Файл: М-580.Аттестация. Теория БУ_Михалкевич.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 905

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I. Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

III. Источники собственных средств.

IV. Доходы и расходы.

V. Расчеты.

Отчет о прибылях и убытках содержит показатели финансовых результатов по видам деятельности организаций, операционных и внереализационных доходов и расходов, данные по налогам и сборам из прибыли, информацию о нераспределенной прибыли.

Отчет о движении источников собственных средств содержит данные о наличии и движении фондов, нераспределенной прибыли, средств целевого финансирования, а также информацию о чистых активах организации.

Отчет о движении денежных средств содержит сведения о движении денежных потоков.

Приложение к балансу содержит показатели, характеризующие наличие и состав основных средств, нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Пояснительная записка содержит дополнительную информацию об организации, ее видах деятельности, показатели ее финансового положения в сопоставлении с предыдущим годом, сведения о направлениях использования чистой прибыли.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Составленная бухгалтерская отчетность представляется в следующие сроки:

  • квартальная – в течение 30 дней по окончании квартала;

  • годовая – в течение 90 дней по окончании года;

Требования к отчетности:

  • достоверность и точность показателей отчетности подтверждается данными первичных учетных документов и инвентаризации;

  • сопоставимость данных на начало и конец отчетного периода;

  • своевременность означает ее представление пользователям в установленные сроки;

  • простота, ясность, доступность означает, что все показатели отчетности должны быть однозначно понятны любым ее получателем;

  • экономичность предполагает снижение затрат на формирование отчетности.


27. Учетная политика организации

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Учетная политика любой организации представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», законодательства Республики Беларусь и утверждается руководителем организации.

Учетная политика организации включает в себя:

  • описание принятых способов ведения бухгалтерского учета;

  • план счетов бухгалтерского учета организации;

  • применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых;

  • график документооборота, т. е. регламентация движения первичных документов и регистров бухгалтерского учета.


При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством. Если в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа отражения операций в учете.

В учетной политике должны отражаться методические и организационно-технические аспекты ведения бухгалтерского учета.

Методические аспекты учетной политики включают способы погашения стоимости основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, оценки производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, выбор метода определения выручки от реализации продукции, распределение и использование прибыли от реализации.

Организационно-технические аспекты включают разработку рабочего плана счетов, организацию бухгалтерской службы и выбор форм бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризаций имущества и обязательств, систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике могут быть в случаях:

  • реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

  • изменения законодательства Республики Беларусь;

  • изменения условий деятельности.

Изменения учетной политики объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.


28. Права, обязанности и ответственность руководителя и

главного бухгалтера в вопросах учета и отчетности

Методологическое и правовое обеспечение бухгалтерского учета регулируется законодательством, которое включает:

  • Закон «О бухгалтерском учете и отчетности»;

  • декреты и указы Президента;

  • постановления правительства;

  • другие нормативные правовые акты в соответствии с международными принципами.

Руководитель организации имеет право:

  • принимать решение об организации бухгалтерского учета и создании необходимых условий для правильного его ведения;

  • утверждать график документооборота;

  • назначать комиссию для проведения инвентаризации и других проверок финансово-хозяйственной деятельности;

  • заключать договора с аудиторскими организациями;

  • принимать решение о назначении и увольнении главного бухгалтера;

  • подписывать документы по движению имущества и денежных средств или предоставлять право подписи другим лицам;

  • осуществлять контроль за ходом составления отчетности и предоставления ее пользователям;

  • принимать меры по обеспечению конфиденциальности информации.

Руководитель обязан обеспечить:


  • необходимые условия для организации и ведения бухгалтерского учета;

  • сохранность первичных документов, учетных регистров, отчетности;

  • организацию хранения имущества;

  • неукоснительное соблюдение требований главного бухгалтера.

Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера – бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации.

Главный бухгалтер обязан обеспечить:

  • правильную и рациональную организацию бухгалтерского учета;

  • своевременное составление и представление установленной отчетности;

  • формирование учетной политики, направленной на предупреждение недостач, растрат, незаконного расходования средств;

  • достоверный, своевременный учет, постоянный контроль за совершением и регистрацией хозяйственных операций;

  • правильное начисление налогов, других обязательных платежей и своевременное их перечисление;

  • правильное проведение инвентаризации всех статей баланса и отражение в учете ее результатов.

Главный бухгалтер имеет право:

  • устанавливать систему внутрихозяйственного учета, правила документирования операций, правила ведения регистров, порядок составления отчетности;

  • разрабатывать и утверждать должностные инструкции, регламентирующие деятельность сотрудников бухгалтерии;

  • определять систему показателей предприятия, которые являются конфиденциальными.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождение от должности главного бухгалтера оформляются актом.

В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя, который несет всю полноту ответственности за последствия совершения таких операций.


29. Организация бухгалтерского учета

Каждая организация должна вести бухгалтерский учет. Общий порядок его ведения установлен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». В соответствии с ним ответственность за своевременную организацию бухгалтерского учета несет руководитель, а непосредственное руководство этой работой осуществляет главный бухгалтер.


Для ведения бухгалтерского учета руководитель может: создать бухгалтерию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое назначаемым им главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, которая оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета (мемориально-ордерную, журнально-ордерную, автоматизированную, упрощенную), проектирует и организует документооборот, выбирает или создает формы первичных документов, определяет порядок ведения регистров, проведения инвентаризаций и решает другие вопросы, связанные с организацией учета.

При выборе формы бухгалтерского учета предпочтение отдается уже существующим типовым межведомственным формам, которые публикуются в специальных альбомах и рекомендуются государственными органами для исполнения в любой отрасли.

После выбора формы бухгалтерского учета, определения методик, технических средств и форм первичной документации по всем хозяйственным процессам и операциям в организации устанавливают организационную структуру бухгалтерии и окончательный порядок, сроки, места оформления и движения всей документации (документооборот). Одновременно с оборудованием рабочих мест и помещений решается вопрос об организации архива бухгалтерии.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с Положением «Об учетной политике» и утверждаемой руководителем.

На основе Типового плана счетов организация разрабатывает свой рабочий план счетов, включая в него необходимые для работы синтетические счета и субсчета.

При организации бухгалтерского учета определяется численность работников в бухгалтерии, исходя из вида и масштабов производства, численности работающих, объемов документооборота, наличия вычислительной техники и других показателей, характеризующих трудоемкость учетной работы.

В бухгалтерии главный бухгалтер каждому работнику поручает определенный участок работы по ведению учета. Как правило, такие участки в работе выделяются в разрезе видов средств (основных средств, материалов, кассы, заработной платы и др.) или комплексу взаимосвязанных работ (ведение журналов, ведомостей, картотек, составление отчетности и т. п.). Круг обязанностей и порядок работы на каждом рабочем месте определяются должностной инструкцией, разрабатываемой и утверждаемой главным бухгалтером.

Главный бухгалтер организует и возглавляет работу бухгалтерии, обеспечивает формирование и реализацию учетной политики и соблюдение действующего законодательства. Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.


Если в организации осуществлены операции, противоречащие законодательству, то главный бухгалтер обязан в письменной форме сообщить об этом руководителю. И только после получения письменного распоряжения руководителя принимает их к исполнению. При этом ответственность за проведение таких операций несет руководитель предприятия.


30. Типовой план счетов бухгалтерского учета, его назначение

Осуществление хозяйственной деятельности требует применения системы счетов бухгалтерского учета, которая позволит получать все необходимые сведения для составления отчетности.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, определяющий построение всей системы учета организации независимо от форм собственности и организационных форм.

План счетов позволяет применить во всех организациях единообразные методы учета, правильно отражать в учете экономическое содержание отдельных хозяйственных операций, предусмотреть такую группировку счетов, которая дает возможность контролировать деятельность организаций.

В плане счетов указываются:

  • полные наименования синтетических счетов;

  • их номера – двузначные от 01 до 99;

  • субсчета.

С 1 января 2004 года все организации, кроме банков и бюджетных организаций; применяют Типовой план счетов. Он состоит из восьми разделов:

  1. Внеоборотные активы.

  2. Производственные запасы.

  3. Затраты на производство.

  4. Готовая продукция и товары.

  5. Денежные средства.

  6. Расчеты.

  7. Источники собственных средств.

  8. Финансовые результаты.

В Типовом плане счетов приводятся забалансовые счета, зашифрованные трехзначными номерами от 001 до 014.

К Типовому плану счетов прилагается Инструкция, в которой дана краткая характеристика каждого счета, субсчета и указывается типовая корреспонденция счетов.

На основании Типового плана счетов разрабатываются рабочие планы счетов организаций. В них содержится полный перечень синтетических и аналитических счетов, субсчетов с учетом особенностей хозяйственной деятельности данной организации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РБ « О бухгалтерском учете и отчетности» от 25.06.2001 г. № 42-3.

  2. Порядок заполнения форм годовой бухгалтерской отчётности, утверждённый приказом Министерства финансов РБ от 20.01.2000г., №23.

  3. Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30 мая 2003 г. № 89

  4. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. – М.: «Аудит», ЮНИТИ, 1999.

  5. Бакаев А. С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. – М., 1994.

  6. Бухгалтерский учёт. Под редакцией Н.И. Ладутько. – Мн.: «ФУАинформ», 1999.

  7. Бурцева И.Н., Левкович О.А. Бухгалтерский учет. – Мн., Амалфея, 2004.

  8. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика. – 1994.

  9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник. – М., 2004

  10. Лемеш В.Н. Отчетность. – Мн, ИУиП, 2002.

  11. Луговой В.А. Организация бухгалтерского учета и отчетности. – М.: АО «Инконсаудит», 1995.

  12. Мезенцева Т.М. Основы бухгалтерского учета в схемах и таблицах. – Мн.: 000 «Аудикс», 1995.

  13. Папковская П.Я.Курс теории бухгалтерского учета. 4-е издание, переработанное. – Мн.: ООО «Информ-пресс», 2004

  14. Пачоли Лука. Трактат о счетах и записях. // Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Финансы и статистика, 1983.

  15. Подольский В.И. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1991.

  16. Полякова С.И., Николаева С.А., Николаев А.В. и др. Методические рекомендации по применению журнально-ордерной формы учета к плану счетов бухгалтерского учета. – Мн., 1992.

  17. Снитко М.А. Теория бухгалтерского учета. / Учебное пособие. – Мн.: Мисанта. – 1996.

  18. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. – Мн., Книжный дом, 2004.