Файл: Основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
1.1 Основные понятия общения провоохраниетльных органов
2 ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
2.1 Особенности общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
ВВЕДЕНИЕ
Тематическая область общения - это фундамент, который объединяет людей, составляет содержание любых коммуникационных дел и, по сути, определяет проблемы, которые затрагивают или могут заинтересовать партнеров по общению.
Культура общения является одним из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это связано с характером их деятельности, это связано с гарантией прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.
Объектом исследования курсовой работы является деятельность правоохранительных органов в оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования курсовой работы являются основы общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Целью курсовой работы является изучение основ общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения следующих задач:
- Раскрыть теоретические основы понятия общения.
- Рассмотреть законодательную базу и базу регулирования общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
- Изучить особенности общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
- Дать рекомендации по совершенствованию общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
При написании курсовой работы была изучена литература отечественных авторов, таких как, Дубоносов, Е. С., Захарцев, С. И., Климов, И.А., Алексеев, А.И., так и зарубежных Халиков, А.Н., Маркушин, А. Г.
Изученная литература имеет свежее представление и актуальные мнения авторов по теме курсовой работы, так как написана не позднее 2015 года, это подтверждает ее актуальность.
Изученная литература написана опытными и известными юристами, такими как Дубровина Светлана Борисовна, Алан Дершовиц, Герагос Марк, их статус подтверждает публикация в мировых и известных изданиях, таких как «Коммерсантъ», «The Times», «Le Figaro».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ
1.1 Основные понятия общения провоохраниетльных органов
Общение в психологии понимается как сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включая обмен информацией, разработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[1].
На практике техника общения относится к набору действий и техник, которые приводят к удовлетворению определенных социально ценных потребностей.
Оперативно-исследовательская деятельность относится к субъектно-субъектной деятельности, то есть достижение ее целей происходит в системе «человек-человек». Следовательно, успех этих мероприятий во многом определяется способностью грамотно и профессионально развивать свое общение[2].
Общение также выступает как особая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие сущностей[3]. Речь идет не только о воздействии одного объекта на другой, а скорее о взаимодействии. Для общения требуется не менее двух человек, каждый из которых выступает в качестве субъекта, что четко проявляется в деятельности правоохранительных органов в сфере оперативного розыска.
Темой общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают и не знают, все, что их волнует или влияет, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную ситуацию и конкретно определить свои действия, свои выяснить отношение к фактам, событиям и даже к определенным людям.
Отношение определяется понятием «общение», а общение - это процесс взаимодействия человека, который осуществляется с помощью голосового и неголосового взаимодействия. Концепция общения преследует цель достижения изменений в мотивационной, когнитивной, поведенческой и эмоциональной сферах людей, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами работы или продуктами, но также идеями, намерениями, мыслями, опытом.
Через субъектно-связанные отношения общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе или, скорее, в любой их комбинации. Следует отметить, что тематическое родство всегда главное в содержании сообщения[4].
Условия общения включают в себя все факторы окружающей среды: время, среду, освещение, пространственное расположение партнеров по общению, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, ориентацию, процесс и результаты общения. В некоторых случаях эти условия могут стимулировать общение, в других случаях они могут препятствовать этому разговору[5].
Условия связи можно разделить на три группы:
1) нехорошие (плохие);
2) благоприятные;
3) нейтральные.
Учитывая зависимость от характера оперативно-розыскной деятельности, общение осуществляется во время исполнения и в отношении которого, в зависимости от сферы общественной жизни и расстояния связи между общением, может преобладать тот или иной аспект общения - общительный, интерактивный, восприимчивый. Поскольку каждая из этих сторон общения характеризуется определенным набором инструментов, при изучении техники общения в различных ситуациях на первый план выходит тот или иной ее элемент.
Существуют универсальные методы общения, которые эффективны в различных областях человеческой жизни, включая оперативно-розыскную деятельность, особенно тактичность, дружелюбие, чувство юмора и т. д. Следует отметить, что они важны для любого типа совместной и групповой деятельности любого уровня развития[6]. Следовательно, социально-психологическая подготовка оперативного персонала должна быть направлена главным образом на развитие именно этих компонентов коммуникации.
Кроме того, указанные характеристики коммуникации будут необходимым, но, как правило, недостаточным условием эффективности конкретных методов коммуникации между сотрудником и интересующим нас лицом.
Например, была установлена связь между уровнем развития коммуникационных технологий офицера связи и его стремлением к адекватному пониманию заинтересованного лица. Помните, что будет важно сказать, изменив мотивацию к общению, а также статусные претензии заинтересованного лица, вы можете косвенно влиять на технику общения[7].
Эффективные методы для свободного и специального общения часто могут быть неприемлемы для официального или коммерческого общения. Специалист по технике коммуникации необходим сотруднику для установления отношений и организации взаимодействия с коллегами или партнерами на различных официальных должностях и с другими заинтересованными сторонами[8].
Методы общения обычно развиваются спонтанно, при активном взаимодействии с партнерами. Важно знать, что существующие традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые входит интересующий человек, оказывают большое влияние на этот процесс. Хорошие результаты дает здесь самообразование и самообучение, а также соответствующее влияние на начинающих коллег окружающего опытного оперативного персонала[9].
Оперативный персонал должен овладеть техникой установления контактов и получения необходимой информации как от тех, кого это касается, так и от тех, кто враждебен им и не желает вступать в контакт. Взаимодействие собеседников, которые находятся в заведомо неравном положении, потому что они имеют различные права и обязанности, особенно сложны в отношениях[10].
Для достижения взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одних и тех же постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотнести общение с единой социальной моделью, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока вы не вступите с ним в личные отношения, не проявив к ним сочувствия.
В повседневной жизни есть много причин для общения. Но все они могут быть условно разделены на две категории:
- информационная – рисунок 1;
- целевая – рисунок 2.
Рисунок 1 – Особенности информационной категории общения
Рисунок 2 – Особенности целевой категории общения
Оперативно-розыскная деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их интересов. Такой контакт, как правило, выступает в качестве тайного общения предметов и предметов интереса. На практике процесс этого общения происходит по определенным психологическим законам. Операционный контакт основан на психологическом содержании, таком как «совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми»[11].
Средства коммуникации - это вербальные (речевые) и невербальные (жесты, выражения лица, позы и т. Д.) каналы информации.
Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Их выполнение или невыполнение свидетельствует об уровне профессионализма уполномоченной службы уголовного розыска, о качестве выполнения ее официальных функций[12].
Таким образом, можем определить профессиональное общение как процесс установления и поддержания прямого или косвенного контакта посредством конкретных мер, исходя из профессионально важных целей, требующих ответственности за их реализацию.
Оперативно-исследовательская деятельность предполагает вступление сотрудников правоохранительных органов в различные контакты с объектами их интересов. Такой контакт, как правило, выступает в качестве тайного общения предметов и предметов интереса. На практике процесс этого общения происходит по определенным психологическим законам. Операционный контакт основан на психологическом содержании, таком как «совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми».
1.2 Законодательная база и база регулирования общения в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов
Особенности профессионального общения с гражданами вытекают из задач, возложенных на сотрудников, которые обязаны обеспечивать безопасность граждан, предупреждение и пресечение административных преступлений и правонарушений, раскрыть преступления, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность, помогать физическим и юридическим лицам защищать свои права и законные интересы в объеме, установленном законом[13].
Министерство внутренних дел Российской Федерации для выполнения приоритетных задач в области защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержание общественного спокойствия, правопорядка, основанных на базовых универсальных и профессиональных моральных ценностях, гражданских и официальных требованиях, олицетворяющих ожидания общества в отношении морального характера работника, дающих право на уважение, доверие и поддержку действий со стороны людей, принимает Кодекс профессиональной этики[14].
Кодекс профессиональной этики сотрудника Управления внутренних дел Российской Федерации является профессиональным и моральным пособием, направленным на повышение осведомленности и совести сотрудника[15].