Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Основные понятия ОРД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ):

1. опрос;

2. наведение справок;

3. сбор образцов для сравнительного исследования;

4. проверочная закупка;

5. исследование предметов и документов;

6. наблюдение (слежение);

7. отождествление личности;

8. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10. прослушивание телефонных переговоров;

11. снятие информации в технических каналов связи;

12. оперативное внедрение;

13. контролируемая поставка;

14. оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

На практике сложность представляет проверка органами судов, порядка, установленного законом для каждого из мероприятий ОРД.

Опрос проводящийся даже негласно всегда должен рассматриваться как ОРМ, если опрос проводиться гласно, необходимо получение согласия у опрашиваемого лица и подтверждение его ответов в письменной форме и иметь подтверждение в справке оперативного работника.

По наведению справок эффективно использовать в качестве оперативно-розыскного действия запрос на ознакомление с документами так как его можно приобщить к уголовному делу в качестве «иного документа» согласно ст.88 УПК, если же результат представлен справкой оперативного работника, то эта информация носит информационный характер.

Мероприятие по получению образцов, предшествует другому мероприятию оперативно-розыскного характера — исследование предметов и документов. Изыматься при этих операциях могут только те вещи и предметы, которым предстоит стать образцами, если же предметы или вещи попали к оперативным работникам негласно, их невозможно будет использовать как образцы. (Разъяснение этому можно получить в Законе об ОРД п.5 ч.1 ст.6).

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Законом об ОРД предусмотрено два вида проверочных закупок: запрещенных или ограниченных к обороту веществ или продукции и находящихся в свободном обороте. Для закупки первого вида должно быть вынесено постановление, согласно ст.8 Закона об ОРД. Если такое постановление не получено, то результаты данного ОРМ не имеют доказательного свойства.


Наблюдение, слежение — классический метод ОРД.

Хотя тактика этого мероприятия разработана давно и достаточно точно, суть ее в проведение наблюдения конспиративными методами и круглосуточно, также результаты должны фиксироваться с помощью фото, видео аппаратуры. Основная проблема в доказывании результатов таких ОРМ, это проводилось ли наблюдение самим оперативным работником или нет.

Отождествление личности по фотографиям, с участием очевидцев, с помощью служебных собак, по изъятым вещественным доказательствам, является весьма распространенным и наиболее простым оперативным мероприятием. Несмотря на это результаты могут быть использованы, только как имеющие значения для поиска доказательств.

Обследование помещений, участков, местности, транспорта считается оперативным мероприятием и используется в целях обнаружения следов преступления, орудий преступной деятельности и документов. Однако справки осмотра практически не используются в процессуальных действиях, как «Иной документ» (Ст 88 УПК РСФСР).

Решение о проведение оперативных действий и оперативных мероприятий и операций принимает руководитель группы оперативников в зависимости от обстоятельств, но руководствуется инструкциями и оформляться они должны по всем правилам.

Имеется мнение, что некоторые мероприятия, такие как внедрение и использование «ловушек» - оперативная игра, свойственны больше контрразведке, а для ОРД даже неприемлемы, но это глубокое заблуждение и отказываясь от некоторых проверенных, многочисленными поколениями сыщиков, методов полиция теряет мощный инструмент в борьбе с преступностью, в том числе и организованной.

Так как для такого оперативного мероприятия, как внедрение необходимо получение постановления, утвержденного Директором Федеральной службы налоговой полиции или его первым заместителем.

Существует достаточно дел зафиксированных в исторических документах, где как раз внедрение оперативного сотрудника в преступные сообщества дали весьма положительные и неоспоримые результаты. Например «дело Петрашевцев» в 1848 году, операция 1945 года, проводимая МУРом по раскрытию убийства священнослужителя бандой охотящейся за церковными ценностями.

Моделирование событий, это тоже своего рода оперативная игра, эффективна при проверочной закупке.

Среди приемов можно выделить также оперативную комбинацию (ОК) — это совокупность тактических приемов для создания легенды и искусственных условий, для достижения поставленной цели.


Среди методов же можно выделить, как основные агентурный и безагентурный.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации.

Прослушивание переговоров по телефонной связи является ОРМ, и результаты его достаточно часто используют в уголовных делах, но важно помнить, что оформление данного рода мероприятий должно проводиться по всем правилам, иначе существует большая вероятность, что результаты так и не будут использованы в доказательной базе.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий. Материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично, который выносит соответствующее постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.

Срок действия постановления судьи не должен превышать шесть месяцев и может быть продлен на основе вновь представленных материалов. Отказ судьи в выдачи соответствующего разрешения может быть обжалован в вышестоящий суд.

Проведение оперативного эксперимента с разрешения соответствующего руководителя допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления.

Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскную деятельность в колониях, тюрьмах и следственных изоляторах и оказывают содействие другим правоохранительным структурам при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Содействие граждан органам осуществляющим оперативно розыскную деятельность может иметь место с их согласия и с сохранением по их желанию конфиденциальности. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.


Привлечение граждан к содействию в проведении оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе (за плату) возможна только при их согласии. Контракт может быть заключен с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие руководители подразделений, проводящих оперативно-розыскные мероприятия.

Надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. По требованию прокурора ему представляются учетные дела и другие оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения соответствующих мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.

Стадии процесса оперативно-розыскной деятельности:

  • Оперативный поиск — это этап оперативного расследования проводимый сотрудниками ОРС методом оператвно — поисковой деятельности, это начальная фаза процесса ОРД, которая обеспечивает выявление преступлений на первоначальном этапе или обеспечивает процесс следствия первоначальной информацией о уже совершенном преступлении.
  • Аналитический поиск - это действия по упорядочиванию уже собранной информации, которая связывает вновь добытые факты и информацию с уже имеющейся. Эти действия регламентированы во времени и законодательно и зафиксированы на материальных носителях.
  • Оперативная проверка — здесь ключевое слово — проверка. Задача этой стадии оперативно-розыскного процесса, удостовериться в правильности результатов оперативно-аналитического поиска, сигнализирующих о причастности конкретных физических лиц и их сообществ к противоправным деяниям или посягательстве на важные для государства интересы, либо получить сведения о лицах, виновных в противоправных деяниях-инцидентах.
  • Документирование оперативно-розыскной деятельности. (Дело оперативного учета) и информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности . На этот этап необходимо обратить особое внимание. Иногда розыскные действия в зависимости от обстоятельств затягиваются или ведутся в разных регионах, и понятное и правильное документирование информации играет в этих условиях огромную роль.

Все направления деятельности имеют одинаковую важность и хороших результатов возможно достичь соблюдая определенные правила. Важную особенность имеет слаженность работы отряда, коллектива оперативников, правильное распределение обязанностей, тайна о личной информации и жизни всех сотрудников коллектива.

Под делом оперативного учета понимается предусмотренная Федеральным Законом об ОРД форма концентрации материалов оперативно-служебного документирования в целях собирания, накопления, систематизации и анализа фактических данных (информации), проверки и оценки итогов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующего решения должностными лицами оперативно-розыскного органа. Не следует путать с уголовным делом.

Для ОРД характерно действие в определенных временных рамках. Под сроками в ОРД понимаются временные пределы (границы), в течение которых могут и должны действовать решения и (или) совершаться те или иные действия.

Среди основных видов деятельности правоохранительных органов особое место занимает деятельность по выявлению преступлений и деятельность по расследованию преступлений. Это два вида деятельности, непосредственно предназначенных и направленных на противодействие преступности (т.е. однонаправленных), но отличающихся друг от друга по форме и содержанию.

Первый из них – выявление преступлений – представляет собой разведывательно-поисковую оперативную деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по получению информации о планируемых, готовящихся, совершающихся и совершенных преступлениях.

Разведывательно-поисковой эта деятельность является потому, что производится в условиях неочевидности, анонимности или неофициальности (недопустимости раскрытия) источников информации, требует соблюдения конспирации и использования негласных (в сочетании с гласными) методов работы.

Выявление преступлений урегулировано Законом об ОРД, официально определяющим ее как оперативно-розыскную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, уполномочены собирать данные, необходимые для принятия решений:

– о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

– допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

– допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;