Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Виды и роли рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
1. Основные понятия правового регулирования рекламной деятельности
ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Рекламная деятельность в системе правовых норм
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ г. НОВОСИБИРСКА
3.1 Текущее положение рекламной деятельности в г. Новосибирск
ВВЕДЕНИЕ
Реклама в жизнь людей стала активно внедряться с самого начала экономических реформ в Российской Федерации. Именно реклама стала неотъемлемой частью рыночных преобразований. К ее помощи прибегают с целью повышения потребительского интереса к продаваемым товарам, производимой продукции, а так же к оказываемым услугам. Несомненно, на фоне динамичного развития рекламного рынка все более очевидной становится необходимость дальнейшего совершенствования механизма регулирования отношений в этой сфере. Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью проблемы правового регулирования рекламной деятельности, недостаточной изученностью данного вопроса на законодательном уровне.
Объектом исследования курсовой работы является рекламная деятельность. Предметом исследования курсовой работы является правовое регулирование рекламной деятельности. Целью курсовой работы является изучение основных аспектов правового регулирования рекламной деятельности.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
- Раскрыть теоретические основы понятия правового регулирования рекламной деятельности.
- Рассмотреть законодательную базу и базу регулирования рекламной деятельности на правовом (законодательном) уровне.
- Изучить особенности правового регулирование рекламной деятельности г. Новосибирска.
- Дать рекомендации по совершенствованию правового регулирования рекламной деятельности.
При написании курсовой работы была изучена литература отечественных авторов, таких как Мазилкина Е.И., Мудров А.Н., Антипов К.В., так и зарубежных, Уэллс Уильям, Аренс В. Ф.
Изученная литература имеет свежее представление и актуальные мнения авторов по теме курсовой работы, так как написана не позднее 2015 года, это подтверждает ее актуальность.
Изученная литература написана опытными и известными юристами, такими как Дубровина Светлана Борисовна, Алан Дершовиц, Герагос Марк, их статус подтверждает публикация в мировых и известных изданиях, таких как «Коммерсантъ», «The Times», «Le Figaro».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
1. Основные понятия правового регулирования рекламной деятельности
Слово реклама вошло в нашу жизнь от французов, реклама представляет собой направление в маркетинговых коммуникациях, при котором распространение информации направлено на привлечение внимания к объекту рекламы (товар, услуги, производство и т.д), с целью формирования или поддержания интереса к нему[1].
Рекламная деятельность - это особый вид деятельности, процесс взаимодействия ее участников, результатом которого является производство, продвижение и исследование рекламного продукта с целью стимулирования потребительской активности или создания имиджа, общественного мнения[2].
Специфика данного вида деятельности предопределяется многими факторами[3], такими как:
- цели;
- средства;
- участники;
- место в структуре экономической деятельности субъектов рынка.
Потребитель видит только результат такой деятельности - рекламный продукт. Рекламная деятельность, соответственно, шире, чем рекламный процесс.
Рекламодатель вовлечен в такую деятельность в большей степени, чем потребитель:
- оплата рекламной деятельности;
- предоставление информации в ходе рекламной деятельности;
- контроль процесса рекламной деятельности;
- ответственность за конечный результат рекламной деятельности.
Однако многие элементы рекламной деятельности могут и должны осуществляться только специалистами в области рекламы, так как они требуют специальных знаний, опыта, навыков, таланта, связей и т. д.
Для рекламной деятельности, с одной стороны, характерно тесное взаимодействие его участников, с другой - узкая специализация по ряду вопросов.[4]
По словам профессора по рекламе в школе журналистики и школе по связям с общественностью Миннесотского университета Уильяма Уэллса, реклама выполняет 6 основных функций[5]:
- создает продукт и узнаваемость бренда;
- формирует имидж бренда;
- убеждает людей в покупке товара;
- создает стимулы для совершения действий, или другими словами, стимулирует спрос на товары;
- обеспечивает напоминание о товаре и покупке;
- усиливает прошлый опыт покупок.
В настоящее время развитие рекламы привело к тому, что реклама превратилась в особый социальный институт, удовлетворяющий общественную потребность в рекламных услугах[6].
Производственной основой данного института является комплекс мероприятий, который обычно определяется понятием "рекламная индустрия"[7].
Понятие "рекламная индустрия" сформировалось в современной экономике с приобретением рекламной деятельностью массового характера[8].
Рекламная деятельность зачастую тесно переплетается с маркетинговой деятельностью, производственной деятельностью и PR-деятельностью, не смотря на это, она имеет свою специфику и свой особый результат. Рекламная деятельность отличается от производственной системой отношений, существующей в сфере рекламы[9].
Таким образом, систематическое ведение рекламной деятельности, систематическое взаимодействие субъектов рекламного рынка с участниками различных отраслей экономики, наличие предприятий, производящих рекламную продукцию и оказывающих рекламные услуги, свидетельствует о том, что реклама приобрела черты отрасли.
Виды и роли рекламной деятельности
Реклама очень быстро стала необходимой частью практически всех аспектов жизни человечества. В отличие от других депрессивных рынков, рекламный рынок развивается с высокой скоростью и всесторонне.
Роль рекламой деятельности в современном обществе можно представить следующим образом[10]:
Рисунок 1 – Роли рекламной деятельности
- Экономическая. Заключается в стимулировании потребителей к приобретению товаров и в обеспечении экономической целесообразности производственно-сбытовой деятельности предприятий[11].
- Социальная[12]. Заключается в достижении общественно полезных целей, информирование общественности о различных инновационных достижениях, анализ и сравнение различных продуктов, формирование эстетических идей.
- Политическая. Заключается в формировании лояльности к системе управления обществом[13].
- Идеологическая. Заключается в становлении и формировании мировоззрения человека[14].
- Психологическая. Заключается в воздействии на желания и мечты покупателя, при этом, не взывая к его разуму[15].
- Коммуникативная. Заключается в функции коммуникации между рекламодателей и рекламополучателем, поскольку перед рекламной деятельностью поставлена задача донести необходимое сообщение до потребителей товаров и услуг[16].
- Образовательная. Заключается во всесторонности рекламы, точнее в процессе просмотра рекламы, человек может почерпнуть для себя информацию абсолютно не известную ему до этого момента[17].
- Эстетическая. Заключается в качественно подобранных цвета, звуках и т.д.[18]
Виды рекламной деятельности делятся на две большие группы:
- По цели.
- По месту и способу размещения.
По цели виды рекламной деятельности разделают на:
- коммерческую (экономическую) реклама. Целью экономической рекламы становится потребитель (потенциальный покупатель), предлагающий товар, которому можно получить прибыль от него взамен[19];
- социальную - выходит за рамки экономических целей, направлена на достижение благотворительных и других общественно полезных целей, таких как[20]:
- пропаганда здорового образа жизни среди населения;
- поддержка уязвимых групп населения;
- борьба с загрязнением окружающей среды;
- популяризация общественных организаций и фондов, целью которых является помощь окружающим людям, в частности детям.
- политическую (в том числе предвыборную). В наше время она все чаще выступает как средство борьбы за избирателей, конкретнее за их голоса. Именно с ее помощью некоторые партии и политики пытаются завоевать место у власти.
Существуют также целевые виды рекламы[21]:
- Контрреклама-опровержение недобросовестной рекламы. В Российской Федерации прежний Федеральный закон "О рекламе" 1995 года предусматривал статью в качестве наказания за недобросовестную рекламу.
- Публичность-информация, направленная на повышение, снижение интереса или дискредитацию товаров, предприятий, товарных знаков.
- "Specs spots "(пятна спекуляции) - "рекламные" видеоролики, снятые физическими лицами, которые воспринимаются зрителем как официальная реклама.
По месту и способу размещения в маркетинговых коммуникациях различают ATL и BTL сегменты[22].
АТЛ-реклама - это так называемые традиционные виды рекламы: реклама в СМИ, реклама (внешняя и внутренняя) и печать[23].
Другие варианты рекламы относятся к BTL-сегментам.
Наиболее распространенным и традиционным видом рекламы является реклама в средствах массовой информации[24].
ТВ (видео в рекламном блоке, объявление, текст в прокручивающемся тикере, телеобъектив (к примеру в передачах), виртуальная реклама, спонсорство).
Радио (рекламные ролики в формате аудио).
Печатные (различают рекламу в прессе и другие: принты, листовки, наклейки, визитки).
Интернет-реклама (реклама в интернете: текстовые блоки, баннеры, видео реклама, контекстная реклама, SMM, блог-реклама, реклама на карте, пиксельная реклама, "облако тегов", продающие тексты и др.)
Наружная реклама включает рекламу, которая размещается на специальных временных и / или стационарных сооружениях, расположенных на открытой местности, а также на наружных поверхностях зданий, сооружений, элементов уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях.
Наружная реклама подразделяется на уличную и транспортную рекламу. Существует множество форматов и вариантов уличной рекламы, самыми популярными из которых являются городские фонари и рекламные щиты. Реклама на транспорте размещается на общественном транспорте, частных автомобилях, в метро (транзитная реклама может быть как внешней, так и внутренней).
Цель маркетинга - выделиться и быть замеченным. Хороший маркетинг продолжает привлекать внимание клиентов к продуктам и услугам.
Чем новее товар или услуга на своем рынке, тем сложнее приходится работать, чтобы привлечь и удержать новых клиентов. Многие из маркетинговых мероприятий будут сосредоточены на доведении до сведения клиентов особенностей и преимуществ продуктов (т. е. по сравнению с конкурентами).
Использование рекламной деятельности может помочь малому бизнесу увеличить продажи, повысить узнаваемость бренда, привлечь новых клиентов и построить ценные отношения. Тем не менее, важно выбрать правильный вид продвижения для достижения целей. Не все рекламные мероприятия приводят к одинаковым результатам, поэтому очень важно иметь стратегический план, который можно использовать для достижения целей конкретного бизнеса[25].
Внутренняя реклама включает в себя рекламу, размещенную в помещении. Прежде всего, это реклама в торговых точках, аэропортах и вокзалах, кинотеатрах, бизнес-центрах, подъездах, лифтах, местах развлечений и спорта, образовательных и медицинских учреждениях.
BTL - реклама представляет собой[26]:
- Директ-мейл (он же - прямая третированная реклама на электронную почту или любе месенджеры).
- Рroduct placement. Введение рекламы товара или услуги в сюжетную линию фильма или другого развлекательного продукта.
- Вирусная реклама («сарафанное радио») - реклама, основанная на информации, передаваемой от человека к человеку.
- Cross-promotion. Это перекрёстная реклама двух или более товаров (услуг), основанная на взаимной выгоде.
- Платёжные терминалы. Размещение рекламных видеороликов на мониторах (основной монитор и второй монитор).