Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1. Понятие пенсионной системы РФ и ее функции
1.2. Законодательство о пенсионном обеспечении в РФ
1.3. Характеристика современной пенсионной системы Российской Федерации
Глава 2. Программа пенсионной реформы и пути ее реализации
2.1. Программа пенсионной реформы в РФ
2.2. Смягчение пенсионной реформы с 1 января 2019 года
29 августа 2018 г. В.Путин в своем обращении к гражданам России заявил о необходимости смягчения пенсионного возраста тем, кто должен был по старому закону выйти на пенсию в ближайшие 2 года (2019-2020 гг.). Для них президент предложил снизить планку пенсионного возраста на 6 месяцев, т.е. в 2019 г. установить значение в 55,5/60,5 лет, а в 2020 — 56,5/61,5 лет. Таблица уже скорректирована с учетом заявление президента, решение по соответствующей поправке будет приниматься в ходе чтения законопроекта в Госдуме.
При этом в законе предусматривается новое основание для досрочного выхода на пенсию — наличие продолжительного трудового стажа (45 лет у мужчин и 40 лет у женщин). При наличии такого количества лет стажа граждане будут иметь право оформить пенсионные выплаты на 2 года раньше общеустановленного возраста (но не ранее достижения 55 лет у женщин и 60 — у мужчин). В.Путин, в свою очередь, отметил, что необходимо снизить эти значения на 3 года — т.е. до 42 и 37 лет. Такая поправка будет подготовлена ко второму чтения законопроекта в Госдуме.
Необходимо отметить, что аналогичное увеличение пенсионного возраста (на 5 лет) затронет и получателей социальных пенсий по старости — россиян, которые по каким-либо причинам не смогли приобрести необходимый трудовой стаж для получения страховой пенсии. Ранее для них выход на пенсию по старости предусматривался в 65 и 60 лет(мужчины/женщины), а по новому закону такая возможность будет предоставляться в 70 и 65 лет соответственно.
Изменение пенсионного возраста с 2019 года коснется не всех граждан — для некоторых категорий пенсионеров прежние правила выхода на пенсию будут сохранены (то есть для них не произойдет никаких изменений в связи с реформой пенсионного возраста):
1. Для тех, кто по состоянию на 01.01.2019 г. уже оформил пенсию по старости (возвращать пенсионеров с заслуженного отдыха для отработки дополнительных лет никто не планирует).
2. Для осуществляющих трудовую деятельность в опасных и вредных условиях труда:
- на геологоразведочных, поисковых, изыскательных и лесоустроительных работах;
- на подземных работах, в горячих цехах;
- на горных работах (подземных и открытых), в добыче угля, сланца, других полезных ископаемых, строительстве рудников и шахт;
- водителям общественного транспорта на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- летчикам и инженерно-техническому составу гражданской авиации и т.д.
3. Для граждан, имеющим право на оформление пенсии по состоянию здоровья и социальным мотивам:
- инвалидам 1 группы, инвалидам по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
- женщинам, родившим 5 и более детей, воспитавшим их до достижения 8 лет;
- женщинам, родившим 2 и более детей, который имеют необходимый трудовой стаж в районах Крайнего Севера;
- родителям, опекунам инвалидов с детства, воспитавших их до достижения 8-летнего возраста и другие.
4. Для лиц, пострадавших в результате техногенных аварий, радиационных катастроф, в том числе на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк».
Пенсионная реформа предусматривает также корректировку правил оформления досрочных пенсий для следующих «льготных» категорий граждан:
• работников в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
• медработников;
• педагогов;
• работников творческих профессий.
Для «северян» законопроект предусматривает сохранение специального стажа, но пенсионный возраст для них будет увеличен аналогично общеустановленному на 5 лет мужчинам и женщинам. То есть с 2019 года будет поэтапно увеличиваться граница периода трудоспособности, пока не будут установлены окончательные значения — 60 лет и 55 лет.
Для учителей, врачей и творческих работников требования к специальному стажу тоже будут сохранены — для досрочного выхода на пенсию по-прежнему необходимо будет приобрести от 15 до 30 лет профессионального стажа. Но законопроектом предусмотрено, что срок обращения за оформлением досрочной пенсии для них будет постепенно отодвигаться на несколько лет — начиная с 2019 года будет добавляться по 1 году. Переходный период для реализации соответствующих изменений растянется до 2026 года включительно, когда перенос срока оформления пенсии будет окончательно зафиксирован на 8 годах.
Соответствующие изменения удобнее всего проиллюстрировать следующей таблицей 2.
Таблица 2
Изменения в пенсионной реформе
Год выработки «льготного» профессионального стажа * |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 и т.д. |
Через сколько лет можно обратиться за оформлением пенсии |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
+6 |
+7 |
+8 |
Год оформления пенсии по новому закону |
2020 |
2022 |
2024 |
2026 |
2028 |
2030 |
2032 |
2034 и т.д. |
Примечание: * — Год, в котором вырабатывается необходимый специальный стаж для учителей, медработников и работников творческих профессий будет зафиксирован, но обратиться за оформлением пенсионных выплат соответствующие работники после завершения смогут по истечении еще нескольких лет (в окончательном виде, начиная с 2026 года — через 8 лет с даты выработки этого стажа).
Параллельно с изменением пенсионного возраста для россиян и индексации пенсии ежегодно на 1000 рублей в Правительстве обсуждается вопрос отмены балльной системы пенсионного обеспечения, действующей с 2015 года, и замены ее на новый формат исчисления размера пенсии, являющийся минимальным международным стандартом — 40% от утраченного заработка.
Как сообщила вице-премьер Татьяна Голикова, внедренная в 2015 году балльная система так и не смогла полноценно работать (в частности, так до сих пор и не была принята методика расчета стоимости пенсионного коэффициента — его значение было изначально установлено очень условно). К тому же система пенсионных баллов не позволяет гражданам самостоятельно подсчитать размер своей будущей пенсии, так как стоимость одного балла ежегодно изменяется.
В связи с этим параллельно с законопроектом о повышении пенсионного возраста Правительство внесло в Госдуму проект закона № 489175-7, который предусматривает ратификацию Конвенции № 102 Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах социального обеспечения». Согласно этой конвенции, размер страховой пенсии по старости должен составлять не менее 40% от утраченной заработной платы работника.
Кроме этого, Конвенцией предусматриваются следующие нормы пенсионной системы:
1. Установленный пенсионный возраст в стране не должен превышать 65 лет (он может быть установлен выше только по решению компетентных органов власти с учетом показателей трудоспособности пожилого населения страны).
2. Государство по своему выбору может устанавливать правила, на основании которых будут производится выплаты пенсии:
- при стаже работы по найму или сроке уплаты страховых взносов не менее 30 лет;
- достижение установленного количества среднегодовых взносов на пенсионное страхование.
3. Пенсионное обеспечение в виде 40% от заработка может быть пропорционально уменьшено, если работником на момент оформления пенсии не были выполнены нормы по стажу работы или уплате взносов (но в любом случае стаж должен составлять не менее 10 лет).
В каком виде будет окончательно представлена новая пенсионная система в РФ после проведения анонсированной Правительством реформы — пока неизвестно. Ожидается, что все законопроекты, предусматривающий эти изменения, будут внесены в Госдуму до конца 2018 года. При этом предполагается, что основным принципиальным правилом, которое должно будет выполняться в рамках новой пенсионной системы России — это обеспечение пенсий по старости в размере не менее 40% от утраченного заработка.
Заключение
Как показывает практика, реализация в настоящее время полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.
Таким образом, необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.
В целях повышения эффективности системы, Пенсионный Фонд разрабатывает стратегию развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Среди основных задач выделяются усиление внутреннего контроля за операциями и развитие системы общественного контроля за его деятельностью, снижение нагрузки на экономику, установление размера пенсий, достаточного для обеспечения достойного уровня жизни граждан, а также создание полноценного механизма информирования граждан и повышения пенсионной грамотности населения.
Разумные действия властей по реформированию системы пенсионного обеспечения должны привести к тому, что в среднесрочной или долгосрочной перспективе в Российской Федерации появится эффективный механизм пенсионного страхования граждан, который позволит каждому члену общества быть уверенным в своем будущем.
Сегодня на законодательном уровне обсуждаются разнообразные меры по решению проблем устойчивости бюджета Пенсионного Фонда. Минфин предлагает поэтапно увеличивать пенсионный возраст для женщин и мужчин.
Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы.
На сегодняшний день Пенсионный Фонд в основном инвестирует в низкодоходные государственные облигации. Для получения более высокого дохода, есть вариант инвестирования средств Фонда в акции российских высокоприбыльных компаний и зарубежных компаний.
В настоящий момент можно отметить несовершенство Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы. Несмотря на то, что реформа точно продумана и рассчитана, она не будет иметь положительного эффекта, пока не будет решена демографическая проблема и проблема пассивности населения.
Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда.
Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.
Таким образом, эффективная работа системы обязательного пенсионного страхования возможна только при скоординированной работе органов управления государства, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие страны, сохранность пенсионных накоплений и их увеличение.
Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31, - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст. 4831.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №52 (часть I). - т. 6965.
4. Федеральный закон от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации»
5. Федеральный закон Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ.
Учебники, монографии, брошюры
6. Агашев, Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций / Агашев Д. В. - Томск : Факультет дистанционного обучения, 2015. - 180 с.
7. Агеев, Е.В. Современные пенсионные системы : учебное пособие / Е. В. Агеева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Байкальский гос. ун-т экономики и права. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. - 202 с.