Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 765
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1. Понятие пенсионной системы РФ и ее функции
1.2. Законодательство о пенсионном обеспечении в РФ
1.3. Характеристика современной пенсионной системы Российской Федерации
Глава 2. Программа пенсионной реформы и пути ее реализации
2.1. Программа пенсионной реформы в РФ
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования";
Приказ Минтруда России от 14.11.2014 N 881н "Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2014 N 35282).
Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
1.3. Характеристика современной пенсионной системы Российской Федерации
Система пенсионного обеспечения - совокупность социальных, экономических и правовых отношений, установленных с целью материального обеспечение граждан в старости, при наступлении инвалидности, потери кормильца и иных случаях, установленных законом.
На сегодняшний день в РФ функционирует трёхуровневая пенсионная система. Выделим следующие её звенья[5]:
Во-первых, это государственное пенсионное обеспечение. Это та часть пенсионного обеспечения, которая финансируется за счёт средств федерального бюджета. Пенсии в этой части выплачиваются тем категориям граждан, которые по каким-то причинам не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию, или тем, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;
Во-вторых, это обязательное пенсионное страхование. Оно подразумевает выплату трудовых пенсий по старости (в виде страховой и накопительной пенсий) и трудовых пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируется за счет страховых взносов работодателя. Основная доля пенсионного обеспечения приходится именно на эту категорию пенсий, а среди них большую часть составляют трудовые пенсии. Финансирование трудовых пенсий осуществляется за счёт взносов, осуществляемых работодателем. Сегодня трудовая пенсия разделена на 2 вида: страховую и накопительную. Страховая пенсия зависит от трудового прошлого граждан, то есть от стажа, заработной платы и добросовестности работодателя при уплате страховых взносов, а так же от базовых показателей, установленных в конкретный период времени государством. Накопительная пенсия зависит в основном от того, как гражданин сам позаботится о своём пенсионном будущем и складывается из суммы, накопленной за счёт поступления страховых взносов, инвестиционного дохода, добровольных взносов будущего пенсионера, а также средств материнского капитала.
В-третьих, негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
В целом, трёхуровневая система пенсионной системы Российской Федерации позволяет осуществить переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа, что повышает устойчивость пенсионной системы. Кроме того, дифференциация пенсий стимулирует граждан (особенно со средними и высокими доходами) участвовать в пенсионной системе, а значит, и легализовать свои заработные платы.
В каждой цивилизованной стране обязательное (государственное) пенсионное обеспечение является неотъемлемым условием не только устойчивого социального развития общества, но и стабильности всей его экономической и политической системы, поскольку непосредственно затрагивает интересы всех слоев населения и в максимальной степени, его нетрудоспособной части, а в нашей стране — это почти треть населения.
Обязательное пенсионное обеспечение представляет собой одну из главных конституционных социальных гарантий Российской Федерации как социального государства. После начала рыночных преобразований в нашей стране основным экономическим механизмом реализации пенсионного обеспечения становится обязательное пенсионное страхование. Наряду с обязательным пенсионным страхованием, на которое получили право более 95% пенсионеров, сохраняется экономический механизм государственного пенсионного обеспечения.
Помимо указанных экономических механизмов обязательного пенсионного обеспечения начиная с середины 1990-х годов получил развитие экономический механизм добровольного (дополнительного) пенсионного страхования, который предусматривает формирование финансовых ресурсов и регулярную денежную выплату негосударственной пенсии в соответствии с пенсионным договором (соглашение между фондом и вкладчиком фонда) и условиями пенсионной схемы (совокупность требований по уплате пенсионных взносов и формированию пенсионных выплат).
В условиях рыночных экономических отношений, на которые наша страна перешла в конце прошлого столетия, обязательное пенсионное страхование как социально-экономическая модель осуществления конституционного права каждого человека на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности не имеет альтернативы. По мере развития рыночных отношений в нашей стране страховые принципы пенсионного обеспечения объективно должны будут все более глубоко внедряться в пенсионную систему.
Переход нашей страны в период становления рыночных отношений на страховые принципы пенсионного обеспечения объективно требует радикальной перестройки всей сложившейся за советский период государственной системы пенсионного обеспечения, поскольку пенсионное страхование и пенсионное обеспечение, как социально-экономические модели, между собой имеют принципиальные различия, которые обусловлены институциональными трансформациями, изменениями социальных ориентиров и финансовых источников.
Такой метод, основанный на социально-уравнительных ориентирах общества, нивелировал экономические интересы участников пенсионной системы, поскольку приводил к нивелированию государственных пенсионных обязательств у основных контингентов работников.
В отличие от системы пенсионного обеспечения система обязательного пенсионного страхования должна строиться таким образом, чтобы наиболее эффективно выполнять функцию по материальному обеспечению каждого застрахованного в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) лица строго в соответствии с величиной его участия в формировании фонда. В пенсионной системе, построенной на страховых принципах, радикально трансформируется экономическая сущность ключевого элемента системы - пенсии. Исходя из экономического механизма формирования пенсионных прав застрахованных лиц их страховая пенсия представляет собой отложенную часть (в форме страховых отчислений) их собственного заработка/дохода и должна выполнять функцию возмещения (компенсации) этого заработка, который утрачивается при наступлении страхового случая (старости, инвалидности, потери кормильца)[6].
Пенсионная система, использующая экономический механизм распределительно-солидарного типа, каковой была раньше отечественная пенсионная система и остается в настоящее время ее большая часть, предусматривает трансформацию накопленных пенсионных прав предшествующего поколения застрахованных лиц в пенсионные обязательства последующих поколений застрахованных лиц. Попросту говоря, финансовым источником материального обеспечения пенсионеров должны быть все трудоспособные граждане, занятые в экономике страны, то есть более молодое поколение людей материально обеспечивает старшее поколение.
В этом отражается главный солидарный принцип данного типа пенсионной системы. Другой принцип - распределительный — отражается в способе учета и перераспределения пенсионных прав одних категорий застрахованных лиц другим категориям исходя из законодательно установленных социальных интересов этих лиц: отраслевых, региональных, профессиональных, демографических, тендерных, медицинских и даже политических.
Понятно, что без непосредственного участия всех органов государственного управления такое масштабное по времени и финансовым ресурсам перераспределение денежных средств реализовать невозможно. Именно поэтому пенсионное страхование должно опираться на принцип безусловной обязательности и носить принудительный характер. При этом органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) должны участвовать в пенсионной системе с целью осуществления строгого контроля за реализацией данного экономического механизма перераспределения финансовых ресурсов.
Так, законодательные органы власти принимают необходимые законы, регулирующие пенсионные отношения между участниками пенсионной системы и утверждают объемы текущего финансирования (в форме бюджета ПФР). Органы исполнительной власти в лице налоговых и финансово-кредитных и казначейских органов осуществляют сбор, фискальный контроль за сбором, аккумуляцией и распределением финансовых ресурсов бюджета ПФР. Органы судебной власти должны рассматривать и принимать решения по вопросам пенсионного обеспечения, в той или иной степени не обеспеченные законодательными и нормативными основаниями.
Если солидарный принцип данного типа пенсионной системы по своей экономической эффективности является безальтернативным, то принцип всеобщего перераспределения пенсионных прав, как показала практика многих стран, имеет ряд недостатков, которые требуют систематической корректировки экономического механизма его реализации в рамках действующей государственной пенсионной программы. Такая корректировка чаще всего выражается в периодическом регулировании или ограничении масштабов перераспределения пенсионных прав между отдельными категориями застрахованных лиц с целью предотвращения потери ими пенсионных прав (либо их необоснованного завышения), что в конечном итоге неизбежно приводит к уменьшению дифференциации и уравнительности размеров пенсии.
Основные страховые принципы современной пенсионной системы формировались в период радикальной перестройки государственного устройства нашей страны 1990-х голов, когда были приняты базовые пенсионные законы, среди которых центральное место занимал закон №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в последующем многократно изменявшийся и дополнявшийся. Данный закон номинально ликвидировал уравнительно-распределительные механизмы и установил прямую зависимость размера трудовой пенсии от продолжительности трудового стажа и величины заработка. Реально же в нем были сохранены предельные ограничения на уровень пенсионных выплат- не более трех минимальных размеров трудовой пенсии[7].
Помимо указанного закона функционирование страховой пенсионной системы на начальном этапе перестройки непосредственно регулировалось комплексом законодательных и нормативных актов, в той или иной степени затрагивавших вопросы государственных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами. Эти пенсионные законодательные акты должны были обеспечивать как социально-трудовую ориентированность, так и экономическую устойчивость системы государственного пенсионного страхования в условиях рыночной экономики России.
Пенсионная реформа 2002 года в России радикально изменила пенсионную систему нашего государства, включая ее организационную структуру, экономические принципы и механизмы формирования пенсионных прав застрахованных лиц, расчет объема государственных обязательств перед пенсионерами, институциональные и правовые основы ее функционирования и др.
Современная пенсионная реформа является долгосрочной экономической программой, рассчитанной на 35-40 лет, поскольку предусматривает переход от солидарно-распределительной пенсионной системы, функционировавшей в советский период, к комбинированной пенсионной системе, которая наряду с распределительными содержит накопительные элементы.
В результате рыночных преобразований пенсионная система России представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между ее субъектами: застрахованными лицами — наемными работниками и индивидуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или материальной выгоды), а также всеми другими категориями граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, с одной стороны, страхователями - работодателями, с другой, и страховщиками (государственным и негосударственными), с третьей стороны.
Эти отношения призваны обеспечивать конституционные права всех граждан на реализацию долгосрочных обязательств по их пенсионному обеспечению.
Центральным элементом всей отечественной пенсионной системы является Пенсионный фонд Российской Федерации, который был создан в первые годы рыночных реформ. В современной пенсионной системе ПФР в той или иной степени выполняет функцию государственного страховщика (страховщика по обязательному пенсионному страхованию) (рисунок 1).
Функции государственного страховщика
Контроль страхователей: с целью защиты пенсионных прав застрахованных лиц