Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

1.3 Способы воздействия государства на цены

1.3 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации

2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации

2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен

2.2 Косвенное регулирование цен в России

2.3 Прямое регулирование цен в России и

2.4 Особенности практики правового регулирования цен на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации

2.4 Направления развития системы государственного регулирования цен в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Основой рыночного механизма ценообразо­вания является конкуренция. Однако трактовка конкуренции как единственного регулятора цен неоднократно опровергалась практикой даже в наиболее развитых странах с рыночной экономи­кой. Экономическая теория давно признала случаи неэффективности в распределении ресурсов в условиях свободного рынка – так называемые провалы рынка (market failures), обусловлен­ные, в частности, действием внешних эффектов (externalities).

Споры теоретиков о соотношении принципов свободы рынка и государственного регулирова­ния не прекращаются и сегодня, но общим знаме­нателем практической деятельности государства в большинстве современных развитых экономик стали «рыночно-ориентированные решения», предполагающие:

создание конкурентной среды при ее отсутс­твии или усиление конкуренции при ее несовер­шенстве;

устранение тех нарушений рыночного меха­низма ценообразования, которые сам рынок уст­ранить не может.

Главной целью государства при этом является обеспечение социальной и экономической спра­ведливости (обеспечение граждан основными то­варами и услугами по доступным ценам, гаран­тирование дохода производителям определенных товаров).

В зависимости от объекта воздействия разгра­ничивают косвенное и прямое государственное регулирование цен. Косвенное – носит опосредованный характер и влияет на цены через факторы ценообразования: спрос, предложение, конкурен­тный механизм. С помощью прямого регулиро­вания государство непосредственно воздействует на цены или их компоненты (издержки, прибыль). На практике формы и цели ценового регулирова­ния переплетаются.

Целью работы является анализ правового регулирования цен на продукцию, работы и услуги в Российской Федерации.

Задачами работы являются:

  • рассмотреть историю становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования;
  • охарактеризовать основные элементы ценовой политики государства;
  • раскрыть способы воздействия государства на цены;
  • описать эволюцию развития необходимости государственного регулирования цен в России;
  • проанализировать особенности регулирования цен в сфере гражданско-правового регулирования.
  • проанализировать косвенное регулирование цен в России;
  • проанализировать прямое регулирование цен в России;
  • охарактеризовать особенности государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию в России;
  • наметить направления развития системы государственного регулирования цен в России.

Объект исследования- общественные отношения, связанные с формированием института государственного регулирования цен.

Предмет исследования – особенности методов и проблем государственного регулирования цен.

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой работы использовалась различная методическая и научная литература по изучаемым вопросам.

1 Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

Классической политической экономикой рассматривались свободно складывающиеся на рынке цены в качестве главного элемента, механизма поддержания равновесия спроса и предложения. Однако в действительности идеальности всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не существовало.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на "акцизные" товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное налогообложение, которые существенным образом воздействуют на внутренние цены, представляют собой далеко не полный список мер, принятых государством в области регулирования ценообразования за последние 100-150 лет [24, с.46].

Первая мировая война, а так же последовавшие за ней состояние депрессии и кризис стали причиной наступления переломного момента в истории государственного регулирования ценообразования. Германским экономистом Х. Мюллером было написано по этому вопросу, что политические, экономические потрясения в государстве, и обществе, в целом, вызвало осознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания опасности революционного переворота было бы более целесообразным, чтобы государством была взята на себя забота по вопросу регулирования хозяйственного процесса и поддержания справедливых цен.


Имеющие место попытки регулирования цен в условиях инфляции и кризиса с применением внешнеторговой политики доказали свою несостоятельность.

К середине 30-х годов во многих развитых странах, в которых присутствовала рыночная экономика, были приняты законы, которые предоставляли государству полномочия по осуществлению воздействия на цены. Государственные мероприятия в вопросе воздействия на цены представляют собой составной элемент государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия, направленные на регулирование цен, носят административный, судебный, а так же законодательный характер. Принятыми парламентом законами создается правовая основа отношений между хозяйственными субъектами, а также между гражданами и государством в процессе ценообразования. Комплексом этих законов представляется собой ценовое право, являющееся составной частью гражданского права. На основе этого права уполномоченными государственными органами осуществляется административная деятельность в вопросе регулирования цен.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, правительством или независимыми депутатами; мероприятия по регулированию цен осуществляют, как правило министерства финансов, экономики, а так же центральный банк. Во многих странах существуют министерства сельского хозяйства и торговли. Ими так же оказывается влияние на процесс ценообразования. В ряде стран в конце 60-х - в 70-х годах были созданы межминистерские советы по ценам; они наделены наблюдательно-совещательными функциями.

Во всех странах при правительстве или отдельных его органах существуют экспертные комитеты, в них заседают представители профсоюзов, торговцев, союзов крестьян, предприниматели и представители государственных органов. Целью указанных комитетов является консультирование государственных органов по вопросам цен и выражение своего мнения в вопросе ценовых законопроектов [19, с.260].

Классический подход к государственному вмешательству в ценообразование

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику носило различный характер на различных этапах ее становления и развития. В период становления рыночных отношений в 17 и 18 веках господствующей была экономическая доктрина меркантилизма, которая основывалась на признании безоговорочной необходимости государственного регулирования с целью развития в стране промышленности и торговли.


В процессе расширения рыночных отношений набравшим силу классом предпринимателей началось рассмотрение государственного вмешательства и связанных с этим ограничений в качестве помехи своей деятельности. Неудивительным является то, что в конце 18 века на смену меркантилизму пришли идеи экономического либерализма, которые отрицательно сказались на факте государственного вмешательства в экономику.

Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике связывают, прежде всего, с именем известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Идеями, которые были выдвинуты в ходе "кейнсианской революции", был вызван переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможность процесса самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, которое способно уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, оказать содействие в процесс ее дальнейшей стабилизации.

Из классической концепции, как следствие, вытекает следующий вывод в отношении роли государства. Если рынку свойственны регуляторы, способные обеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательство со стороны государства в данный процесс представляется излишним. В классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства, исходя из которого, ему необходимо воздерживаться от влияния на экономические субъекты, стараться свести до минимума процент негативных результатов собственной деятельности.

Классиками считалось, что цены являются подвижными и гибкими. Кейнсианство исходило из того, что цены и заработная плата слабо были подвержены изменениям, особенно это относилось краткосрочного периода.

Кейнсианской концепции было свойственно отвержение и то положение классической теории, исходя из которого, предложением создается собственный спрос. Дж. Кейнсом утверждалось, что имеет место обратная причинно-следственная связь: совокупным спросом создается совокупное предложение. В ситуации полной занятости, если совокупный спрос является недостаточным, то и объем производства не будет равен потенциальному. При негибкости цен экономика долгое время может находиться в состоянии депрессии с присущим ему высоким уровнем безработицы.

Таким образом, исходя из положения о том, что объем предложения, или реальный объем производства, который предпринимателями будет поддерживаться, определяется спросом. Представляется возможным утверждать, что факт снижения совокупного спроса станет причиной уменьшения реальных объемов производства. В такой ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут равны, но на уровне, который далек от потенциального объема, то есть с неполной занятостью ресурсов.


Дж. Кейнсом и его последователями считалось, что государством должно оказываться содействие процессу вывода экономики из кризиса, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризисов было рекомендательно расширять государственные расходы, проводить мероприятия по стимулированию инвестиционных доходов частного сектора посредством снижения налогов, низкой процентной ставки (политика дешевых денег) и т. П [14, с.118].

В отличие от классической идеи о нейтральности государства, кейнсианской концепцией доказан факт необходимости координирующего активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнсом выражалось недоверие в отношении саморегулирующегося рыночного механизма и считалось, что с целью обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия представляется необходимым вмешательство со стороны. Самостоятельно излечиться рыночная экономика не в состоянии.

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

Цена является денежным выражением стоимости товара. Цены являются тонким инструментом и одновременно мощным рычагом, управляющим экономикой. В рамках рыночного подхода данное является формой выражения ценности благ, которые проявляются в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только при условии обмена товара на денежный эквивалент или на другой товар. Стратегию ценообразования можно представить следующим образом: отыскать цену, чтобы общая масса прибыли являлась максимальной. Имеют место два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка и в этой связи под рыночным механизмом принято понимать множество механизмов. В случае рассмотрения процесса ценообразование на конкурентном рынке, на котором действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, имеет место установление равновесной рыночной цены, соответствующей выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена свободна от внешнего диктата, но не является свободной от законов рынка.

Функции, выполняемые ценой: [17, с. 32]

  • измерительная – благодаря цене представляется возможным определить, какая сумма денег покупателем должны быть заплачена, а продавцом получена в обмен на товар;
  • соизмерительная – заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если ценой адекватно отражается полезность, имеется возможность ей использования при сопоставлении полезности;
  • учетная – цена становится вспомогательным инструментом учета;
  • инструмент анализа, прогнозирования, планирования;
  • социальная функция – с ценами и их изменением находятся в тесной связи структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи;
  • внешнеэкономические функции в качестве инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаиморасчетов между странами;
  • стимулирующей функцией оказывается влияние на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.