Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации(Определение и основные модели местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этапе и пути их решения

3.1. Проблемы местного самоуправления на современном этапе в РФ

Как уже отмечалось выше до начала реформы 2003 г. в Российской науке муниципального права по существу, преобладала «общественная» теория местного самоуправления, основанная на противопоставлении государства и общества. В обосновании правомерности такого подхода, его сторонники ссылались на статью 12 Конституции РФ 1993 г. и положения Федерального закона о местном самоуправлении 1995 г. Как справедливо подчеркивает Н.С. Бондарь «конечно, такой подход подкупает своим стремлением обеспечить максимальную самостоятельность органов местного самоуправления, их полную независимость от государства и его органов» []. Однако в современной России реализация данной теории в полной мере, при усилении роли государства в управлении обществом, является неосуществимой задачей. Неслучайно, некоторые ученные отмечают не перспективность такого подхода []. В этом плане «вполне понятно стремление противников общественной природы местного самоуправления преодолеть противоестественный разрыв между государственной властью и местным самоуправлением, что наглядно проявляется и на практике в особенности в законодательстве субъекта Федерации»[].

Современные исследователи обеспокоены политическими процессами, связанными с усилением централизации и ослаблением демократизации в результате реформирования системы местного самоуправления.

Российское муниципальное законодательство показывает наличие в нем значительного количества механизмов, через которые государство вполне законно влияет на дела местного самоуправления. Тем самым можно говорить о том, что муниципальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления, в сущности, представляет часть государственного управления. 

Реформа местной власти повлекла за собой фактическое встраивание местного самоуправления в иерархическую систему централизованного управления страной, что, по мнению В.Я. Гельмана, вело к негативным последствиям с точки зрения местной демократии и усугубляло проблемы неэффективности местного самоуправления []. В разграничении предметов ведения и полномочий есть, конечно, свои преимущества при принятии решений в процессе государственного управления. Но есть и недостатки. Даже в полностью децентрализованных системах центральный аппарат государственной власти должен сохранять контрольные полномочия в отношении власти автономных единиц и в случае необходимости привлекать руководство к ответственности. Фактически будет наблюдаться расхождение центральных интересов и интересов автономных единиц, проявляющееся в противостоянии. Жесткая же централизация характеризуется сосредоточением власти в центре, органы которого вправе осуществлять даже мелочную опеку подведомственных органов автономных единиц. С одной стороны, происходит размытие границ центральной власти, с другой - игнорирование особенностей автономий и автоматическое подавление стремлений к поиску оптимальных вариантов решения управленческих задач. В строго централизованных системах элементы пытаются выйти на уровень самостоятельности через конфликт с системой, разрушая тем самым ее устойчивость. Общий тренд на усиление институциональной централизации сохраняется и несет с собой серьезные риски местной социальной, инфраструктурной дестабилизации. В частности, региональные аналитики отмечают наличие конфликтогенных структур на уровне местного самоуправления, наличие теневых политических альянсов и теневых структур влияния [].


Таким образом, полная децентрализация и жесткая централизация исполнительной власти в федеративном государстве неуместны. Всем составляющим федерации требуется столько власти, сколько необходимо для исполнения полномочий органов, представляющих их интересы. Остается ответить на вопрос о том, из каких моментов нужно исходить при расчете объема власти.

Проблема взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления весьма ярко показано в одном из важнейших Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2015 г. №30-П [].

Очевидно, что основной целью внедрения систем самоуправления в механизм управления государством является достижение оптимальной схемы решения вопросов местного значения. При этом важно помнить, что понятие «вопросы местного значения» достаточно не определенное, потому что государство в пределе отвечает за решение всех внутригосударственных вопросов, вне зависимости от их делегирования различным производным публичным или общественным образованиям. В соответствии с подобным подходом государство следует рассматривать как субъект, который создает систему местного самоуправления, передает ей для реализации часть публично-властных функций и создает механизмы опосредованного контроля над функционированием системы, работающей в режиме самоуправления.

В этой связи нельзя не согласиться с позицией В.И. Гончарова, который пишет: «Безусловно, у органов государственной власти должно быть право контроля исполнения органами местного самоуправления вопросов их компетенции и возможность оперативного влияния при ненадлежащем исполнении ими обязательных функции, а тем более — при допущенных финансовых и иных нарушениях. Однако во всем должно быть равновесие. И в контрольных полномочиях тоже, поскольку «чрезмерный» контроль на практике может привести к нарушению прав местного самоуправления» [].

На основании выше изложенных понятий о состоянии местного самоуправления на современном этапе развития выделим следующие проблемы:

- недостаточное правовое обеспечение условий для действия органов местного самоуправления в пределах собственной компетенции;

- предел делегирования государственных полномочий и их объёма;

- нечёткость в определении субъекта, которому передаётся осуществление государственных полномочий;

- отсутствие четкого разграничения ответственности, баланса власти внутри регионов;

- недостаточность финансовых ресурсов (дефицит бюджетных доходных источников, недостаточность финансовой поддержки со стороны государства);


- концентрация муниципальных образований на уровне городов и районов субъектов Российской Федерации, в то время как права жителей других населённых пунктов и местных сообществ существенно ограничены.

- пассивность местного населения и отсутствие механизмов учета балансов бизнеса, власти и населения в процессе развития территории;

- несовершенство законодательства, касающегося вопросов организации и функционирования муниципальной власти.

Пути решения проблем на современном этапе развития местного самоуправления в РФ

В первую очередь требуется провести государственную инспекцию территорий РФ, определить их демографические показатели и экономический потенциал, решить вопрос по статусу муниципальных образований. Вопрос по структурам органов муниципального управления, утвердить административно – территориальные зоны субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона о местном самоуправлении в новой редакции и сформировать органы местного самоуправления, в том числе во вновь образованных муниципальных образованиях путем проведения выборов.

Необходимо привести в соответствие федеральное и региональное законодательство, уставы и иные нормативные акты муниципальных образований.

Следующий важный этап – формирование эффективной структуры муниципальных органов в соответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местного самоуправления.

Ключевым является направление муниципальной политики государства движение к финансовой самодостаточности местного самоуправления. Стратегическим ориентиром здесь должны стать замещение в бюджетах муниципальных образований с относительно высоким уровнем социально-экономического развития финансовой помощи федерального и регионального бюджетов поступлениями от собственных доходных источников.

Увеличение потенциальных возможностей для развития собственной базы на местах, поддержка развитие малого и среднего бизнеса, сферы инноваций и услуг. Именно эти сегменты экономики могут стать решающими для развития внутреннего рынка и экономического роста в стране в целом.

Повысить роль и значение представительных органов, развивать принципы коллегиальности и контрольные механизмы с участием граждан. Без такой обратной связи с избирателями по-настоящему сильное, независимое и эффективное местное самоуправление, конечно, не состоится».

Необходимо активнее использовать творческий и интеллектуальный потенциал и энергию молодежи для решения проблем местного самоуправления, при инициировании и реализации проектов на местном уровне.


Важно принять в субъектах Федерации специальные государственные программы по развитию местного самоуправления, предусматривающие финансирование мероприятий, направленных на организационно-методическое сопровождение и софинансирование проектов территориального общественного самоуправления, поддержку местных инициатив, самообложения граждан, стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности, подготовку кадров для муниципального уровня управления; а также повышение активности деятельности различных институтов развития на муниципальном.

Усиление уровня экономической самостоятельности особенно это необходимо крупным и средним городам. Там в основном сосредоточен экономический потенциал страны и наиболее активные граждане.

Необходимо определить и регламентировать нормы, регулирующие взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, закрепить способы разрешения возникающих конфликтов.

Необходимо привести в соответствие конституционные основы местного самоуправления с имеющейся и принимаемой законодательной базой. Речь, прежде всего, идет о конкретизации или изменении принципа отделения местного самоуправления от системы органов государственной власти, регулирование межбюджетных отношений, формирование нормативной базы, регулирующей передачу на места функций по решению ряда социальных проблем и принятие федеральных законов, влекущих за собой рост расходов местных бюджетов.

Заключение

Организация местного самоуправления это основа функционирования демократического общества и государства.

История становления местного самоуправления в РФ это очень длительный и болезненный для государства процесс.

Организация местного самоуправления, в современной России за последние 15 лет претерпело большие изменения в социальных, политических и экономических сферах.

Анализируя организацию современной модели местного самоуправления в Российской Федерации и оценивая проводимые реформы в этой сфере нельзя не заметить наличие проблем и необходимость дальнейшего реформирования системы органов местного самоуправления под контролем государственной власти.

Изучив историю становления местного самоуправления в России, тенденции ее развития и наличие проблем на современном этапе становится очевидным, что при реформировании системы местного самоуправления необходимо учитывать исторические опыт, традиции государства и мировоззрение его граждан.


Основной задачей местного самоуправления должно стоять в первую очередь решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В зависимости от территориального статуса того или иного муниципального образования.

Для получения стопроцентного результата от деятельности местного самоуправления должно быть достигнуто равновесие автономности и самостоятельности действий местного самоуправления и обеспечения контроля государственными органами власти за деятельностью местного самоуправления.

Библиографический список

  1. Козлова Е.И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.— 3-е.— М.: Норма, 2007.— 592с.— (519).
  2. Европейская Хартия местного самоуправления принята в Страсбурге 15.10.1985.
  3. Конституция РФ статья 32 часть 2
  4. Конституция РФ гл. 8 «Местное самоуправление» статья 130 часть 1
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.1. часть 2 от 28.08.1995.
  6. Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт // Журнал Российского права. 1997. №8. С. 98.
  7. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: Международный опыт. М., 1997. С. 10.
  8. Козлова Н.Ю. Институты самоуправления в Англии // Институты самоуправления: историко - правовое исследование. М., 1995. С. 81.
  9. Бондарев С.В. Указ. соч. С. 29.
  10. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. М., Тула, 1997. С. 31.
  11. Конституционное право: Системы местного самоуправления. http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/230.htm
  12. Трофимова И.Н. Социальная ответственность бизнеса: дисбаланс ожиданий и интересов: автореф. дис. …д-ра полит. Наук. М., 2011. С. 26.
  13. Бондарев С.В. Указ. соч. С. 27.
  14. Авакьян С.А. Состояние, и проблемы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России. М., 1994. С. 43.
  15. Элеменкин В.Г. Вопросы местного самоуправления в Российской Федерации. Астрахань. 1997. С.11.
  16. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов. 1994. С.21.
  17. Ленин В.И. Собр. Соч. Том 35. С.66.
  18. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М. 1997. С.73.
  19. Ускова Т.В., Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. Местное самоуправление в России: итоги и перспективы реформ // Проблемы развития территории.-2016.- Вып. 5(85). – С. 161.
  20. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.М., 2003.C.118.
  21. Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/209/51208/ (дата обращения: 11.04.2019).
  22. Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289. — URL https://moluch.ru/archive/209/51208.
  23. Ускова Т.В., Бухвальд Е.М., Ворошилов Н.В. Местное самоуправление в России: итоги и перспективы реформ // Проблемы развития территории.-2016.- Вып. 5(85). – С. 165.
  24. России надо быть сильной. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 19 апреля.
  25. Материалы заседания Совета безопасности РФ. 22 сентября 2016 г. Доступ: http://www.kremlin. ru/ events/president/news/53070
  26. Брыкова С. С. Основные тенденции развития местного самоуправления в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 287-289/
  27. Трыканова С. А. Сравнительный анализ опыта реформ местного самоуправления за рубежом в контексте эффективности использования в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. — № 1. — С. 45–49.
  28. Таболин В. В. Проблемы осуществления местного самоуправления в условиях административно-командной системы государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 6. —С. 75–81.
  29. Бондарь Н. С. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 8. — С. 26–30.
  30. Аникин С. Б. Местное самоуправление в системе совместного ведения Российской Федерации и её субъектов // Административное право и процесс. — 2016. — № 5. — С. 22–28.
  31. Пешин Н. Л. Новые тенденции муниципальной реформы: перераспределение полномочий между уровнями публичной власти // Конституционное и муниципальное право. — 2015. — № 11. — С. 46–52.
  32. Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999.
  33. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учебное пособие. — М.: Городец, 2004. С. 59.
  34. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. — М., 1994. С.144.
  35. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: учебное пособие. — М.: Городец, 2004. С. 60.
  36. Гельман В.Я. Реформа власти в городах России: мэры, сити-менеджеры и местная демократия. // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 6. С. 143-152.
  37. Дахин А.В. Архитектура власти региональных политических пространств России: транзит и конфликтогенные риски. // Политическая наука. 2011. № 4. С. 220-229.
  38. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П «По делу о проверке конституционности частей 4,5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1. статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1. статьи 3 закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области «в связи с запросом группы депутатов государственной думы» // Консультант Плюс, 2016.
  39. Гончаров В.И. Институализация системы местного самоуправления в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование — Москва: