Файл: УП_Финансы орг-ий_Мушовец.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.01.2020

Просмотров: 2323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гарантией являются равные права инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности. Они самостоятельно определяют объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций , по своему усмотрению на договорной основе ( могут по конкурсу или через торги подряда ) привлекают юридических и физических лиц в проектно-строительный и монтажный процесс.

Инвесторы имеют право владеть, пользоваться, распоряжаться объектами капитальных вложений. Участники инвестиционной деятельности , выполняющие соответствующие виды работ, должны располагать лицензиями или сертификатами на право их осуществления.

Государство регулирует инвестиционную деятельность . Оно осуществляется по следующим направлениям .

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности : принятие инвестиционных программ и финансирование из бюджета ; предоставление централизованных финансовых ресурсов на основе платности, срочности, возвратности ; предоставление гарантий правительством по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов ; проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов ; предоставление компенсаций национальным и иностранным инвесторам .

2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности : оказание государственной поддержки этим направлениям деятельности ; защита интересов инвесторов и создание свободных экономических зон ; принятие государственных антимонопольных мер в области производства ; содействие развитию рынка ценных бумаг ; определение условий владения, пользования и распоряжения природными ресурсами ; проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой , денежно-валютной политики.

Государственная поддержка ( стимулирование ) инвестиционной деятельности осуществляется в виде предоставления льгот по налогам и таможенным пошлинам, гарантий правительства Республики Беларусь, централизованных инвестиционных ресурсов.

Государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется за счет средств республиканского бюджета или местных источников. Централизованные источники ежегодно составляют не менее 10 % от общего объема государственных капитальных вложений, установленных Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

Права инвесторов, их взаимоотношения должны подкрепляться соответствующими обязанностями. В соответствии с законодательством республики инвестор обязан соблюдать нормы и стандарты, выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предоставлять в установленном порядке бухгалтерскую статистическую отчетность.

Инвестор должен предоставлять в финансовые органы декларацию об объемах, источниках осуществляемых им инвестиций, получать необходимые решения государственных органов и специализированных служб на капитальное строительство, иметь заключения экспертизы инвестиционных проектов по соблюдению санитарно-гигиенических норм.


Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в современных условиях следующих формах :

а) создание юридического лица ;

б) приобретение имущества или имущественных прав, а именно доли в уставном капитале юридического лица, недвижимости, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, оборудования , др. основных средств.

Воспроизводство основных фондов в организациях может осуществляться за счет капитальных вложений ( прямых

инвестиций ), путем передачи объектов основных производственных фондов учредителями в счет взносов в уставный капитал ( фонд ) .


6.2. Источники финансирования инвестиций организаций в основные фонды


Современный этап научно - технического прогресса создает большие возможности для развития производства, но одновременно предъявляет повышенные требования к производителям. Организации должны постоянно обновлять свой экономический потенциал, особенно их активную часть, осваивать новую технику и технологию. А это требует больших средств . Хозяйственные структуры обязаны постоянно решать эти проблемы по изысканию источников финансовых ресурсов для обновления своего производства. Долгосрочные вложения на эти цели в экономической литературе принято обозначать как инвестиции.

Наиболее распространенными источниками финансирования долгосрочных вложений являются.

1. Собственные и приравненные к ним средства :

первоначальные взносы учредителей в момент создания организации ; амортизационные отчисления ; чистая прибыль ; ассигнования из бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе ; экономия от снижения себестоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом ; мобилизация ( иммобилизация ) внутренних ресурсов ; прочие источники.

2. Средства финансового рынка : кредиты банков; коммерческие кредиты организаций - поставщиков ; ссуды других субъектов ;

бюджетные кредиты и займы ; эмиссия ценных бумаг ; долевое участие в строительстве юридических и физических лиц ; средства внебюджетных фондов ; лизинг ; благотворительные взносы и пожертвования ; финансовые операции доверительного управления.

Важнейший источник инвестиций - амортизационные отчисления. По каждому инвентарному объекту они начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта на учет, до полного погашения его стоимости либо списания по каким либо причинам с бухгалтерского учета.

Амортизационные отчисления являются объектом финансового планирования. Плановая сумма амортизационных отчислений определяется по формуле :

А п = ОПФ * Н а , где

А п - плановая стоимость амортизационных отчислений ,

руб . ;ОПФ - средняя стоимость амортизируемых основных производственных фондов, руб. ;Н а - норма амортизации.

Средняя стоимость амортизируемых основных производственных фондов ( ОПФ ) на плановый год исчисляется по формуле :


ОПФ = ОПФ н + (В1 * М / 12) - [ В 2 *( 12-М)/12 ], где

ОПФ н - первоначальная ( восстановительная ) стоимость ОПФ на начало планируемого года , руб . ; В 1 - стоимость ОПФ, вводимых в эксплуатацию в плановом году, руб. ;В 2 - стоимость ОПФ, выбывающих из эксплуатации в плановом году , руб.;

М - число полных месяцев функционирования вводимых

ОПФ ; ( 12 - М ) - число месяцев , остающихся до конца года после выбытия ОПФ .

Средняя норма амортизации ( Н а) , которая сложилась в организации в базовом ( отчетном ) году определяется делением начисленных за год амортизационных отчислений на среднюю стоимость ОПФ отчетного года.

Мобилизация ( иммобилизация ) внутренних ресурсов организации связана с тем, что для проведения строительно - монтажных работ хозяйственным способом субъект хозяйствования должен обеспечить собственное строительное подразделение определенным объемом оборотных средств, именуемых активами ( О ).

Они необходимы на формирование запасов непрокредитованного оборудования требующего монтажа ; на покрытие затрат по образованию запасов основных и вспомогательных материалов , конструкций, малоценных и быстроизнашивающихся конструкций, по незавершенному производству строительно - монтажных работ и на формирование минимальных остатков денежных средств.

При определении размера оборотных активов учитывается также состояние расчетов за выполненные строительные работы и с поставщиками товарно - материальных ценностей. В этом случае устанавливается кредиторская задолженность ( К ).

Расчет размера мобилизации ( иммобилизации ) внутренних ресурсов в строительстве определяется по формуле :

М = ( О1 - О 2 ) - ( К 1 - К 2 ), где

О 1 - ожидаемое фактическое наличие оборотных активов строительства на начало года, руб . ;О 2 - плановая потребность в оборотных активах на конец планового года, руб. ;К 1 - ожидаемая фактическая кредиторская задолженность строительства на начало планируемого года, руб. ;К 2 - устойчивая кредиторская задолженность на конец планируемого года, руб.

Положительная величина (М )означает мобилизацию внутренних ресурсов. Это способствует уменьшению потребности строительного объекта в денежных ресурсах и позволяет учесть эту сумму как один из источников финансирования капитальных вложений.

Отрицательная величина (М) называется иммобилизацией. В этом случае происходит плановое увеличение потребности в оборотных средствах, требующее роста объема капитальных вложений.

Экономия от снижения себестоимости строительно - монтажных работ в организации устанавливается в процентах к сметной стоимости работ и достигается на основе организационно- технических мероприятий , проводимых соответствующими службами.

К прочим источникам средств, образуемым в процессе проведения работ хозяйственным способом организацией , относятся :


экономия от снижения цен на оборудование ; доходы от попутной добычи ископаемых ; амортизационные отчисления по строительной технике ; средства , полученные в результате ликвидации воздвигнутых на период строительства временных зданий и сооружений .

В современных условиях одним из методов финансирования капитальных вложений является лизинг.

Лизинг - инвестиционная деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные ( заемные ) средства объекта лизинга в собственность и передачей его другому субъекту хозяйствования на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа.

В лизинговой сделке участвуют : банк ( лизинговая

компания ); поставщик ; лизингодатель ; лизингополучатель.

Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты, обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов. Объектом лизинга является собственность лизингодателя в течение договора лизинга.

Лизингодатель - юридическое лицо, передающее по договору лизинга специально приобретенный для этого за счет собственных

( заемных ) средств объект лизинга.

Лизингополучатель - субъект хозяйствования , получающий объект лизинга во временное владение и пользование по договору лизинга.

Различают : финансовый и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг - лизинговые платежи в течение договора лизинга возмещают стоимость объекта в размере не менее 75 % его первоначальной стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом или продлением договора лизинга или возвратом предмета договора.

Оперативный лизинг - лизинговый платеж в течение договора лизинга возвращает лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере менее 75 % его первоначальной стоимости. После истечения срока договора лизинга, лизингополучатель возвращает лизингодателю объект лизинга.

Лизинг имеет ряд преимуществ для субъектов хозяйствования. Прежде всего, благодаря лизингу приобретается оборудование без значительных первоначальных инвестиций.

При эксплуатации оборудования есть возможность начислять ускоренную амортизацию и относить лизинговые платежи на себестоимость продукции.

В Республике Беларусь чаще в лизинг сдается грузовая техника, промышленное оборудование, компьютерная техника, оргтехника , мебель.


6.3. Инвестиции организаций в ценные бумаги


В современных условиях белорусские организации ,зачастую, обращаются на фондовый рынок для продажи или для покупки ценных бумаг. Как известно, финансирование денежных средств в покупку ценных бумаг относится к портфельным инвестициям.

С помощью портфельных инвестиций организации реализуют три цели : извлекают дополнительный доход ; обеспечивают сохранность капитала организации от воздействия инфляции ; обеспечивают прирост капитала.


Совокупность ценных бумаг, которые принадлежат организации и управляемых как единое целое называется портфелем ценных бумаг. Различают типы портфелей ценных бумаг : портфели роста ( связаны с акциями, у которых быстро растет курсовая стоимость ) ; портфели дохода ( связаны с получением высоких текущих доходов ); портфели рискованного капитала ( охватывают ценные бумаги молодых венчурных компаний) ; сбалансированные портфели ( они состоят из ценных бумаг, с быстро растущей курсовой стоимостью и частично из высокодоходных ценных бумаг ) ; специализированные портфели (принадлежат отраслям, регионам, фондам ).

Ценные бумаги можно купить или продать на фондовом рынке ( рынке ценных бумаг).

Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского и коммерческого кредита и является важным источником финансовых ресурсов. Он обеспечивает возможно быстрый перелив финансовых средств и инвестиций в производство.

Рынок ценных бумаг выполняет такие функции, как : сводит покупателей с продавцами ценных бумаг ; способствует стабилизации цен на ценные бумаги , уравновешивая их спрос и

предложение ; способствует перемещению капиталов в отрасли с повышенной нормой прибыли ; выполняет посредническую роль в процессе сбора денежных средств у их владельцев ; осуществляет эффективное размещение этих денежных средств.

Ценные бумаги выпускаются в Республике Беларусь ,прежде всего, с целью : мобилизации и более рационального использования временно свободных финансовых ресурсов организаций , банков, коммерческих структур, кооперативов и сбережений населения ; создания новых или расширения и технического перевооружения уже действующих производств ; пополнения оборотных средств организаций.

Посредством рынка ценных бумаг появляется возможность у хозяйственных структур получить дополнительные средства и вовлечь их в инвестиционную сферу .

Принято различать первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок ценных бумаг представляет собой размещение ценных бумаг через их продажу непосредственно после эмиссии. Посредством первичного оборота , главным образом, осуществляется финансирование воспроизводственного процесса - первичное размещение происходит с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Первичный рынок подразделяется на : рынок первых

эмиссий ; рынок повторных эмиссий .

Вторичный рынок ценных бумаг имеет дело с ранее выпущенными ценными бумагами. То есть , на нем осуществляются сделки купли - продажи уже выпущенных ценных бумаг. В нем участвуют : фондовая биржа ; внебиржевой рынок.

В настоящее время рынок ценных бумаг в республике находится на первоначальном этапе своего развития, поэтому предприниматели стремятся отконвертировать , имеющиеся у них , быстро инфляцирующие белорусские рубли в твердую валюту и вывезти за пределы республики. Государству это не выгодно.