы – 80%. Основной продукцией, которую реализует ООО «Фабрика-кухня» через розничную сеть мясных лавок «Мясной двор» является, естественно, мясная продукция (95% от общего объема реализации в денежном выражении), на стороннюю продукцию приходится 5% продаж в 2018 году.
В таблице 1 приведен анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Фабрика-кухня» за 2016 – 2018 гг. Основанием для анализа послужили данные бухгалтерской отчетности. Данные таблицы 1, свидетельствуют, об ухудшении финансовых показателей ООО «Фабрика кухня» в 2018г. по сравнению с 2017г. В частности, валовая прибыль в 2018г. уменьшилась на 8 898 тыс. руб. (или на 8%) и составила 106 512 тыс. руб.
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей
деятельности ООО «Фабрика-кухня»2016-2018гг.
Показатели |
Годы |
Абсолютное отклонение +/- |
Темп роста, % |
|||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
||||
Товарооборот (выручка от продаж) в действующих ценах, тыс.руб. |
560002 |
674355 |
716124 |
114353 |
41769 |
120% |
106% |
|||
Издержки обращения, тыс.руб. |
76705 |
88910 |
98900 |
12205 |
9990 |
116% |
111% |
|||
Валовая прибыль, тыс.руб |
88778 |
115410 |
106512 |
26632 |
-8898 |
130% |
92% |
|||
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
11982 |
26409 |
7612 |
14427 |
-18797 |
220% |
29% |
|||
Чистая прибыль, тыс.руб. |
8416 |
22367 |
23536 |
13954 |
1169 |
266% |
105% |
|||
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. |
11659 |
10767 |
9408 |
-892 |
-1359 |
92% |
87% |
|||
Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, тыс.руб. |
10376 |
13412 |
15692 |
3036 |
2280 |
129% |
117% |
|||
Средние товарные запасы, тыс.руб. |
5924 |
6552 |
8170 |
628 |
1618 |
111% |
125% |
|||
Денежные средства, тыс.руб. |
7027 |
9178 |
14137 |
2151 |
4959 |
131% |
154% |
|||
Собственный капитал, тыс.руб. |
23525 |
31138 |
44089 |
7613 |
12951 |
132% |
142% |
|||
Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс.руб. |
13103 |
10221 |
9515 |
-2882 |
-706 |
78% |
93% |
|||
Среднесписочная численность работников, чел. |
131 |
126 |
130 |
-5 |
4 |
96% |
103% |
|||
Производительность труда, тыс.руб. |
4274,82 |
5352,02 |
1077,2 |
156,63 |
125% |
103% |
||||
Рентабельность продаж, % |
2% |
4% |
1% |
+2 |
-3 |
200% |
25% |
Отрицательное влияние на сокращение величины валовой прибыли, оказал рост издержек обращения в 2018г. на 11%, в то время как товарооборот увеличился на 6%. Прибыль от продаж сократилась на 71% по сравнению с 2017г., спад произошел за счет роста коммерческих расходов. Уменьшение прибыли от продаж отрицательно сказалось на рентабельности продаж, в 2018г. рентабельность сократилась на 75%. Тем не менее, за счет прочих доходов, предприятия в 2018г. сумело достичь роста чистой прибыли на 5% по сравнению с 2017г. и на 180% по сравнению с 2016г. Все остальные показатели ООО «Фабрика-кухня» показывают динамику роста в 2018г. как по сравнению с 2017г., так и по сравнению с 2016г. За исключением среднегодовой стоимости основных средств, значение которой, уменьшается на протяжении всего исследуемого периода. Следует отметить, что сокращение стоимости происходит не за счет сокращения коммерческой деятельности, а за счет продажи не эффективно используемого имущества. Также наблюдается уменьшение величины кредиторской задолженности в течении 2016 – 2018 гг., при этом дебиторская задолженность увеличивается. Сокращение кредиторской задолженности свидетельствует о росте платежеспособности общества, что является положительным моментом. В то же время рост дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении средств ООО «Фабрика-кухня» с хозяйственного оборота. По мнению экономистов, оптимальным вариантом в деятельности предприятия, является небольшое превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Так как при таком соотношении предприятие имеет возможность пользоваться в своей деятельности коммерческим кредитом [24, с. 15].
Таким образом анализ основных экономических показателей свидетельствует о положительной тенденции в развитии ООО «Фабрика-кухня», так как в течении всего исследуемого периода наблюдается рост чистой прибыли.
3.2 Оценка эффективности торговой деятельности
ООО «Фабрика-кухня»
Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель – не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности, ее регулятор. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является именно потребитель.