Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

1.3 Способы воздействия государства на цены

1.3 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации

2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации

2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен

2.2 Косвенное регулирование цен в России

2.3 Прямое регулирование цен в России и

2.4 Особенности практики правового регулирования цен на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации

2.4 Направления развития системы государственного регулирования цен в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В зависимости от сфер торговли имеется целесообразным различать несколько видов цен:

  • оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями;
  • розничными ценами представляются цены, по которым происходит реализация товара в розничной торговой сети;
  • закупочными являются цены государственных закупок продукции у предприятий;
  • цены на услуги.

Виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования:

Жестко фиксированными, твердыми ценами, назначаются государственными органами ценообразования.

Регулируемые цены – регулируются государственными органами – утверждение государственными органами предельного уровня рентабельности.

Договорные цены – определяются на основании документального соглашения, имеющее место между продавцом и покупателем.

Свободные рыночные цены.

Цена является суммой всех расходов покупателя, косвенно или прямо связанных с приобретением товара. При этом важно различать отрицательные и положительные составляющие цены, которые в процессе потребительского цикла суммируются и образуют общую цену, эффективную для клиента. На рисунке 1 отмечены детерминанты ценовой политики.

Рисунок 1 - Детерминанты ценовой политики на микроуровне и влияние государства на данный процесс

Ценовая политика – это совокупность всех вытекающих из целей фирмы и управляемых ей мер по выбору, поиску и осуществлению соотношений между качеством товара и его ценой, а так же решений связанных со всем этим проблем

На ценообразование влияет множество различных факторов, которые принято делить на две большие группы: внешние и внутренние. К внутренним относят те, которые происходят внутри фирмы, например производственные возможности, финансовые ресурсы предприятия, системы управления сбытом и производством, технологическое и техническое состояние предприятия, результаты его былой хозяйственной деятельности и стратегические планы на будущее. На основе внутренних факторов определяется структура и уровень затрат, которые должно покрываться с помощи дохода, который очень сильно зависит от цены. Внешние факторы описывают условия на рынке, на котором функционирует предприятие, они включают в себя: отраслевые рынки сбыта и конкретных потребителей, макроэкономическую среду.


1.3 Способы воздействия государства на цены

Процесс, направленный на поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства представляет собой главные цели, стоящие перед регулированием процесса ценообразования со стороны государства. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, целям свойственно изменяться и это зависит от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. Принимая во внимание вышеизложенное, целями государственной экономической политики могут являться:

  • поддержание сбалансированного общественного производства;
  • стимулирование роста производства;
  • обеспечение полной занятости;
  • повышение эффективности общественного производства;
  • справедливое распределение дохода;
  • стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции;
  • сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Государством могут ставиться перед собой любые цели. Но для их достижения в его распоряжении должны иметься средства, ресурсы как материального, так и нематериального порядка, которые представляли бы собой гарант достижения целей, т.е., другими словами, - государством должна иметься возможность в случае необходимости “нажать” на определенные средства, которыми могут являться следующие: [20, с.60]

  • государственный бюджет;
  • государственная собственность;
  • законодательное творчество;
  • информация;
  • внешняя торговля;
  • силовые структуры.

Факт регулирования процесса ценообразования представляется нормой современной экономики во всех странах мира.

Процесс регулирования цен происходит с применением установленных верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены категорически запрещается.

Вмешательство государства в процесс ценообразования осуществляется при помощи санкционированного со стороны правительственных органов завышения издержек производства посредством включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. Как результат данного действия в целых отраслях имеет место возникновение ситуации, когда «издержками подпирается цена», то есть являющимися расчетными, а не действительными издержками производства. Вследствие того, что правительством объявлены льготы, оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что необходимость повышения цен становится само собой разумеющимся фактом. Так как льготами наделена вся отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может выступать в роли достаточного препятствия для роста цен.


Прямым государственным вмешательством представляется целесообразным считать государственную политику по установлению цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывается государственными субсидиями. Ценовые субсидии предусматривают снижение цен: специальные доплаты производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг является значительной, к примеру, это имеет отношение к военным отраслям промышленности, рядом подотраслей строительства. Правительственными органами, являющимися постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливаются на основании договоренности с партнерами «контрактные цены», которые впоследствии становятся базовыми для отрасли.

Эффективным средством, направленным на регулирование процесса ценообразования выступает НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги и дифференцированными изменениями ставок этого налога непосредственно оказывает воздействие на цены.

Особым направлением государственной экономической политики представляется целесообразным назвать государственное воздействие в отношении внешнеторговых цен. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путём санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда "издержки подпирают цену", то есть расчётные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Таким образом, можно сказать, что государственное вмешательство не является отрицательным. Государство может иметь иные цели, нежели экономическая эффективность. Кроме того, встречаются ситуации, при которых государственное вмешательство может повысить экономическую эффективность. К ним относятся внешние эффекты и случаи возникновения трудностей на рынке.


Для многих компаний ставится крайне важным параметром конкретный уровень прибыли. В таком случае используется стратегия целевых цен. Размер прибыли должен оставаться постоянным, как бы ни менялись цены или объемы продаж.

Среди фирм, чей товар находится на такой стадии жизненного цикла, как "упадок", а именно в финальной его стадии, очень часто применяется стратегия льготных цен. Такая стратегия подразумевает значительное снижение цены с целью быстрого повышения объема продаж. Зачастую применяется для ликвидации остатков товара, чтобы быстро получить хоть какую-то прибыль.

В условия монополии или олигополии зачастую используется стратегия «следования за лидером». Тогда цена на новый товар может отличаться от цены фирмы-лидера, но только определенных пределах.

На рисунке 2 отмечены этапы разработки ценовой политики:

Рисунок 2 - Этапы разработки плана ценовой политики [23, с.55]

Когда предприятие стремится к сохранению неизменных цен в течении длительного времени, то фирма вместо коррекции цен уменьшает размер упаковки, изменяет состав товара, что в конечном итоге сказывается и на эффективности регулирования цен на макроуровне.

1.3 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации

Цена продукции (работ, услуг) является одним из существенных условий договора. В вопросе формирования цены гражданское законодательство сторонам договора предоставляет свободу. Видимо потому, что принятые на данном этапе решения косвенно влияют на бухгалтерский учёт и налогообложение, определение ценовых условий договора относится к ведению бухгалтера, а не юриста.

Определенный научный и практический интерес все же представляет классификация цен в зависимости от свободы их формирования, поскольку именно такая классификация цен имеет прямое отношение к науке гражданского права. Соответственно можно выделить свободные цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, без какого-либо властного воздействия в чем бы оно не выражалось. Регулируемые цены, которые складываются под воздействием спроса и предложения, но при воздействии государства путем установления минимальных или максимальных цен, иначе говоря, путем очерчивания определенных пределов свободы рынку. Имеются также и фиксированные цены, которые устанавливаются самим государством без воздействия рынка.


Данная классификация вполне применима и представляет определенный интерес для науки гражданского права. Следует в целом заметить, что наибольшее отношение к самому гражданскому праву имеют свободные цены, формирующиеся в рамках спроса и предложения на рынке, но в некоторых правовых нормах встречаются также случаи регулируемых, и даже фиксированных цен, что будет более подробно рассмотрено ниже.

Рассмотрев экономические функции и их воплощение в гражданском праве, следует перейти непосредственно к анализу самих норм права, причем логично изначально использовать именно изложенную выше классификацию цен в зависимости от свободы их формирования (установления).

Начать следует именно с фиксированных цен, поскольку количество таких норм крайне незначительно в гражданском праве такие цены крайне нетипичны для гражданского права. Примером таких цен выступает цена компенсации за нарушение авторских прав на произведение. Размер компенсации за нарушение авторских прав определен в п. 1 ст. 1301 ГК РФ: законом определены пределы компенсации от десяти тысяч до пяти мил-лионов рублей. Определение размера компенсации производится по усмотрению суда в пределах, установленных законом. Такой случай правильнее всего относить к фиксированным ценам, поскольку влияние рынка здесь не прослеживается [26, с.110].

Следующей разновидностью цен являются регулируемые цены. Регулирование происходит при помощи правовых норм, которые устанавливают определенные рыночные пределы. Примером такой нормы является цена продажи доли в общей долевой собственности, цена продажи доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Преимущественное право покупки ограничивает возможность участника общей долевой собственности определить цену продажи своей доли, ориентируясь только на рынок. Буквальное толкование нормы ст. 250 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, какой именно должна быть цена продажи доли третьему лицу, в частности, указывается на то, что цена продажи доли третьему лицу в случае отказа других участников общей долевой собственности от покупки доли должна соответствовать цене предложения участнику общей долевой собственности.

Наконец, свободные цены – это цены, формирующиеся в условиях взаимодействия спроса и предложения, такие цены выступают практически во всех договорах, регулируемых гражданским правом. Свободные цены можно выделить в качестве принципа гражданского права. Фиксированные и регулируемые цены