Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Проблемы управления движением государственных финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К настоящему времени Федеральное казначейство является владельцем автоматизированной системы Федерального казначейства и системы ключевых показателей эффективности управления движением финансовыми ресурсами. Оно является оператором пяти информационных систем:

  • - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о заказах на поставки товаров и выполнение работ; портал государственных и муниципальных учреждений;
  • система «Электронный бюджет»;
  • государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;[5]
  • государственная автоматизированная система «Управление».

Таблица 1 [10.C.7]

Отличительные особенности и характерные черты финансового и казначейского контроля

Факторы

Финансовый контроль

Казначейский контроль

1. Цель

Определяется исполнительной властью

2. Задачи

Исходя из потребностей управления финансовыми потоками в целом или в отдельных отраслях, содействия сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных средств.

Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального, регионального и муниципального бюджетов, управление доходами и расходами этих бюджетов на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств.

3. Объект контроля

Денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, отдельные функциональные задачи управления.

Средства федерального, регионального и муниципального бюджетов и внебюджетных фондов, доходы от предпринимательской и иной деятельности, государственная, муниципальная собственность, система финансового учета и отчетности, бюджетное законодательство.

4. Вид

деятельности

Исполнительная деятельность

5. Организация работы

Выполнение конкретных заданий руководства исполнительной власти.

Определяется исходя из правил и процедур осуществления предварительного и текущего казначейского контроля.

б. Взаимоотн. с объектом контроля

Подчиненность исполнительной власти

7. Субъекты контроля

Органы управления, подчиненные исполнительной власти.

Органы государственного, регионального и муниципального казначейского контроля, подчиненные исполнительной власти

8. Формы контроля

Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Предварительный и текущий казначейский контроль.

9. Методы контроля

Проверка, ревизия, обследование, надзор, анализ.

Проверка.


Благодаря применению IT-систем сократились транспортные и хозяйственные расходы клиентов федеральной службы за счет предоставления сервиса электронного документооборота. [22.C.100]

Скорость обмена информацией внутри региона увеличилась в 30 раз, с центральным аппаратом - в 10 раз. [12.C.6]

Внедрение информационных технологий позволило оптимизировать функциональные процессы. Электронный документооборот на 30% сократил расходы казначейства на бумагу. [12.C.5]

Это позволило реорганизовать организационно-штатную структуру.

Вместе с тем сокращение численности для казначейской системы - не самоцель. Федеральная служба в первую очередь идет по пути оптимизации структуры и функций организации. Так был создан новый территориальный орган - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, наделенный полномочиями по обслуживанию главных администраторов бюджетных средств, формированию сводной бюджетной отчетности, ведению реестров и справочников. Это хороший пример специализации функций внутри казначейской системы. [8.C.4]

Подводя итоги, хочется отметить, что идет постоянное развитие взаимоотношений между уровнями бюджетов бюджетной системы РФ, между участниками и не участниками бюджетного процесса. Развитие механизмов и процедур бюджетного процесса влечет необходимость внесения изменений в нормативно-правовые акты и их переработку с учетом лучшей практики. Федеральным казначейством ведется огромная работа по совершенствованию законодательной базы, по развитию современных информационных технологий с целью наиболее полного и рационального выполнения возложенных на него задач и обеспечения основных функций. [19.C.54]

Все проводимые мероприятия: будь то утверждение новых нормативно-правовых актов или внесение изменений и дополнений в уже имеющиеся, разработка новых или развитие уже действующих информационных технологий, должны способствовать более эффективному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципальных образований, участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, иных организаций, а, следовательно, и средств населения. [12.C.3]


2.2. Система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в федеральном казначействе

Внутренний финансовый контроль играет важную роль в управлении финансами организации. Он образует обратную связь, позволяет выявить наиболее рисковые сферы деятельности, предвидеть вероятные отклонения, а также повысить качество управления финансами в целом. Наиболее остро вопрос эффективности внутреннего финансового контроля стоит в государственной сфере. Внутренний финансовый контроль должен стать своеобразным фильтром, через который проходят бюджетные средства и который сосредотачивает внимание на наиболее рисковых направлениях деятельности. Для построения системы внутреннего финансового контроля необходимо определить ее элементы.

Ряд авторов выделяют следующие системы внутреннего финансового контроля:

  1. Элементы входа, элементы выхода, центр ответственности, техника контроля, процедуры контроля, среда контроля, система учета [18];
  2. Контрольная среда, информационная среда, контрольные процедуры, проверка эффективности контроля [16];
  3. Компоненты системы внутреннего контроля, механизмы, виды (формы) [9];
  4. Контрольная среда, система бухгалтерского учета, средства контроля, система оценки рисков [22];
  5. Контрольная среда, оценка рисков (в широком смысле), контрольные действия, обмен информацией, мониторинг ;
  6. Методологическая основа, нормативно-правовая база, информационно коммуникационная структура, материально-техническое и финансовое обеспечение, научно-исследовательская база и кадровое обеспечение, организационная структура [19].

Некоторые авторы выделяют также правовое обеспечение, совокупности организационных мер, методик процедур, порядок планирования, доведения результатов контрольных мероприятий, контроль качества [15].

Наиболее классической схемой системы внутреннего контроля представлена Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organizations - COSO). В 1992 году в отчете «Внутренний контроль - единая структура» (Internal control - Integrated Framework) представлена структура системы внутреннего контроля. В последствии структура использовалась в международных стандартах внутреннего контроля в государственном секторе международной организацией высших органов финансового контроля (INTOSAI GOV 9100). В 2013 году COSO актуализировала систему внутреннего контроля под Закон Сарбейнза-Оксли. [19.C.54]


COSO определяет внутренний контроль как процесс, затрагивающий совет директоров, менеджеров, персонал, разработанный для обеспечения разумной уверенности относительно достигнутых целей в следующих категориях:

  1. эффективность и результативность операций;
  2. достоверность финансовой отчетности;
  3. соответствие применяемым законам и инструкциям. [25.C.344]

Для эффективности системы внутреннего контроля COSO предлагает исходить из пяти компонентов и определенных принципов для каждого компонента внутреннего контроля:

  1. Контрольная среда. Является основой компонентов внутреннего контроля (целостность и этические ценности, полномочия, ответственность и пр.); [14.C.130]
  2. Оценка риска. Представляет собой обнаружение и анализ рисков при достижении целей. Риски должны быть определены и управляемы (определение риска, оценка риска, оценка риска хищения и пр.);
  3. Информация и коммуникация. Связывают системы и отчеты, которые позволяют управляющим и работникам определить свои обязанности (внешняя коммуникация, внутренняя коммуникация, использование существенной информации);
  4. Контрольные действия. Представляют собой процесс, стратегию и процедуры, которые гарантируют, что директивы управляющего выполняются (выбирать и развивать контрольные процедуры и пр.);
  5. Мониторинг. Процесс слежения за осуществлением внутреннего контроля (оценка и уведомление о недостатках и пр.). [22.C.100]

Внутренний контроль пронизывает всю организацию и затрагивает каждого сотрудника. Контрольная среда является базисом для передачи информации. Оценка рисков является своеобразным информационным фильтром. Остальные компоненты - средством доведения этой информации, которая подвергается мониторингу. Эти элементы системы внутреннего контроля, по мнению Комитета спонсорских организаций, влияют на эффективность внутреннего контроля. [14.C.129]

Указанные элементы оказывают влияние скорее на достаточность внутреннего финансового контроля и целостность системы. Их наличие не обязательно ведет к эффективности внутреннего финансового контроля, поскольку он может осуществляться формально. С нашей точки зрения можно модифицировать данную систему, адаптируя ее к российской практике.[15.C.71]

Рисунок 1. Элементы системы внутреннего финансового контроля [22]

Также на качество внутреннего контроля влияет и объективность передаваемой информации, т.е. информация о результатах контроля получена напрямую от объекта контроля или через функционально-независимую структуру, сотрудника. [10.C.13]


На основе этих данных можно сформировать систему внутреннего контроля (рисунок 1).

Контрольная среда является основой для всей системы внутреннего финансового контроля. Она формирует основные цели, правила, положения, принципы, а также требования к проведению внутреннего контроля.

Определение и оценка риска представляет собой важный элемент в организации системы внутреннего финансового контроля. Этот элемент подразумевает сосредоточение на наиболее важных вопросах финансовой деятельности. Определение и оценка риска тесно связаны между собой. На практике оценка риска может произойти до выявления риска, а иногда после наступления рискового события. При осуществлении внутреннего контроля наибольшее внимание уделяется наиболее рискоемким направлениям.[19.C.59]

Методы контроля являются совокупностью действий, процедур, с помощью которых осуществляется контрольная деятельность. Под каждое рискоемкое направление определяется свой метод контроля, применение которого считается наиболее эффективным для соответствующего риска.

Результаты внутреннего финансового контроля разделяются по принципу функциональной независимости субъекта контроля и объекта контроля. Наличие объективных результатов внутреннего финансового контроля возможно только при наличии реализации механизма внутреннего финансового аудита. [22.C.99]

Анализ результатов контроля осуществляется руководителем, что является основой для принятия управленческих решений. Целью внутреннего контроля выступает повышение качества управления финансами организации. Одновременно осуществляется оценка эффективности внутреннего контроля в целом. [16.C.38]

Однако даже при наличии всех этих элементов нельзя судить об эффективности проводимого внутреннего контроля. Ведь необходимо создать такие условия, которые повысили бы эффективность деятельности организации путем фильтрации информации и доведения ее в кратчайшие сроки. [19.C.127]

В этой связи можно сформулировать основные принципы эффективности внутреннего контроля на основе анализа руководителем результатов контроля:

  1. Полученная информация о результатах контроля соответствует действительности (принцип достоверности);
  2. Информация о результатах контроля получена до возникновения финансовых рисков, либо после реализации финансовых рисков с минимальными или существенными финансовыми потерями (принцип своевременности);
  3. Результаты контроля могут оказать значительное влияние на финансовое состояние организации (принцип значимости). Значимость влияния руководитель определяет самостоятельно. [16.C.39]