Файл: Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Понятие и содержание коммерческой деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы
1.1 Понятие и содержание коммерческой деятельности
1.2 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
1.3 Объекты и субъекты коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле
2.1 Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
2.2 Особенности коммерческой деятельности в розничной торговле
Существует ряд функций оптовой торговли, выполнение которых всегда необходимо. В зависимости от обстоятельств, они выполняются специализированными оптовыми предприятиями, самими производителями продукции или предприятиями розничной торговли, которые в таком случае объединяют усилия в режиме вертикальной или горизонтальной рыночной интеграции, т.е. вступают в формальные партнерские объединения или действуют на основе договоров [19, с.206].
Основной задачей региональных оптовых структур является обеспечение товарами рынков региона.
Структура оптового звена представлена следующими типами предприятий:
- специализирующийся на оптовой торговле и выполняющий полный комплекс закупочно-сбытовых операций с передачей им права собственности на товар (так называемые независимые оптовики);
- оптовые брокерские структуры, как правило, которые не используют владение активами в своей деятельности;
- организаторы оптовой торговли, которые не работают с продуктами, но предоставляют услуги по организации оборота оптовых продуктов.
Независимые оптовые торговцы выполняют самый широкий комплекс операций по обработке товаров, снабжая ими широкий спектр розничных торговых предприятий. Среди данных оптовых торговцев есть как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и работающие с универсальным ассортиментом товаров. Они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов [3, с.21].
Независимую ценность на рынке оптовых торговых услуг занимают структуры, условно называемые посредниками. Это брокерские компании, торговые агенты, комиссионеры и т. Д. Основная тема их деятельности - информационная поддержка. Они действуют от имени клиента и очень часто за его счет.
При осуществлении коммерческой деятельности одной из важнейших задач является изучение потребительского спроса. Информация об объеме и структуре спроса позволяет обосновывать решения по формированию товарного ассортимента магазина. Если предлагаемые товары по количеству, качеству и ассортименту соответствуют потребностям населения, это способствует увеличению выручки, росту товарооборота и повышению прибыли магазина [2, с.62].
Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптовых продаж. Это оптовые ярмарки, ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки продуктов питания.
Вторым представителем субъектов хозяйствования является розничная торговля.
Розничная торговля - это продажа товаров и оказание услуг клиентам для личного, семейного, домашнего использования, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети, которая представляет собой совокупность большого количества розничных предприятий, расположенных на определенной территории или под общим контролем.
Розничные торговцы используют магазины, павильоны, киоски, палатки и мобильное оборудование для распределения (торговые автоматы, автосалоны, тележки, подносы, корзины и другое специализированное оборудование) и для ведения бизнеса.
Магазин - это специально оборудованное или часть стационарного здания, предназначенное для продажи товаров и услуг покупателям и снабженное розничными, бытовыми, административными и бытовыми услугами, а также оборудованием для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Павильоны, палатки, ларьки, автосалоны принадлежат к сети магазинов мелкой розницы.
Павильон представляет собой оборудованное здание, в котором есть торговая площадка и помещение для хранения инвентаря, рассчитанного на одно или несколько рабочих мест.
Киоск – это здание, оснащенное торговым оборудованием без торгового зала. Киоск предназначен для рабочего места продавца в районе, где находится инвентарь.
Палатка – сборно-разборное сооружение, которое можно легко установить с прилавком, в котором нет торгового зала и помещения для хранения товаров, предназначенных для одного или нескольких рабочих мест продавца, в зоне, где есть склад товаров на торговый день.
Эффективность посредников в работе по обеспечению широкой доступности товаров и доведения их до целевых рынков очень высока. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники, как правило, осуществляют распределение товаров намного лучше, чем компания могла бы сделать собственными силами [4, с.12].
В соответствии с ГОСТ Р 51773-2001, «Розничная торговля. Классификация предприятий» дилеры классифицируются по типам в соответствии с ассортиментом реализуемой продукции. Они могут быть универсальными, специализированными и неспециализированными.
В свою очередь, магазины определенного вида классифицируются по типам в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм коммерческих услуг:
- универсальные – гипермаркет, универмаг, магазин-склад, супермаркет и т.д .;
- специализированные продовольственные магазины – Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.;
- специализированные непродовольственные магазины – Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.;
- магазины прочей товарной специализации – Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.;
- неспециализированные продовольственные магазины – Продукты (Мини-маркет) и т.п.;
- неспециализированные непродовольственные магазины – Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.
- Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.
В условиях конкуренции недостаточно уделять внимание только товару и его качеству, очень важно усилить коммерческое и маркетинговое сопровождение товара, являющееся активным средством конкурентной борьбы на рынке [8, с.16].
2. Организация коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле
2.1 Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле
Оптовая торговля охватывает широкое рыночное пространство и является проводником в продаже больших количеств и объемов товаров. Оптовики устанавливают экономические отношения как с производителями товаров, так и с их потребителями.
Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием. Оптовая торговля является начальной стадией обращения товаров и их движения от производителей до предприятий розничной торговли или, в части, средств производства, до предприятий – потребителей [3, с.98].
Оптовая торговля — это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием [15, с.18].
Целью оптовой торговли является удовлетворение спроса на товар в удобное для потребителя время и в необходимом количестве. От того, как будет развиваться оптовая торговля, во многом зависит целевое производство товаров, их обновление и качество.
Функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия оптовой торговли, выступающей в качестве активного коммерческого посредника.
В современных условиях задачами оптовой торговли являются:
- анализ состояния целевых рынков и оценка потребностей клиентов;
- укрепление материально-технической базы и разработка технической политики;
- поддержание товарных потоков и каналов сбыта с учетом потребительского спроса и предложения товаров;
- формирование запасов и маневрирование их с акцентом на ситуацию на рынке;
- маркетинговая поддержка и сервис;
- проявление компетентности и эффективности в коммерческом предпринимательстве.
Характеристики оптовиков (или дистрибьюторов):
- Оптовики меньше занимаются продвижением товаров, атмосфера и положение их компаний не так важны.
- Объем оптовых сделок, как правило, значительно больше, а их количество ниже розничных.
Есть три категории оптовиков:
- отделы продаж производителей, занимающихся прямыми продажами;
- агенты и брокеры, которые продают товары производителя, но не получают права собственности на них;
- оптовики, которые получают товары в собственность и обычно покупают товары для перепродажи.
- Функции оптовой торговли:
- 1)функции, осуществляемые от имени производителя;
- 2)функции, осуществляемые от имени розничного торговца [Щетинина, 99].
Функции, выполняемые от имени производителя:
- улучшение количественного соотношения (оптимизация размера заказа);
- ограничение необходимости поддерживать крупную сбытовую организацию за счет сокращения числа контактов по продажам и принятия определенных функций по продажам (продажи, продвижение продукции, демонстрационные залы);
- сокращение затрат на хранение, так как у оптовика также есть запасы;
- содействие в ускорении торговли финансовыми активами, так как оптовик сразу оплачивает все товары при покупке у производителя;
- предоставление производителям информации об изменениях в предпочтениях клиентов, розничных ответах и других изменениях.
Функции, выполняемые от имени оптовика:
- сокращение затрат на хранение;
- обеспечение удобства закупок и создания ассортимента;
- разделение больших партий на более мелкие;
- использование эффективных транспортных средств;
- кредитование;
- предоставление маркетинговой информации о деятельности конкурирующих компаний, появлении новых продуктов, изменении цен и т.д .;
- предоставление управленческих и консалтинговых услуг (обучение персонала, разработка планировки магазина, улучшение системы учета и управления запасами).
Оптовые предприятия, преобразуя производственный ассортимент продукции в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков и выступая в качестве посредника между производителями и розничным торговым звеном, способствуют гармонизации потребительского рынка [3, с.99].
Виды оптовой торговли:
1. Персональный отбор клиентом или его представителем товара на складе. Чаще всего используется при необходимости, быстро совершить покупку, например, когда запасы заканчиваются;
2. Выбор товара по письменному или телефонному заявлению. Осуществляется посредством предварительно подписанного договора между продавцом и клиентом;
3. Посредством выездных торговых представителей или по телефону. В то же время оптовики поддерживают контакты со своими покупателями, следят за наличием товаров на складе и т. д .;
4. Оптовый аукцион;
5. Оптовая торговля на выставках и ярмарках;
6. Торговля акциями. Позволяет делать ставки, продавать конкретные товары на бирже. Помимо этого биржа также выступает в роли регулятора цен на товары.
7. «Cash & Carry» - опт и мелкий опт, предназначена для владельцев небольших магазинов, павильонов, палаток, палаток, которые покупают мелкие товары сумма за наличный расчет. Политика низких цен и постоянная доступность товаров оптом и в небольших количествах позволяет нам поддерживать высокий товарооборот во всех товарных категориях. Магазин Cash & Carry предлагает широкий ассортимент продуктов питания и промышленных товаров.
Глубина же ассортимента каждой из товарных групп менее разнообразна, чем в гипермаркете. Магазин данного формата работает по нескольким прайс-листам, в зависимости от объёма покупки. Поскольку основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает оперативное составление бухгалтерских документов, предоставление дополнительных документов на товар в точках продаж [3, с.101].
Организовывая и объединяя совместные усилия участников оптовых сетей, необходимым условием является внедрение товарных процессов и распределение товаров для эффективного преодоления экономических, финансовых и экономических проблем, вызванных различными факторами.
На практике слияние двух или более компаний для взаимного решения проблем торговой деятельности называется кооперацией.
Оптовые компании являются основными структурами рынка для оптовой торговли. Экономическим содержанием оптового процесса товаров является оборот. Оптовые продажи - общий объем оптовых продаж товаров различным оптовым покупателям за период времени, которые организуют процесс последующей продажи конечным пользователям. Товарооборот характеризует удовлетворение потребности населения в товарах, широту и глубину проникновения предприятия на оптовый рынок.
Будучи оценочным показателем, оборот также выступает определяющим фактором в коммерческой деятельности оптовой компании и имеет определенное подчинение в отношении прибыли. С учетом целей оптового оборота выполняются следующие задачи: