Файл: Игра как метод воспитания (Общее представление об игре).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет - заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане, постепенно переходит к мышлению в плане представлений[22].

Таким образом, обобщая приведенные выше определения, мы видим, что игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых.

2.2 Игра как ведущая деятельность в детском возрасте

В игре действия совершаются ради самой «деятельности». Они оторваны от реальных трудовых целей. В этом заключается коренная специфическая особенность игрового поведения. Его целью является осуществляемая деятельность, а не ее практические результаты.

Важной особенностью игры является двуплановость[23]:

- осуществление реального действия, с одной стороны,

- и условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке, с другой.

Это позволяет детям заменять в игре конкретные предметы воображаемыми. Например, стул может «превращаться» в коня, автомобиль, прилавок, а обыкновенная палочка заменяет собой весы, ложку или куклу. Веря в то, что разыгрываемая ситуация реальна, играющий принимает на себя те или иные роли. Он становится то шофером, то милиционером, то врачом, то космонавтом, то учителем, то родителем. Этим двуплановость роднит игру с искусством. Как и искусство, игра предлагает некое решение в условной сфере, игра дает возможность, моделируя конкретные ситуации, включаться в мир человеческих отношений и действий, именно поэтому имеет важное воспитательное значение.

Необходимой формой жизни игра выступает в жизни ребенка[24]. Дети широко пользуются играми-манипуляциями, подвижными, сюжетно-ролевыми, дидактическими. В мире взрослых сложные игры вытеснены искусством и спортом, но и здесь часто можно наблюдать радостное подчинение игровым правилам, хотя взрослые чаще всего участвуют в спортивных и досуговых играх (главным образом это настольные игры), участие в игре позволяет человеку в полной мере ощутить себя человеком.


Таким образом, игра как метод обучения и формирования элементарных представлений, предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребенка.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Игра наряду с трудом и учением - один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельность, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

В жизни игра имеет разные функции[25]:

- развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную;

- самореализации;

- терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);

- диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);

- коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и др.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Во второй главе своей работы мы рассматривали игру и ее значимость в детском возрасте и пришли к выводу, что: игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки.


В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Глава III Игра как основной воспитательный метод

3.1 Особенности игрового метода воспитания

В первой главе мы уже рассматривали методы воспитания и говорили, что к прямым средствам воздействия на воспитанника относят: приказ, требование, указание, уговаривание, напоминание, совет, подсказку, заключение соглашений и договоров. Однако, для освоения исторического, социального опыта, формирования сознания нужны другие методы воспитания. Одним из наиболее действенных методов является игра.

Как известно, игра относится к косвенному методу воздействия, при котором ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, т.е. он полноправный субъект деятельности. Именно поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Стоит подчеркнуть, что игра - не развлечение, а особый метод стимулирования активности детей, метод вовлечения в творческую деятельность.

Для дошкольника игра – это учёба, труд и форма воспитания[26]. Социальный характер игры обусловлен тем, что ребёнок живёт в обществе, он хочет быть участником взрослой жизни, однако это не соответствует его возможностям. Следовательно, ребёнок подражает действиям взрослых и таким образом приобщается к взрослой жизни. Источник игры - социальная жизнь людей, условий в которых живёт ребёнок. В игре отражается быт, отношения людей и т.п. Основная особенность игры заключается в том, что она отражает жизнь, деятельность людей и их отношения. При этом доля воображения и фантазии просто необходима в игре. Дети придают окружающей обстановке то значение, которое обусловлено замыслом и содержанием игры. Именно такой характер игры отличает её от других видов деятельности и сближает её с искусством.


Еще одной особенностью игры является её самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, её создателями. В игре ребёнок живёт действиями, чувствами героя. Дети не играют молча. Даже когда ребёнок один, он разговаривает с игрушками или воображаемыми героями. Так слово является сопровождением к игре и полнее раскрывает образ и отношение к образу самого ребёнка. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игры и служит средством отражения действительности[27].

Игра - деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, изменить его, когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности[28].

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, много раз повторять одно и то же действие, приносящее удовлетворение, дающее возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

В игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. В игре осуществляются те поступки, к которым ребенок будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Можно сказать, что игровая деятельность строится, таким образом, что в результате возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия. Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, но и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл[29].


Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.

Средствами игры являются:

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребёнка;

б) способы действия с определенными предметами в определённых обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей. Основными этапами игры являются:

- игровой замысел (определение, во что и как играть ребёнку). По игровому замыслу игра может делиться на:

а) игры, отражающие бытовые явления;

б) игры, отражающие труд;

в) игры, отражающие общественные события и праздники;

- сюжетное создание игры (то, что составляет живую материю игры и определяет взаимоотношения людей);

- роль, которую выполняет ребёнок. По этому значению роли в процессе игры, многие игры получили названия «ролевых», «сюжетно-ролевых». Ребёнок не просто играет роль, а верит в её правдивость.

- установление правила, которое регулирует поведение и взаимоотношение детей. Это помогает робким детям активно участвовать в игровом процессе[30].

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания[31].

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «взаправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой[32].

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом[33].

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Из этого следует, что игра – всегда импровизация[34].