Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 757
Скачиваний: 12
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1. Понятие пенсионной системы РФ и ее функции
1.2. Законодательство о пенсионном обеспечении в РФ
1.3. Характеристика современной пенсионной системы Российской Федерации
Глава 2. Программа пенсионной реформы и пути ее реализации
2.1. Программа пенсионной реформы в РФ
Введение
Актуальность темы курсовой работы основана на том, что в настоящее время происходит реформирование пенсионной системы страны. Существовавшая в прежних формах пенсионная система не соответствовала изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, то есть она была обречена на воспроизводство кризисных ситуаций, и сама являлась элементом, тормозившим социальное и экономическое развитие страны.
Пенсионное страхование - одна из важнейших государственных социальных гарантий для развития общества, оно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, которое обычно составляет половину любой страны. Вместе со старостью приходят проблемы материального обеспечения. Во время своей трудоспособности человек имеет возможность обеспечить себе финансовое спокойствие и свои потребности в старости. В случае потери трудоспособности и выхода на пенсию, человек имеет право получать финансовое обеспечение от государства или от средств, накопленных в течение трудовой жизни.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации реализуется через систему обязательного государственного пенсионного страхования, являющегося основной частью системы социального страхования и представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан, от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельств.
Пенсионное обеспечение представляет собой центральный элемент системы социальной защиты населения в каждой развивающейся стране. Социальная значимость пенсионного обеспечения, а также, повышенный интерес к проблемам пенсионной системы определяется тем, что в Российской Федерации пенсионеры составляют одну из самых многочисленных групп населения. Пенсионная система в нынешнее время не отвечает запросам граждан и требованиям рыночной экономики. Низкий уровень как относительных, так и абсолютных размеров пенсий, которые удовлетворяют только минимальные потребности ее получателей, представляет собой одну из основных проблем пенсионного обеспечения.
Целью курсовой работы является анализ программы пенсионной реформы и пути ее реализации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить теоретические основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
- рассмотреть программу пенсионной реформы в РФ;
- изучить смягчение пенсионной реформы с 1 января 2019 года.
Объектом нашего исследования является пенсионная система Российской Федерации.
Предмет исследования - сфера пенсионного обеспечение в Российской Федерации.
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.1. Понятие пенсионной системы РФ и ее функции
Рассмотрим общее понятие пенсионного обеспечения в нашей стране. Пенсионное обеспечение – форма материального (денежного)обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. По своей сути пенсионное обеспечение – базовая, можно сказать что самая важная социальная гарантия стабильного развития общества, поскольку именно она прямо затрагивает интересы нетрудоспособного населения (для России это более 25 – 30% населения), а в косвенном смысле касается практически все трудоспособное население. Это наиболее актуально в настоящее время - в период экономического кризиса, роста количества населения, получающего пенсию досрочно и особенно это важно в России, где по состоянию на 2015 год уже проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и других групп населения, имеющих право на пенсию[1].
Гарантия прав российских граждан по пенсионному обеспечению при достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена положениями Конституции Российской Федерации, в которой оговорено: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".
По причине большого охвата и масштаба государственных программ пенсионного обеспечения для Российской Федерации и с учетом ее сложности, обусловленной особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, в современной пенсионной системе России играет огромную роль как социальные, так и общественно-политические факторы влияния со стороны государства. Также пенсионная система значительно влияет на финансово-бюджетную систему страны, оказывая самое серьезное влияние при формировании, распределении и обеспечении денежных ресурсов в региональных или отраслевых аспектах.
Не менее серьезное влияние современной пенсионной системы сказывается на стабильности всей финансовой системы государства, а также на сбалансированности всего объема по стране государственного бюджета, а особенно на региональные бюджетные системы (регионы - субъекты Федерации, бюджеты местного самоуправления и т. д.). В то же время следует отметить, что степень изученности экономических вопросов функционирования, расширения или дальнейшего развития пенсионной системы не успевает за развитием потребностей в современных пенсионных вопросах, что однако не позволяет принимать быстрые решения или решать вопросы при возникающих в деятельности многочисленных актуальных проблем существования и деятельности в нашей стране пенсионной системы. Среди них, в первую очередь, следует выделить следующие проблемы[2]:
- проблему постоянного пересмотра пенсионного законодательства, пример этому очередная реформа, введенная в действие с 2015 года;
- проблема при преодолении периодически возникающих финансовых кризисов в стране и соответственно в бюджете ПФРФ;
- проблема изменения и нарушений паритетов по отдельным видам пенсионных выплат различным категориям пенсионеров при осуществлении антиинфляционного роста минимального размера пенсии и т.д.
Отметим, что по этой же причине часто не удовлетворяет поставленным требованиям нужный уровень знаний для формирования оптимального направления реформирования пенсионной системы.
Таким образом, наряду с низким уровнем изученности российского типа пенсионной системы, необходимо также отметить очень низкую степень изученности экономических основ обязательного современного пенсионного страхования в зарубежных странах с различными, разнящимися по каждой стране, социально-экономическими и демографическими особенностями.
Функции пенсионного обеспечения можно условно разделить на видимые, или основные, и скрытые. Две основные функции: воспроизводственная и распределительная. Этими функциями характеризуются общие черты пенсионного обеспечения. Но есть еще и внутренние, то есть неявные функции пенсионного обеспечения. Примером могут служить учет и распределение накопительных пенсионных взносов, учет продолжительности трудового стажа, тесно связанный с трудовым законодательством, порядок оформления и постановки на выплату пенсий, доставка и хранение денежных средств и т.д. Эти внутренние функции являются специфическими и характерны они только для пенсионного обеспечения.
Но, помимо всех прочих, есть самая важная функция пенсионного обеспечения. Она состоит в том, что в современной системе экономических отношений пенсионное обеспечение - это способ установления равновесия между работающими и неработающими гражданами, а также, между разными поколениями. Поэтому каждое государство самостоятельно строит политику в области пенсионного обеспечения и принимает законодательные акты в зависимости от структуры общества таким образом, чтобы они оптимально регулировали всю пенсионную систему и обеспечивали справедливую социальную политику и экономическую стабильность в государстве.
Объектов системы пенсионного обеспечении объединяет то, что все они нуждаются в материальной поддержке государства. Различия между ними состоят в том, что доля отдельного представителя каждой группы в общем объёме обеспечения разная и зависит от степени его участия в процессе создания национального продукта.
В условиях административной и плановой экономики пенсионная система полностью поддерживалась за счет средств государственного бюджета, а материальная поддержка всех категорий населения имела прямой смысл и осуществлялась равномерно. То есть разделение нуждающихся на категории по видам материальной помощи в зависимости от их степени участия в трудовом процессе считалось неэтичным. Но с развитием рыночного механизма появилась необходимость более четкой системы перераспределения средств в рамках пенсионного обеспечения. Для целей эффективного осуществления механизма распределения и перераспределения денежных средств между различными категориями общества необходим особый инструмент. В современных условиях таким инструментом служат разнообразные фонды, созданные для выполнения указанных задач. Фонд - это самостоятельная финансовая или общественная структура, которая образуется в процессе перераспределения национального дохода.
Таким образом, рассмотрев теоретические основы пенсионного обеспечения населения российской федерации, можно привести понятие современного государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение – форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Современное пенсионное обеспечение – одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, она затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25 – 30% населения) любой страны. Пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется через пенсионную систему, которая в нашей стране играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
1.2. Законодательство о пенсионном обеспечении в РФ
Рассматривая основные нормативно-правовые акты (НПА), касающиеся пенсионного обеспечения в нашей стране, хотелось бы отметить, что при изучении данного момента в процессе подготовки работы пришлось столкнуться с определенными трудностями. В первую очередь это касается огромного количества законодательных НПА, касающихся вопросов пенсионного обеспечения, частые нестыковки между отдельными НПА, которые бывает и противоречат друг другу осложняли выполнение поставленной задачи, связанной с написанием данной части работы[3].
Первоначально хотелось бы рассмотреть Федеральное законодательство, затем локальные НПА.
В первую очередь среди НПА следует назвать конечно главный Закон нашей страны – Конституцию РФ. Далее среди федеральных НПА назовем следующие НПА:
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда";
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"[4];
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии";
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан";