Файл: Игра как метод воспитания (Общее представление об игре).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
Выделяют две группы задач эстетического воспитания[10]:
- приобретение теоретических знаний - решают вопросы приобщения к эстетическим ценностям;
- формирование практических умений - активно включаются в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения[11]:
- формирование эстетических знаний;
- воспитание эстетической культуры; овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- развитие эстетических чувств;
- приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты; формирование эстетического идеала;
- формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках.
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, хореографией, музыкой, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.
Таким образом, мы рассмотрели основные виды воспитания. Аналогичные составные части выделяются даже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
1.2 Методы воспитания
Метод воспитания можно определить как путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к практике дошкольных учреждений можно сказать также, что методы воспитания - способы воздействия воспитателя на сознание, чувства, поведение воспитанников и их волю с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.
Выделяются три группы методов воспитания, в соответствии с интегративной характеристикой, включающей в себя в единстве целевую, содержательную, процессуальную стороны методов воспитания[12]:
- методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы формирования сознания личности используются для формирования взглядов, понятий, убеждений. Данная группа методов очень важна и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения, потому, как известно, что глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная учащимися идея облекается в яркие, волнующие образы.
В воспитательном процессе убеждение достигается при использовании различных приемов. Например, широко практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Наиболее эффективным методом убеждения является пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Они применяются системно, в комплексе с другими методами.
К наиболее сложным по содержанию и применению методам словесно-эмоционального воздействия можно отнести: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия - пример.
Чаще всего в практике воспитания прибегают к такому методу, как увещевание, сочетающее просьбу с разъяснением и внушением. Применяя увещевание как воспитательный метод, воспитатель проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от каких характеристик, как авторитет воспитателя, его личные нравственные качеств, убежденность в правоте своих слов и действий. Даже в очень сложных ситуациях необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания создают опора на положительное, обращение к чувствам собственного достоинства, чести, похвала.
Увещевание сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил свое поведение.
При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотации, которая никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие, желание поступить иначе. Именно поэтому нотация не становится формой убеждения.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Он дает конкретные образцы для подражания, тем самым он активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Прежде всего, говоря о примере, подразумевают пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Однако большая воспитательная сила принадлежит героям из книг, фильмов, историческим деятелям, выдающимся ученым[13].
Подражательность является психологической основой примера. Именно благодаря ей происходит овладение социальным и нравственным опытом. Подражательность является деятельностью индивида, но зачастую очень сложно определить, где заканчивается подражание и начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Естественно, что от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета зависит воспитание.
Требуемый тип поведения должно формировать воспитание, а не понятия, убеждения. Именно конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как середина воспитательного процесса. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.
Известным с древнейших времен и обладающим исключительной эффективностью является такой всеобщий метод формирования необходимых качеств личности как упражнение.
С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Именно он дает хороший результат. Поручения дают для того, чтобы развить необходимые качества; неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и т.п. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т.п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.
С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Вместе с соревнованием и наказанием они составляют третью группу методов воспитания - стимулирования поведения и деятельности[14].
Среди древнейших методов воспитания наказание - наиболее известный. В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности его применения, но и по всем специальным вопросам методики - кого, где, когда, сколько и с какой целью наказывать.
Таким образом, воспитание - один из факторов формирования личности. Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые качества. Своеобразие воспитания состоит в том, что воспитатель сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства, ведущие к её осуществлению. Следует, воспитание это такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.
В первой главе своей работы мы рассматривали содержание воспитания и пришли к выводу, что: воспитание - целенаправленное развитие каждого растущего человека. Растущий человек - неповторимая человеческая индивидуальность. В процессе воспитания происходит обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность.
Мы также выяснили, что воспитание бывает разных видов и осуществляется через различные методы и приемы воспитания, основные из которых был описаны нами выше.
Глава II Общее представление об игре
2.1 Понятие об игре
Весьма сложно просто ответить на вопрос, что же такое игра. С одной стороны – это бесполезная деятельность, с другой – очень полезная. Привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе манимую ситуацию вместо реальной. Он действует в ней, выполняя определенную роль, в соответствии с тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам[15].
Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования[16]. Его теория состоит в том, что он рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма. У него это не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Таким образом, игра, превращается в формальную активность. Она не связана с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Однако, такое объяснение не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
Во множестве своих статей Н. К. Крупская говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. В этом ее поддерживал и А. М. Горький, который говорил о том, что «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Также Н. К. Крупская говорила о том, что игра готовит детей к труду. Эта мысль развивается в трудах А. С. Макаренко, который утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности[17].
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[18].
Ш. А. Амонашвили сказал: «Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир»[19].
Большое значение игре придавал и видный казахский педагог Ыбрай Алтынсарин. В свое педагогической практике он использовал казахские народные игры и считал, что они приобщают детей к национальной культуре своего народа[20].
Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - историческое образование. Известно, что игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос[21].
1. Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре детей есть все профессии, которые имеются в окружающей их действительности. Но примечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность весьма обобщенно, в символическом виде.
2. Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, носящие изобразительный характер.
В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой, возникает воображаемая ситуация, возможно именно поэтому дети предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия (или они не имеют заместителей).
3. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.