Файл: Добросовестная и недобросовестная конкуренция (Недобросовестная конкуренция: условия, признаки, виды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 953

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В рыночной системе успешно взаимо­действуют между собой многие экономические переменные, ни один сектор экономики не может существовать обособленно, производители и потребители товаров общаются между собой на языке цен и с его помощью решают важнейшие социально-экономические пробле­мы.

Общеизвестно, что конкуренция – один из двигателей экономики страны в глобальном плане и один из главных принципов развития своего бизнеса в локальном. Именно во многом благодаря конкуренции происходит экономический рост, разрабатываются и совершенствуются товары и услуги, улучшается качество сервиса, создаются и развиваются новые формы бизнеса.

Однако поскольку свободных рыночных ниш сейчас уже практически не существует, вести конкурентную борьбу становится все сложнее. Ведь участников бизнеса становится все больше, а количество их клиентов остается таким же, следовательно, уровень конкуренции растет все сильнее, и далеко не каждый бизнесмен владеет теми способностями и ресурсами, которые позволяли бы ему честно побеждать в этой конкурентной борьбе. На этом фоне все чаще стала появляться недобросовестная конкуренция.

Все эти тенденции предопределяют актуальность изучения специфики конкуренции (как добросовестной, так и недобросовестной) между хозяйствующими субъектами.

Цель работы – дать характеристику и провести краткое аналитическое исследование добросовестной и недобросовестной конкуренции между субъектами, ведущими свою хозяйственную деятельность на территории РФ

В силу этого были поставлены следующие задачи:

1) изучить недобросовестную конкуренцию. Для чего следует представить общую характеристику и ключевые аспекты:

- недобросовестная конкуренция: определение и формы,

- недобросовестная конкуренция: условия, признаки, виды.

2) рассмотреть добросовестную конкуренцию:

- добросовестная конкуренция: определение, методы,

- реклама как важнейший метод ведения конкурентной борьбы и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия исследуемого в данной работе вопроса.

Объектом исследования в данной работе является специфика проявления конкуренции в современных рыночных условиях. Предмет исследования – методика ведения конкурентной борьбы, исходя из регулирования конкурентных отношений.

Проблемы специфики конкурентной среды и борьбы были достаточно широко изучены рядом экономистов, среди которых можно отметить следующих: И.Бертран, А.Смит, А.Маршалл, Дж.Робинсон, Е.Чемберлином, И.Шумпетер, М.Портер, П.Кругман, Р.Нельсон, В.Оучи, Ж.-Ж.Ламбен, Г.Стиглер и прочими. В свою очередь, стремительный рост отечественного рынка оказался настолько скор, что российские экономисты не всегда успевали осмыслить современные реалии. Среди прочих можно отметить таких как - А.Н. Варламо, В.М. Гальперин, Н. Носова, С.А. Паращук, С. Светуньков, А. Юданов и пр.


Научная новизна данного исследования состоит в теоретическом обосновании особенностей конкурентной борьбы в современных российских условиях, развитие конкурентных стратегий организаций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов работы в своей деятельности хозяйствующими субъектами в условиях современного отечественного рынка.

Методологическая основа исследования данного вопроса - системный подход, позволивший рассмотреть подробным образом всю специфику проявления конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами. Теоретическая основа - профильная литература.

Структура данной работы будет представлять собой две главы, каждая из них подробно ответит на поставленный перед нею вопрос.

1. Недобросовестная конкуренция: общая характеристика и ключевые аспекты

Недобросовестная конкуренция: определение и формы

Недобросовестная конкуренция представляет собой определенные действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при реализации собственной предпринимательской деятельности, которые:

- противоречат правовым нормам российского законодательства, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,

- причиняют либо способны причинить убытки прочим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанесли либо способны нанести вред их деловой репутации.

Придерживаясь стандартов, принятых в общеевропейской практике, а также традициям и обычаям делового оборота, в Законе о защите конкуренции[1] включены определенные оценочные и неопределенные понятия, так, например - добропорядочность, разумность, справедливость, допустимость. Очевидно, что данные понятия следует относить к нормам морали и нравственности, вследствие чего не могут быть должным и исчерпывающим образом описаны законодательной нормой. Факт признания действий хозяйствующего субъекта недобропорядочными, неразумными и несправедливыми относительно к прочим субъектам на рынке устанавливает экспертный совет антимонопольного органа.

Зачастую решения такого совета, главным образом, базируются на проведенных социологических исследованиях, экспертизах, и, помимо этого, на мнении профессиональных ассоциаций и союзов участников того рынка, на котором обнаружены нарушения. К таким можно отнести:


- РСПП — Российский союз промышленников и предпринимателей,

- АКОРТ — Ассоциация компаний розничной торговли,

- ОПОРА России — Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства и иные.

Отметим, что решение экспертного совета об установлении в действиях хозяйствующего субъекта признаков недобросовестной конкуренции допускается к обжалованию в судебном порядке.

Принимая во внимание, что антимонопольное законодательство отличается экстерриториальным характером, следует заметить, что к обязательствам, которые возникают из недобросовестной конкуренции, применяется право того государства, рынок которой затронут подобного рода конкуренцией.[2]

На практике выделяют следующие ключевые формы недобросовестной конкуренции:

  1. распространение определенного характера информационных данных о конкуренте и его товаре. Так, к примеру, может распространяться ложная, неточная либо искаженная информация, которая своим распространением способна причинить убытки другому хозяйствующего субъекту или нанести ущерб его деловой репутации; а также ввести потребителей в заблуждение касательно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товарной продукции либо его изготовителей. То же касается некорректного сравнения производимой либо реализуемой товарной продукции относительно продуктов конкурентов.
  2. экономический и промышленный шпионаж. Иначе говоря, здесь имеет место получение, использование, разглашение данных, которые содержат в своем составе коммерческую, служебную либо какую-либо иную тайну, охраняемую на законодательном уровне.
  3. незаконное приобретение и использование прав на средства индивидуализации юрлица, его товара (работ, услуг). Здесь стоит отметить, что по обыкновению именно по этому основанию хозяйствующие субъекты привлекаются к ответственности за недобросовестную конкуренцию. В том случае, если нарушение исключительного права признается как недобросовестная конкуренция, его защита может осуществляться как гражданско-правовыми способами, так и согласно правовым нормам антимонопольного законодательства страны (п. 7 ст. 1252 ГК РФ).

Исходя из практического опыта, были ситуации, когда действия самого правообладателя были признаны как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ) либо как недобросовестная конкуренция. В таком случае правовая охрана исключительного права (допустим, товарного знака) может быть признана как недействительная (пп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ).


К примеру, в течение нескольких последних лет одна из российских компаний торговала водкой под названием «Русский стандарт Платинум». Иной хозяйствующий субъект по истечению какого-то времени зарегистрировал товарный знак «Platinum» по 33-му классу Международной классификации товаров и услуг «Алкогольная продукция». Правообладатель предъявил владельцу водки требование о заключении лицензионного соглашения на использование товарного знака, по условиям которого размер лицензионных платежей на порядок был выше объемов продаж данной товарной продукции. Суд постановил, что такое требование, хоть формально и является верным, однако его необходимо считать недобросовестной конкуренцией.

Приведем еще примеры недобросовестной конкуренции. Осенью 2012 года ООО «Издательский Дом «Флагман» нарушил первую часть 14 статьи закона «О защите конкуренции», указав неверное количество экземпляров журнала «Интерьер & Дом» в выходных данных. Этот акт является незаконным, так как была распространена недостоверная информация. Журнал с большим тиражом имеет преимущества перед рекламодателем. Производитель указал 5 тысяч экземпляров, что не соответствовало реальности.

Обратимся к другому зафиксированному случаю недобросовестной конкуренции. В 2009 году ООО «Алкой-Холдинг» выпустил продукт практически идентичный конкурентному товару и продавал его по сниженной цене. Точки сбыта БАД «Коэнзим Q 10. Энергия клеток» и БАД «КУДЕСАН» были одинаковыми. Сходство продуктов в дизайне и составе привело к тому, что покупатель останавливался на более дешевой добавке, что повлекло снижение спроса на продукт конкурентов.

На практике фирмы часто стараются воздействовать на мнение покупателя, используя методы недобросовестной конкуренции и рекламу.

К подобного рода форме недобросовестной конкуренции следует относить и реализацию товарной продукции под названиями, сходными до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. Так, например, в одном из городов РФ шла реклама и реализация пива под названием «Нововятское»; в это же время в этом же городе иной хозяйствующий субъект реализовывал пиво под зарегистрированным товарным знаком «Вятское». Арбитражным судом было вынесено постановление о следующем - реализация пива «Нововятское» представляет собой основание для административной ответственности за недобросовестную конкуренцию, не принимая во внимание от факт, приобрел ли нарушитель какие-либо экономические преимущества.


В качестве вывода резюмируем следующее:

Недобросовестная конкуренция представляет собой определенные действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при реализации собственной предпринимательской деятельности, которые:

- противоречат правовым нормам российского законодательства, а также обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости,

- причиняют либо способны причинить убытки прочим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанесли либо способны нанести вред их деловой репутации.

Определенное нововведение правовых норм российского законодательства - введение «оборотных» штрафов за недобросовестную конкуренцию, которая выражается во введении в оборот товарной продукции с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Подобного рода штрафные санкции подлежат расчету не в конкретном рублевом выражении, а в сумме от 1 до 15% выручки, которая была получена нарушителем по факту реализации соответствующей товарной продукции (ст. 14.33 КоАП РФ). [3]

1.2. Недобросовестная конкуренция: условия, признаки, виды

Недобросовестная конкуренция характеризуется тремя условиями действия:

1. Противоречие действий субъекта правовым нормам действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового выражения;

2. Отмеченные действия выражаются через негативные итоги для предприятия-конкурента в виде причинения убытков или нанесения ущерба его (предприятия) деловой репутации;

3. Присутствие направленности на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом аргументировать стремление к получению данных преимуществ необязательно.

Заметим, что отсутствие доказательств хотя бы одного из этих обстоятельств не дает основания действия субъекта охарактеризовать как недобросовестную конкуренцию.

Анализ законодательного определения дает возможность раскрыть следующие признаки недобросовестной конкуренции[4]:

1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может реализоваться лишь активными поступками; возможность пассивного действия в виде бездействия не предусмотрена.