Файл: М-580.Аттестация. Теория БУ_Михалкевич.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 904

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Инвентаризация.

3. Оценка.

4. Калькуляция.

5. Счета.

6. Двойная запись.

7. Бухгалтерский баланс.

8. Отчетность.

Документация – это сплошное и непрерывное письменное оформление факта совершения хозяйственных операций.

Инвентаризация – это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и состояния обязательств, выявление отклонений от учетных данных и отражение их в учете.

Оценка является способом выражения в денежном измерении хозяйственных операций. Перевод натуральных и трудовых показателей в денежный осуществляется через цены, тарифы, тарифные ставки, сдельные расценки.

Денежная оценка необходима для калькулирования.

Калькуляция – это совокупность приемов и методов, используемых для определения затрат, связанных с осуществлением хозяйственных процессов (заготовления, производства и реализации). Это способ группировки затрат и исчисления фактической себестоимости приобретаемых средств, произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).

Счет – это способ группировки и отражения состояния, движения однородных объектов учета (основных средств, материалов, денежных средств в кассе и на счетах в банке, расчетов по оплате труда и др.).

Хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета отражаются способом двойной записи. Это значит, что каждая хозяйственная операция затрагивает два объекта учета и отражается на двух счетах бухгалтерского учета в одинаковой сумме.

Двойная запись позволяет обеспечить балансовое обобщение оборота хозяйственных средств (активов) и источников их образования (пассивов).

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки в денежном выражении хозяйственных средств по их составу и источникам образования на определенную дату, как правило, по состоянию на первое число каждого месяца. В балансе отражаются остатки имущества организации и ее обязательств.

Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал, год). Показатели отчетности необходимы для внутренних и внешних пользователей. Они используются для проведения анализа, планирования, принятия хозяйственных и управленческих решений и для оценки экономического положения организации.


3. Классификация имущества организации по составу и размещению

Под имуществом понимаются принимаемые организацией к бухгалтерскому учету недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права организации в отношении других лиц, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Исходя из функциональной роли, состава и размещения имущество организации подразделяется на две группы:

  • имущество долгосрочного использования (внеоборотные активы);

  • имущество краткосрочного использования (оборотные активы).


В состав внеоборотных активов входят основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные и прочие активы, срок полезного использования которых свыше одного года.

Основные средства – это совокупность различных материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. К ним относятся здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другое имущество, находящееся в эксплуатации более 12 месяцев. В частности, в настоящее время к основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – свыше 10 базовых величин за единицу).

Основные средства участвуют в хозяйственной деятельности многократно без изменения их внешнего вида и первоначальной формы. По мере изнашивания их стоимость переносится на создаваемый продукт по частям в виде амортизационных отчислений.

К нематериальным активам относятся объекты учета долгосрочного пользования, не имеющие материально-вещественной основы, приносящие доход организации и выраженные в стоимостной оценке. Срок полезного использования их превышает 12 месяцев. Нематериальными активами являются приобретенные лицензии, сертификаты, патенты на изобретения, торговые марки, права доверительного управления имуществом, а также принадлежащие обладателю имущественные права на объекты промышленной собственности; произведения науки, литературы, искусства; на программы для ЭВМ и компьютерные базы данных; пользования природными ресурсами и др. Путем ежемесячного начисления амортизации по нематериальным активам в течение срока полезного использования их стоимость переносится на себестоимость продукции (работ, услуг).

К доходным вложениям в материальные ценности относятся расходы организации в виде вложений в оборудование, помещения, здания и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода по договорам лизинга, аренды, проката.

Вложениями во внеоборотные активы являются затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции действующих объектов, а также затраты по приобретению основных средств и нематериальных активов.

К имуществу краткосрочного использования относятся оборотные активы (средства), которые завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и возмещаются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Оборотные активы подразделяются на следующие группы:


  • производственные запасы и затраты;

  • готовая продукция;

  • денежные средства;

  • финансовые вложения;

  • дебиторская задолженность.

К производственным запасам относятся различные материальные ценности, находящиеся на складе и используемые для изготовления продукции: сырье, запасные части, топливо, тара, специальная оснастка, специальная одежда и др.

Затраты, связанные с хозяйственной деятельностью, можно разделить на затраты в сфере производства и затраты в сфере обращения. К затратам в сфере производства относятся незавершенное производство и затраты будущих периодов. Затратами в сфере обращения являются расходы на реализацию (коммерческие расходы и издержки обращения).

Готовая продукция прошла все стадии обработки, сдана на склад и предназначена для реализации. Готовая продукция находится либо на складе, либо отгружена покупателям.

К денежным средствам относятся наличные деньги в кассе, денежные документы, остатки денег на расчетном, валютном и специальных счетах в банках, переводы в пути.

К финансовым вложениям относятся паи, акции, приобретенные ценные бумаги, предоставленные другим организациям займы и другие виды вложенных организацией средств с целью получения дохода.

Дебиторская задолженность – это долг предприятию, то есть средства данной организации, временно находящиеся у других юридических и физических лиц и подлежащие возврату по истечении определенного срока. Дебиторами могут быть покупатели, подотчетные лица, учредители организации, а также другие организации и лица, обязанные возвратить предприятию определенные средства.

Конкретный состав имущества зависит от характера и объектов производства, видов деятельности, форм собственности и других факторов, влияющих на хозяйственную деятельность организации.


4. Классификация имущества организации по источникам образования

Все средства, находящиеся в распоряжении организации, по источникам образования подразделяются на следующие виды:

  • собственные средства;

  • заемные средства.

К источникам собственных средств относят фонды, прибыль, резервы. Основным источником собственных средств является уставный фонд – совокупность вкладов (в денежном выражении) учредителей в имущество организации при его создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма средств записывается в уставе организации, утверждается и регистрируется в государственных органах. Кроме уставного фонда источниками собственных являются:

  • добавочный фонд – предназначен для производственного и социального развития;

  • резервный фонд – образуется за счет прибыли для покрытия незапланированных расходов, возникших в процессе работы;

Другим важным источником собственных средств является прибыль, которая выявляется в процессе реализации продукции (работ, услуг), товаров и других материальных ценностей как разница между выручкой от реализации и себестоимостью материальных ценностей. К резервам относятся:


  • резерв по сомнительным долгам – образуется за счет прибыли для погашения дебиторской задолженности;

  • резерв предстоящих расходов – создается с целью равномерного включения некоторых расходов в себестоимость продукции (на оплату отпусков, на ремонт основных средств и др.).

В процессе работы организации может возникнуть потребность в дополнительных денежных или материальных средствах. Их можно занять у других организаций и лиц. Такие средства называются заемными источниками. К ним относятся:

долгосрочные и краткосрочные кредиты – это суммы задолженности по кредитам, предоставленным банками для расширения и развития производства, внедрения новой техники и на другие нужды;

долгосрочные и краткосрочные займы – это суммы, полученные от юридических и физических лиц, от выпуска и продажи акций трудового коллектива.

В соответствии с договором организация обязана возвратить полученные средства, погасить свою задолженность перед банком или заимодавцем.

К заемным средствам относится также кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям или лицам. К ней относятся следующие виды задолженности: поставщикам за поставленные материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы и оказанные услуги, работникам по оплате труда, бюджету по налогам и сборам, органам по социальному страхованию и обеспечению, подотчетным лицам, учредителям по начисленным им дивидендам, другим кредиторам.


5. Хозяйственные операции и процессы, их сущность и виды

В основе деятельности организаций лежат хозяйственные операции. Основное содержание бухгалтерского учета состоит в отражении этих хозяйственных операций. Хозяйственная операция представляет собой движение имущества организации, которое сопровождается сменой его форм. В хозяйственной деятельности организаций совершаются многочисленные и разнообразные хозяйственные операции. Совокупность однородных хозяйственных операций представляет собой хозяйственный процесс. Различают следующие процессы: снабжения, производства и реализации.

В процессе снабжения организация-покупатель приобретает у организаций-поставщиков за деньги материальные ценности. Из сферы обращения средства переходят в сферу производства. Процесс снабжения состоит из следующих операций: заключения договоров с поставщиками, оплаты поставщикам стоимости материалов и расходов по доставке, поступления материалов на склад и др.

В процессе производства материальные ценности с помощью средств труда и под воздействием рабочей силы превращаются в готовые изделия. Хозяйственные операции данного процесса отражают использование материальных ценностей, начисление амортизации по основным средствам, начисление заработной платы и др. Процесс производства заканчивается определением фактической себестоимости изготовленной продукции. После изготовления готовая продукция из производственной сферы попадает в сферу обращения для реализации.


Процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных операций по сбыту и продаже. В процессе реализации организация-поставщик продает покупателям изготовленную продукцию за деньги, но в возросшей сумме. Поставщик возмещает в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции и получает прибыль.

Произведенная и реализованная продукция вновь приобретает денежную форму, что создает возможность возобновления кругооборота. В процессе реализации отражаются операции по складскому хранению, транспортировке продукции покупателям, расчетам с ними и др.

Таким образом, в организации происходит непрерывное движения имущества из одной формы в другую и переход из одного процесса в другой, между которыми не должно быть перерывов. Организация должна иметь средства в каждом процессе в денежной, производственной и товарной формах.


6. Бухгалтерский баланс, его характеристика, строение и содержание

Баланс представляет собой равновесие, равенство двух каких-либо сторон, показателей, итогов.

В бухгалтерском учете баланс возникает на основе классификации имущества организации по составу и размещению и по источникам образования. Если сравнить итоги этих двух групп показателей в денежном выражении, то они должны быть равны между собой. И только при условии равенства образуется баланс.

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, в которой с одной стороны отражается имущество предприятия по его составу и функциональной роли в процессе деятельности предприятия, т. е. показано, какое имущество есть на предприятии и как оно размещено (например, основные средства, материалы, денежные средства на расчетном счете или в кассе). Эта часть баланса называется актив.

С другой стороны в бухгалтерском балансе отражаются средства предприятия по источникам образования, т. е. показано, откуда получены и для какой цели предназначены эти средства (например, уставный фонд, нераспределенная прибыль, кредиты банка и др.). Эта часть баланса называется пассив.

Все средства предприятия отражены в балансе в сгруппированном виде в соответствии с их экономическим содержанием и в денежном выражении.

Баланс составляется на первое число отчетного периода (месяц, квартал, год) и называется начальным (вступительным), а если он составлен на конец отчетного периода – заключительным (отчетным). Поскольку в активе и пассиве баланса показаны одни и те же средства, но по двум признакам, то итог актива всегда равен итогу пассива. Итоговая сумма баланса называется валютой.

Каждый отдельный вид средств или источников называется статьей баланса. Статьи бывают активные и пассивные. Однородные статьи актива и пассива объединяются, образуя группы и разделы.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов: