Файл: Федеральное казначейство РФ и его роль в управлении движением государственных финансов. (Проблемы управления движением государственных финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимосвязь трех принципов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимосвязь принципов эффективности внутреннего контроля [19]

Своевременность получения информации является важным фактором осуществления внутреннего финансового контроля. Позднее выявление системных нарушений может принести значительный ущерб организации. Необходимо увеличивать скорость передачи информации и выявления нарушений, определить слабые места в системе внутреннего финансового контроля: определение выявленного нарушения к риску ранее; соответствие применяемых к риску методов контроля; достоверность получаемой информации от объекта проверки ранее и т.д. [10.C.14]

Принцип достоверности означает создание условий, которые обеспечат передачу правдивой и соответствующей реалиям информации. Наличие сомнений в достоверности переданной информации говорит о недостаточной эффективности системы внутреннего финансового контроля. [11.C.7]

Принцип значимости предполагает создание фильтра через определение и оценку рисков, который передает только действительно необходимую информацию.

Если информация поступает своевременно, и она достоверна, но практически никак не влияет на качество управленческого процесса, то необходимо усилить фильтрацию информации, переоценить риски.

Результаты анализа элементов системы внутреннего контроля Федерального казначейства приведены в таблице 2.

Проведение анализа результатов контроля руководителем путем соотношения трех принципов может показать реальное состояние внутреннего финансового контроля. [11.C.8] Если информацию, доводимую до руководителя можно назвать достоверной, значимой и своевременной, то систему внутреннего контроля в целом можно назвать эффективной. При отсутствии одного и более принципов необходимо принять управленческие решения по внесению корректировок в элементы системы внутреннего финансового контроля.[22.C.100]

Таблица 2

Система внутреннего контроля в Федеральном казначействе [22]

Цель - повышение эффективности управления финансами Федеральным казначейством

Результаты контроля и его анализ

Объективные результаты контроля

Субъективные результаты контроля

Акт проверки.

Отчет о результатах проверки.

Интегральная оценка (Карта рисков).

Отчет по результатам последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля.

Журнал учета выявленных нарушений Отчет о проведенных контрольных мероприятиях.

Методы контроля

Проверка документов на соответствие НПА, внутренним стандартам (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль, контроль по уровню подведомственности). Подтверждение (согласование) операций, действий (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль).

Сверка данных (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль, контроль по уровню подведомственности).

Сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения функций и осуществления полномочий (самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль, контроль по уровню подведомственности).

Определение и оценка рисков

Классификатор внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности. Карта внутреннего контроля.

Контрольная среда

Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите.

Стандарты внутреннего контроля.

Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями.

Стандарты осуществления последующего оперативного внутреннего автоматизированного контроля в территориальных органах Федерального казначейства.


Образование системы внутреннего контроля связано с принятием в 2011 году Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе. Положение устанавливает основные требования к организации и проведению внутреннего контроля и внутреннего аудита, цели, принципы.

Под внутренним контролем Положение понимает процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами, направленный на соблюдение нормативных правовых актов, иных документов, повышение эффективности деятельности в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности. [10.C.12]

Цель внутреннего контроля в Федеральном казначействе:

  1. Установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля;
  2. Повышение эффективности использования бюджетных средств;
  3. Своевременное выявление отклонений.

Под внутренним аудитом понимается деятельность контрольно-аудиторских подразделений по представлению руководству независимой и объективной информации о деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ «ЦОКР» по осуществлению возложенных функций и полномочий, в том числе по надежности системы внутреннего контроля.

Цель внутреннего аудит Федерального казначейства:

  1. Подтверждение достоверности;
  2. Предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств;
  3. Оценка надежности внутреннего контроля. [10.C.14]

На основе положения разработаны стандарты внутреннего контроля и стандарты внутреннего контроля и аудита, осуществляемые контрольно-аудиторскими подразделениями. Стандарты внутреннего контроля применяются каждым сотрудником Федерального казначейства с помощью самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, смежного контроля.[19.C.87]

Планирование внутреннего контроля осуществляется через формирование карт внутреннего контроля. Она представляет собой определенную карту рисков. В ней отражены все процессы и действия, нарушение которых может повлиять на исполнение бюджета, на ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности. Карта формируется на очередной календарный год каждым структурным подразделением, при необходимости карта актуализируется. Результаты внутреннего контроля фиксируются в журнале внутреннего контроля (Журнал учета выявленных нарушений) и в отчете о проведенных контрольных мероприятиях. В них указывается краткая суть нарушения, причины нарушения и меры по минимизации последствий и недопущения их в будущем. Результаты контроля направляются руководителю напрямую от объекта проверки и не являются объективными. [12.C.58]


Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, применяемые контрольно-аудиторскими подразделениями, применяются уполномоченными аудиторскими подразделениями, которые также осуществляют внутренний контроль в своем подразделении. В центральном аппарате - это Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности, которое помимо внутреннего контроля в Федеральном казначействе осуществляет ведомственный контроль над территориальными органами Федерального казначейства. В территориальных органах Федерального казначейства уполномоченными структурными подразделениями по осуществлению внутреннего аудита являются отделы внутреннего контроля и аудита. [12C.60]

Контрольно-аудиторские подразделения Федерального казначейства осуществляют плановые и внеплановые проверки, результатами которых являются акты проверки и отчеты по результатам проверки. Контрольно-аудиторские подразделения подчиняются напрямую руководителю, т.е. являются функционально-независимым структурами от объектов проверки. Следовательно, результаты их контрольной деятельности можно назвать объективными. [19.C.23]

Стандарты выделяют четыре процедуры осуществления контроля, представленные в таблице 1. При осуществлении внутреннего аудита не применяется метод подтверждения (согласования) операции, действия.

Стандарты выделяют следующие методы контроля: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль, контроль по уровню подведомственности. Последний метод относится к последующему контролю, остальные относятся к предварительному контролю. [13.C.50]

Самоконтроль осуществляется каждым сотрудником. Контроль по уровню подчиненности осуществляют вышестоящие сотрудники (начальник отдела, заместитель руководителя, руководитель). Смежный контроль осуществляет иное структурное подразделение в части предварительного контроля (согласования). Контроль по уровню подведомственности осуществляется контрольно-аудиторским подразделением Федерального казначейства в отношении территориальных органов Федерального казначейства, иных подведомственных организаций и их структурных подразделений. Однако отделы внутреннего контроля и аудита органов Федерального казначейства, как и Управление внутреннего контроля (аудита) в рамках центрального аппарата Федерального казначейства, также осуществляют последующий контроль (аудит). Данный последующий контроль, осуществляемый контрольно-аудиторскими подразделениями, стандарты не выделяют. [22.C.100]


Проверки проводятся в рамках одного объекта проверки не реже 1 раза в 2 года для контрольно-аудиторского подразделения органа Федерального казначейства и не реже 1 раза в 4-5 лет для контрольно-аудиторского подразделения центрального аппарата Федерального казначейства. Результаты внутреннего аудита органов Федерального казначейства подвергаются интегральной оценке, в рамках которой анализируется количество проверенных документов, количество нарушений и вес нарушения. [13.C.51]

Результаты контроля предоставляются руководителю (заместителю руководителя), на основе которых принимаются управленческие решения: кадровые перестановки, снижение результативности структурного подразделения, сотрудника, внесение изменения в карту внутреннего контроля (карта рисков), указания на устранения нарушений, иные меры воздействия.[17.C.43]

Результаты контроля, представляемые контрольно-аудиторскими подразделениями, являются объективными, так как контрольно-аудиторские подразделения функционально независимы от других структурных подразделений. Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности и отделы внутреннего контроля и аудита подчинятся непосредственное руководителю. Однако в соответствии с Положением об Управлении внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности курирование и контроль их деятельности осуществляет уполномоченный заместитель руководителя Федерального казначейства, что выявляет определенную проблему при отнесении результатов внутреннего контроля указанного контрольно-аудиторского подразделения к объективным (независимым). [18.C.76]

Федеральным казначейством также утвержден классификатор внутренних (операционных) рисков по направлениям деятельности.

Всего Классификатор выделяет 15 направлений: направление по осуществлению и учету поступлений средств и их распределений; по осуществлению операции со средствами федерального бюджета; кассовое обслуживание субъекта Российской Федерации, местного бюджета, государственных внебюджетных фондов; организация и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита; иные направления. [18.C.66]

Принцип значимости соблюдается через анализ классификатора рисков и утверждение карты внутреннего контроля. Принцип достоверности соблюдается через контрольно-аудиторские подразделения, а также посредством самоконтроля, контроля по уровню подчиненности, смежного контроля, контроля по уровню подведомственности.


Чтобы соблюсти принцип своевременности, который был рассмотрен ранее, постепенно внедряются новые механизмы, один из которых является последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (ПОВАК). Суть его заключается в том, что при помощи прикладного программного обеспечения контрольно-аудиторские подразделения осуществляют внутренний аудит структурных подразделений в режиме «день плюс».

Формируется отчет за предыдущий день, в котором указаны все нарушения, выявленные программным обеспечением и проанализированные внутренним аудитором. Отчет направляется руководителю для принятия управленческих решений. [22.C.100]

Выводы:

Таким образом, Федеральное казначейство развивает свою систему внутреннего контроля и внутреннего аудита. Разработаны положение и стандарты внутреннего контроля, определяются наиболее рисковые направления деятельности, применяются методы контроля, результаты контроля оформляются отчетами, актами, которые являются основой для принятия управленческих решений руководителем.

Предложенные автором элементы, состоящие из контрольной среды, определения и оценки риска, методов контроля, результатов объективного и субъективного контроля, их анализа, могут содействовать совершенствованию внутреннего финансового контроля в Федеральном казначействе. Соблюдение принципов своевременности, достоверности и значимости, применяемые руководителем организации, может стать основой для повышения эффективности осуществления внутреннего финансового контроля.

Заключение

На основании полученных в ходе исследования данных можно сделать следующие выводы.

Финансовая и бюджетная системы РФ, обеспечение контрольной, аккумулирующей и распределительной функций в рамках которых отводится Федеральному казначейству и системе его органов, имеют огромное значение для эффективного функционирования экономики и ее поступательного развития.

История отечественного казначейства насчитывает несколько сот лет, на протяжении которых оно систематически выполняло функцию оперативного пополнения и эффективного распределения государственной казны.

На современном этапе успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства РФ выступает Федеральное казначейство РФ.