Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации(Определение и основные модели местного самоуправления).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение и основные модели местного самоуправления
1.1 Определение местного самоуправления
1.2. Основные модели местного самоуправления
2. Становление и тенденции развития местного самоуправления в России
2.1. История становления местного самоуправления в России
2.2. Тенденции развития местного самоуправления в России
Проблемы местного самоуправления в РФ на современном
3.1. Проблемы местного самоуправления на современном этапе в РФ
этапе и пути их решения
3.1. Проблемы местного самоуправления на современном этапе в РФ
Как уже отмечалось выше до начала реформы 2003 г. в Российской науке муниципального права по существу, преобладала «общественная» теория местного самоуправления, основанная на противопоставлении государства и общества. В обосновании правомерности такого подхода, его сторонники ссылались на статью 12 Конституции РФ 1993 г. и положения Федерального закона о местном самоуправлении 1995 г. Как справедливо подчеркивает Н.С. Бондарь «конечно, такой подход подкупает своим стремлением обеспечить максимальную самостоятельность органов местного самоуправления, их полную независимость от государства и его органов» []. Однако в современной России реализация данной теории в полной мере, при усилении роли государства в управлении обществом, является неосуществимой задачей. Неслучайно, некоторые ученные отмечают не перспективность такого подхода []. В этом плане «вполне понятно стремление противников общественной природы местного самоуправления преодолеть противоестественный разрыв между государственной властью и местным самоуправлением, что наглядно проявляется и на практике в особенности в законодательстве субъекта Федерации»[].
Современные исследователи обеспокоены политическими процессами, связанными с усилением централизации и ослаблением демократизации в результате реформирования системы местного самоуправления.
Российское муниципальное законодательство показывает наличие в нем значительного количества механизмов, через которые государство вполне законно влияет на дела местного самоуправления. Тем самым можно говорить о том, что муниципальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления, в сущности, представляет часть государственного управления.
Реформа местной власти повлекла за собой фактическое встраивание местного самоуправления в иерархическую систему централизованного управления страной, что, по мнению В.Я. Гельмана, вело к негативным последствиям с точки зрения местной демократии и усугубляло проблемы неэффективности местного самоуправления []. В разграничении предметов ведения и полномочий есть, конечно, свои преимущества при принятии решений в процессе государственного управления. Но есть и недостатки. Даже в полностью децентрализованных системах центральный аппарат государственной власти должен сохранять контрольные полномочия в отношении власти автономных единиц и в случае необходимости привлекать руководство к ответственности. Фактически будет наблюдаться расхождение центральных интересов и интересов автономных единиц, проявляющееся в противостоянии. Жесткая же централизация характеризуется сосредоточением власти в центре, органы которого вправе осуществлять даже мелочную опеку подведомственных органов автономных единиц. С одной стороны, происходит размытие границ центральной власти, с другой - игнорирование особенностей автономий и автоматическое подавление стремлений к поиску оптимальных вариантов решения управленческих задач. В строго централизованных системах элементы пытаются выйти на уровень самостоятельности через конфликт с системой, разрушая тем самым ее устойчивость. Общий тренд на усиление институциональной централизации сохраняется и несет с собой серьезные риски местной социальной, инфраструктурной дестабилизации. В частности, региональные аналитики отмечают наличие конфликтогенных структур на уровне местного самоуправления, наличие теневых политических альянсов и теневых структур влияния [].
Таким образом, полная децентрализация и жесткая централизация исполнительной власти в федеративном государстве неуместны. Всем составляющим федерации требуется столько власти, сколько необходимо для исполнения полномочий органов, представляющих их интересы. Остается ответить на вопрос о том, из каких моментов нужно исходить при расчете объема власти.
Проблема взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления весьма ярко показано в одном из важнейших Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. №30-П [].
Очевидно, что основной целью внедрения систем самоуправления в механизм управления государством является достижение оптимальной схемы решения вопросов местного значения. При этом важно помнить, что понятие «вопросы местного значения» достаточно не определенное, потому что государство в пределе отвечает за решение всех внутригосударственных вопросов, вне зависимости от их делегирования различным производным публичным или общественным образованиям. В соответствии с подобным подходом государство следует рассматривать как субъект, который создает систему местного самоуправления, передает ей для реализации часть публично-властных функций и создает механизмы опосредованного контроля над функционированием системы, работающей в режиме самоуправления.
В этой связи нельзя не согласиться с позицией В.И. Гончарова, который пишет: «Безусловно, у органов государственной власти должно быть право контроля исполнения органами местного самоуправления вопросов их компетенции и возможность оперативного влияния при ненадлежащем исполнении ими обязательных функции, а тем более — при допущенных финансовых и иных нарушениях. Однако во всем должно быть равновесие. И в контрольных полномочиях тоже, поскольку «чрезмерный» контроль на практике может привести к нарушению прав местного самоуправления» [].
На основании выше изложенных понятий о состоянии местного самоуправления на современном этапе развития выделим следующие проблемы:
- недостаточное правовое обеспечение условий для действия органов местного самоуправления в пределах собственной компетенции;
- предел делегирования государственных полномочий и их объёма;
- нечёткость в определении субъекта, которому передаётся осуществление государственных полномочий;
- отсутствие четкого разграничения ответственности, баланса власти внутри регионов;
- недостаточность финансовых ресурсов (дефицит бюджетных доходных источников, недостаточность финансовой поддержки со стороны государства);
- концентрация муниципальных образований на уровне городов и районов субъектов Российской Федерации, в то время как права жителей других населённых пунктов и местных сообществ существенно ограничены.
- пассивность местного населения и отсутствие механизмов учета балансов бизнеса, власти и населения в процессе развития территории;
- несовершенство законодательства, касающегося вопросов организации и функционирования муниципальной власти.
Пути решения проблем на современном этапе развития местного самоуправления в РФ
В первую очередь требуется провести государственную инспекцию территорий РФ, определить их демографические показатели и экономический потенциал, решить вопрос по статусу муниципальных образований. Вопрос по структурам органов муниципального управления, утвердить административно – территориальные зоны субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в новой редакции и сформировать органы местного самоуправления, в том числе во вновь образованных муниципальных образованиях путем проведения выборов.
Необходимо привести в соответствие федеральное и региональное законодательство, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований.
Следующий важный этап – формирование эффективной структуры муниципальных органов в соответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.
Ключевым является направление муниципальной политики государства движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.
Увеличение потенциальных возможностей для развития собственной базы на местах, поддержка развитие малого и среднего бизнеса, сферы инноваций и услуг. Именно эти сегменты экономики могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в стране в целом.
Повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности и контрольные механизмы с участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по-настоящему сильное, независимое и эффективное местное самоуправление, конечно, не состоится».
Необходимо активнее использовать творческий и интеллектуальный потенциал и энергию молодежи для решения проблем местного самоуправления, при инициировании и реализации проектов на местном уровне.
Важно принять в субъектах Федерации специальные государственные программы по развитию местного самоуправления, предусматривающие финансирование мероприятий, направленных на организационно-методическое сопровождение и софинансирование проектов территориального общественного самоуправления, поддержку местных инициатив, самообложения граждан, стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности, подготовку кадров для муниципального уровня управления; а также повышение активности деятельности различных институтов развития на муниципальном.
Усиление уровня экономической самостоятельности особенно это необходимо крупным и средним городам. Там в основном сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане.
Необходимо определить и регламентировать нормы, регулирующие взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, закрепить способы разрешения возникающих конфликтов.
Необходимо привести в соответствие конституционные основы местного самоуправления с имеющейся и принимаемой законодательной базой. Речь, прежде всего, идет о конкретизации или изменении принципа отделения местного самоуправления от системы органов государственной власти, регулирование межбюджетных отношений, формирование нормативной базы, регулирующей передачу на места функций по решению ряда социальных проблем и принятие федеральных законов, влекущих за собой рост расходов местных бюджетов.
Заключение
Организация местного самоуправления это основа функционирования демократического общества и государства.
История становления местного самоуправления в РФ это очень длительный и болезненный для государства процесс.
Организация местного самоуправления, в современной России за последние 15 лет претерпело большие изменения в социальных, политических и экономических сферах.
Анализируя организацию современной модели местного самоуправления в Российской Федерации и оценивая проводимые реформы в этой сфере нельзя не заметить наличие проблем и необходимость дальнейшего реформирования системы органов местного самоуправления под контролем государственной власти.
Изучив историю становления местного самоуправления в России, тенденции ее развития и наличие проблем на современном этапе становится очевидным, что при реформировании системы местного самоуправления необходимо учитывать исторические опыт, традиции государства и мировоззрение его граждан.
Основной задачей местного самоуправления должно стоять в первую очередь решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В зависимости от территориального статуса того или иного муниципального образования.
Для получения стопроцентного результата от деятельности местного самоуправления должно быть достигнуто равновесие автономности и самостоятельности действий местного самоуправления и обеспечения контроля государственными органами власти за деятельностью местного самоуправления.
Библиографический список
- Козлова Е.И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.— 3-е.— М.: Норма, 2007.— 592с.— (519).
- Европейская Хартия местного самоуправления принята в Страсбурге 15.10.1985.
- Конституция РФ статья 32 часть 2
- Конституция РФ гл. 8 «Местное самоуправление» статья 130 часть 1
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.1. часть 2 от 28.08.1995.
- Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал Российского права. 1997. №8. С. 98.
- Емельянов Н.А. Местное самоуправление: Международный опыт. М., 1997. С. 10.
- Козлова Н.Ю. Институты самоуправления в Англии // Институты самоуправления: историко - правовое исследование. М., 1995. С. 81.
- Бондарев С.В. Указ. соч. С. 29.
- Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М., Тула, 1997. С. 31.
- Конституционное право: Системы местного самоуправления. http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/230.htm
- Трофимова И.Н. Социальная ответственность бизнеса: дисбаланс ожиданий и интересов: автореф. дис. …д-ра полит. Наук. М., 2011. С. 26.
- Бондарев С.В. Указ. соч. С. 27.
- Авакьян С.А. Состояние, и проблемы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России. М., 1994. С. 43.
- Элеменкин В.Г. Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации. Астрахань. 1997. С.11.
- Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. 1994. С.21.
- Ленин В.И. Собр. Соч. Том 35. С.66.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М. 1997. С.73.
- Ускова Т.В., Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. Местное самоуправление в России: итоги и перспективы реформ // Проблемы развития территории.-2016.- Вып. 5(85). – С. 161.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.М., 2003.C.118.
- Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/209/51208/ (дата обращения: 11.04.2019).
- Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/209/51208.
- Ускова Т.В., Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. Местное самоуправление в России: итоги и перспективы реформ // Проблемы развития территории.-2016.- Вып. 5(85). – С. 165.
- России надо быть сильной. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 19 апреля.
- Материалы заседания Совета безопасности РФ. 22 сентября 2016 г. Доступ: http://www.kremlin. ru/ events/president/news/53070
- Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289/
- Трыканова С. А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. — № 1. — С. 45–49.
- Таболин В. В. Проблемы осуществления местного самоуправления в условиях административно-командной системы государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 6. —С. 75–81.
- Бондарь Н. С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 8. — С. 26–30.
- Аникин С. Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и её субъектов // Административное право и процесс. — 2016. — № 5. — С. 22–28.
- Пешин Н. Л. Новые тенденции муниципальной реформы: перераспределение полномочий между уровнями публичной власти // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 11. — С. 46–52.
- Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
- Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учебное пособие. — М.: Городец, 2004. С. 59.
- Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. — М., 1994. С.144.
- Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учебное пособие. — М.: Городец, 2004. С. 60.
- Гельман В.Я. Реформа власти в городах России: мэры, сити-менеджеры и местная демократия. // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 6. С. 143-152.
- Дахин А.В. Архитектура власти региональных политических пространств России: транзит и конфликтогенные риски. // Политическая наука. 2011. № 4. С. 220-229.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4,5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1. статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1. статьи 3 закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области «в связи с запросом группы депутатов государственной думы» // Консультант Плюс, 2016.
- Гончаров В.И. Институализация системы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование — Москва: