Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы ценовой политики государства в современных условиях

1.1 История становления и процесс развития государственного регулирования ценообразования

1.2 Основные элементы ценовой политики государства

1.3 Способы воздействия государства на цены

1.3 Особенности регулирования цен гражданским законодательством в Российской Федерации

2 Анализ практики правового регулирования цен в Российской Федерации

2.1 Эволюция развития необходимости государственного регулирования цен

2.2 Косвенное регулирование цен в России

2.3 Прямое регулирование цен в России и

2.4 Особенности практики правового регулирования цен на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации

2.4 Направления развития системы государственного регулирования цен в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым была признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществления государственного регулирования цен в основном только на продукцию естественных монополий. Во исполнение данного Указа издано одноименное постановление Правительства РФ № 239, которым предписано (п.7) «Не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путём установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг…».

Данное правило распространяется на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, цены на которые подлежат государственному регулированию согласно перечням, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации.

2.4 Особенности практики правового регулирования цен на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации

Необходимость правового регулирования тарифов на электроэнергию и теплоэнергию обусловлена тем, что энергетический сектор относится к естественной монополии – электроэнергия является «предметом общественного пользования», у данного вида товаров нет субститутов, присутствуют чрезвычайно высокие барьеры для входа в данную отрасль. Кроме того, данный рынок имеет технологические особенности своего функционирования. Все это исключает возможность появления конкурентов в данном секторе – производитель единственный на рынке. Поэтому вмешательство государства в регулирование тарифов необходимо, прежде всего, для того, чтобы защищать интересы потребителей от возможного злоупотребления монопольной властью (завышение тарифов на поставляемую продукцию) со стороны производителя электроэнергии и теплоэнергии.


На сегодняшний день на территории нашей страны действует двухуровневый рынок электроэнергии и мощности – оптовый и розничный. На оптовом рынке продавцами и покупателями выступают генерирующие организации, операторы экспорта или импорта электроэнергии, организации по сбыту электроэнергии, сетевые компании, а также крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли и продавцов, и покупателей электрической энергии и мощности. Электрическая энергия на оптовом рынке электроэнергии и мощности может быть продана как по регулируемым ценам (в рамках регулируемых договоров), так и по нерегулируемым (конкурентным) ценам. В рамках же розничного рынка товаром выступает электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, или электроэнергия генерирующих компаний. Субъекты розничного рынка – потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые энергоснабжающие компании, сетевые компании. Поставка электроэнергии (мощности) в данном случае осуществляется по регулируемым ценам.

В основе контролирования цен на электрическую и тепловую энергию лежит принцип обязательности ведения раздельного учета организациями – в конце 1998 года было принято постановление о решении установления для всех организаций, занимающихся производством и передачей электрической энергии (мощности) и тепловой энергии, ведения раздельного учета затрат и объема выпускаемой продукции (услуг) по следующим видам деятельности:- производство электрической энергии (мощности); - производство тепловой энергии; - передача электрической энергии (мощности); - передача тепловой энергии.

Для государственного регулирования цен (тарифов) предоставляются данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по производству, передаче, сбыту электрической энергии, услугам коммерческого оператора, технологическому присоединению к электрическим сетям, по оказанию услуг по обеспечению системной надежности. При определении регулируемых тарифов запрещается повторный учет одних и тех же расходов.

Наибольшую роль в регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и электроэнергетики играют нормативные правовые акты. На сегодня сформирована достаточно обширная нормативно - правовая база, в соответствии с которой строятся взаимоотношения на рынках электроэнергии и теплоэнергии.

На сегодня законодательство в сфере теплоснабжения активно развивается, что обусловлено принятием в 2010 году Федерального закона «О теплоснабжении». Необходимо также отметить и Федеральный закон от 26.03.2003 № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», в котором устанавливаются правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия государственных органов власти на их регулирование, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.


Регулирование тарифов на тепловую энергию реализовывается органами регулирования соответствии с принципами регулирования, предусмотренными ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства РФ "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения

Регулирующие органы осуществляют регулирование цен на электроэнергию в соответствии с целями и принципами регулирования государства, отмеченные ФЗ "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, которые также определяют правила функционирования оптового и розничных рынков»

При определении регулируемых тарифов расходы на осуществления иных (кроме регулируемой) видов деятельности и полученные от данных видов деятельности доходы (убытки) в расчет не берутся

Регулируемые тарифы могут устанавливаться в числовом выражении, в виде формул либо разъяснения порядка определения таких цен. Также регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и цены на услуги по передаче электрической энергии могут устанавливаться с разделением по категориям потребителей с учетом региональных других особенностей. Срок действия утвержденных тарифов составляет не менее чем двенадцать месяцев. Кроме метода экономически обоснованных расходов применяются также метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Необходимо отметить, что регулирующие органы имеют право использовать метод индексации тарифов, если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определенный в прогнозе социально - экономического развития Российской Федерации, не превышает 12 процентов год в расчетный период регулирования. Данное ограничение не распространяется на установление регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) поставщиков для продажи на оптовом рынке по регулируемым договорам.

Государственное регулирование тарифов на электроэнергию может производиться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организации не менее чем на пять лет (не менее чем на три года при условии установления впервые указанных цен и их предельных уровней). К долгосрочным параметрам относят уровень надежности и качества товара (услуги), который должен соответствовать инвестиционным программам организации на длительный срок; динамика изменения затрат, связанных с поставками товаров (услуг), величина инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.


За регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, которую производят теплоснабжающие и энергоснабжающие компании на территории Свердловской области, непосредственно отвечает Региональная энергетическая комиссия Свердловской области

На региональном уровне государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области «Об установлении перечня дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для установления тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии)»и «Об установлении перечня дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, представляемых для утверждения тарифов на услуги по передаче электрической энергии (сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков)»

2.4 Направления развития системы государственного регулирования цен в России

Основным инструментом оказания воздействия со стороны государства на процесс рыночного ценообразования представляется системой налогообложения и директированием уровня цен.

Еще одним инструментом косвенного воздействия государства на рыночную цену представляется импортная пошлина.

Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги и дотации государством иногда прибегается к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены.

Другим последствием установления верхнего предела цены выступает факт снижения качества продукции. Производителями, которые не опасаются в условиях дефицита потерять покупателей, уменьшаются затраты производства за счет ухудшения качества продукции.

Факт установления нижнего предела цены выше рыночной обычно применяется со стороны государства в качестве средства экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства.

В современной России для оптимизации системы государственного регулирования цен нужно изменить метод индексации регулируемых цен и тарифов. Они должны привязываться не к уровню инфляции, а, возможно, к уровню изменения реальных доходов потребителей их продукции и услуг. Планомерная индексация цен и тарифов без индексации доходов ставит стороны (производите-лей и потребителей) в заведомо неравные условия (на уровень инфляции индексируются только пенсии неработающих). Поскольку повышения доходов потребителей продукции (услуг) инфраструктурных компаний, судя по прогнозу, не предвидится долгое время, продолжение индексации вызовет, как в не-давнем прошлом, лавину неплатежей и нарастание социальной напряженности стране, что представляет угрозу национальной безопасности. Поэтому необходимо заморозить цены и тарифы компаний инфраструктурного сектора на ближайшие три года. Вместе с тем, чтобы не допустить ухудшения финансового состояния компаний инфраструктурного сектора, что также может угрожать экономической и национальной безопасности, необходимо планомерно проводить аудит и мониторинг издержек и инвестпрограмм компаний инфраструктурного сектора и разработать систему мер, поощряющих эффективно работающие компании. Это позволит выявить и задействовать скрытые резервы, накопленные за время проведения индексаций выше уровня инфляции.


Во-вторых, необходимо поддерживать определенный уровень и структуру внутрироссийских цен на энергоносители, достаточных для развития бизнеса в отраслях ТЭК, так как, уже не выполняя роль «локомотива» развития экономики России, он все же является ее «несущей конструкцией» и реализацией естественных конкурентных преимуществ России.

В-третьих, Российская Федерация должна продолжать усилия по прове-дению на международном уровне такой политики цен, которая, не затрагивая уровень внутренних цен на энергоресурсы, будет способствовать повышению их уровня на мировой арене.

Для успешного проведения реструктуризации экономики России необходимо эффективно использовать и правильно выстроить стратегию управления ценами на топливно-энергетические ресурсы.

Основным методологическим принципом в разработке государственной стратегии управления ценами на энергоресурсы должен быть подход с точки зрения определенной системы приоритетов и соответствующих им задач, решение которых способствует ускорению социально-экономического развития России (рис. 4).

Во-первых, необходимо сдерживать рост цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, что будет способствовать как достижению высокой конкурентоспособности промышленного производства России (за счет снижения энергоиздержек), так и повышению уровня жизни населения страны (за счет снижения оплаты услуг ЖКХ и энергосбытовых компаний). Долгие годы цены и тарифы в отраслях ТЭК (особенно регулируемые государством) росли, опережая темпы инфляции, и при этом получаемые таким образом финансовые ресурсы компаниями топливно-энергетического комплекса расходовались нерационально. К тому же в отраслях-потребителях товаров и услуг отраслей ТЭК, а также у населения за последние годы постоянно снижались доходы, поэтому продолжающаяся ежегодная индексация цен и тарифов внесла свою лепту в ухудшение инвестиционного климата в России и в обнищание населения. Таким образом, учитывая, что в этих отраслях накопились большие резервы снижения издержек, нет необходимости ряд лет проводить плановую индекса-цию цен и тарифов (даже так, как это предусмотрено в планах и программах вновь избранного Президента РФ В.В. Путина на 2018–2020 гг.– на уровне инфляции или чуть более низком).

Рисунок 4. – Стратегия управления ценами ТЭР как основополагающая часть стратегии управления ценами на макроуровне.

Вывод. Таким образом, в развивающейся и играющей все большую роль в управлении экономикой страны системе стратегического планирования должно занять свое место и планирование цен. Это отнюдь не должно рассматриваться и быть покушением на свободу рыночного ценообразования, каковым оно не является в других странах, например, во Франции. Без стратегического планирования соотношений (паритетов) цен не будет реализована эффективная реструктуризация экономики и промышленности, не будут достигнуты цели перехода к инновационной социально ориентированной экономике, основанной на высоко-технологичном индустриальном развитии.