Файл: Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Понятие и содержание коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы
1.1 Понятие и содержание коммерческой деятельности
1.2 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
1.3 Объекты и субъекты коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле
2.1 Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
2.2 Особенности коммерческой деятельности в розничной торговле
Установление и развитие предпринимательства и переход российской экономики к рыночным отношениям взаимосвязаны.
1.2 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
Для формирования и развития предпринимательской деятельности необходимы определенные условия и информация о влияющих факторах. Успешное решение коммерческих задач зависит от объективности изучения исходных факторов.
Основными факторами, которые влияют на деятельность компании, являются субъекты и объекты. Субъекты - люди, которые выполняют бизнес-функции и принимают бизнес-решения. Они осуществляют свои действия через объекты компании: основные производственные активы (пассивы - здания, активы - оборудование) и товарно-материальные запасы.
Для принятия эффективных управленческих решений, руководство торгового предприятия должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании необходимо использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с использованием рыночных исследований и фокус-групп. В составе внешней среды различают макросреду (экономическая среда, политическая среда, научно-техническая среда, культурная среда) и микросреду (конкуренты, клиенты, маркетинговые посредники, поставщики). [20, 59с.]
Коммерческий процесс означает последовательное выполнение операций, которые обеспечивают организационный, экономический, социальный, правовой аспекты товарно-денежного обмена [8, с.11].
Торговая компания, занимающаяся потребительским рынком, поставляет товары к нему и предоставляет покупателям необходимую информацию: характеристики товара, их надежность, гарантийные сроки, цены, условия продажи и т.д. С рынка компания получает обратную связь: данные о конкурирующих продуктах, потребностях и возможностях клиентов, объеме и темпах продажи товаров. Результатом является система связи, которая функционирует в целом, где компания взаимодействует с внешней средой. Коммерческие позиции формируются под влиянием внешней и внутренней среды.
Внешняя среда в деятельности компании: экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, партнерства, банки, финансовые учреждения, контрольно-надзорные органы (налоговые услуги, коммерческие и качественные проверки, цены), стипендии для Товары и ценности, ярмарки, выставки, законодательные и нормативные акты и т.д.
Внутренняя среда предприятия представляет: производство, технические, экономические, финансовые и людские ресурсы, функциональные услуги, акции, коммерческие и технологические процессы, складские помещения, информационная и компьютерная поддержка и т.д.
Все многообразие факторов внешней и внутренней среды следует рассматривать во взаимодействии и совокупности [3, с.17].
Базовая информация о внешней и внутренней среде помещается в компьютерную базу данных для обработки и систематизации, а затем анализируется. Полученные данные позволяют более активно влиять на коммерческий процесс, связанный с получением продуктов для потребителей и удовлетворения их потребностей.
Для выполнения этой задачи предполагается, что:
- укрепление отношений с субъектами рынка посредством компромиссов и коммерческих подходов;
- влияние спроса на производство необходимых товаров для перехода с рынка продавца на рынок покупателя;
- комплексное развитие предпринимательства на основе рыночных отношений;
- комплексный подход, охватывающий различные уровни предпринимательской деятельности;
- придать динамизм бизнес-процессу, оперативность и эффективность;
- использование современных технических средств информационной поддержки для принятия эффективных управленческих решений в торговле.
Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное коммерческую деятельность предприятия; к ним относятся: государство, конкуренты, поставщики и потребители. Государство выступает регулирующим разрабатывает промышленную политику, принимает налоговое определяет виды налоговых льгот, осуществляет таможенный и юридический контроль, регулирование цен на энергоносители, транспортных тарифов. [2, с. 12].
1.3 Объекты и субъекты коммерческой деятельности
На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели). Следует отметить, что торговля — традиционный для малого бизнеса сектор экономики. На малые предприятия1 приходится свыше 80% от общего числа предприятий, для которых розничная торговля является основным видом деятельности. В оптовой торговле субъектами малого предпринимательства являются более 95% предприятий [15, с.26].
Объектами коммерческой деятельности является все, что подлежит купле-продаже. Это могут быть потребительские товары, услуги, средства производства, ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты и лицензии на изобретения, произведения науки, литературы, компьютерные программы и т.п.). Объектами коммерческой деятельности могут являться также организации, которые существующим законодательством рассматриваются как имущественные комплексы. В имущество предприятия включаются все его активы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности: земельный участок, здание, оборудование, сырье, готовая продукция, переходящие запасы, нематериальные активы (товарные знаки, деловая репутация, право собственности, лицензии, патенты и т.д.) [14, с.19].
Основными объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги. Эффективность коммерческой деятельности торговых организаций во многом зависит от того, насколько товары и услуги, предлагаемых потребителям, соответствует их потребностям.
Товар, в качестве объекта коммерческой деятельности, выступает продуктом труда, произведенным для реализации. Товаром может считаться любая вещь, не ограниченная в обороте. В зависимости от целевой направленности приобретаемого товара выделяют две группы товаров:
- товары народного потребления;
- товары производственного направления.
Назначение первой группы для продажи населению для личного, семейного, домашнего использования, не связаны с предпринимательской деятельностью.
Промышленные товары предназначены для продажи различным организациям или индивидуальным предпринимателям для использования в деловых операциях. Такими товарами являются, например, технологическое оборудование, строительная техника, общественный транспорт, топливо и сырье и т.д.
Все продукты имеют потребительские свойства, то есть способность удовлетворять определенные потребительские потребности. Сочетание потребительских свойств продукта определяет его качество.
Второй, важнейшей категорией коммерческой деятельности является услуга. Услуга является результатом непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Услуги, оказываемые населению, по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные [3, с.55].
Материальные услуги удовлетворяют бытовые потребности потребителя. Они предусматривают восстановление, изменение или сохранение потребительских свойств продуктов или производство новых продуктов, а также перемещение товаров и людей, создавая условия для потребления. Следовательно, материальные услуги, в частности, включают бытовые услуги, связанные с ремонтом и производством продукции, услуги общественного питания и транспортные услуги.
Социальные и культурные услуги отвечают духовным и интеллектуальным потребностям, призваны поддерживать нормальное жизненное функционирование потребителя. С их помощью происходит духовное и физическое развитие, профессиональное развитие, поддержание и восстановление индивидуального здоровья. Социальные и культурные услуги могут включать медицинские услуги, культурные услуги, туризм, образование и т.д.
Товар – средство удовлетворения потребностей потребителя. Согласно модели Армстронга-Котлера товар состоит из трех компонентов или наборов качеств:
- основных качеств – выгод, которые предоставляет товар;
- осязаемых качеств – материальных качеств;
- подкрепляющих качеств – сопутствующих услуг [5, с.19].
Торговая услуга является результатом взаимодействия между продавцом и покупателем, а также собственной деятельностью продавца по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже товаров.
Торговые услуги можно разделить на две группы:
- оптовые услуги (предоставляемые оптовыми компаниями
торговли);
- розничные услуги (предоставляются в магазинах).
Коммерческие процессы — процессы, связанные со сменой стоимости, т. е. куплей и продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления и не имеющие производственного (технологического) характера (изучение потребностей, заключение договоров купли-продажи, реклама и др.) [10, с.23].
Основным торговым сервисом является продажа товаров. Однако для того, чтобы выгодно продавать товары, требуется ряд мер, связанных с покупкой товаров, их хранением, доставкой оптовым покупателям, предпродажной подготовкой к розничной торговле и др.
Другими словами, предоставление различных услуг, которые предшествуют и связаны с продажей товаров, составляют основу для бизнеса торговой компании.
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя [17, с.41].
Оптовые и розничные услуги по своей сути являются посредническими. Учитывая большое количество таких услуг, некоторые из них относятся к материальным, а другая часть к социокультурным услугам.
Принято выделять две основные группы субъектов коммерческой деятельности – оптовая и розничная торговля.
Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным применением.
Оптовый элемент представляют оптовики, занимающиеся куплей-продажей товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказания услуг по организации оптового товарооборота.
Существует два типа оптовых организаций:
1. Крупные оптовые структуры государственного масштаба.
2. Оптовые предприятия регионального масштаба.
Оптовые организации на национальном уровне выступают необходимостью для обеспечения оптового оборота большого количества товаров потребителям на всей территории или во многих регионах страны. Такими потребителями могут быть независимые оптовики, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающей промышленности.
Главное целевое назначение данного вида оптовых организаций – сформировать необходимую структуру каналов сбыта для крупных отечественных производителей товаров, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежных поставщиков товаров высокого качества [3, с.18].
Основным приоритетом для работы этого типа предприятий является, с одной стороны, защита и поддержка отечественных производителей, а с другой - исключение возможности доставки товаров на российский рынок через третьи страны, что приводит к переоценке общего уровня цен. Поэтому оптовые объекты федерального уровня можно считать внешним контуром единой оптовой системы страны, обеспечивающей ее устойчивость.
Региональные оптовые компании составляют основу национальной оптовой системы и формируют ее внутренний контур. Региональные оптовые компании представлены организациями двух типов - автономными (независимыми) и зависимыми оптовыми структурами.
Автономные оптовые структуры самостоятельно определяют зону своего влияния на рынке. Их задачей является приобретение товаров у оптовых структур федерального уровня и непосредственно у производителей в различных частях страны и доведение этих товаров до предприятий розничной торговли и иных оптовых потребителей в зоне своей деятельности.
Оптовые зависимые структуры - это торговые единицы местных промышленных предприятий и оптовые структуры крупных розничных организаций. Отделы продаж специализируются на оптовой торговле продуктами своей компании, а оптовые структуры (распределительные центры) закупают продукцию у различных поставщиков (главным образом непосредственно у производителей) для удовлетворения своих потребностей.