Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях
1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования
1.2 Основные элементы ценовой политики государства
1.3 Способы воздействия государства на цены
1.3 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации
2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации
2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен
2.2 Косвенное регулирование цен в России
2.3 Прямое регулирование цен в России и
2.4 Направления развития системы государственного регулирования цен в России
– это исключение из правила, даже более того, такие цены являются результатом межотраслевого взаимодействия гражданского права с другими отраслями права, с административным правом, с правом социального обеспечения и так далее с отраслями, в которых главенствует метод императивного регулирования правоотношений.
2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации
2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен
Необходимость государственного регулирования цен берет свое начала с самого начала образования Российской Федерации как государства. Реформы ценообразования в период 1992 – 1995 гг., так называемая «либерализация цен», выражались в «отпуске» цен на большинство товаров и сохранении государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий энергетического сектора и ограниченного числа социальных товаров. Шоковые преобразования в ценообразовании привели к гиперинфляции 1992–1993 гг. Рост цен был неравномерным. Как показано на рис. 3, темпы роста цен на энергоресурсы (цены на нефть выросли в 118 раз, а на дизельное топливо – в 90 раз) более чем в десять раз были выше, чем в сельском хозяйстве, машиностроении и легкой промышленности (7,9 раз),и значительно превышали темпы роста ВВП (17,2 раза).
Рисунок 3 Рост цен в России в период 1990–2000 гг. (в разах) [27, с.90]
Разумеется, более резкий рост цен на энергоресурсы был вызван их более низким уровнем, так как цены на энергоносители в Советском Союзе искусственно поддерживались на весьма низком уровне.
Тем не менее, такое радикальное изменение соотношений цен крайне пагубно сказалось на развитии экономики страны.
Во-первых, повышая долю энергоиздержек в себестоимости промышленной продукции, оно привело к существенному снижению конкурентоспособности российской продукции как внутри страны, так и за рубежом, и, соответственно, к падению спроса, сокращению сбыта и свертыванию ее производства.
Во-вторых, произошло падение уровня жизни значительного слоя рос-сийского населения.
И наконец, в-третьих, диспаритет цен на продукцию высокой степени об-работки и энергоносителей, возникший вследствие более быстрого роста цен на энергоносители, имел своим следствием негативные изменения структуры промышленного производства, увеличение доли продукции ТЭК в ВВП. В прошлом 2017 г. доля ТЭК в экономике страны составляла 27%, более 70% в экспорте, 53% в бюджете
В итоге продолжающегося и после 2000 г. роста внутрироссийских цен на энергоресурсы к 2018 г. цены на них в России, обладающей громадными запа-сами энергоресурсов, уже превысили уровень цен США, хотя еще остаются ниже цен европейских стран, зависящих от импорта энергоносителей.
Неэффективность или полное отсутствие государственного регулирова-ния цен предопределило разрушение инвестиционного комплекса России, что негативно отразилось на структуре ее экспорта. Так, если в 1990 г. статья «Оборудование и транспорт» занимала в экспорте из страны – 21,9%, то в 2016 году – только 3,6%. Тогда как группа «Топливо, электроэнергия и минеральные продукты» в 1990 г. составляла 40,5%, а в 2016 уже 75,3%. Страна «подсела» на нефтегазовую иглу и до сих пор, несмотря на декларации и планы диверсифи-кации производства, не может с нее слезть.
С начала 2000-х годов разрабатывались различные программы реструктуризации экономики России.
2.2 Косвенное регулирование цен в России
К современным мерам косвенного регулирования цен в России относят:
- формирование и поддержание конкурентной среды, в том числе посредством принятия специального антимонопольного законодательства (законодательства по защите конкуренции);
- непосредственное участие государства в формировании спроса и предложения на рынке;
- воздействие через инструменты кредитно- денежной, бюджетной, налоговой, таможенной и лицензионной политики.
В формировании и поддержании конкурентной среды особая роль отводится антимонопольной политике, направленной, в частности, на противодействие антиконкурентному ценовому поведению компаний (установлению монопольно завышенных или заниженных, а также демпинговых цен; ценовому сговору; фиксации цен по горизонтали или вертикали и разделу рынка; ценовой дискриминации и т.п.) и злоупотреблениям монопольным положением (созданию входных барьеров в отрасли, навязыванию принудительных условий контрактов и др.). Самое вопиющее нарушение - картельный ценовой сговор, который, как свидетельствует антитрестовская судебная практика, может приводить к завышению цен в среднем на 25%. По оценкам экспертов, после судебных решений в отношении картелей цены на соответствующих сегментах отраслевых рынков могли снижаться в пределах от 6.6 до 11.4% по отношению к среднеотраслевому индексу цен.
Действенность судебных решений обеспечивается достаточно жесткой системой наказаний. Во многих странах в качестве основной меры наказания за нарушение антимонопольного законодательства применяются денежные штрафы. Но этим дело не ограничивается.
Когда речь идет о конкуренции инновационных продуктов, правда может оказаться и на стороне компании, обвиняемой в противодействии вхождению на рынок новых игроков. Главный критерий здесь - общие темпы инноваций в отрасли, замедляются они или, напротив, ускоряются. Судебные решения по ограничению деятельности уже обосновавшихся в отрасли компаний и защите потенциальных конкурентов могут привести к противоположным последствиям:
а) росту прибыли новичков за счет ее снижения у старых компаний при общем снижении темпов инноваций в отрасли;
б) общему росту прибыльности старых и новых компаний и росту инноваций в отрасли.
Еще одна серьезная проблема, требующая вмешательства государства, - трансфертные цены транснациональных корпораций, нередко используемые ими для манипуляций с целью сокращения налоговых платежей. Меры государственного воздействия, разрабатываемые, в частности в США и европейских странах, призваны усилить ориентацию трансфертных цен на конкурентные рыночные начала. Так, в принятом в ОЭСР “Руководстве по трансфертному ценообразованию для ТНК и налоговых органов” предлагается считать обоснованными такие трансфертные цены, которые сопоставимы с рыночными ценами в независимых сделках.
В системе мер государственного регулирования, воздействующих на состояние спроса и предложения, помимо непосредственного участия государства в формировании спроса и предложения в виде госзакупок, госзаказов или выпуска продукции на государственных предприятиях, широко используются инструменты кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.
Меры кредитно-денежной политики влияют на общий уровень цен и могут способствовать предотвращению их роста, вызванного чисто денежными причинами (избыточностью денежной массы, обесценением национальной валюты). Для решения этой задачи государство прибегает к таргетированию объема денежной массы, валютного курса, инфляции.
Разноплановое влияние на цены оказывают налогово-бюджетные меры. Воздействуя с их помощью как на производителя, так и на потребителя, государство способствует более справедливому перераспределению ресурсов, товаров и доходов, обеспечивает равный доступ граждан к общественно значимым услугам (образование, здравоохранение, защита окружающей среды и т.д.). При решении конкретной задачи государство выбирает те или иные налоги, налоговые льготы, бюджетные субсидии в зависимости от механизма их действия на стоимость товара для производителя и для потребителя.
Налоги и налоговые льготы по-разному отражаются на ценах продукции в зависимости от того, какое место конкретный налог занимает в структуре цены. Если налоги включаются в цены сверх себестоимости и прибыли, например, косвенные налоги (акциз, НДС, налог с оборота, налог с продаж), то изменения их сумм ведет к изменению цен для покупателя, не влияя при этом на стоимость продукции для производителя. Корректируя эти налоги, государство таким образом может регулировать спрос на определенные группы товаров. Например, повышая акцизы и, следовательно, цены на подакцизные товары (табак, алкоголь), государство стремится ограничить их потребление, защищая здоровье нации. Так, в 2003 г., проводя общую кампанию против курения, страны ЕС повысили акциз на табачные изделия на 11.6%. Напротив, устанавливая более низкие ставки НДС (от 0 до 13% против стандартной ставки от 15 до 25%), они поддерживали спрос на некоторые социально-значимые товары.
Налоги, влияющие на размер прибыли, воздействуют на масштабы производства (предложение товара). Снижая сумму налога на прибыль не только путем изменения ставок, но и посредством различных налоговых льгот, государство может стимулировать рост производства, а также инновационную деятельность частных компаний, направленную на энергосбережение, поиск альтернативных источников энергии, защиту окружающей среды и т.п.
2.3 Прямое регулирование цен в России и
В мировой практике получили распространение следующие формы прямого регулирования цен:
- фиксирование или установление цен государством;
- замораживание цен или их компонентов (например, временный запрет на повышение зарплаты);
- установление предельных значений, то есть максимума/минимума цен или их диапазона;
- введение порядка декларирования цен, согласно которому компания должна получать одобрение или разрешение на устанавливаемую цену со стороны государственного органа;
- установление порядка индексации цен (определение сроков и предела изменения цен в процентах к их текущему уровню);
- контроль над долей прибыли в цене продукции (компонентом цены), то есть контроль над рентабельностью продукции [21, с.18].
Наиболее жесткие меры в этом перечне - фиксирование и замораживание цен или их компонентов. Остальные меры лишь ограничивают, но не устраняют ценовой самостоятельности компаний.
Основной недостаток прямого регулирования цен связан с высоким риском деформирующего влияния на функционирование рынка. Так, установление предельных цен ниже цены равновесия может привести к дефициту продукции, а нередко и к появлению “черного” рынка. Вот почему к подобным мерам практически все страны прибегают в чрезвычайных экономических или социально-экономических условиях (высокая инфляция, войны, стихийные катаклизмы).
Монополизируя рынки определенного уровня (общенационального, регионального, местного), компании получали возможность злоупотреблять своим монопольным положением (завышать цены, игнорировать потребности населения, сдерживать научно-технический прогресс и т.д.), что не могло не вызывать недовольство и протесты со стороны общества. В целях ограничения монопольной практики частных компаний многие европейские страны после войны пошли по пути национализации сферы общественных услуг. Однако смена частной монополии на государственную дала положительный эффект только на первоначальном этапе. Постепенно стали накапливаться отрицательные последствия иного рода - искусственное сдерживание цен в государственных компаниях снижало рентабельность производства и, соответственно, заинтересованность в повышении производительности труда и внедрении инноваций.
В соответствии с п. 1.3 Порядка применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утверждённого Министерством экономики и финансов Российской Федерации: «государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами».
В п. 3.3 упомянутого выше Порядка указано, что «органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком сообщают органам ценообразования и контроля за ценами о всех случаях нарушений предприятиями дисциплины цен, выявленных налоговыми органами при проверках, для принятия соответствующих решений». Санкции за нарушение государственной дисциплины цен могут применяться только Министерством экономики и финансов Российской Федерации.