Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Виды и роли рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, реклама сегодня фактически стала постоянным спутником в жизни большинства современных людей и можно сказать, что она стала частью жизни общества.

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Рекламная деятельность в системе правовых норм

Главным федеральный законодательный акт Российской Федерации в области рекламной деятельность является Федеральный Закон «О рекламе», который принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года, одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года, последние изменения и редактирования вступили в силу 12 мая 2019г[27].

Согласно Статье 3 ФЗ № 38 «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[28].

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются[29]. Общие требования к рекламе, соответственно, к рекламной деятельности прописаны в статье 5 ФЗ № 38 «О рекламе».

Кроме вышеуказанного Федерального закона важнейшими нормативными актами, которые регламентируют отношения в сфере рекламы в настоящее время, являются:

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года, крайние изменения (редакция) вступили в силу 02.08.2019г., аббревиатура - КоАП РФ[30].

- Гражданский кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой 21 октября 1994 года, последняя редакция 17.07.2019г., аббревиатура - ГК РФ[31].

- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1, последняя редакция 18.03.2019 "О защите прав потребителей". Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав[32].


- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года, последняя редакция 18.07.2019г. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения[33].

Влияние способа распространения рекламной деятельности на особенности правового регулирования

По способу распространения реклама подразделяется на рекламу в теле, радиопрограммах и радиопередачах, в периодических изданиях, на транспортных средствах, рекламу, распространяемую по телекоммуникационным сетям, и наружную рекламу.

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О рекламе", регламентирует порядок проведение рекламы в телепрограммах и телепередачах, в этой статье прописаны правила запуска рекламы в телепрограммах и телепередачах. Например, прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой[34].

Статья 15. Регламентирует порядок проведения рекламы в радиопрограммах и радиопередачах. Например, прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой[35].

Статья 16. Реклама в периодических печатных изданиях. Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях[36], не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.

Статья 17. Реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании. При кино- и видеообслуживании не допускается прерывание рекламой демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма[37].


Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы[38].

Статья 19. Наружная реклама и установка рекламных конструкций[39]. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Статья 20. Реклама на транспортных средствах и с их использованием. Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство[40].

Регулирование рекламы на транспортных средствах относится к сфере федеральной юрисдикции, поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе принимать собственные правила, касающиеся рекламы на транспортных средствах.

Таким образом, законодательная база регулирования рекламной деятельности в основном отражается в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О рекламе". Реклама может включать в себя любые методы агитации, информирования, убеждения (в рамках рынка), выставки, коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию (брошюры, каталоги, плакаты и др.), распространение сувенирной продукции, купонов и других средств стимулирования торговой деятельности. Законодательная база отображает правила поведение, ведения и распространения рекламной деятельности по разным методам ее осуществления.


Ответственность за нарушение законов

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена Гражданским и административным законодательством. Кроме того, за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации О рекламе ответственность может быть предусмотрена другими федеральными законами. Таким образом, закон оставляет возможность внести изменения в Уголовный кодекс РФ и установить ответственность за более серьезные нарушения, к которым в первую очередь относится ложная реклама, причинившая серьезный ущерб потребителям. В настоящее время это не так, но соответствующие предпосылки для внесения изменений уже заложены в редакции Федерального закона № 38-ФЗ.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ)[41] распространяется также на заведомо ложную рекламу или распространение недостоверной информации, некорректные сравнения и т.п. Статья 14 Закона озаглавлена "запрещение недобросовестной конкуренции". Здесь композиции почти идентичны. И поэтому, если дело возбуждено не по федеральному закону № 38-ФЗ, то дело возбуждается, соответственно, по статье 14 Федерального закона № 135-ФЗ. Грань между применением обоих законов очень тонкая, и при необходимости можно применять сразу два закона.

Поскольку в данном случае регулятор является единственным, по сути, регулятором (антимонопольной службой) и решает, какой закон эффективнее применять для защиты интересов пострадавшего участника рынка. Поэтому все эти грани и степени, принципиально и концептуально, абсолютно ничего не изменилось. Эффективность правоохранительных органов осталась на прежнем уровне.

Статья 14 Федерального закона № 135-ФЗ[42] определяет пять форм недобросовестной конкуренции. Список, содержащийся в этой статье, является приблизительным и не исчерпывающим.

Российское антимонопольное законодательство не допускает недобросовестной конкуренции в виде распространения недостоверной или искаженной информации, которая может причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации.

Вторая форма недобросовестной конкуренции - это форма введения потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товаров или их производителей.

Третья форма - некорректное сравнение товаров, произведенных или реализованных хозяйствующим субъектом, с товарами других хозяйствующих субъектов.


Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации «О рекламе» влечет ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, в том числе упущенной выгоды, возмещении вреда, причиненного здоровью физических и (или) имуществу физических или юридических лиц, возмещении морального вреда, публичном опровержении ложной рекламы (контррекламы).

Особенности доказывания по делам о компенсации морального вреда отражены в параграфе 4 главы 59 ГК РФ[43].

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, (который оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В случае установления антимонопольным органом факта распространения ложной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении ложной рекламы (контррекламы) за счет рекламодателя. В этом случае суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки такого опровержения.

Физические и юридические лица, чьи права и законные интересы были нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы также вправе требовать публичного опровержения.

Далеко не каждое нарушение рекламного законодательства влечет за собой обязанность по проведению контррекламы. Контррекламу нарушитель обязан осуществлять от своего имени.

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании Федерального закона №38-ФЗ в том числе[44]: