Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации(Определение и основные модели местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самый короткий путь к решению насущных, жизненно важных для местного населения проблем это местное самоуправление. Люди оценивают работу местных властей по простым критериям – тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог, транспортное обеспечение и т.п. По этому эти вопросы надо решать с учетом мнения населения. Именно поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики России является развитие местного самоуправления, налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов и населения.

Выявление общих тенденций и оценка современного состояния местного самоуправления проводятся на основе официальной статистической информации, предоставляемой в виде ежегодного бюллетеня «Формирование местного самоуправления в РФ» Росстатом.

Так, на 1 января 2017 года в Российской Федерации существует 22327 муниципальных образований, распределение которые представлено в таблице:

Всего по Российской Федерации

22327

Муниципальные районы

1784

Городские округа

567

Городские округа с внутригородским делением

3

Внутригородские районы

19

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

267

Городские поселения

1589

сельские поселения

18101

Сравним эти данные с показателями на 1 января 2007 года, то есть изучим динамику за десять лет.

Всего по Российской Федерации

24207

Муниципальные районы

1793

Городские округа

520

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

236

Городские поселения

1732

Сельские поселения

19919

В 2014 году структура муниципальных образований претерпела небольшие изменения — появились городские округа с внутригородским делением и внутригородские районы. Несмотря на это, ясно прослеживается тенденция к уменьшению общего количества муниципальных образований (на 1880 за десять лет) и сельских поселений (на 1818), в частности. Это связано как с процессом урбанизации, так и со слияниями нескольких поселений в одно в целях экономии бюджетных средств. Среди доходов местных бюджетов основное место продолжает занимать финансовая помощь, которая осуществляется в форме дотаций, субвенций и иных средств фондов финансовой поддержки. Возможности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, удовлетворению основных потребностей и нужд населения и обеспечению условий его жизнедеятельности напрямую определяются размером финансовых средств, аккумулируемых в местном бюджете. Собственные источники формирования местных бюджетов в России это налоги на землю и на имущество физических лиц, а также отчисления еще от ряда налогов, этого недостаточно для формирования доходной базы бюджета полного и качественного решения вопросов местного значения. Доля суммарных доходов муниципальных образований в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны постоянно сокращается. По данным министерства финансов в 1997 г. она составляла 10,9 %, в 2012 г. — 5,1 %, в 2013 г. — 5,07 %, а в 2014 г. — 4,9 %. Получается, что российские муниципалитеты за 17 лет обеднели более чем в 2 раза. Основу бюджетных доходов большинства муниципалитетов составляют не собственные доходы, а межбюджетные трансферты (дотации, субсидии и субвенции). В наиболее плачевном состоянии находятся поселения, и особенно сельские, в которых внешнее финансирование составляет более 80 %. В общем объеме доходов местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов составляет 61,1 % или 2069,0 млрд. рублей на 2017 год, что свидетельствует о высокой дотационности местных бюджетов России [].


Недостаточность собственной доходной базы остается основной проблемой местного самоуправления. Население спрашивает именно с местных органов власти за исполнение федеральных законов, за работу ЖКХ, и другие вопросы.

В ряде стран мира в местные бюджеты переданы более значимые доходные источники. Например, в Германии в структуре налоговых доходов местных (коммунальных) бюджетов наибольшую долю составляют акцизы - 42,1%, отчисления от подоходного налога - 36%, налоги на имущество - 15,6%. А в общей структуре доходов местных бюджетов доля налоговых доходов – 40,8%, межбюджетных трансфертов – 35,7%, доходов от предпринимательской деятельности – 5,7% [].

Очень важно, чтобы у местного самоуправления в нашей стране была возможность создавать собственные источники формирования бюджета. За счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель, иной недвижимости. При этом государственная власть, учитывая расходные полномочия муниципалитетов, могла бы обеспечить им долгосрочные нормативы отчислений от регулирующих налогов» [].

Оценивая современное состояние местного самоуправления в РФ, большинство отечественных и зарубежных ученых и практиков отмечают крайне низкий уровень эффективности действующей в стране системы органов местной власти. Несмотря на признание муниципальной реформы в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, переход к новой конституционной модели местного самоуправления в нашей стране явно затянулся. До сих пор существуют проблемы в сфере правового обеспечения деятельности в качестве основных причин, сдерживающих развитие местного самоуправления в Российской Федерации.

Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял, что одним из приоритетных направлений деятельности государственной власти на современном этапе является совершенствование политики в области развития местного самоуправ­ления. Он отмечал, что «одним из ключевых вопросов государственного управления является вопрос региональной политики», которая «должна быть более эффективной и совершенной», подчеркивая, что «процесс формирования эффективного местного самоуправления пока нельзя назвать завершенным»[].

Низкий уровень экономической самостоятельности приводит к понижению общего уровня самостоятельности муниципальных образований по отношению к государственным органам власти в субъектах РФ.

Что же касается других тенденций развития местного самоуправления, то это, прежде всего, расширение взаимодействия муниципалитетов с территориальным общественным самоуправлением.


Территориальное общественное самоуправление это - самоорганизация граждан по месту их жительства на территории поселения для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В основном их деятельность связана с проблемами ЖКХ и иными наиболее остро интересующими граждан насущными проблемами.

Территориальное общественное самоуправление может активно содействовать с органами местного самоуправления в вопросах повышения качества решения тех или иных вопросов местного значения. Данная практика положительна, так как именно повышение политической культуры населения и приобщение людей к процессу управления местными делами — это залог успешного становления местного самоуправления в России

Президент Российской Федерации на «Всероссийском Совете местного самоуправления» 25 декабря 2017 года призвал более активно привлекать к этой работе российскую молодежь, а также поощрять общественные инициативы.

«Органы местной власти призваны играть ключевую роль в решении важнейших и наиболее чувствительных проблем, определяющих качество жизни людей, таких как совершенствование социальной инфраструктуры, об­устройство территорий, обеспечение порядка в ЖКХ», — цитируют Путина в пресс – службе Кремля [].

Также недавно обновился состав Совета по развитию местного самоуправления. Теперь в него входят представители всех типов муниципальных образований: от крупных городских округов до небольших сельских поселений. Это должно повысить эффективность работы по развитию местного са­моуправления важность, которой неоднократно подчеркивалась президентом РФ В.В. Путиным.

В качестве одной из тенденций развития местного самоуправления можно также выделить участие населения в выборе приоритетов благоустройства в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной среды» (2017–2020 годы).

Также следует понимать, что санкции США и ряда Европейских стран введенных против России с 2014 года внесли корректировки в тенденции развития местного самоуправления. В данной ситуации уменьшение финансовой самостоятельности муниципальных образований вполне объяснимо. Однако даже в этих не благоприятных условиях нужно продолжать развитие местного самоуправления, так - как местное самоуправление — это пусть и низшая форма организации власти, но именно она является основой для государства.

После принятия ФЗ № 136-ФЗ, проанализировав законодательство субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в большинстве случае предпочтение отдаётся системе делегирования представителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, городского округа, при формировании представительных органов местного самоуправления, но не прямым выборам депутатов.


Субъекты Российской Федерации считают, что назначение глав администраций органов местного самоуправления позволяет максимально учитывать все интересы в двухуровневой системе местного самоуправления, что позволяет оперативно и эффективно решать вопросы местного значения.

Трыканова С. А. считает, что сама реформа местного самоуправления в отсутствие многочисленной прослойки квалифицированных специалистов может быть поставлена под сомнение [].

Представляется, что наличие профессионалов в системе управления местных органов самоуправления положительно скажется на функционировании органов местного самоуправления.

Местные органы самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 6 Европейской хартии местного самоуправления должны самостоятельно определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления с целью удовлетворения местных потребностей.

Таболин В. В. справедливо отмечает, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в организации местного самоуправления не соответствует самим принципам организации местного самоуправления, устанавливающие приоритет населения при организации управления на какой – либо территории, которая должна функционировать в виде демократии [].

Различные мнения, оценки проводимых реформ в сфере организации органов местного самоуправления свидетельствуют о наличии проблем и необходимости дальнейшего реформирования системы органов местного самоуправления.

Как справедливо отмечает Бондарь Н. С., государственная политика в сфере местного самоуправления нуждается в научно проработанной конституционно-правовой концепции [].

Аникин С. Б. указывает, что современная модель местного самоуправления рассматривается как система горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между субъектами местного самоуправления, а также между ними и органами государственной власти [].

Пешин Н. Л. признаёт тесную связь местного самоуправления с системой органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предлагает системный, комплексный подход к организации государственного управления и местного самоуправления как единой системы управления, осуществляемой в рамках функционирования единой публичной власти в России.

Местное самоуправление рассматривается в качестве особой формы народной власти, находящейся в системной взаимосвязи с другими уровнями публичной власти, а именно с уровнями власти государственной. Пешин Н. Л. считает, что сама система органов местного самоуправления не должна рассматриваться в отрыве от государственной власти как простая совокупность организационных форм, а должна анализироваться совместно с деятельностью органов государственной власти в динамике, в различных плоскостях их взаимодействия [].


Представляется, что конституционно-правовая сущность местного самоуправления обязательно должна быть сохранена, причём на самом низком уровне местного самоуправления, которое наиболее близко к населению.

Для муниципального района и городского округа, которые гораздо больше взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть представляют собой связующие звенья между низовым уровнем власти органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, модель управления с участием государственной власти при отсутствии государственных управленцев на муниципальном уровне, вполне обоснована и позволяет эффективно решать местные вопросы.

Муниципальная власть по своей природе является разновидностью государственной власти на местном уровне. Поэтому и органы местного самоуправления не что иное, как местные органы государственной власти.

Несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги и тенденции в развитии местного самоуправления, потребуется еще немало усилий, чтобы окончательно урегулировать остающиеся противоречия. Реализация закона в жизни, на практике – это задача более сложная, чем его подготовка и принятие.

Местное самоуправление нельзя создать в одночасье усилием политической воли. Местное самоуправление в демократическом смысле должно вырасти из чувства индивидуальной ответственности и местной солидарности, а это процесс не быстрый.

Важнейшей задачей стоит уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

В полнее оправданной является научная позиция еще одного известного российского государствоведа И.И. Овчинникова о том, что «муниципальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления, по сути своей также представляет часть государственного управления, поскольку самостоятельность местного самоуправления в осуществлении своих полномочий не предполагает оторванность органов местного самоуправления от реализации задач и функции государства, что составляет сердцевину деятельности государственных органов [].

органов

Проблемы местного самоуправления в РФ на современном