Файл: Игра как метод воспитания (Общее представление об игре).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их, называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания[35].

Таким образом, особенностями игры как метода воспитания являются:

1. Игра носит социальный характер.

2. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

3. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

4. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

5. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

6. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

7. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

8. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а) от начала к концу;


б) от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

9. Игра развивает логическое и творческое мышление.

10. Игровая деятельность имеет сюжет.

11. Игры помогают подготовить ребёнка к школе и к адаптации в ней[36].

Таким образом, весьма очевидно, что игра является неотъемлемой частью жизни ребёнка. С помощью игры ребёнок готовится к школе и к дальнейшей жизни в кругу своих сверстников.

3.2 Условия эффективности игры как воспитательного метода

В педагогическом процессе игра выступает не только своей естественной природной стороной как собственная, самобытная деятельность ребёнка, но и как педагогическое явление, т.е. как фактор социализации, как средство воспитания и коррекции, как форма организации деятельности, как метод воспитания, как способ изменения положения отдельного индивида в коллективе сверстников.

Игры представляют собой школу использования всех способностей и задатков ребёнка для поведенческого освоения им мира предметов, действий, отношений за рамками его личностью практического опыта. Однако любая деятельность, то есть игровую природу, если осуществляются принудительно или ради выгоды. Это осложняет участие взрослых в играх детей. Сам факт участия взрослого в игре не оспаривается ни одним исследователем. Более того, многие понимают игру как целенаправленный метод воспитания ребёнка. Присутствие педагога, воспитателя в игре необходимо и для того, чтобы правильно сбалансировать игру, развлечение и труд.

Игра теряет свою специфику как форму детской самодеятельности и превращается в типичные, хотя в чём-то и своеобразные занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидактическими задачами, переносит методы дидактики в ткань игры, регламентируя детей на каждом этапе их игрового действия, нарушает партнёрство, заранее распределяет роли, активно вмешивается в игровой процесс.

Организатор игры - воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на их способность или неспособность проявления организаторских данных, личную инициативу, умению сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнёрам по игре, на самообладание, ответственность за свои действия и действия товарищей. Взрослый как организатор игр детей - это объективно организатор радости детей, в котором последний всегда становится совершенней. Значит, руководство игрой, прежде всего, есть управления отношением детей к действительности[37].


Единой универсально роли в игре не существует хотя бы потому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры. С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны занимать следующие позиции[38]:

• Реструктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной установки «как бы чего не вышло», из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий, непредсказуемости игры и стремление взрослых сохранить власть над детьми;

• Пермиссивную, которая вытекает из ложных представлений о свободах ребёнка, и стремление жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них;

• Позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и понимание игры как «второстепенного явления их жизни»;

• Позицию «разумной середины», означающую поиск оптимизма участия взрослого в игре;

• Позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях;

• Главный статус любого взрослого в детской игре - партнёр, значит прямой или косвенный участник по отношению к играющим детям;

• Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок её организации, критерии и показатели её результативности, выявляет допускаемые методические ошибки, осуществляет методическую коррекцию. Воспитатель в игре проверяет, испытывает и одновременно активно развивает многие духовные начала детей - терпимость, сыгранность, совместимость, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, упорство, волю. Выделяют в играх физические показатели совершенства человека - выносливость, быстроту, силу, ловкость, точность, координацию. Наконец, воспитатель проверяет у детей через игру способность переносить лишения, неудачи, поражения. Воспитатель в игре успокаивает, реабилитирует, одобряет, воодушевляет детей, даёт им отдых как переключение с деятельности на деятельность[39].

Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не столько в непосредственном вмешательстве воспитателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре.

Условия[40]:

• дети должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры;

• конструктивная основа любой игры - это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже эти препятствия создаются самим ребёнком в ходе развития игры, если игровые результаты даются очень легко;


• в основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание придаёт игре движение, даёт толчок развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результата игры, для подведения итогов. Это требует, чтобы у игроков были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро угаснет;

• дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, несвязанных с игрой. Там, где проводится игра. Нежелательно, чтобы были сильные отвлекающие от неё факторы

• игра не должна превалировать над иной, ведущей на определённом возрастном этапе деятельностью;

• Наличие элементов юмора в игре - средство преодоления напускного скептицизма детей. Элементы юмора в играх могут быть использованы в названиях чего-либо, в званиях, звучаниях в ролях;

• Условие заключается в правильном оборудовании и оснащении игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами. Наличие игрового инвентаря делает игру долее доступной, осмысленной. В последние годы возникает необходимость создания при школах игротек на правилах библиотек. Игротеки - собрание игр, игрушек и различного игрового материала, предназначенного для выдачи детям.

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие условия-требования. Для отдельных видов игр формулируются свои условия-требования. Для отдельных видов игр формулируются свои условия и для каждой игры разрабатываются свои правила.

Впервые о правилах, которые необходимо соблюдать в воспитании игрой, написал Я. А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что в наше время представляют ни сколько исторический, сколько практический интерес[41]:

• игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не на какое-нибудь дело;

• игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа;

• игра не должна грозить опасностью для жизни;

• игры должны служить преддверием для вещей серьёзных;

• игра должна оканчиваться раньше, чем надоест;

• игры должны проходить под наблюдением воспитателя;

• при строгом соблюдении этих условий игра становится серьёзным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно;

• украшением игры по Я. Коменскому, является подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре является леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.


Таким образом, для эффективного использования игры как метода воспитания, необходимо учитывать выше изложенные требования.

В третьей главе своей курсовой работы мы рассмотрели особенности игрового метода воспитания, которые заключаются в том, что игры доставляют детям удовольствие, и в процессе игры ребенок невольно и незаметно для себя и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, которая, тем не менее, предполагает высокий уровень профессионального мастерства воспитателя. Значение игрового метода в том, что он носит коммуникативный характер, приучает к дисциплине и служит личностному развитию.

Нами также были рассмотрены условия эффективности игры как воспитательного метода, сущность которых заключается в поддержки детей со стороны воспитателя и создание им условий, определяющих правильное отношение детей к игре. Это проявляется в том, что воспитатель в игре успокаивает, реабилитирует, одобряет, воодушевляет детей, даёт им отдых как переключение с деятельности на деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования нами игры как метода воспитания, мы рассматривали такую важную категорию педагогики как воспитание и один из его основных методов – игру. В результате рассмотрения этих понятий мы пришли к следующим выводам:

Воспитание - один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые качества. Своеобразие воспитания состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Следует, воспитание это такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий и на некоторых из них (например, дошкольный возраст), игра выступает ведущим видом всей деятельности.

Нам известно, что не бывает методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Рассмотрев условия использования игрового методов воспитания, мы пришли к заключению, что игра является одним из самых эффективных методов воспитания, так как позволяет естественных образом формировать личность ребенка, способствует его скорейшей социализации, применим практически на всех этапах взросления и становления.