Файл: Понятие и виды наследования (Особенности и порядок наследования по завещанию).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
Также статья 50 Семейного Кодекса РФ предусматривает, что в случае смерти лица, признавшего себя отцом ребенка, однако не состоящего в браке с его матерью в соответствии с гражданским процессуальным законодательством может быть установлен факт признания отцовства.
В случае рождения ребенка от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента его расторжения, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Семейного Кодекса РФ признается супруг или бывший супруг, если не будет доказано иное.
В случае признания брака между родителями ребенка недействительным данный факт не оказывает влияния на права ребенка, включая наследственные, в случае рождения ребенка в таком браке, а также в течение 300 дней со дня его признания недействительным.
Родители и усыновители признаются наследниками первой очереди вне зависимости от их возраста и трудоспособности.
Статья 1117 ГК РФ предусматривает, что родители детей, в отношении которых они были лишены родительских прав, которые не были восстановлены на момент открытия наследства, а также родители, уклоняющиеся от возложенных на них в соответствии с законодательством обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, признаются недостойными наследниками.
Родители и усыновители являются наследниками первой очереди независимо от их возраста и трудоспособности [13;c.159].
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что ограничение родительских прав возможно также по независящим от родителям оснований. Вина родителей в данной ситуации отсутствует, что не позволяет лишить их права наследования в случае смерти ребенка.
В случае отмены усыновления в соответствии с основаниями, предусмотренными статьей 141 Семейного Кодекса РФ, между усыновителем и усыновленным прекращаются взаимные права и обязанности. Взаимные права и обязанности восстанавливаются между ребенком и его родителями в случае, если последние живы и передача им ребенка не нарушает его прав и законных интересов.
В случае отмены усыновления и смерти усыновленного усыновители не могут быть призваны к наследованию.
Внуки наследодателя, а также их потомки, признаются наследниками по закону в случае, если к моменту открытия наследства нет в живых того из их родителей, который мог бы выступать в качестве наследника. Указанные лица наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы их умершему родителю при наследовании по закону.
К числу наследников второй очереди, в соответствии со статьей 1143 ГК РФ, относятся полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследники второй очереди могут быть призваны к наследованию при наличии следующих оснований:
- Отсутствие наследников первой очереди
- Непринятие наследства наследниками первой очереди
- Лишение завещателем права наследования всех наследников первой очереди
- Отказ в их пользу наследников первой очереди либо наследников по завещанию
Призвание к наследованию братьев и сестер наследодателя как наследников второй очереди требует наличия между ними кровного родства, которое подразумевает наличие хотя бы одного общего родителя.
В качестве наследников второй очереди к наследованию могут быть призваны следующие категории наследников:
- Родные братья и сестры, имеющие обоих общих родитедей
- Неполнородные братья и сестры, которые имеют только одного общего родителя
Наследники каждой последующей очереди призываются к наследованию в случае отсутствия наследников предшествующей очереди, а также в случае лишения завещателем права наследования всех наследников предшествующей очереди.
Пункт 2 статьи 1154 ГК РФ предусматривает, что лица, право наследования у которых возникает только в случае непринятия наследства другими наследниками, вправе заявить о своем согласии на принятие наследства в течение оставшейся части срока для принятия наследства. В случае, если данная часть срока для принятия наследства составляет менее трех месяцев, она продлевается до трех месяцев автоматически.
Круг наследников пятой, шестой и седьмой очередей закреплен в пунктах 2 и 3 статьи 1145 ГК РФ. Указанные лица призываются к наследованию в случае отсутствия наследников предшествующих очередей.
Наследниками пятой очереди являются родственники четвертой степени родства, к числу которых относятся дети родных племянников и племянниц наследодателя, а также родные братья и сестры его дедушек и бабушек.
Наследниками шестой очереди являются родственники пятой степени родства, к числу которых относятся дети двоюродных внуков и внучек наследодателя, а также дети его двоюродных братьев и сестер и дети его двоюродных дедушек и бабушек.
В случае отсутствия наследников предшествующих очередей в качестве наследников седьмой очереди к наследованию по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Статья 1150 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее пережившему наследодателя супругу в силу завещания либо на основании закона право наследования не исключает его права на часть имущества, нажитого за период брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. При этом доля умершего супруга в совместно нажитом имуществе включается в состав наследства и переходит его наследникам в порядке наследственного правопреемства.
Не может быть признано законным включение доли в праве общей собственности на имущество, принадлежащей пережившему супругу, в наследственную массу после смерти другого супруга. В указанной ситуации имеет место аналогия с отказом от права собственности, который, однако, урегулирован нормами гражданского законодательства, а именно пунктом 1 статьи 225 ГК РФ, согласно которой отказ от права собственности влечет за собой признание вещи бесхозяйной и определение ее судьбы в судебном порядке.
Однако отказ от права собственности в пользу кого-либо, в рассматриваемой ситуации — в пользу наследников, фактически представляет собой сделку по дарению имущества. Удостоверение же договора дарения доли в праве общей собственности требует определения этой доли.
Изложенное позволяет сформулировать вывод о том, что оформление наследственных прав на долю умершего супруга в совместно нажитом имуществе супругов требует определения такой доли.
Свидетельство о праве собственности не может быть выдано в отношении имущества, являющегося общей собственностью каждого из супругов. Статья 36 Семейного Кодекса РФ устанавливает перечень такого имущества, в число которого включается:
- Имущество, принадлежащее каждому из супругов до его вступления в брак
- Имущество, полученное одним из супругов в период брака, но в порядке наследования
- Имущество, полученное одним из супругов в дар от второго супруга, а также полученное в результате иных безвозмездных сделок
- Вещи индивидуального пользования, вне зависимости от времени их приобретения, а также оснований их приобретения, кроме драгоценностей и предметов роскоши
Приобретение имущества до заключения брака и отсутствие совместных вложений супругов в его приобретение устанавливаются в соответствии с правоустанавливающими документами на такое имущество. Следует отметить, что, наряду с такими основаниями безвозмездного приобретения имущества, как наследование и принятие в дар, на сегодняшний день сделкой, в результате которой не возникает права общей совместной собственности, является также приватизация жилого помещения. Отказавшийся от участия в приватизации имущества супруг, который не изъявил желания стать его собственником, лишается права в дальнейшем претендовать на объект приватизации на основании права собственности. В случае спора по поводу правомерности заключения договора передачи объекта жилого помещения в собственность одного из супругов супруг, который полагает, что его права были нарушены, имеет право на обращение в суд с иском о признании такого договора недействительным в соответствии с общими основаниями признания сделок недействительными.
Следует также обратить внимание на тот факт, что имущество каждого из супругов, которое было приобретено ими до заключения брака либо получено в период брака в результате безвозмездных сделок, может быть признано их общей совместной собственностью в случае, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества либо труда каждого из супругов в указанное имущество были осуществлены вложения, значительно увеличивающие его стоимость, примером чего может служить капитальный ремонт или реконструкция жилого помещения. Отметим, однако, что понятие значительного увеличения стоимости имущества представляет собой оценочный критерий. В случае недостаточного характера доказательств для оценки увеличения стоимости имущества указанный вопрос решается судом.
Также не может быть выдано свидетельство о праве собственности в отношении имущества, приобретенного в период брака и за совместные средства обоих супругов, в отношении которого был заключен брачный договор, изменивший его правовой режим и установивший правовой режим, отличающийся от режима совместной общей собственности.
Свидетельство о праве собственности также не может быть выдано в отношении денежных сумм специального целевого назначения, денежных сумм, выплачиваемых на основании договоров личного страхования и личных имущественных и неимущественных прав.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1148 ГК РФ иждивенцы, не входящие ни в одну из установленных гражданским законодательством очередей наследования для призвания их к наследованию по закону должны в течение 1 года проживать совместно с наследодателем, а также находиться на его иждивении и быть нетрудоспособными.
Таким образом, даже в случае отсутствия иных законных наследников иждивенец, который не проживал совместно с наследодателем на протяжении 1 года до открытия наследства, не вправе претендовать на наследственное имущество, которое в такой ситуации признается выморочным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1148 ГК РФ нетрудоспособные иждивенцы наследуют имущество наследодателя совместно и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Пункт 3 статьи 1148 ГК РФ, в свою очередь, предусматривает, что при отсутствии иных наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы наследуют самостоятельно как наследники восьмой очереди.
Следует обратить внимание на ряд актуальных проблем, связанных с наследованием по закону иждивенцами.
Б.Л.Хаскельберг отмечает, что к числу негативных последствий реализации норм статьи 1148 ГК РФ следует отнести возможность возникновения конкуренции наследственных прав отдаленных родственников, не знавших о наследодателе, и лиц, не являющихся родственниками наследодателя, однако находившихся на его иждивении на протяжении 1 года перед смертью наследодателя [29;c.33].
Достаточно очевидным видится тот факт, что действующее гражданское законодательство при конструировании круга законных наследников отдает приоритет кровным родственника. Родственники до пятой степени родства включительно наследуют имущество наследодателя независимо от каких-либо дополнительных признаков, таких, как знакомство с наследодателем, совместное с ним проживание, их нетрудоспособность либо нахождение на иждивении наследодателя. Относящиеся к числу указанных родственников нетрудоспособные иждивенцы получают наследственные права преимущественно перед близкими родственниками, однако в то же время не входящие в число наследников с первой по седьмую очередей нетрудоспособные иждивенцы приобретают право наследования только при условии совместного проживания с наследодателем.
В силу изложенного логичным видится, чтобы наследственные права нетрудоспособных иждивенцев, не являющихся кровными родственниками наследодателя, различались в соответствии с тем, с кровными родственниками какой степени они призываются к наследованию. М.Ю.Тихомиров указывает, что, в случае наличия наследников с первой по третью очередей наследственные права нетрудоспособных иждивенцев, не являющихся кровными родственниками наследодателя логично было бы ограничить условиями, закрепленными в пункте 2 статьи 1148 ГК РФ, включая совместное проживание с наследодателем [28;c.39]. Что же касается наследования нетрудоспособными иждивенцами наравне с наследниками с четвертой по седьмую очереди, автор полагает, что не следует ограничивать его требованием совместного проживания с наследодателем. Наследование же нетрудоспособных иждивенцев восьмой очереди, как полагает автор, не следует связывать с совместным проживанием их с наследодателем на протяжении одного года, основываясь на признании в качестве достаточного признака предполагаемой воли наследодателя сам факт содержания указанных лиц. Как полагает автор, данный подход позволит обеспечить более справедливое и разумное соотношение наследственных прав кровных родственников и не являющихся ими иждивенцев. Иной же подход способен привести к ситуации, при которой имущество, в соответствии со статьей 1151 ГК РФ, будет признано выморочным даже при наличии лиц, находившихся на содержании наследодателя на протяжении длительного времени, чем выражается воля наследодателя на призвание их к наследованию. Отсутствие более длительных родственников наследодателя делает излишним дополнительный критерий призвания к наследованию в виде совместного проживания.