Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия ОРД).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Определение понятия - оперативно-розыскная деятельность
Глава 2 Организация работ по ОРД
2.1. Перечень органов, осуществляющих ОРД, их обязанности и права
2.2.Основные направления организации мероприятий по ОРД
2.3 Результаты оперативно-розыскной деятельности
- конфисковывать предметы, имущество, материалы и корреспонденские сообщения, а так же прерывать и прослушивать разговоры и сообщения передаваемые по любым каналам связи в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья граждан, государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- привлекать и устанавливать отношения для дальнейшего сотрудничества в сфере оперативно-розыскных мероприятий с лицами, добровольно изъявившими желание содействовать оперативно-розыскному процессу на возмездной или безвозмездной основе;
- в прерогативу оперативных служб входит использование имущества предприятий, учреждений или граждан на договорной основе или с устного согласия;
- обеспечивать в целях безопасности и для достижения скрытности и конспирации должностных и частных, привлеченных, лиц, занимающихся конспиративной частью поисковой деятельности в рамках ОРД, документами, зашифровывающими личность;
- создавать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных законом.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- подстрекать, склонять, побуждать граждан к совершению противоправных деяний (провокация);
- искусственно создавать обстановку (ситуацию), а равно оказывать на лицо, в отношении которого проводится оперативно-розыскное мероприятие, воздействие, исключающие возможность свободного выбора этим лицом характера своих деяний, в том числе реализации права на добровольный отказ от преступления;
- фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.
В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, запрещаются создание и деятельность политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических или юридических лиц вышестоящий орган, прокурор или суд в соответствии с законодательством обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов указанных лиц, возмещению имущественного вреда, а также по материальному возмещению морального вреда.
Должностные лица, допустившие нарушение законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, несут уголовную и иную ответственность, предусмотренную законодательством.
Обязанность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возложена на прокуратуру Законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. Предусмотренные ст. 22 этого Закона полномочия прокурора полностью распространяются на сферу оперативно-розыскной деятельности. Какими-либо дополнительными, специальными полномочиями прокурор не наделяется.
Права.
Есть круг предоставленных законодателем оперативно-розыскных органам возможностей для надлежащего исполнения обязанностей по достижению целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.
Среди прав так же, как и среди обязанностей, различают две группы:
1)изложенные в предписаниях Федерального Закона об ОРД;
2) отраженные в некоторых иных нормативных актах России.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российскую Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 13 право непосредственного и полного осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории России предоставлено восьми оперативно-розыскным органам. Ими являются:
1) оперативные подразделения внутренних дел;
2) оперативные подразделения федеральной службы безопасности;
3) оперативные подразделения федеральной службы налоговой полиции;
4) оперативные подразделения федеральной службы государственных органов;
5) оперативные подразделения федеральной пограничной службы;
6) оперативные подразделения таможенного комитета;
7) оперативные подразделения службы внешней разведки;
8) оперативные подразделения Минюста России.
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Один из органов имеющих право и полномочия вести ОРД — это полиция. Деятельность полиции, так или иначе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, осуществляется специально созданными отраслевыми службами, обладающими компетенциями, позволяющими воздействовать на те или иные элементы общественной безопасности.
Одной из основных видов деятельности полиции является оперативно — розыскная деятельность.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, — обособленные управленческие единицы, действующие, согласно правовых норм, установленных законодательством РФ, руководствуются в своей работе нормативными актами, подчиняются вышестоящим структурам, исполняют поставленные перед ними задачи, действуют согласно принципам ОРД.
Виды оперативных подразделений:
1) осуществляющих оперативно – розыскную деятельность полностью (Главк, управления, отделы, отделения); по борьбе с экономической преступностью; по борьбе с организованной преступностью; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с преступными посягательствами на грузы ОВД на транспорте; оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы; подразделения по собственной безопасности (ст. 8 и ст. 9 Закона о милиции));
2) проводящие только часть оперативно – розыскных мероприятий;
3) ряд оперативных подразделений внутренних дел осуществляют вспомогательную функцию для способствования иным оперативным подразделениям в решении их полномасштабных задач ОРД. Это подразделения:
- оперативно-поисковые (в их функции входит проведение отдельных оперативно-поисковых мероприятии);
- оперативно-технические (их функции по проведению ОРМ определены в области только оперативно-технических мероприятий);
- подразделения по радиоэлектронному обеспечению безопасности (они вправе проводить специальные оперативно-технические мероприятия);
4) Ряд служб органов внутренних дел создается для обеспечения проведения различных оперативно-розыскных мероприятий за счет своей информационной, криминалистической, финансовой, материальной деятельности (финансово-экономические, материально-технические, экспертно-криминалистические, технические, информационные и иные службы).
Подведомственность — это разграничение полномочий и зон ответственности между структурами, осуществляющими оперативно — розыскную работу, выполняющими задачи поставленные перед ними.
Видами оперативно-розыскной подведомственности, являются следующие:
- предметная подведомственность определяется уголовно-правовым характером общественно опасного посягательства, предупреждение, выявление, пресечение и расследование которого осуществляют в ОРД, и выражается в сыскной квалификации деяния (так называемой окраске дела оперативного учета);
- территориальная подведомственность устанавливается исходя из места совершения преступления (поиска латентных преступлений, розыска лица). Для оперативного учета ведется оперативником оперативно-розыскного органа того района (края, области, города и т.д.), на чьей территории совершено преступление;
- персональная подведомственность определяется юридическим статусом лица, объекта оперативной заинтересованности. Так, дела оперативного учета о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации ведут, как правило, оперативный орган военной контрразведки.
То есть подведомственность квалифицируется исходя из вопросов: определения характера действия незаконного характера, места совершения этого действия, и статуса лица, по которому ведутся следственные действия. Все структуры осуществляющие ОРД, действуют в рамках своих полномочий.
Должностными лицами, участвующими в ОРД признаются, сотрудники служб, обличенные постоянными или временными полномочиями, действующими от лица государства, являющимися представителями государства, реализующие деятельность розыскного характера или контролирующие оную.
Все должностные лица, являясь участниками ОРД, обладают соответствующими правами и несут вполне определенные обязанности, которыми они наделены для выполнения своих функций (оперативник – проводить ОРМ, следователь орган дознания – давать поручения оперативным подразделениям, прокурор – надзирать за исполнением законов в ОРД, оператор связи – оказывать содействие в осуществлении ОРМ на сетях связи, и т.д.).
2.2.Основные направления организации мероприятий по ОРД
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- ставшие известными сведения о признаках подготавливаемого или совершенного преступления, а также о лицах, к тому причастных, если вопрос о возбуждении дела еще не решен;
- сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших или об обнаружении неопознанного трупа;
- запросы других правоохранительных органов, в том числе и иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Результаты поисковой работы и оперативно-розыскной деятельности тщательно документируются, одним из документов имеющих значение для дальнейших действий в процессуальной работе является справка оперативного работника, содержащая сведения, для следствия или работы судебных органов.
По тем же основаниям, указанным в ст. 7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:
Закон Российской Федерации " О федеральных органах государственной безопасности'';
Закон Российской Федерации " Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ";
Закон Российской Федерации " О внешней разведке ";
Закон Российской Федерации " О государственной границе Российской Федерации '';
Закон Российской Федерации " О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц ";
Закон Российской Федерации " О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации ";
Закон Российской Федерации " О Федеральных органах налоговой полиции ".
Свои особенности имеет исполнение запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Оперативно-розыскные мероприятия по ним могут проводиться, как правило, только в тех случаях, когда не требуется судебного решения.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность вправе также собирать данные необходимые для принятия решений в случаях допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности; обеспечения собственной безопасности и при выдаче разрешения на частную детективную деятельность.