Файл: Программа пенсионной реформы и пути ее реализации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 701

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет пенсионных прав застрахованных лиц

Проверка пенсионных прав, установление, назначение, индексация, перерасчет и выплата/доставка пенсии

Рис. 1. Функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию

В различные периоды своего существования функции органов ПФР существенно изменялись. Так, в первое десятилетие своей работы органы ПФР должны были осуществлять целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов со всех категорий страхователей, обеспечивать контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств. При этом, однако, они были лишены права выполнять наиболее традиционную функцию страховщика по назначению и выплате страхового возмещения - пенсии: эту функцию сохранили за собой органы социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации.

В другой период — после радикальной налоговой реформы 2000 года — функция сбора страховых взносов была передана от органов ПФР в органы налоговой службы, а функция по назначению и выплате пенсий - передана ПФР от органов социальной защиты населения.

Для того чтобы понять отличия страховых механизмов обязательного пенсионного страхования от других видов долгосрочных финансово-кредитных и социально-трудовых отношений, необходимо установить экономическую природу всех факторов, которые определяют его функционирование и развитие, обозначить основные принципы функционирования пенсионной системы России, формы и методы взаимоотношений государственного страховщика (ПФР) и застрахованных граждан, выявить актуальные проблемы, требующие первоочередного решения для стабильного развития пенсионной системы.

Пенсионные системы в практике большинства государств включают в себя несколько основных элементов. От набора этих элементов и их удельного веса в конкретной пенсионной системе непосредственно зависит ее экономическая и социальная направленность.

В общемировой практике получили развитие два альтернативных направления пенсионного страхования (рисунок 2):

• капитализированные системы;

• пенсионные системы распределения текущих поступлений (распределительные пенсионные системы).

Приведенные виды систем пенсионного страхования в определенной степени раскрывают их экономическое содержание.

Первое направление в пенсионном страховании для реализации своих принципов требует строго индивидуального учета и аккумуляции отложенной части заработка в течение всего периода трудовой жизни. Накопленные таким образом денежные средства в их номинальном объеме должны быть распределены на весь период дожития застрахованного лица тем или иным способом и выплачиваться исключительно самому застрахованному лицу.


Виды пенсионных систем по учету пенсионных прав

Системы перераспределения текущих поступлений

Капитализационные системы

Солидарно-распределительные системы

Условно-накопительные системы

Индивиудально-накопительные системы

Коллективно-накопительные системы

Рис. 2. Виды пенсионных систем по способу формирования пенсионных прав

Основная отрицательная и до сих пор не имеющая решения проблема такого механизма обязательного пенсионного страхования заключается в высокой степени его зависимости от внешних по отношению к пенсионной системе факторов: динамики и уровня экономического роста, темпов роста и структуры ВВП, ситуации на фондовом рынке, инфляции, структурных и институциональных изменений в экономике и социальной сфере и т. д.

Пенсионные накопления необходимо сохранять и обслуживать в течение всего жизненного цикла как минимум двух поколений (в среднем 30-35 лет - трудовой период и 20-30 лет - пенсионный период). За столь продолжительный «инвестиционный» период в любой рыночной экономической системе, даже самой высокоразвитой и эффективно управляемой, обязательно происходят многочисленные разнонаправленные изменения. Поэтому пенсионные накопления в форме пенсионного капитала требуют применения интегральных методов управления[8].

Управление пенсионными накоплениями является в развитых рыночных странах объектом деятельности целого ряда органов, начиная с актуарных служб, финансовых менеджеров и заканчивая фискальных органов, которые должны вести учет и максимально точно рассчитывать объем накапливаемых финансовых обязательств, необходимый уровень доходности инвестированных пенсионных накоплений, продолжительность периода выплаты каждой когорте застрахованных, сумму пенсионных прав каждого застрахованного исходя из периода дожития и накопленного капитала и т.п.

Второе - перераспределительное - направление управления ресурсами пенсионного страхования заключается в том, что все страховые взносы одного поколения застрахованных лиц (трудоспособного) незамедлительно перераспределяются в пользу граждан другого - предшествующего - (нетрудоспособного) поколения пенсионеров.

В силу применения механизма оперативного использования денежных средств (без формирования страховых резервов и без необходимости их инвестирования) перераспределительная модель пенсионного страхования в значительно мере нивелирует негативное влияние внешних факторов на выполнение государственных пенсионных обязательств. Она также, в противоположность накопительной схеме, полностью и абсолютно лишена необходимости дополнительных расходов на сохранение, поддержание покупательной способности, обслуживание пенсионного капитала и, главное, — риска его полной или частичной утраты либо снижения реальной стоимости.


Однако несмотря на перечисленные и многие другие достоинства страховых пенсионных систем перераспределительного типа, они характеризуются существенными проблемами, которые не имеют пока положительного решения. Эти проблемы обусловлены несовершенством экономических методов регулирования (учета и контроля) государственных пенсионных обязательств, передаваемых от одного поколения другому.

Основная проблема заключается в объективной трудности создания справедливого экономического механизма перераспределения накопленных пенсионных обязательств между поколениями застрахованных лиц, с одной стороны, и различными (профессионально-отраслевыми, региональными, социальными и др.) группами застрахованных лиц, с другой стороны, которые объективно различаются по величине вклада в формирование своих пенсионных прав. В процессе такого перераспределения права одних (как правило, более высокодоходных категорий застрахованных лиц) переходят в обязательства перед другими (менее доходными) категориями.

Учитывая это, фундаментальной задачей пераспределительной пенсионной системы является организация учета, сохранения и контроля накопленных пенсионных прав в виде условного (расчетного) пенсионного капитала (РПК), его преобразования в пенсионные обязательства и, соответственно, точного исчисления размера трудовой пенсии.

Но самым сильным детерминантом распределительной пенсионной системы являются демографические факторы, которые устанавливают жесткие ограничения эффективности распределительного способа формирования пенсионных прав.

Отмеченные выше факторы, а также сложность экономического механизма долгосрочного регулирования процессом формирования и учета пенсионных прав многих десятков миллионов застрахованных лиц являются основной причиной, по которой распределительная пенсионная система стала синонимом громоздкой и трудно управляемой пенсионной системы, уравнительной для застрахованных лиц и обременительности для страхователей.

Таким образом, оба альтернативных направления обязательного пенсионного страхования предлагают решение задачи не вполне адекватными методами. Поэтому в современной реальной жизни чисто накопительные или чисто распределительные модели существуют крайне редко5. Во всех развитых странах, а теперь уже и в странах с так называемой переходной экономикой, сформированы либо находятся в стадии формирования комбинированные схемы обязательного пенсионного страхования.


Рассмотрим основные особенности их построения, организационную структуру и функциональные элементы (рисунок 3).

Пенсионная система

Обязательное пенсионное страхование: распределительное и накопительное

Государственное пенсионное обеспечение

Профессиональные пенсионные системы

Добровольное негосударственное пенсионное обеспечение

Рис. 3. Институциональная структура пенсионной системы

Представленные на схеме традиционные для развитой пенсионной системы институты функционируют на принципиально различных условиях. При этом основное место по объему пенсионных продуктов во всех развитых пенсионных системах занимают распределительные пенсионные программы. В го же время, в разных странах с учетом их исторических, социально-демографических особенностей и экономических возможностей применяются совершенно (зачастую, принципиально) различные модели пенсионного страхования.

Глава 2. Программа пенсионной реформы и пути ее реализации

2.1. Программа пенсионной реформы в РФ

Еще весной 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил планы по существенному изменению пенсионного законодательства в России — то есть было анонсировано начало новой пенсионной реформы. По мнению Правительства, необходимость таких изменений назревала давно, что проявлялось в том числе в виде разнообразных непопулярных мер, к которым Правительству приходилось прибегнуть в 2015-2016 гг., чтобы стабилизировать пенсионную систему.

Это такие решения, как проведение неполноценной индексаций в 2016 году (ниже уровня инфляции), отмена индексации выплат работающим пенсионерам, мораторий на формирование накопительной части пенсии (заморозка пенсионных накоплений) и многие другие.

Однако все уже принятые Правительством меры так и не смогли в полной мере стабилизировать пенсионную систему России. Более того, в 2018 году Владимир Путин поручил Правительству в течение ближайших лет решить задачу существенного повышения доходов российских пенсионеров. Поэтому было решено подойти к этому вопросу комплексно и принять целый пакет изменений, которые в совокупности и составляют суть «пенсионной реформы 2018»:


1. Повышение общеустановленного пенсионного возраста для россиян.

2. Корректировка правил досрочного (льготного) выхода на пенсию для определенных категорий граждан.

3. Отмена балльной пенсионной системы и ее замена на исчисление пенсии в размере 40% от утраченной зарплаты.

4. Изменение правил индексации пенсий с 2019 года.

5. Создание добровольной накопительной пенсионной системы в виде индивидуального пенсионного капитала — ИПК вместо действующей сейчас «обязательной» накопительной пенсии.

Законопроект по повышению пенсионного возраста уже был принят в первом чтении 19 июля 2018 года большинством голосов депутатов Госдумы. По остальным мерам в рамках пенсионной реформы ведется обсуждение всех возможных вариантов относительно их содержания, поэтому никаких окончательных предложений на рассмотрение Правительство еще не представляло.

Законопроектом Правительства, внесенным в Государственную Думу в июне 2018 года, предлагается повысить общеустановленный пенсионный возраст на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин, закрепив его на уровне 65 лет и 63 года соответственно. Такие корректировки предлагается начать с 1 января 2019 г. с ежегодным повышением на 1 год в течение переходного периода, который составит соответственно:

• 5 лет (с 2019 по 2023 г.) у мужского населения;

• 8 лет (с 2019 по 2026 г.) у женского населения.

Но 29 августа 2018 г. президент Владимир Путин сообщил о необходимости смягчения возраста выхода на пенсию для женщин (увеличить для них значение возраста только на 5 лет, т.е. до 60), а также о введение льготного выхода на пенсию в первые два года реформы — в 2019 и 2020 гг. на 6 месяцев раньше срока, установленного новым законом. В.Путин поручил Правительству подготовить соответствующую поправку ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Повышение пенсионного возраста в России будет касаться всех граждан, которые по состоянию на 01.01.2019 г. еще не оформили пенсию по старости (за исключением некоторых категорий граждан). Таким образом, в общем случае повышение пенсионного возраста коснется мужчин 1959 и женщин 1964 года рождения и моложе.

График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России с 2019 года в соответствии с предложенным Правительством законопроектом с учетом корректировок, предложенных президентом В.Путиным, приводится в таблице 1.

Таблица 1

График поэтапного увеличения пенсионного возраста в России

Год выхода на пенсию по старому закону

Увеличение пенсионного возраста в РФ в годах относительно нормативов, действующих по состоянию на 31.12.2018 г. (60 и 55 лет) для мужчин и женщин

Новый пенсионный возраст для мужчин/женщин, лет

Год выхода на пенсию по новому закону

2019

+ 0.5

60.5 / 55.5

2019 и 2020

2020

+ 1.5

61.5 / 56.5

2021 и 2022

2021

+ 3

63 / 58

2023

2022

+ 4

64 / 59

2024

2023

+ 5

65 / 60

2025