Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

1.3 Способы воздействия государства на цены

1.3 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации

2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации

2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен

2.2 Косвенное регулирование цен в России

2.3 Прямое регулирование цен в России и

2.4 Особенности практики правового регулирования цен на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации

2.4 Направления развития системы государственного регулирования цен в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

– это исключение из правила, даже более того, такие цены являются результатом межотраслевого взаимодействия гражданского права с другими отраслями права, с административным правом, с правом социального обеспечения и так далее с отраслями, в которых главенствует метод императивного регулирования правоотношений.

2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации

2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен

Необходимость государственного регулирования цен берет свое начала с самого начала образования Российской Федерации как государства. Реформы ценообразования в период 1992 – 1995 гг., так называемая «либерализация цен», выражались в «отпуске» цен на большинство товаров и сохранении государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий энергетического сектора и ограниченного числа социальных товаров. Шоковые преобразования в ценообразовании привели к гиперинфляции 1992–1993 гг. Рост цен был неравномерным. Как показано на рис. 3, темпы роста цен на энергоресурсы (цены на нефть выросли в 118 раз, а на дизельное топливо – в 90 раз) более чем в десять раз были выше, чем в сельском хозяйстве, машиностроении и легкой промышленности (7,9 раз),и значительно превышали темпы роста ВВП (17,2 раза).

Рисунок 3 Рост цен в России в период 1990–2000 гг. (в разах) [27, с.90]

Разумеется, более резкий рост цен на энергоресурсы был вызван их более низким уровнем, так как цены на энергоносители в Советском Союзе искусственно поддерживались на весьма низком уровне.

Тем не менее, такое радикальное изменение соотношений цен крайне пагубно сказалось на развитии экономики страны.

Во-первых, повышая долю энергоиздержек в себестоимости промышленной продукции, оно привело к существенному снижению конкурентоспособности российской продукции как внутри страны, так и за рубежом, и, соответственно, к падению спроса, сокращению сбыта и свертыванию ее производства.


Во-вторых, произошло падение уровня жизни значительного слоя рос-сийского населения.

И наконец, в-третьих, диспаритет цен на продукцию высокой степени об-работки и энергоносителей, возникший вследствие более быстрого роста цен на энергоносители, имел своим следствием негативные изменения структуры промышленного производства, увеличение доли продукции ТЭК в ВВП. В прошлом 2017 г. доля ТЭК в экономике страны составляла 27%, более 70% в экспорте, 53% в бюджете

В итоге продолжающегося и после 2000 г. роста внутрироссийских цен на энергоресурсы к 2018 г. цены на них в России, обладающей громадными запа-сами энергоресурсов, уже превысили уровень цен США, хотя еще остаются ниже цен европейских стран, зависящих от импорта энергоносителей.

Неэффективность или полное отсутствие государственного регулирова-ния цен предопределило разрушение инвестиционного комплекса России, что негативно отразилось на структуре ее экспорта. Так, если в 1990 г. статья «Оборудование и транспорт» занимала в экспорте из страны – 21,9%, то в 2016 году – только 3,6%. Тогда как группа «Топливо, электроэнергия и минеральные продукты» в 1990 г. составляла 40,5%, а в 2016 уже 75,3%. Страна «подсела» на нефтегазовую иглу и до сих пор, несмотря на декларации и планы диверсифи-кации производства, не может с нее слезть.

С начала 2000-х годов разрабатывались различные программы реструктуризации экономики России.

2.2 Косвенное регулирование цен в России

К современным мерам косвенного регулирования цен в России относят:

  • формирование и поддержание конкурентной среды, в том числе посредством принятия специ­ального антимонопольного законодательства (за­конодательства по защите конкуренции);
  • непосредственное участие государства в фор­мировании спроса и предложения на рынке;
  • воздействие через инструменты кредитно- денежной, бюджетной, налоговой, таможенной и лицензионной политики.

В формировании и поддержании конкурент­ной среды особая роль отводится антимонополь­ной политике, направленной, в частности, на противодействие антиконкурентному ценовому поведению компаний (установлению монопольно завышенных или заниженных, а также демпинго­вых цен; ценовому сговору; фиксации цен по гори­зонтали или вертикали и разделу рынка; ценовой дискриминации и т.п.) и злоупотреблениям моно­польным положением (созданию входных барь­еров в отрасли, навязыванию принудительных условий контрактов и др.). Самое вопиющее на­рушение - картельный ценовой сговор, который, как свидетельствует антитрестовская судебная практика, может приводить к завышению цен в среднем на 25%. По оценкам экспертов, после су­дебных решений в отношении картелей цены на соответствующих сегментах отраслевых рынков могли снижаться в пределах от 6.6 до 11.4% по отношению к среднеотраслевому индексу цен.


Действенность судебных решений обеспечи­вается достаточно жесткой системой наказаний. Во многих странах в качестве основной меры на­казания за нарушение антимонопольного зако­нодательства применяются денежные штрафы. Но этим дело не ограничивается.

Когда речь идет о конкуренции инновационных продуктов, правда может оказаться и на стороне компании, обвиняемой в противодействии вхож­дению на рынок новых игроков. Главный крите­рий здесь - общие темпы инноваций в отрасли, замедляются они или, напротив, ускоряются. Су­дебные решения по ограничению деятельности уже обосновавшихся в отрасли компаний и защи­те потенциальных конкурентов могут привести к противоположным последствиям:

а) росту при­были новичков за счет ее снижения у старых ком­паний при общем снижении темпов инноваций в отрасли;

б) общему росту прибыльности старых и новых компаний и росту инноваций в отрасли.

Еще одна серьезная проблема, требующая вме­шательства государства, - трансфертные цены транснациональных корпораций, нередко ис­пользуемые ими для манипуляций с целью сокра­щения налоговых платежей. Меры государствен­ного воздействия, разрабатываемые, в частности в США и европейских странах, призваны усилить ориентацию трансфертных цен на конкурентные рыночные начала. Так, в принятом в ОЭСР “Руко­водстве по трансфертному ценообразованию для ТНК и налоговых органов” предлагается считать обоснованными такие трансфертные цены, кото­рые сопоставимы с рыночными ценами в незави­симых сделках.

В системе мер государственного регулирова­ния, воздействующих на состояние спроса и пред­ложения, помимо непосредственного участия го­сударства в формировании спроса и предложения в виде госзакупок, госзаказов или выпуска про­дукции на государственных предприятиях, широ­ко используются инструменты кредитно-денеж­ной и бюджетно-налоговой политики.

Меры кредитно-денежной политики влияют на общий уровень цен и могут способствовать предотвращению их роста, вызванного чисто де­нежными причинами (избыточностью денежной массы, обесценением национальной валюты). Для решения этой задачи государство прибегает к таргетированию объема денежной массы, валют­ного курса, инфляции.

Разноплановое влияние на цены оказывают на­логово-бюджетные меры. Воздействуя с их помо­щью как на производителя, так и на потребителя, государство способствует более справедливому перераспределению ресурсов, товаров и доходов, обеспечивает равный доступ граждан к обще­ственно значимым услугам (образование, здра­воохранение, защита окружающей среды и т.д.). При решении конкретной задачи государство вы­бирает те или иные налоги, налоговые льготы, бюджетные субсидии в зависимости от механиз­ма их действия на стоимость товара для произ­водителя и для потребителя.


Налоги и налоговые льготы по-разному отра­жаются на ценах продукции в зависимости от того, какое место конкретный налог занимает в структуре цены. Если налоги включаются в цены сверх себестоимости и прибыли, например, кос­венные налоги (акциз, НДС, налог с оборота, на­лог с продаж), то изменения их сумм ведет к из­менению цен для покупателя, не влияя при этом на стоимость продукции для производителя. Кор­ректируя эти налоги, государство таким образом может регулировать спрос на определенные груп­пы товаров. Например, повышая акцизы и, сле­довательно, цены на подакцизные товары (табак, алкоголь), государство стремится ограничить их потребление, защищая здоровье нации. Так, в 2003 г., проводя общую кампанию против куре­ния, страны ЕС повысили акциз на табачные из­делия на 11.6%. Напротив, устанавливая более низкие ставки НДС (от 0 до 13% против стан­дартной ставки от 15 до 25%), они поддержи­вали спрос на некоторые социально-значимые товары.

Налоги, влияющие на размер прибыли, воз­действуют на масштабы производства (предложение товара). Снижая сумму налога на прибыль не только путем изменения ставок, но и посред­ством различных налоговых льгот, государство может стимулировать рост производства, а так­же инновационную деятельность частных ком­паний, направленную на энергосбережение, по­иск альтернативных источников энергии, защиту окружающей среды и т.п.

2.3 Прямое регулирование цен в России и

В мировой практике получили распростране­ние следующие формы прямого регулирования цен:

  • фиксирование или установление цен госу­дарством;
  • замораживание цен или их компонентов (на­пример, временный запрет на повышение зарпла­ты);
  • установление предельных значений, то есть максимума/минимума цен или их диапазона;
  • введение порядка декларирования цен, со­гласно которому компания должна получать одоб­рение или разрешение на устанавливаемую цену со стороны государственного органа;
  • установление порядка индексации цен (опре­деление сроков и предела изменения цен в про­центах к их текущему уровню);
  • контроль над долей прибыли в цене продук­ции (компонентом цены), то есть контроль над рентабельностью продукции [21, с.18].

Наиболее жесткие меры в этом перечне - фик­сирование и замораживание цен или их компо­нентов. Остальные меры лишь ограничивают, но не устраняют ценовой самостоятельности компа­ний.


Основной недостаток прямого регулирования цен связан с высоким риском деформирующего влияния на функционирование рынка. Так, уста­новление предельных цен ниже цены равновесия может привести к дефициту продукции, а нередко и к появлению “черного” рынка. Вот почему к по­добным мерам практически все страны прибега­ют в чрезвычайных экономических или социаль­но-экономических условиях (высокая инфляция, войны, стихийные катаклизмы).

Монополизируя рынки определенного уровня (общенационального, регионального, местного), компании получали возможность злоупотреблять своим монопольным положением (завышать цены, игнорировать потребности населения, сдерживать научно-технический прогресс и т.д.), что не могло не вызывать недовольство и протесты со сторо­ны общества. В целях ограничения монопольной практики частных компаний многие европейские страны после войны пошли по пути национали­зации сферы общественных услуг. Однако смена частной монополии на государственную дала по­ложительный эффект только на первоначальном этапе. Постепенно стали накапливаться отрица­тельные последствия иного рода - искусственное сдерживание цен в государственных компаниях снижало рентабельность производства и, соответ­ственно, заинтересованность в повышении про­изводительности труда и внедрении инноваций.

В соответствии с п. 1.3 Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утверждённого Министерством экономики и финансов Российской Федерации: «государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами».

В п. 3.3 упомянутого выше Порядка указано, что «органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком сообщают органам ценообразования и контроля за ценами о всех случаях нарушений предприятиями дисциплины цен, выявленных налоговыми органами при проверках, для принятия соответствующих решений». Санкции за нарушение государственной дисциплины цен могут применяться только Министерством экономики и финансов Российской Федерации.