Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (Недобросовестная конкуренция: условия, признаки, виды).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 1054
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
1. Недобросовестная конкуренция: общая характеристика и ключевые аспекты
1.2. Недобросовестная конкуренция: условия, признаки, виды
2. Добросовестная конкуренция: общая характеристика
2.1. Добросовестная конкуренция: определение, методы
2.2. Реклама как важнейший метод ведения конкурентной борьбы
2. Действия рассматриваются как преступления, если они противоречат как правовым нормам законодательства, так и традициям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
3. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть как российские, так и зарубежные компании, ведущие свою финансово-хозяйственную деятельность, а так же индивидуальные предприниматели.
4. Главная задача субъектов недобросовестной конкуренции определяется как приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
5. Вследствие действий конкурентам могут быть причинены убытки или причинен ущерб их деловой репутации. Вместе с тем законодателем допускается, что довольно только возможной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации с целью квалификации такого рода правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Как уже было отмечено нами выше, недобросовестная конкуренция предполагает всевозможные направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат закону, условиям добросовестности и разумности и могут нанести либо причинили убытки иным хозяйствующим субъектам - конкурентам или причинить ущерб их деловой репутации.
Существует несколько видов недобросовестной конкуренции:[5]
1) смешение между деятельностью (товарами, работами, услугами) конкурентов (паразитирование) - реализация, обмен либо другое введение в оборот товара с незаконным использованием итогов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, исполнения работ, услуг.
Правообладателями этих объектов считаются:
1 обладатели патентов на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение;
2 владельцы свидетельств о регистрации товарного знака, символа обслуживания, названия мест происхождения товара, нужной модели;
3 владельцы фирменных наименований, которые не требуют отдельной регистрации и извлечения специального охранного документа;
4 обоснованные пользователи объектов промышленной собственности на основе соглашения с правообладателем, кроме названия места происхождения товара, владельцу которого не разрешено выдавать на него лицензии третьим лицам;
2) дискредитация соперника и его деятельности (товаров, работ, услуг), целью которой считается приобретение эффекта в экономическом соперничестве за счет дискредитации конкурента перед потребителями и предпринимателями.
Дискредитация подразделяется на:
a) непосредственную, т.е. распространение ложных, неточных либо искаженных данных, которые готовы причинить убытки иному хозяйствующему субъекту либо финансовой организации или нанести ущерб их деловой репутации;
b) косвенную, т.е. некорректное сопоставление хозяйствующим субъектом либо финансовой системой изготавливаемых, либо реализуемых им товаров (услуг) с продуктами (предложениями) иных хозяйствующих субъектов (финансовых учреждений);
3) нарушение работы конкурента - получение, применение, разглашение информации, составляющей коммерческую и должностную тайну и оберегаемую законом тайну и др.
Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией
Противодействие недобросовестной конкуренции входит в круг задач обеспечения безопасности предприятия в целом. Для ее решения нужно применение комплекса мер законного, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера[6]:
-реализации мер противодействия всем видам шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического и т.д.);
-предупреждения переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной информацией;
-всестороннего изучения деловых партнеров и конкурентов;
-своевременного выявления и адекватного реагирования на дезинформационные мероприятия;
-разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности;
-реализации мер по защите коммерческой и иной информации;
-реализации мер по защите интеллектуальной собственности;
-выявления негативных тенденций среди персонала предприятия, информирования о них руководства предприятия и разработки соответствующих рекомендаций;
-организации взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия;
-возмещения материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.
Для противодействия шпионажу необходимо полностью обезопасить все важные объекты от возможности перехвата или хищения важной информации. Для этого необходимо обеспечить защиту от прослушивания помещений, защиту технических средств обработки информации и защиту коммуникаций.
Всестороннее изучение деловых партнёров необходимо для предупреждения возможных действий конкурентов, результатом действий которых может стать обман, срыв сроков или разрыв контрактов с деловыми партнёрами. Изучение конкурентов же на первый взгляд не кажется необходимым, но только обладая информацией о возможных источниках проблем становится возможным и их эффективное решение..
Разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности. Наличие определённого внутреннего распорядка и правил (к примеру система пропусков на территорию предприятия, правила уничтожения служебной документации и т. д.) способны помочь в обеспечении защиты секретной информации.
Комплекс мер по защите коммерческой и иной информации включает в себя не только защиту от шпионажа, но и чёткое распределение уровня «посвященности» в секреты предприятия различных сотрудников в пределах необходимых для их нормальной работы.
Приведем еще несколько примеров недобросовестной конкуренции. Прежде чем установить факт недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган и/или суд при рассмотрении дела обязаны установить наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами (заявителем жалобы/истцом и ответчиком). Если же факт конкуренции не установлен, привлечение лица к ответственности за нарушение Закона № 135-ФЗ становится невозможным.
В антимонопольный орган обратились с заявлением три компании - производители и поставщики противогазов. После проверки заявления в отношении ЗАО «К» было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о конкуренции (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 135-ФЗ) в связи с распространением ложных, неточных или искаженных сведений в отношении потребительских свойств и качества производимого и реализуемого товара заявителей, производителей и поставщиков противогазов, а также в связи со сравнением в некорректной форме товаров заявителей с противогазами, производимыми ОАО «С», ОАО «Э» и ОАО «Т». Это могло причинить убытки заявителям либо нанести ущерб их деловой репутации.
Антимонопольный орган затребовал и изучил доказательства, в т.ч. учредительные документы сторон, и установил отсутствие конкуренции между компаниями-заявителями и ЗАО «К». Как оказалось, последнее общество не производит и не продает противогазов, т.е. заявители и ЗАО «К» осуществляют деятельность на разных товарных рынках и не являются конкурентами.
Одновременно выяснилось, что учредителями ЗАО «К» являлись три указанные выше ОАО. Эти общества были конкурентами компаний-заявителей (осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке – на рынке производства и реализации противогазов). При рассмотрении дела комиссия антимонопольного органа установила, что по договорам со своими тремя акционерами «ЗАО «К» обязалась оказать ряд услуг, в т.ч. содействовать продвижению производимых ими товаров, распространять рекламные материалы и представлять продукцию, консультировать потребителей этой продукции и пр.
При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что информацию о качестве, характеристиках и потребительских свойствах продукции компаний-заявителей ЗАО «К» распространило в порядке собственной инициативы (доказательств обратного не нашлось) и что акционеры ЗАО «К» не уполномочивали общество распространять информацию о качестве, характеристиках и потребительских свойствах продукции конкурентов.
Производство по делу о нарушении законодательства о конкуренции антимонопольный орган прекратил, но материалы в соответствии с решением комиссии УФАС были направлены в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.
Еще один пример.
Начиная с 2003 года на нескольких отечественных фабриках пищевой промышленности было налажено производство и введение в оборот соусов «Тысяча островов»/«1000 островов». Рецепт соуса неоднократно публиковался в кулинарных сборниках. С мая 2005 г. реализацию соуса с таким названием начало и ООО «Преображенский молочный комбинат».
О том, что соус уже введен в оборот конкурентами, ООО не могло не знать. Однако оно подало заявку на регистрацию товарного знака и впоследствии получило правоустанавливающие документы, которые предоставляли возможность осуществлять реализацию соусов под названием «Тысяча островов»/«1000 островов».
Тем не менее по факту проведенных разбирательств 31 октября 2008 г. ООО «Преображенский молочный комбинат» назначено административное наказание в виде административного штрафа за факт недобросовестной конкуренции в размере 100 000 рублей. УФАС РФ г. Москвы установило, что действия общества, связанные с приобретением и использованием исключительных прав на словесный товарный знак «Тысяча островов» по свидетельству № 328276 и «1000 островов» по свидетельству № 330230 противоречат принципам добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимущества в предпринимательской деятельности и могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов и являются недобросовестной конкуренцией.
В заключение отметим, что сами по себе действия, направленные на регистрацию известного обозначения как товарного знака, суды не рассматриваю как акты недобросовестной конкуренции, если это не сопряжено с какими-либо действиями новоявленного правообладателя, направленными на ограничение других производителей, продавцов в использовании обозначения.
2. Добросовестная конкуренция: общая характеристика
2.1. Добросовестная конкуренция: определение, методы
Добросовестная конкуренция представляет собой признак «здорового» рынка, в котором фактическую пользу от используемых методов в конкурентной борьбе приобретает конечный потребитель.
В условиях реализации добросовестной конкуренции, предприятия в практике своей деятельности применяют повышение качества и характеристик реализуемой товарной продукции, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Очевидно, что самый популярный метод добросовестной конкуренции представляет собой «война цен», иначе говоря, манипулирование уровнями цен с целью привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов. Для достижения этих целей на практике применяют - снижение цен, распродажи, акции, увеличение срока потребительского кредитования и т.д. Заметим, что так называемая «война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов либо чтобы отвоевать долю уже освоенного рынка.
Не менее эффективным представляет собой метод конкурентной борьбы, предполагающий улучшение качества реализуемой товарной продукции. Качественная продукция способствует как привлечению покупателей, так и отличается более долгосрочным эффектом в конкурентной борьбе. Данное обстоятельство обуславливается тем, что для принятия ответных мер предприятиям-конкурентам становится необходимым достаточно значительное количество времени и материальных затрат на разработку и изготовление товарной продукции, которая по качественным показателям будет лучше либо хотя бы не хуже продукта – лидера продаж.
Не лишними для борьбы с конкуренцией будут различные маркетинговые исследования, которые на основании запросов потребителей к качеству и характеристикам продукта помогут при разработке товарной продукции. Посредством их возможно и прогнозирование ситуации на рынке, рисков и ответных стратегий компаний-конкурентов на введение на рынок новой товарной продукции.
Добросовестной конкуренцией на рынке характеризуется такая ситуация, при которой не формальными, а реальными методами обеспечиваются равные условия, чтобы могли функционировать все без исключения субъекты рыночных отношений и сбалансировать все их интересы.