ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета их сущность и виды

Регистры БУ составляются на бумажных или машинных носителях по формам, разработанным организациями, с соблюдением требований, установленных Законом «О БУ и отчетности».

Регистр БУ должен содержать название, период регистрации хоз. операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за его ведение.

Регистр БУ – это специальные таблицы, приспособленные для отражения в них хоз.операций. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах.

По внешнему виду делятся на карточки, книги.

По назначению – на регистры синт. учета, регистры аналит. учета, комбинированные.

По видам учетных записей - на хронологические, систематические, комбинированные.

При ручном способе записи должны быть аккуратными, без помарок и подчисток, с четко написанным текстом и цифрами.

В конце отчетного месяца в регистрах должны быть подсчитаны итоги и сверены записи по синт. и аналит. счетам.

Использование учетных регистров разного построения с определенной последовательностью записей в них называется формой БУ (мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная).

Формы БУ отличаются количеством учетных регистров, строением, содержанием, порядком записей и др.

Основными регистрами являются: мемориальный ордер, журнал-ордер, ведомости, разработочные таблицы, книга учета хоз. операций, главная книга.


16 Документальное оформление, порядок начисления и учет заработной платы

Заработная плата - это вознаграждение в денеж­ном выражении, выплачив.раб-ку за факт. выполн. работу.

Начисление з/пл произв-ся на ос­нов.представл. в бухгалт д-тов: приказов о приеме на работу, о премировании, предоставл. перс надбавок, отпуска и др.;штатного расписания; табеля рабочего времени; нарядов на сдельную работу; ведом учета выработки; маршрутных листов и др. док-в.

Используются две формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная ЗПза от­работанное время.

простая повременная –за ед раб времени и кол-тва отраб. времени;

повременно-премиальная – включает ЗП + премия.

Сдельная ЗП – оплата за количество выполненной работы.

прямая сдельная –умножение сдельной расценки на кол-во выполненной работы;

сдельно-премиальная – з/пл по сдельным расценкам + премия;

сдельно-прогрессивная - за выпол норму выраб оплата по прямым сдельн расценкам, а за работу, выпол сверх нормы, – по повышенным;

косвенная сдельная –для оплаты труда вспомогат. рабочих, размер ЗП зависит от результатов труда основных производственных рабочих;

аккордная - оплата за выполненный бригадой объем работ в установленные сроки.

Сущ. 2 вида ЗП:

Основная ЗП – за факт. отраб. время и выполн. работу.

Дополнительная ЗП – оплата отпусков, выход. пособия.

Начисление ЗП производится на основании документов: – приказов о приеме на работу, увольнении, предоставлении отпуска и др.; – табеля учета рабочего времени; – нарядов на сдельную работу; – ведомости учета выработки; – маршрутных листов и других документов.

Порядок расчета ЗП зависит от применяемой в организации формы оплаты труда.

Оплата по должностному окладу. ЗП - в полном размере, если отработаны все раб. дни по графику, в неполном размере, если отработаны не все раб. дни.

Оплата по тарифным ставкам - умножение часовой тарифной ставки работника на количество отработанных часов

Оплата по сдельным расценкам - умножение сдельной расценки за 1 единицу выполненной работы на количество выполненной работы

Оплата за работу в сверхурочное время, в гос. праздники и выходные дни:

1) работникам со сдельной оплатой труда - не ниже двойных сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой – не ниже двойных часовых тарифных ставок .

Работа в праздничные и выходные дни оплачивается не ниже двойного размера.

Оплата работы в ночное время. За каждый час - доплаты в размере, устанавл. коллективным договором, но не ниже 20% часовой тарифной ставки работника.

Оплата трудового отпуска. ЗП за последние 12 месяцев с учетом поправочных коэф. (если в расчетном периоде, за кот. производ. выплаты, произошло повыш. тарифной ставки I разряда) делят на 12 и на 29,7, потом умножают на кол-ство календарных дней отпуска.

Синтетич. учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По Кт отраж. начисл, а по Дт 70 удерж-е и выпл-е суммы.

Начисление ЗП отражается по Дт 20, 23, 25, 26, 08, 10, 15, 44 и др. и Кт 70.

Дт20 Кт70; Дт20 Кт69/1; Дт20 Кт76/2; Дт 70 Кт 68,69, 76 – перечисл налоги от фонда з\пл





4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Счета БУ предназначены для группировки и текущего отраж. изменений, кот. происходят в составе средств и источников. По внешнему виду счет предст. собой двусторон. таблицу, в кот. записыв. хоз. операции, для кот. предназн. данный счет.

Одна сторона счета называется дебет, другая – кредит.

Каждый счет в БУ имеет название: «Материалы», «Расчетный счет», «Уставный фонд». Счета бывают активные, пассивные и активно-пассивные. В активные счета сальдо запис. по Д, в пассивные – по К, а в активно-пассивные – по Д и К. Сальдо, кот. запис. одно по д-ту, а др. по кр-ту, наз. развернутым.

В активные счета увелич. средств запис. по дебету, а умен. – по кредиту. В пассив. наоборот

В конце месяца по каждому счету подсчитываются обороты и определяется конечное сальдо. Ск акт.сч.=СнД+ОбД-ОбК. Ск пас.сч.=СнК+ОбК-ОбД.

В активных счетах сальдо записывается только по Д, а в пассивных - по кредиту. Если при определении сальдо оно будет отрицательным, то его записывают на противоположной стороне. Счет из активного становится пассивным, и наоборот. Это происходит на активно-пассивных счетах. Чтобы определить конечное развернутое сальдо в а-п счетах, необходимо знать содержание записей по дебету и по кредиту. Чтобы определить свернутое сальдо в а-п счетах, нужно СнД+ОбД, а к СнК+ОбК. Затем из большей суммы вычесть меньшую и разницу записать на той стороне счета, где была большая сумма.

Двойная запись – это способ, при кот. каждая хоз. операция запис. по Д одного счета и по К другого. Следовательно общая сумма дебетовых оборотов - общей сумме кредитовых оборотов. В этом состоит контрольное значение двойной записи.

Взаимная связь между Д одного и К другого счета, возникающая в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов. Корреспонденция счетов бывает простой и сложной.

При простой участвуют только два счета. Например, Д-т 50 «Касса» и К-т 51 «Р/сч», что означает поступление денег в кассу с р/сч. При сложной участвуют три и более счетов. Например, перечислено с р/сч поставщикам за материалы, налоги в бюджет: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками», Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» и К-т 51 «р/сч».


19.Документальное оформление, учет выпуска и реализация готовой продукции.

Готовые изделия, выпущен. из производства, сданные на склад, оформляются приемо-сдаточными накладными. Они подписываются представителем технич. контроля, работником сдающего цеха, заведующ. склада принявшего на хран. продукцию.

Приемо-сдаточные накладные мог.б. разовыми и накопительными.

Они выписыв. в 2-х экземплярах, один передается заведующему складом, другой с распиской о приеме продукции остается в цехе.

Оказанные услуги и выполненные работы фиксируются приемо-сдаточными актами, к котор. прилаг. расчеты фактич. стоимости мат-лов, выполн. работ по статьям затрат, расчет налогов и отчислений.

На основе приемо-сдаточ. накладных в БУ ведут накопит. ведомости выпуска ГП за месяц.

По окончании месяца в ведомости подсчит. колич-во выпущенной пр-ции по ее видам и оценивают ее по плановой с/ст, а также в ведомости определяется фактическая с/ст всего выпуска и устанавливается сумма отклонений фактич. себ-ти от плановой по видам пр-ции и по всему выпуску в целом.

Счет 43 А, по Д 43 отражается фактич. производ. с/ст, а по К – нормативная (плановая) с/ст выпущенной ГП.

. Для учета ГП предназнач. актив. синтетич. счет 43 «ГП». Стоимость выполнен. работ и оказ. услуг на сч.43 не отражается. Фактические затраты по ним по мере реализации списываются со счетов учета затрат непосредственно на счет 90.

Д43 К20 - отраж.фактич. с/ст ГП, оприход.на склад.

Д90 К20,23,29 - отраж. спис. фактич. с/ст работ услуг при их реализации.

При использ. в учете плановой себ-ти, необход. по окончании м-ца исчислить отклон. фактич. произв. себ-ти от стоим-ти ее по учетн. ценам.

Сущ. след метод отражения реализации готовой продукции - метод по начислению

«По начислению» - продукция считается реализованной в момент ее передачи покупателю, и сразу начисляется НДС на отгруженную продукцию. Поэтому с/ст отгруженной продукции учитывается на Д90/2.Налоги из выручки и фин.результат начисляются в момент отгрузки продукции независимо от того, когда организация получает деньги от покупателя.

Д90/4 К43 – на факт. с/ст отгруж. прод

Д62 К90/1 – на сумму выручки от реализ. прод

Д50, 51,52 К62 – зачисление выручки





















17. Виды удержаний из ЗП, отчислений от фонда ЗП и порядок их расчета.

1. Отчисления в ФСЗН в размере 34%.

2. Отчисления в Белгосстрах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере установленных тарифов для каждой организации.

Расчеты с ФСЗН на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Расчеты с Белгосстрахом на субсчете 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».

Учет расчетов по обязательному страхованию работников организации отражается бух. записями:

1. Д20, 23, 25, 26, 44 и др. К 69/1 – на суммы начисленных отчислений в ФСЗН.

2. Д20, 23, 25, 26, 44 и др. К 76/2 – на суммы начисленных отчислений в Белгосстрах.

3. Д 69/1,76/2, К 70 – на суммы начисленных пособий и единовременных выплат за счет средств ФСЗН и Белгосстраха.

4. Д69/,176/2 К-т 51 – на суммы страховых отчислений, уплаченных в ФСЗН и Белгосстрах.

Кроме обязательных начислений на з/пл организациями производятся удержания из заработной платы работников.

1. Обязательные – удержания подоходного налога, отчисления на пенсионное обеспечение, по исполнительным листам.

2. Не обязательные – удержания не израсходованных и своевременно не возвращенных сумм аванса, выданных в подотчет, удержание сумм излишне выплаченной з/пл вследствие ошибки, удержания сумм в погашение недостач и возмещение материального ущерба и др.

Размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством, – 50% з/пл

Корреспонденция счетов по учету удержаний из з/пл

Д70 К 68/4 – на сумму подоход.налога (12%)

Д70 К69/1 – пенсион. обеспечение (1%)

Д70 К76/1 – алименты (25%-1реб, 33-2реб, 50%-3 и более)

Д70 К71 - неиспользованные авансы подотч. лиц

Д70 К73/2 - с виновников за допущенный мат. ущерб

Д70 К76/6 - за товары, купленные в кредит


3. Основы организации бухгалтерского учета

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

создать бух-рию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое гл.бух.;

ввести в штат должность бухгалтера;

передать на договорных началах ведение б/у организации, оказывающей услуги по ведению БУ, специалисту-бухгалтеру, являющемуся ИП.

Руководство БУ в организации осуществляют гл. бухгалтер, при отсутствии в штате должности гл. бухгалтера – бухгалтер, а также гл. бухгалтер организации, оказыв. услуги по ведению БУ или отчетности, или специалист – бухгалтер, являющийся ИП. Гл. бух. назначается и освобождается от должности руководителем организации. На должность гл. бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее спец. образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего спец. образования, но при наличии у него спец. образования и стажа работы по спец. не менее 5лет. Гл.бух. подчиняется непосредственно руководителю организации.

Ведение б/у в организации осуществляется согласно учетной политике. Учетная политика формируется гл.бух. в соответствии с Положением «Об учетной политике» и утверждается приказом руководителя.

Учетная политика организации представляет собой совокупность принятых способов и методов ведения б/у. Учетная политика отражает методические (способы начисления амортизации ОС и НМА; выбор метода определения выручки от реализации продукции и др.)и организационно-технические аспекты ведения б/у (выбор структуры бухгалтерии и формы ведения б/у, составление рабочего плана счетов и др.).

Изменения в учетной политике должны вводиться с начала отчетного года. Они могут быть в следующих случаях:

при реорганизации (присоединении, разделении, преобразовании);

при изменении законодательства РБ;

при изменении условий деятельности.

Общее методологическое руководство БУ и отчетностью осуществляет Минфин РБ. Оно разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения нормативные правовые акты по БУ, формы первичной учетной документации, типовые планы счетов и инструкции по их применению.


14. Документальное оформление и учет поступления материалов

Мат-лы поступ. в ор­г-цию от поставщ., от учред., безвозмездно от других орг-ций и т.д.

Осн. видом поступл. мат-лов явл-ся их приобр. у разных поставщ. на осн. заключ. с ними до­гов. поставки.

В случае приобр. мат-лов по предв.опла­те поставщик выдает орг-ции счет-фактуру. Орг-ция­ покуп на осн сч/ф выпис плат. пор, по которому банк производит оплату поставщику. Для получения материалов у поставщика бухгалтер выписывает доверенность и регистрирует ее в книге учета выд-х довер. Отгрузив мат-лы, поставщ передает вместе с грузом расчетно-платежные д-ты (ТТН-1;ТН-2; спецификации; сертификаты каче­ства). ТТН-1 и ТН-2 явл. бланками строгой отчетности.

Приемка осущ. по кол-ву, кач-ву, ассорт. на ос­н. ТТН-1 или ТН-2. При полном соотв. кол-ва и кач-ва мат-х ценностей на прих. док-тах ставится штамп и подпись м/о лица. Если при приемке установл. расхожд., то с участием представ. поставщика сост-ся акт о приемке материалов. Один эк­з. акта ТТН-1, ТН-2 передается в бухг. для постановки мат-в на учет. Второй экз. акта служит осн. для выставл. претензии к поставщ.

На складе организуется аналит учет по кажд наим мат-лов в карточках складского учета в натур. измерителе, а в бухг. в оборотных либо сальдовых ведомо­стях как в натур., так и в ден. измерит.

Для отраж. наличия и движ мат-х ценностей исп-ся след. счета: счет 10,15,16,18. Для учета расчетов с поставщ. исп-ся счет 60.

Аналит. учет расчетов с поставщ. ведется в ЖО № 6, он запол. линейным способом.

В зав-сти от принятой орг-цией учетной политики по­ступление мат-лов может быть отражено по след. методам учета:

  1. без исп-ния сч 15, 16. На сч 10 отраж. при­ход и расход мат-лов по факт.себест-ти;

  2. с использ. сч 15, 16. На сч 15 отраж по Дт фактич. себест. приобрет. мат-лов, а по Кт - их учетную ст-ть. Откл. в ст-ти мат-лов и ТЗР отраж. на сч. 16. Движение отраж. по учетной ст-ти на сч 10.

  3. без исп-ния сч 15. В этом случае на счете 10 отраж. движ. мат-лов по учетной стоимости, а ТЗР и откл-ния в ст-ти мат-лов - на счете 16.

Приобр. и поступл. мат-лов на склад орг-ции в учете отражаются след. бухг. записями:

1 Метод учета без использования счетов 15, 16:

Д-т 10 К-т 60, 75, 28 - на ст-ть поступ. мат-лов поставщ., учре­дителей, от брака.

Д-т 10 К-т 60, 70, 69, 76 - на сумму расходов по доставке, погрузке и разгрузке мат-лов;

Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС от ст-ти мат-лов и услуг, связанных с их приобр.

2 Метод учета с использованием счетов 15 и 16:

Д-т 15 К-т 60, - на покупную ст-ть поступивших мат-лов от поставщ. и расходов по их приоб­р. (ТЗР);

Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС от ст-ти мат-лов и услуг

Д-т 10 К-т 15 - на учетную ст-ть оприход-х мат-лов;

Д-т 16 К-т 15- на сумму положит. отклонений факт. себест. от учетной ст-ти и отриц. откло­н. методом «красное сторно»;

Д-т 60 К-т 51, 52, 66 - на сумму оплаты поставщ. за мат-лы и услуги по доставке;

Д-т 68 К-т 18 - на сумму уплач. поставщикам НДС и при­нимаемого к вычету;

Д-т 76/3 К-т 60 - на сумму претензий к поставщикам и трансп. орг-циям за недостачу мат-лов сверх норм ест. убыли, если мат-лы были оплачены, но не оприходованы;

Д-т 76/3 К-т 10 - на сумму претензий к поставщикам и транс­п. орг-циям за недостачу мат-лов сверх норм ест. убыли, если мат-лы были оприходованы;

Д-т 94 К-т 60 - на сумму недостачи мат-лов в пределах нор­мы ест. убыли, выявл. при приемке от поставщика.


22. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Учет расчетов по всем видам налоговых платежей ведется на счете 68. По К отраж. суммы, причитающиеся к уплате в бюджеты, а по Д - суммы, уплаченные в бюджет.

На субсчете 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции» отражаются земел. налог, налог за пользование природ. ресурсами и др. налоги, вкл. в с/ст продукции.

Земел.налог устанавливается в рублях за 1гектар земельного участка, предоставленного в пользование или в собственность организации. Ставки налога дифференцированы в зависимости от категории земли.

Эколог.налог исчисляется по нормам на единицу используемого прир. ресурса и на объем допуст. выбросов, загрязняющих веществ в окружающую среду.

Суммы начисленных в пределах норм налоговых платежей отражаются по Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др., а сверх норм – по Д 84, 92 и К 68/1.

На субсчете 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг)», учитываются расчеты по косвенным налогам: акцизам, НДС .

Перечень акцизных товаров определяется правительством (водка, водочные изделия, вина, табачная продукция и др.). Ставки акцизов устанавливаются в евро на единицу объема товаров. Плательщиками являются предприятия-товаропроизводители или импортеры. Суммы акциза отражаются Д 90 К68/2.

Суммы НДС по реализованным ТМЦ отражаются Д90,91 К68. В бюджет эти суммы перечисляются за вычетом сумм, уплаченных при приобретении МЦ и учтенных на счете 18.

На субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» отражаются налог на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и др. налоги, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.

Налогом на недвижимость облагается остаточная стоимость ОС. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24% (С 2012Г. 18%), дивиденды и приравненные к ним доходы – по ставке 12%.

Суммы налогов, начисленных из прибыли и доходов, отражаются Д99 К68/3. Кроме того, также отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.

На субсчете 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу. Подоходный налог с граждан удерживается из з/пл и других доходов граждан (выплачиваемых за предпринимательскую деятельность) и отражается Д70 К68/4.

На субсчете 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностран. юрид. лиц, на приобретение автотрансп. средств. Начисление целевого сбора на развитие территорий отражается Д99 К68/5, налога на приобретение автотрансп. средств – Д08 К68/5.


15 Документальное оформление и учет расхода (отпуска) материалов

Приобр.орган. мат-лы отпуск. со скла­дов в цехи для изгот. продукции, работ, на разл. хо­з-ные нужды, для перераб на сторону, на продажу как излишние и ненужные.

От­пуск мат-лов в кладовые цехов рассматр. как внутр. их перемещение. На произв-ные нужды отпуск мат-лов должен осу­щ-ся по нормам на основе уст-х лимитов. От­пуск мат-лов со складов орг-ции в ее подразд. может оформл. лимитно-заборной картой, требованием-наклад­ной, требованием, накладной на внутреннее перемещение мате­риалов, а при отпуске сторонним организациям - ТТН-1, ТН-2.

При отпуске мат-лов в пр-во оценка производится одним из след. способов, закрепл. в учетной политике:

  • по себест каждой единицы – примен. по тем за­пасам, кот. не могут заменять друг друга (драгметаллы, драго­ценные камни);

  • по средней себест. - применяется к каждой группе за­пасов и опред. путем деления общей себест. запасов на их кол-во;

  • по себест. первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).

Движение мат-лов происходит в организ.ежедн по учетным ценам. В кач-ве учетных цен могут применяться: цена приобретения, планово-расчетные, факт. себест-ть мат-лов по данным предыдущего отчетного периода и другие, установленные организацией в учетной политике.

Для опред. Фактич. себест. расхода мат-лов необходимо:

  1. опред. процент ТЗР (откл.) - сложить сумму остатка ТЗР (откл.) на начало месяца и сумму ТЗР по приобр-м мат-м в отч. месяце, разделить на ост. и приход мат-лов по учетной стоимости;

  2. опред. сумму ТЗР (откл.), списываемых по направле­ниям расхода материалов, путем умнож. процента ТЗР (откл.) на расход мат-лов по учетной стоимости.

В завис-ти от направл. расхода мат-лов в учете от­ражаются след. бухгал. записи:

Д-т 08 К-т 10 - на ст-сть израсход. мат-лов для выполн. строительных работ и в др. случаях, связанных с ка­питальными вложениями;

Д-т 08 К-т 10 - на ст-ть израсход. мат-лов для выполн. строит. работ и в др. случаях, связанных с ка­питальными вложениями;

Д-т 20, 23 К-т 10 - на ст-ть израсходованных материалов на пр-во продукции (работ, услуг) в осн. и вспомогат. пр-ах;

Д-т 25, 26 К-т 10 - на ст-ть израсход-х мат-лов на сод-ние и эксплуатацию машин и оборудования производств. цехов и общехозяйственные нужды;

Д-т 28 К-т 10 - на ст-ть израсходованных мат-лов для исправл. брака в пр-ве;

Д-т 29 К-т 10 - на ст-ть израсходованных мат-в на нужды обслуживающих производств и хозяйств;

Д-т 44 К-т 10 - на ст-ть израсходованных материалов, отне­сенных на расходы по реализации продукции;

Д-т 94 К-т 10 - на ст-ть списываемых мат-лов при вы­явлении инвентаризацией недостачи;

Д-т 20, 23, 25, 26, 28, 29 и других счетов К-т 16 - на сумму спи­санных ТЗР (откл.) по направлениям расхода материалов.


20. Документальное оформление, аналитический и синтетический учеты кассовых операций.

Осущ. в соотв. с «Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежн. средствами в бел. рублях на территории РБ» и «Инструкция по БУ ЦБ»

Прием наличных денег в кассу орг-ции - по ПКО, выдача денег – по РКО. ПКО и РКО регистрируются в спец. журнале.

При выдаче денег по РКО кассир требует предъявление документа, удостоверяющего личность получателя ДС. Все кассовые операции на основании ПКО и РКО заносят в кассовую книгу – регистр аналитического учета. Записи в ней ведутся в хронол. порядке отдельно по каждому документу в двух экземплярах. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошита и скреплена подписями руководителя и гл. бух., и печатью организации. В конце рабочего дня подсчитываются обороты по приходу и расходу кассовой книги и выводят остаток на следующее число. Второй экземпляр кассовой книги вместе с ПКО и РКО передаются в бухгалтерию. После проверки всех записей в кассовом отчете и приложенных к нему приходных и расходных документов произведенные кассовые операции отражаются на счетах БУ.

Для учета движения денежных средств в кассе предназначен активный синтетический счет 50 «Касса». По Д отражается поступление денежных средств, а по К их расход. При Ж/О форме учета кредитовые обороты по сч. 50 отражаются в Ж/О №1, дебетовые – в ведомости к нему.

Для работы с наличной иностранной валютой предприятие должно иметь отдельное помещение кассы, для хранения валюты должен быть отдельный сейф. Полученная в кассу ИВ должна быть обязательно расходована в течение текущего рабочего дня строго по целевому назначению. Если валюта не была использована или использована не вся, то ее остатки сдаются в банк, не позднее следующего рабочего дня, за исключением сумм не превышающих лимита остатка в кассе. Поступление ИВ в кассу оформляется ПКО формы КО-1В, который выписывается по курсу НБ РБ. Выдача валюты по РКО формы КО-2В, все ПКО и РКО регистрируются в журнале регистрации ПКО и РКО в ин.валюте, все выдачи и поступления наличной ИВ учитываются в кассовой книге. Остаток наличной ИВ в кассе на первое число месяца должен быть переоценен в соответствии с действующим на эту дату валютным курсом. При этом возникают положительные курсовые разницы – при повышении курса валюты, отрицательные КР – при снижении КВ. Для учета ИВ в кассе – счет 50/4 «Валютная касса».

71-50/4 выдача ИВ на командировочные расходы

50/4-71 возврат в кассу неиспользованных подотчетных сумм

52-50/4 сдача в банк сверхлимитного остатка кассы

50/4-92/1 положительная курсовая разница при переоценке ИВ в кассе (производится на дату изменения курса НБ РБ)


7. Бухгалтерская отчетность, ее состав, содержание, порядок составления и предоставления

Бух. отчетность представляет собой систему показателей, которые содержат информацию о результатах хоз. деятельности и фин. положении организации.

Организация составляет отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.

БО состоит из: бух.баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений; пояснительной записки.

Организации, которые подлежат обязательному аудиту- аудиторское заключение.

БО составляется за отчетный год, которым для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря, а для вновь созданных организаций – с даты государственной регистрации и по 31 декабря.

При составлении БО должны быть обеспечены:

полнота отражения всех хоз. операций и результатов инвентаризации;

тождество данных аналит. с данными синт. учета.

Перед составлением БО:

1. Провод. инвентаризация имущества и обязательств и результаты отраж.в учете.

2. Пров. переоценка ОС и результаты отраж. в учете.

3. Сверка данных аналит. и синт. учетов.

4. Проверка остатков на начало и конец отчетного периода по всем счетам БУ.

К составлению БО предъявляют следующие требования:

точность и обоснованность;

своевременность составления;

простота, ясность, доступность;

сопоставимость данных на начало и конец отчетного периода.

БО подписывается руководителем и гл.бух.

Годовая БО представляется:

учредителям организации или собственникам в соотв. с учредительными документами;

гос. органам, если организация находится в их подчинении;

другим гос. организациям (налоговым органам, банкам и др.).

Промежуточная БО представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность, Годовая - в течение 90 дней по окончании года.


2. Источники формирования имущества как объекты бух.учета и их классификация.

Всё имеющееся в организации имущество формируется из различных источников и используется на определенные цели. В соответствии с источниками образования средства организации подразделяются на собственные и заемные.

Собственные - принадлежат организации и образуют ее материальную базу.

Заемные – предоставляются во временное пользование др. организациями, отдельными лицами.

К источникам собственных средств относят:

1. Уставный фонд - совокупность вкладов учредителей в имущество организации при создании для обеспечения ее деятельности.

2. Резервный фонд - формируется за счет прибыли организации и используется для неотложных нужд.

3. Добавочный фонд - образуется за счет спец. источников и используется на строго определенные цели.

4. Прибыль - конечный фин. результат деятельности организации. Часть ее направляется в бюджет в виде уплаты налогов, другая используется в организации для формирования источников собственных средств. Прибыль бывает: отчетного года и нераспределенная (неиспользованная) прибыль прошлых лет.

5. Резервы – это накопления организации, создаваемые для осуществления каких-либо предстоящих расходов, например, на ремонт ОС; на погашение просроченной дебиторской задолженности – резерв по сомнительным долгам.

К источникам заемных средств: относят кредиты, займы, кредиторскую задолженность.

1. Кредиты - предоставляются банками во временное пользование, на определенный срок, на условиях возвратности и платности. Они использ. для расширения и развития производства, приобретения новой техники и т.д.

2. Займы - предоставляются другими организациями, предпринимателями или отдельными лицами на условиях договора займа.

Кредиты и займы бывают долгосрочными (сроком более 1 года) и краткосрочными (до 1 года).

3. Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям или лицам («мы должны»): задолженность перед поставщиками и подрядчиками за полученные МЦ, перед персоналом по оплате труда, перед бюджетом по налогам и сборам, и др.


1. Имущество организации как объекты бух.учета и их классификация

Делится на две группы:

- Внеоборотные активы - долгосрочные активы, которые используются в процессе производства – более 1 года.

- Оборотные активы - краткосрочные активы, которые используются в одном производственном цикле и всю свою стоимость переносят на изготовляемую продукцию.

В состав внеоборотных активов входят:

1. ОС – это активы организации, которые имеют материально-вещественную форму, используются в течение срока службы более 12 месяцев, на момент принятия к БУ не предполагается перепродажа (здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, транспорт, производственный и хоз. инвентарь и др.)

2. НМА организации - не имеют материально-вещественной формы, используются в деятельности организации сроком более 1года, приносят организации доход, имеют стоимостную оценку (патенты, ноу-хау, права на торговый знак, на программы для ЭВМ, лицензии на осуществление вида деятельности и др.)

3. Доходные вложения в МЦ – вложения в различ. МЦ, предоставляемые организацией во врем. пользование для получ. дохода по договорам аренды, лизинга и др.

4.Вложения во внеоборотные активы – средства организации, на строительство и приобретение ОС и НМА.

Оборотные активы подразделяются на следующие группы: запасы и затраты, ДЗ, денежные средства, финансовые вложения.

1. Запасы - МЦ, находящиеся на складе и используемые для изготовления продукции: сырье, материалы, топливо, запчасти, тара, спецодежда и др. К запасам относят также ГП, изготовленную на предприятии и предназначенную для реализации, и товары, предназначенные для реализации.

2. Затраты - предметы труда, кот. уже подвергались обработке, но еще не являются ГП. Находятся на рабоч. местах в цехах основ. или вспом. производств. Такие затраты - НЗП.

3. ДЗ – задолженность других организаций («нам должны»). Долгосрочная, платежи более чем через 12 месяцев, краткосрочная - платежи в течение 12 месяцев. (задолженность покупателей и заказчиков, персонала по недостачам и хищениям, подотчетных лиц по выданным им авансам и др.)

4. Денежные средства могут быть в кассе организации, на расчетном, валютных, специальных и депозитных счетах в банках.

5. Финансовые вложения – это инвестиции данной организации в уставные фонды других организаций в виде приобретения ЦБ, предоставления займов с целью получения дохода.


12. Документальное оформление и учет выбытия основных средств

Выбытие ОС может быть в следующих случаях: при списании ОС, пришедших в негодность; при реализации; при безвозмездной передаче; при передаче в счет вклада в уставный фонд; при авариях, стихийных бедствиях, списании недостач при инвентаризации.

Списание объектов ОС производится на основании форм документов:

«Акт о приеме-передаче объекта ОС» ОС-1;

«Акт о списании объекта ОС» ОС-4;

«Акт о списании автотранспортных средств» ОС-4а;

«Акт о списании групп объектов ОС» ОС-4б.

Во всех случаях выбытия ОС в б/у отражается списание:

первоначальной стоимости – Д 01/В К01;

суммы начисленной амортизации – Д02 К01/В.

Остаточная стоимость ОС в зависимости от причин выбытия отражается:

при списании ОС, пришедших в негодность, реализуемых или внесенных в качестве вклада в уставный фонд – Д91 К01/В;

при безвозмездной передаче в пределах одного собственника – Д83, К01/В;

при безвозмездной передаче в пределах разных собственников, ликвидации при авариях, в результате стихийных бедствий– Д92, К01/В;

вследствие недостачи, выявленной при инвентаризации – Д94 К01/В.

Расходы, связанные с выбытием ОС, отражаются по Д91, а в результате стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций – по Д92 с К:

23– на сумму расходов, связанных с демонтажом объектов;

70, 69, 60.

Стоимость оприход. годных зап. частей и отходов - Д10 К91, а стоимость материалов при разборке объектов в результате стих. бедствий, аварий отражается Д10 К92.

Выручка, полученная от реализации ОС - Д51 К91 «по моменту оплаты»; Д62 К91, Д51 К62 – «по моменту отгрузки».

Стоимость ОС, внесенных в уставные фонды других организаций - Д58 К91.

Стоимость реализуемого объекта ОС является объектом начисления НДС, поэтому сумма НДС отражается Д91 К68.

Таким образом, на счетах 91 и 92 определяется фин.:

прибыль Д91,92, К 99

убыток Д99, К91,92.


5. Первичные документы как носители исходной информации, их значение, классификация и требования к оформлению.

Документ – письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хоз.операции или дающее право на ее совершение.

Первичные учетные документы должны обладать определенными формой и содержанием. При отсутствии утвержденных типовых форм организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хоз. операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хоз. операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы, личные подписи.

Первичные учетные документы классифицируются по следующим признакам:

1) по назначению: распорядительные (приказы, распоряжения); оправдательные (содержат факт совершения операции исполнителями); бух. оформления (для подготовки и упрощения учетных записей); комбинированные;

2) по степени обобщения учетной информации: первичные содержат инф-цию, кот. запис. в документ в момент соверш. операции); сводные (составляются на основе нескольких первичных документов).

3) по количеству регистрируемых операций: разовые (отражают одну или несколько операций, осуществляемых одновременно); накопительные (отраж. однородные, повторяющиеся операции за период времени_;

4) по месту составления: внутренние (составляются в организации); внешние (полученные от др. организаций);

5) по виду материальных носителей информации: бумажные; машинные.

К содержанию и оформлению первичных учетных документов требования:

1. В орг-ции должен быть согласованный с гл.бух. и утвержденный руководителем перечень лиц, которые имеют право подписи первичных учетных документов.

2. Учет. док-ты д.б. состав. в момент соверш. операции или непосред. после ее соверш.

3. Документы, связанные с денеж. ср., подпис. руководителем, гл. бух. или уполномоченными на то лицами.

4. Лица, составившие и подписавшие документ, должны обеспечить своевременное оформление документов, передачу их в бухгалтерию.

В денежных банковских документах сумма записывается цифрой и прописью с начала строки с большой буквы, а оставшееся свободное место прочеркивается.


21. Порядок открытия текущего р/с, докум. оформл. и учет операций по р/с

Для открытия расчетного счета организация представляет в банк след д-ты:

  1. Заявл на открытие текущего (расчетного) счета.

  2. Копию устава.

  3. Копию св-ва о госуд. регистрации.

4 Карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Орг-ции могут откр необх кол-во банк счетов в бел руб.

Банк закл с орг-ми договор банк. счета, в кот. оговаривает обяз. и ответств. сторон.

Банк присваивает орг-ции № текущего (расчетного) счета, на кот. собираются своб ден ср-ва.. С р/с произв. платежи орг-ции, осущ. получение денег в кассу.

Каждый док-т на перечисл и выдачу ДС с РС должен иметь две подписи – рук-ля и гл.бух., а так же печать предприятия. Подчистки и исправления в банковских документах не допускаются. Прием и выдача денег или безнал перечисления производятся банком на основании: ПП, ПТ, чеков, объявлений на взнос наличными и др. Обо всех операциях по РС банк извещает своего клиента выписками с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления или списания.

Учет наличия и движ. ден.ср-в ведется на счете 51.

Корреспонденция счетов по учету операций на р/с

Д51 К50 – перечислены ДС на р/с из кассы пред-я

Д51 К57 – на р/с зачислены ДС, наход-ся в пути

Д51 К62 – зач. на р/с ДС, поступившие от покупателя, либо аванс

Д51 К66,67 – зач. ДС по договору краткоср. (долгоср) кредита (займа)

Д51 К75/1 – пост. ДС в кач-ве вклада в УФ

Д51 К50 – оприход в кассу ДС, снятые с р/с

Д60 К51 – перечислены ДС поставщику за мат-лы

Д66,67 К51 – погашение краткоср. (долгоср) кредита (займа) и % по нему

Д68 К51 – уплачены с р/с налоги в бюджет

Д70 К51 – перечислена с р/с з/пл работникам


23. Учет расчетов с подотчетными лицами.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.

Командированному работнику возмещаются расходы:

по проезду к месту командировки и обратно в размере стоимости представленных проездных документов.

по найму жилого помещения в размере оплаченных счетов или квитанций и др. док-ов,

суточные в размерах, устанавл. Минфин РБ. (44.000)

Направление работника в командировку оформляется приказом и выдачей работнику команд-го удостоверения. Командированному работнику не позже, чем за день до отъезда в командировку, наниматель обязан выдать денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда, расходов по найму жилого помещения и суточных.

Передача выданных под отчет ДС третьим лицам запрещается.

Лица, получившие наличные деньги под отчет обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию авансовый отчет.

В авансовом отчете указываются все расходы и документы, их подтверждающие: команд. удост-ние с заверенными печатью и отметками о дне прибытия и выбытия из места командирования; проездные документы, оплаченные счета, квитанции, подтверж. расходы по найму жилья и др.расходы; отчет о проделанной работе (по требованию нанимателя).

Учет выдаваемых в подотчет средств ведется на счете 71.

Д71 К50 – выдано из кассы в подотчет

Д10 К71 – приобретены мат-лы подотчет. лицом

Д18/3 К71 – НДС по приобретенным мат-лам

Д25,26,29,44 К71 – утверждены аванс. отчеты по командировкам подотчет. лиц

Д50 К71- возврат неиспользованных остатков

Д94 К71 – подотчетные суммы не возвращенные в срок

Д70 К94 – удержание из з/пл невозвращенных сумм

Д73 К94 – не могут удерж. из з/пл

Д71 К98/5 – положит. отриц. разница

Д71 К71 – отриц. курс.разница (кр.сторно)

Аналит. учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет. При ж/о форме учета применяется ж/о №7. На одной строке в нем записывают суммы, выданные под отчет, израсходованные, остатки, суммы, внесенные в кассу или выданные из кассы


24. Учет финансовых результатов деятельности организации.

Финансовый результат (чистая прибыль или убыток) определяется как сумма фин. рез-тата от видов деятельности, операц. и внереализ. доходов за вычетом расходов.

Для обобщения информации о формировании конечного фин.результата предназначен счет 99.

Фин.результат организации сост из:

1. ФР от реализации продукции сначала определяется по счету 90 и списывается на счет 99 след.записями:

Д90/9 К99 - списание прибыли;

Д99 К90/9 - списание убытка.

2. ФР от реализации ОС и прочих активов - по сч91 и спис. на 99 след. записями:

Д91/9 К99– спис. прибыли от операций реализации ОС и прочих активов.

3. ФР от внереализац. операций - по 92 и спис.на 99 след. записями:

Д92/9 К99 – списание прибыли от внереал. операций;

Д99 К92/9 – списание убытка от внереал. операций.

Выявленный на счете 99 итог.результат деят-ти организации подлежит зачислению на сч.84.

Д99 К84 – спис. прибыли в разряд нераспред. прибыли прошлых лет;

Д84 К99– спис. убытка отчет. года в разряд непокрыт. убытка прошлых лет.

Т.о. новый фин.год начинается с нулевым сальдо по счету 99.

Нераспред. прибыль, отраженная по К84 может быть использована на:

- формирование (пополнение) фонда накопления:Д 84-1-К 84-2;

- фонда потребления: Д 84-1-К 84-4;

- резервного фонда: Д 84-1-К 82;

- увеличение размера УФ: Д 84-1-К 80;

- выплату доходов учредителям: Д 84-1-К 75;

Полученный по итогам убыток (а также убыток прошлых лет) может быть погашен за счет:

- неиспользованных средств фонда накопления:84/2-84/1

- резервного фонда, созданного за счет чистой прибыли:82-84/1

- добавочного фонда:83-84/1

- средств (целевых взносов) учредителей:51-75, 75-84/1


11.Амортизация осн. ср-в, ее способы, методы начисления и учет. Учет поступления и амортизации основных средств

ОС предст. собой активы, имеющие мат.-вещ. форму, предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, использ. свыше 12 месяцев; на момент приобретения не предполагаются к перепродаже.

Анал. учет - на инвентарных карточках формы ОС-6, которая открывается по каждому объекту. Для учета поступления ОС применяются первич. док-ты: ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта ОС», ОС-1а «Акт о приеме-передаче групп объектов ОС», ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования».

ОС оцениваются - по первоначальной, остаточной и восстанов. ст-сти.

Объекты ОС, ст-сть кот. выражена в ИВ, оцениваются в бел. руб. по офиц. курсу НБ РБ, действующему на дату совершения хозяйственной операции.

Для учета затрат, связ. с сооруж. ОС, счет 08/3.

При подрядном способе:

Д08/3, К60 – на стоимость выполненных работ;

Д18/1, К60 – на сумму НДС.

При выполнении работ хоз. способом:

Д08/3, К10 – на стоимость израсходованных материалов;

Д08/3, К70 – на сумму нач. з/пл строительным рабочим;

Д08/3, К69 – на сумму отчислений ФСЗН;

Д08/3, К76 – на сумму обязательного страхования;

Д08/3, К07 – на стоимость оборудования, переданного в монтаж.

Д01 К08/3 - принятие в эксплуатацию объекта ОС - актом ввода после гос. регистрации права собственности.

Д01 К75 - Принятие к учету объектов ОС, внесенных учредителями

Д01 К98 - Стоимость ОС, полученных безвозмездно

Стоимость безвозмездно полученных ОС отражается в составе внереализ. доходов в полном объеме Д98/2, К92/1 .

Д01 К 83 - Безвозмездное поступление ОС от организаций в пределах 1 собственника

Д01, К92 – на ст-ть неучтенных объекты ОС, при инвентаризации:.

Д01 К83 - Дооценка первоначальной стоимости ОС

Амортизация – это процесс перенесения стоимости объектов ОС на стоимость производимой продукции. Нач. ежемес. до полного перенесения стоимости объекта или его выбытия линейным (равномерное нач. амортизации в течение срока полезного использования. Сумма аморт.=амортизируемую стоимость * норму амор. Годовая На компьютеру срок полезного использования 5 лет, На 1/5, или 20%, в год), нелинейным и производит. способами.

Движение амортизации на счете 02. Начисленная сумма амортизации ОС отраж.

Д20, 23, 25, 26 К02

Д92/2 К02 - по объектам ОС, не использ. в деятельности

Д08 К02 - по объектам, принимающим участие в процессе капитальных вложений


25 Виды учета, применяемые в зарубежной практике, и их характеристика

Особенностью зарубежного учета является то, что бух. учет разделен на 2 вида:

Финансовый учет - это комплексный синтетический учет всех средств, всей экономич. деят-ти компании. По его дан­ным рассчитывается финансовый результат деятельности компании и составляется финансовая отчетность.

Основные задачи: учет имуще­ства и обязательств компании, составление финансовой отчетности.

Управленческий учет необходим для удовлетворения инфор­мационных потребностей руководства, менеджеров фирмы, т. е. узкого круга пользователей. Информация управленческого учета представляет собой коммерческую тайну.

Основные задачи: учет за­трат и калькулирование себестоимости продукции, внутрифирмен­ное бухгалтерское планирование.

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учетов может быть представлена в виде следующей таблицы:


8 Бухгалтерский баланс, его строение, содержание и изменения в его статьях под влиянием хозяйственных операций

Бухгалтерский баланс - это способ обобщения в стоимостном выражении имущества организации, находящегося в ее распоряже­нии, на определенную дату.

Баланс представляет собой двустороннюю таблицу. С одной стороны в таблице отражается иму­щество организации т. е. показано, какое имущество есть в организации и как оно . Эта часть баланса является активом и называется «Активы».

С другой стороны в балансе отражаются сред­ства организации по источникам образования, т. е. показано, откуда получены и для какой цели предназначены эти средства. Эта часть баланса является пассивом и называется «Собственный капитал и обязательства».

Баланс составляется на первое число отчетного периода (месяц, квартал, год), итог актива всегда равен итогу пассива. Итоговая сумма баланса называется валютой.

Каждый отдельный вид средств или источников называется ста­тьей баланса. Однородные статьи актива и пассива объединяются, образуя группы и разделы.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

I Долгосрочные активы.

II Краткосрочные активы.

  1. Собственный капитал.

  2. Долгосрочные обязательства.

V Краткосрочные обязательства.

Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете делятся на 4 типа:

I - операции, кот вызывают изм-я в А баланса: увелич. одной статьи бал. и уменьш. др. на одну и ту же сумму (напр, сданы деньги из кассы в банк на р/с - на р/с деньги увелич., а в кассе уменьш.. Валюта баланса не изменяется);

II - операции, кот. вызывают изменения в П балан-
са: увелич. одной статьи и уменьш. другой на одну и ту же
сумму (напр, за счет нераспр. прибыли образован ре-
зервный капитал – нераспр. прибыль уменьш., а ре-
зервный капитал увелич.. Валюта баланса не изменяется);

  1. - операции, которые вызывают одновр. увелич. А и П баланса на одну и ту же сумму (напр, посту­пили от поставщиков мат-лы - в А баланса произошло уве­лич. мат-лов, в П баланса увелич. кредиторская задол-сть поставщикам. Валюта баланса увеличилась);

  2. - операции, кот. вызывают одновременное уменьш А и П баланса на одну и ту же сумму (напр., пере­числены деньги с р/с в погаш задол-сти поставщ/ - в А баланса произошло уменьш. денег на р/с, а в П баланса – уменьш. кредит задолж-ти поставщ. Валюта баланса уменьш.).

Все хоз-ные операции в бух. учете явл-ся двойными и взаимосвязанными. При любых измене­ниях в балансе равенство А и П не нарушается.


9 Инвентаризация имущества и обязательств, порядок ее проведения и отражения результатов в учете

Инвентаризация – представляет собой способ выявления фактич. наличия имущ. и его сопоставление с данными бух учета.

Порядок провед и оформл согл Инстр по инвент активов и обязательств.

Виды инвента­ризации: Плановые проводятся в заранее устан. сроки, внеплановые - в целях контроля за сохр. ценностей или по треб.контрол. органов, пол­ные - охватывают все имущество, частичные - охватывают от­дельные виды имущества, сплошные - проверка всего наличного имущества у определенного матер ответст лица, вы­борочные - проверка некот ценностей у конкретного м/о лица.

Провед инвент. обязат.: при передаче в аренду, купле-продаже имущ госуд унит пр-тия; при реорганизации или ликвид орг-ции; перед составл годовой бух отчетности; при смене рук-ля орг-ции и (или) м/о лица; при выявл. фактов хищения, др.злоупотребл. имущ-го хар-ра, порчи, утраты имущ. в результ.стихийных бедствий и в др. случаях.

Инвент-ция прод.работниками инв.комиссии в присутствии м/о лица, комиссию назнач. рук-ль (приказ),комиссия сост.: предсетадель и члены комис. Инвент-ция провод. путем подсчета, взвеши­вания, обмера.

Перед нач. инв-ции м/о лицо дает раписку, что все ТМЦ оприход. и д-ты сданы в бухг-рию. Результаты инв-ции оформл инвент-ны­ми описями (актами), удостов-ми подписями чл. комиссии. Никакие подчистки в инв-х описях не допуск. Для установл результ ин­в-ции сост. сличительная вед-ть по ценностям, по кот. выявлены откл. от учетных данных. При этом бе­рутся объяснения м/о лиц о причинах об­раз. излишков и недостач.

Выявл. излишки оприход. – ОС, мат-лы, ГП, деньги в кассе (Дт-01,10,50, 43; Кт-91/1).

Выявл недост.отраж. по Дт 94, а затем по реш. Комиссии спис-ся: на м/о лицо, на затраты, если в пред.ест.убыли, на финн.результ.при отсутствии винов.лица.

Дт 94 Кт 01, 10, 43, 50 – выявл. недостача,

Дт 90/8 Кт 94 – спис недост.при отстутсв.виновн.лиц;

Дт 73/2 Кт 94 – спис. недост на м/о лицо

Дт 70, 50 Кт 73/2 – погаш. недост.


10 Документальное оформление и учет поступления основных средств

ОС представл собой активы орг-ции, имеющие мат.-вещ-ную форму, использ. в пр-ной и хоз-ной деят-ти длит время, во время эксплуат не меняются, способны переносить постепенно свою ст-ть на выпуск. пр-цию путем начисл. амортиз.

ОС оценив. в БУ по перво­начальной, переоцененной, остаточной и текущей рыночной стои­мости. Единицей БУ явл. инвентарный объект. Аналитич. учет ведется в инвентарных карточках учета основных средств . В зависимости от вида поступления осн-х ср-в оформл. различн. док-ми: дого­ворами купли-продажи, договорами с подрядчиками, ТТН-1 и ТН-2, актами о приеме оборуд, актами о приеме-пе­редаче оборуд. в монтаж и др.

Ввод в эксплуатацию и принятие к учету ОС оформляются актом формы ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств».

ОС поступают в орг-цию:в результ. капитальных вложений при­обретеные за плату у юр. и физ. лиц;от учредит. ,безвозмездно.

ОС принимаются к учету по первонач. ст-ти. ОС, кот.приобретены в ин­валюте, пересчитыв. в бел. руб. по офиц. курсу Нац. банка, на дату совершения хоз-ной операции.

В завис-ти от способов приобретения ОС сост-ся разная корреспонденция счетов по хо­з-ным операциям:

1Строительство объектов ОС осуществляется двумя способами - подрядным и хозяйственным.

При выполнении работ подрядным способом:

Д-т 08/1 К-т 60 - на ст-ть выполненных работ без НДС;

Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС, выставленного подрядчиком.

При выполнении работ хозяйственным способом:

Д-т 08/1 К-т 10 - на стоимость израсходованных материалов;

Д-т 08/1 К-т 70 - на сумму начисл. з/пл строи­т. рабочим;

Д-т 08/1 К-т 69/1 - на сумму отчисл.на соц. страх. от фонда опл.труда строит.рабочих;

Д-т 08/1 К-т 76/2 - на сумму обязат. страхов. от не­счастных случаев на пр-ве и профессиональных заболеваний;

Д-т 07/2 К-т 07/1 - на стоимость оборуд., переданного в монтаж;

Д-т 08/1 К-т 07/2 - на стоимость смонтированного оборудования.

Принятие к БУ объекта ОС от­ражается Д-т 01 К-т 08/1 - на первонач. ст-ть введенных в эксплуатацию ОС.

2.Учет приобретения основных средств за плату у поставщи­ков отражается следующими записями:

Д-т 08/1 К-т 60 - на покупную ст-ть поступивш. объектов,без НДС;

Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС, выставл. поставщиком; Д-т 08/1 К-т 60 - на сумму трансп.усл. по доставке объ­ектов, без НДС;

Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС от ст-ти услуг по доставке объектов;

Д-т 08/1 К-т 70, 69, 76 - на сумму расходов, связанных с разгруз­кой приобрет. объектов;

Д-т 01 К-т 08/1 - на первонач. ст-ть принятых к уче­ту объектов ОС;

Д-т 60 К-т 51- на сумму оплаты поставщикам;

Д-т 68 К-т 18- на сумму НДС, взятого к вычету, при расчетах с бюджетом по НДС.

3 Поступление основных средств от учредителей

Д-т 08/1 К-т 75/1 «Расчеты с учредителями» - на ст-ть по­лученных объектов от учредителей

Д-т 01 К-т 08/1 - на первонач. ст-ть принятых к уче­ту объектов ОС.

4 Безвозмездное получение основных средств

Д-т 08/1 К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Без­возмездные поступления» - на ст-ть полученных ОС;

Д-т 01 К-т 08 - на первонач. ст-ть принятых к учету ОС;

Д-т 98/2 К-т 91/1 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Про­чие доходы» - безвозмездная помощь, полученная в виде ОС, отражается в составе прочих доходов на протяжении срока их полезного исп-ния в сумме начисл. амортизации.

5Неучтенные объекты ОС, Д-т 01и К-т 91/1.

6Дооценка первоначальной стоимости ОС в результате проведенной переоценки Д-т 01 К-т 83«Добавочный капитал».


13 Учет восстановления (ремонта) ОС

ОС в процессе их экспл. подвергаются износу. Для продл. срока службы в орг-ци­ях провод. разл. работы, связанные с ремонтом ОС, их модернизацией, реконструкцией, достройкой. В завис-ти от объема, хар-ра и периодич.ремонта ОС различают: ремонт по обслууж. объектов; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. По способам проведения: хо­зяйственным и подрядным способами. Хозяйственный способ- затраты собираются на счете 23 , а по оконч. работ списываются в Дт счетов учета затрат. Затраты по всем видам ремонта относятся на себест. пр-ции в том отч. периоде, когда они возникли, а затраты капит. хар-ра относятся на увеличение первонач. ст-ти объектов после оконч.работ.

Также можно исп-ть счет 97«Расходы будущих периодов». В Дт 97 отраж. произведен­ные суммы расходов буд. периодов. В Кт 97 отраж-ся списание расходов буд. периодов. Хоз-ные операции по учету ремонта ОС отражаются след. бухг. записями:

Дт 23 Кт 10, 70, 69, 76, и др.сч. - на суммы произ­веденных прямых и косвенных затрат на ремонт ОС, выполн. собств. вспомогат. пр-вом (хо­зяйств.способом);

Дт 20, 23, 26 Кт 60 - на ст-сть затрат по выполнен. ремонту подрядчиком и включенных в затраты на пр-во отч. месяца;

Дт 18 Кт 60 - на сумму НДС, выставл-го подрядчиком;

С1января 2013 г. расходы на про­вед. всех видов ремонта ОС считаются расходами в том отчетном периоде, в кот. они произведены.

Хозяйственные операции по модернизации и др. капит.вложениям в ОС отражаются в учете след. бухгалт. записями:

Д-т 08 К-т 10, 70, 69, 76, 60 - на суммы произве­д. затрат на модернизацию, реконструкцию ОС и др. работы капитального характера;

Д-т 01 К-т 08 - на сумму списанных затрат по выпол-м ра­ботам, кот. привели к увелич. первоначальной ст-ти объектов ОС.







































18 Синтетический и аналитический учеты прямых и косвенных затрат на производство

По способу вкл. в себест. пр-ции затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты - затраты, связанные с пр-вом опре­д.вида продукции, кот.на осн. первичных до­к-тов могут быть прямо вкл. в себест. продукции.

Косвенные затраты - затраты, связанные с пр-вом не­ск. видов продукции, и вкл.в себест.ь конкрет­ного вида продукции по опред. базе распределения.

В состав прямых затрат на опл. труда вкл. з/пл производств.рабочих за выполн. работу или отработ. время, выплаты стимулир. хар-ра, выплаты компенсир. хар-ра, связанные с усл. труда и режимов работы (вредные условия, ночн. смены, сверхурочные раб.), оплата за неотраб. время (отпуска), а также суммы обязат. отчисл., установл-ых законо­дат-вом (отчисл.в ФСЗН и в Белгосстрах).

Осн. видом мат-х затрат явл. расход сырья и мат-лов. Отпуск со склада осущ. на осн. первичных док-тов. Списание произв. по фактич. себест-ти

Если невозм. прямое отнесение мат-лов в себест. конкр. вида продукции, то ст-ть израсх-х мат-лов распред-ся между отд. изд. по методу, установл. организ. в учетной политике.

Сущ-ет два метода распред. мат-х затрат: нормативный и коэффициентный.

Важнейшим эл-том себест. продукции явл. з/пл.

Осн. з/пл вкл. в себест. прямым или косвенным путем. Прямым путем вкл. зарплата рабочих, непосредственно занятых изготовл. конкр. изде­лий. Др. виды оплат - кос­венным путем.

Распред. осн. з/пл косвенным методом производится разл. способами:

1) пропорционально прямой з/пл рабочих-сдель-
щиков;

  1. пропорц-но весу переработанного сырья и материалов;

  2. пропорц-но коэфф-ту трудоемкости. Доп. з/пл рабочих распред. по видам прод-ции и вкл. в себест-ть продукции пропор­ц-но осн. з/пл производственных рабочих.

Методы распред. з/пл устанавл. в учетной политике.

Кроме з/пл в себест.прод.включают­ся отчисл. на соц. нужды раб-ков: отчисл.в ФСЗН, в Белгосстрах.

Результаты распределения отраж в регистрах аналитич. учета затрат в ведомостях 12, 15 и в ЖО №10.

Синтетич.учет прямых затрат на пр-во пр-ции отраж. след. бухг.записями:

Д-т 20 К-т 10 - списана ст-ть израсх-х мат-лов в осн. пр-ве;

Д-т 20 К-т 70 – начисл. з/пл рабочим осн. пр-ва;

Д-т 20 К-т 69 – произвед. отчисл. в ФСЗН от з/пл рабочих осн. пр-ва;

Д-т 20 К-т 76/2 - произведены отчисл. в Белгосстрах от з/пл рабочих осн. пр-ва.

К косвенным затратам относятся общепроизводств. и об­щехозяйственные затраты.

Общепроизв-ными являются затраты, связанные с обслу­жив. осн. и вспомогат. цехов и управлением ими. Учит-ся на сч 25 «Общепроизводствен­ные затраты».

Общехоз-ными явл. затраты, связанные с обслуж.и организацией пр-ва и управлением организацией в целом, учит. На сч. 26 «Общехозяйственные затраты».

По Дт сч 25 и 26 собираются все произведенные затра­ты, по Кт - производят их списание. Сч 25, 26 в конце м-­ца закрыв. и сальдо не имеют.

Синтет. учет общепр-ных и общехоз-­ных затрат ведется в ЖО № 10. Аналит. учет общепр-ных затрат ведется по каждому структурному подразд.в ведомости № 12 по статьям расходов, кот.объ­единяются в три группы: 1) расходы по сод-нию и экспл. машин и оборуд.; 2) расходы по организации, обслужив. и управлению пр-вом; 3) непроизводительные расходы.

Аналитич.учет общехоз-ных затрат ведут по ста­тьям затрат, местам их возникновения или в ином порядке, установ­л. учетной политикой орг-ции, в ведомости № 15.

Общепроизводственные и общехозяйственные затраты отражаются:

Д-т 25, 26 К-т 02 – начисл. амортизация по ОС, связанным с пр-вом пр-ции и общехоз-ного назначения;

Д-т 25, 26 К-т 04 - списана ст-ть НМА, ис­пользуемых для общепр-ных и общехоз-ных нужд;

Д-т 25, 26 К-т 05 - начислена амортизация по НМА , связанным с пр-вом продукции и общехоз-ными нуждами;

Д-т 25, 26 К-т 10 - списана стоимость израсх-ных мат-­лов для общепр-ных и общехоз-ных нужд;

Д-т 25, 26 К-т 16 - списаны отклонения в ст-ти мат-лов, израсх-ных для общепр-ных и общехоз-ных нужд;

Д-т 25, 26 К-т 70 - начисл з/пл работн., заня­тым обслуж.пр-ва, и аппарата управления;

Д-т 25, 26 К-т 69 – начисл.взносы в ФСЗН от фонда опл.труда работников, занятых обслуж. пр-ва, и управ­ленч. персонала;

Д-т 25, 26 К-т 76/2 – начисл. взносы в Белгосстрах от фон­да опл.труда работников, занятых обслуж. пр-ва, и управленч. персонала;

В конце отч. месяца сумма затрат, спи­сывается:

Д-т 20 К-т 25 - на сумму общепр-ных затрат, в части условно-переменных затрат, включ. в себест-ть пр-­ции основного пр-ва;

Д-т 90/5 К-т 25 - на сумму общепр-ных затрат, в ча­сти условно-постоянных затрат, вкл. в себест-ть реа­лизованной пр-ции;

Д-т 90/5 К-т 26 - на сумму общехоз-ных затрат, вкл. в себест-сть реализованной продукции.






Вопрос 25

Критерий сравнения

Управленческий учет

Финансовый учет

Обязательность веде­ния учета

Ведется по решению

ад­министрации

Обязателен по законода­тельству

Цель учета

Оказание помощи адми­нистрации в планирова­нии, управлении и кон­троле

Обобщение данных уче­та и составление финан­совой отчетности внеш­них и внутренних поль­зователей

Пользователи инфор­мации

Определенный круг уп­равленческого персона­ла

Широкий круг неопре­деленных внешних поль­зователей

Основные положения

Единых правил нет. Предоставляется любая информация, необхо­димая для управления компанией

Действуют общепри­знанные принципы фи­нансового учета

Привязка ко времени

Используются инфор­мация за отчетный пе­риод, а также оценка и планы на будущее

Информация за отчет­ный период

Степень точности ин­формации

Много приблизитель­ных данных

Информация должна быть максимально точ­ной и правдивой

Виды выражения ин­формации

В денежной и в нату­ральной оценке

В денежной оценке

Частота составления отчетности

По мере необходимости (месячная, декадная и ежедневная)

В основном годовая, мо­жет быть квартальная или полугодовая

Сроки предоставле­ния информации

Сразу после отчетного периода

С опозданием в несколь­ко недель или месяцев

Объекты учета

Структурные подразде­ления компании

Вся компания в целом

Степень ответствен­ности за правиль­ность ведения учета

По усмотрению руко­водства компании

Существует ответствен­ность по закону