Файл: Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации (Теоретические основы организации и управления сбытом продукции на предприятии).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации и управления сбытом продукции на предприятии
1.1. Сущность и необходимость организации сбыта продукции на предприятии
1.2. Методы управления сбытом продукции на предприятии
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ организации и управления сбытом продукции на предприятии
Рисунок 1 – График увеличения себестоимости продукции ПО «Кромской хлебозавод» в 2015–2017 годах
Такое повышение переменных издержек происходит за счет внешних и внутренних факторов, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1– Факторы влияющие на производство
Внешние факторы |
Внутренние факторы |
Регулируемая цена |
Моральное и физическое старение оборудования |
Поставщик сырья |
Недоиспользование производственных мощностей |
География и природно-климатические условия |
Использование только собственных средств |
Дебиторская задолженность |
Ручной труд |
Компетентность персонала |
Внешние факторы
Для функционирующего предприятия важное значение имеет соотношение между затратами на производство и ее ценой, складывающейся на рынке. Исследуемое предприятие, как и все предприятия этой отрасли, имеет отличительную особенность, которая проявляется в том, что по поставкам зерна, идущего в федеральный и региональный фонды, цена устанавливается государством (регулируемая цена, а именно ограниченная рентабельность) и на ее уровень предприятие повлиять не может. Для него единственным средством получения дополнительной прибыли является снижение затрат путем приобретения более дешевого сырья (муки). Производство хлеба является основной деятельностью предприятия и составляет 72% от общего объема. При изменении цены на муку, изменяется и цена хлеба. В удельном весе затрат производственной себестоимости на предприятии мука составляет 45%, т.е. мука является основным сырьем и основной ценой при производстве хлебобулочных изделий. Увеличение стоимости другого сырья, используемого при производстве хлебобулочных изделий (маргарин, сахар, масло растительное и т.д.) не оказывает значительного влияния на цену готовой продукции. Например, на одну тонну изделия требуется 777 кг. муки, сахара 2,2 кг., маргарина 2,2 кг., масла растительного 1,34 кг., дрожжей прессованных 14,8 кг., соли 11,1 кг., витаминной смеси 3,84 кг. – это булочные изделия марки «Муромец». И примерно такая раскладка по продуктам присутствует во всех изделиях.
Поставщик муки один – монополист (предприятие «Орловская Нива»). В связи с тем, что предприятие заключило договор на год с «Орловской Нивой», которая производит закупки зерна на весь период переработки, и обеспечивает предприятие в полном объеме мукой. У предприятия имеется множество предложений от других поставщиков, которые предлагают основное сырье (муку) приобретать по более низкой цене и более высокого качества из других регионов, но это невозможно, из-за запрета вышестоящего руководства.
Цена на хлеб является регулируемой, т.е. стоимость его не показывает всех затрат на производство. Как уже было отмечено ранее, производство хлеба составляет основную долю в работе предприятия и закупка дорогого сырья ведет к значительному увеличению переменных затрат.
Издержки производства в условиях рыночных отношений следует рассматривать не просто как затраты на приобретение всего того, что необходимо для производства товаров и их использования, а с позиции установления лучшей возможности по их использованию. Иными словами формировать такие издержки, которые обеспечат наилучший результат.
Географическая отдаленность от источника приобретения сырья (от областного центра расстояние составляет 54 км.), объясняет высокий показатель накладных расходов, в основе которых лежат расходы на бензин. Изменение климатических условий мешают во время поставить продукцию и сырье.
Закупка муки производится примерно 3–4 раза в неделю (закупаются разные сорта муки), каждый раз поставляется по 8 тонн сырья.
Трудности сбыта продукции определяют то, что предприятию не удается реализовать свою продукцию, если не предоставлять отсрочек платежа покупателям, т.е. сбыт продукции под реализацию, и это порождает возникновение дебиторской задолженности (249 тыс. руб.), которая во время не погашается и отражает низкую оборачиваемость с рубля 15,4 (1 рубль делает оборот). Из-за дебиторской задолженности определяется и недостаток оборотных средств (–90 тыс. руб.), где коэффициент текущей ликвидности составил 1,6%.
Дефицит оборотных средств в значительной степени оказывает влияние на рентабельность производства 5,8%.
Из-за длительного процесса дебиторской задолженности, вырастает кредиторская, в 2017 году равная 764 тыс. руб., что на 16,5% больше 2015 года.
Внутренние факторы
Несмотря на то, что предприятие полностью укомплектовано необходимым оборудованием здесь преобладает ручной и машинно-ручной труд, который отражается на производительности. Например, при выработки печенья «Курабье» на тестомесильной машине, норма выработки на человека 50 кг., при выработке в ручную 25 кг. И т.д. Производительность труда отстает от средней заработной платы, и это означает, что производительность на одного человека в месяц составляет 10300 руб. или 1,9 тонн, а среднемесячная заработная плата равна 20240 руб.
На предприятии основные производственные фонды имеют большой удельный вес, который приходится на пассивную часть. В хлебопечении и производстве кондитерских изделий большой удельный вес имеет узкоспециализированное оборудование.
Физическое и моральное старение оборудования на предприятии во многом объясняют низкую производительность труда.
Важнейшей особенностью основных производственных фондов является то, что их наращивание может происходить двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь развития предполагает количественное увеличение оборудования, а интенсивный – его модернизацию или замену новым, позволяющим увеличивать производительность без изменения качества.
Оборотные фонды увеличивают производительность труда и используются в течение большого периода. Предприятию необходимо приобретение высокопроизводительного оборудования, технические характеристики которого позволят поддерживать его на высоком уровне в течении всего срока службы. Значительность последнего усиливается тем, что научно-технический прогресс ускоряет моральный износ оборудования. Следовательно, чтобы выдерживать конкуренцию, необходимо либо обновлять его, либо модернизировать, что достигается с помощью регулярного проведения капитального ремонта.
Основные производственные фонды для пищевой промышленности дорогостоящие, где оборудование изготавливается из особо легированных материалов, и на их приобретение требуются большие денежные средства.
Так как предприятие не в состоянии приобретать новое оборудование, оно приобретает оборудование, бывшее в употреблении, которое в свою очередь приводит к частым поломкам, нарушению производственного цикла и т.д. и в эту категорию попадают хлебобулочные изделия. Постоянно проводится профилактический ремонт. Основные фонды, используемые в производстве кондитерских изделий, имеют более высокоспециализированный характер.
Продукция пищевой промышленности характеризуется не только огромным разнообразием, но и высокими требованиями, предъявляемыми к ее качеству органами здравоохранения. Их выполнение возможно за счет применения тщательно отработанных технологий производства, обеспечивающих высокое качество продуктов, использование соответствующих основных фондов.
Увеличенные расходы по топливу говорят о том, что на предприятии не полностью осваиваются производственные мощности, всего 51% или производство продукции в натуральном выражении составляет 6–7тонн в сутки, поэтому расходы по топливу образуются из-за горячих простоев печей. Это и объясняет низкий процент 5% среднегодовой рентабельности в 2017 г., которая по сравнению с 2015 г. уменьшилась на 20%.
Недоиспользование производственных мощностей определяют низкий спрос на продукцию или низкий уровень развития сбытовой сети.
Коэффициент эффективности отношения заработной платы к прибыли меньше одного (0,851) и это означает, что 15% заработной платы переплачено в 2017 году (или 385 тыс. рублей). На один рубль затрат получают всего 3,79 коп. – это очень низкий показатель. Такое соотношение вызвано рядом причин: высокий уровень использования ручного труда; большой процент наемных рабочих.
На предприятии существует сложный производственный процесс с преобладанием ручного труда: нарезка, сажание в печь, пекарю приходится работать с очень высокой температурой (от 1800 до 2500) в связи с этим часто бывают термические травмы. Работа происходит по сменам и в основном в ночную смену. В производственном цикле задействован женский коллектив (женщины-рабочие за смену передвигают большое количество тяжестей (особенно тестомассы)). В силу этих причин рабочие очень часто бывают на больничных листах и руководство предприятия вынуждено прибегать к помощи наемных рабочих (в настоящий момент их насчитывается 15 человек), что в свою очередь влияет на коэффициент эффективности отношений заработной платы к прибыли.
Использование только собственных средств на предприятии ведет к ограничению их рентабельности и к ограничению развития производства. Но использование заемных средств невозможно, из-за низкой платежеспособности предприятия, которое вызвано повышением дебиторской задолженности и переменных затрат.
В условиях нарастающей конкуренции на продовольственных рынках, а так же нестабильности в ценовой политике, руководство завода проводит работу, направленную на улучшение качества, расширение ассортимента, разработку доступных цен, снижение себестоимости, увеличение рынка сбыта.
Качество один из основных показателей работы предприятия, которое в настоящее время находится на достаточно высоком уровне.
Рабочий коллектив обладает большим опытом работы, профессиональными знаниями, навыками, умениями, но он не заинтересован в производстве качественных изделий, очень часто по вине рабочих образуется брак (горелый хлеб, «кривая булка» и т.д.). Основной причиной этого является невысокая заработная плата рабочих (в сопоставлении с условиями труда).
Подводя итог вышеизложенному, на наш взгляд, следует сделать следующий вывод. Предприятию необходимо формирование эффективной системы хозяйствования, позволит предприятию построить такую систему хозяйствования, которая будет отвечать его внутренним возможностям, производить высококачественную продукцию в соответствии с требованиями рынка.
При этом, существенное влияние на эффективность деятельности предприятия оказывает система сбыта продукции, анализ которой дан в следующем параграфе курсовой работы.
2.2. Анализ организации и управления сбытом продукции на предприятии
Организация сбыта продукции является завершающей стадией производственного цикла. Сбыт продукции оказывает влияние на ход производства. Решение проблемы повышения надежности, стабильности и доходности производства определило создание действенного структурного подразделения по реализации продукции. Данное подразделение представлено товаропроизводящей сетью, в состав которой входят магазины розничной торговли, сеть фирменных магазинов, оптовых баз, услуги посредников.
В собственность предприятия входят 8 магазинов розничной торговли: 4 магазина на территории поселка Кромы и 4 магазина в Кромском районе.
Общий товарооборот в 2017 году составил 3358 тыс. руб., что на 25% выше уровня 2015 года. При этом затраты в 2017 году составили 420,3 тыс. руб., что на 5% больше 2015 года. В 2017 году была получена прибыль в размере 193 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2015 годом на 177%. Такое резкое увеличение объясняется тем, что два магазина на территории Кромского района были убыточными (–18,6 тыс. руб.) в 2015 г. и было открыто два новых магазина в 2016 году.
Предприятие также использует выездную торговлю (собственную) с автолавок. Выездная торговля осуществляется как на территории Кромского района (9 точек торговли), так и за пределами района (в Орловской области 7 точек) и на территории г. Орла «Ярмарка выходного дня» (2 точки по выходным дням).
Товарооборот выездной торговли составил 2142 тыс. руб., что на 20% выше уровня 2015 года это объясняется тем, что в анализируемом периоде были снижены затраты на 65%.
В 2017 году была пересмотрена работа торговых точек, расширена их площадь, пересмотрена заработная плата продавцов. Таким образом, издержки на рубль товарооборота уменьшились (0,14), увеличилась балансовая прибыль (241,6 тыс. рублей).
На поиск новых рынков сбыта предприятие толкают следующие факторы: неудачное географическое расположение района; влияние природно-климатических условий; низкая покупательская способность населения.