ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
6. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета их сущность и виды
Регистры БУ составляются на бумажных или машинных носителях по формам, разработанным организациями, с соблюдением требований, установленных Законом «О БУ и отчетности».
Регистр БУ должен содержать название, период регистрации хоз. операций, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за его ведение.
Регистр БУ – это специальные таблицы, приспособленные для отражения в них хоз.операций. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах.
По внешнему виду делятся на карточки, книги.
По назначению – на регистры синт. учета, регистры аналит. учета, комбинированные.
По видам учетных записей - на хронологические, систематические, комбинированные.
При ручном способе записи должны быть аккуратными, без помарок и подчисток, с четко написанным текстом и цифрами.
В конце отчетного месяца в регистрах должны быть подсчитаны итоги и сверены записи по синт. и аналит. счетам.
Использование учетных регистров разного построения с определенной последовательностью записей в них называется формой БУ (мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная).
Формы БУ отличаются количеством учетных регистров, строением, содержанием, порядком записей и др.
Основными регистрами являются: мемориальный ордер, журнал-ордер, ведомости, разработочные таблицы, книга учета хоз. операций, главная книга.
16 Документальное оформление, порядок начисления и учет заработной платы
Заработная плата - это вознаграждение в денежном выражении, выплачив.раб-ку за факт. выполн. работу.
Начисление з/пл произв-ся на основ.представл. в бухгалт д-тов: приказов о приеме на работу, о премировании, предоставл. перс надбавок, отпуска и др.;штатного расписания; табеля рабочего времени; нарядов на сдельную работу; ведом учета выработки; маршрутных листов и др. док-в.
Используются две формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная ЗП – за отработанное время.
–простая повременная –за ед раб времени и кол-тва отраб. времени;
–повременно-премиальная – включает ЗП + премия.
Сдельная ЗП – оплата за количество выполненной работы.
–прямая сдельная –умножение сдельной расценки на кол-во выполненной работы;
– сдельно-премиальная – з/пл по сдельным расценкам + премия;
– сдельно-прогрессивная - за выпол норму выраб оплата по прямым сдельн расценкам, а за работу, выпол сверх нормы, – по повышенным;
– косвенная сдельная –для оплаты труда вспомогат. рабочих, размер ЗП зависит от результатов труда основных производственных рабочих;
– аккордная - оплата за выполненный бригадой объем работ в установленные сроки.
Сущ. 2 вида ЗП:
Основная ЗП – за факт. отраб. время и выполн. работу.
Дополнительная ЗП – оплата отпусков, выход. пособия.
Начисление ЗП производится на основании документов: – приказов о приеме на работу, увольнении, предоставлении отпуска и др.; – табеля учета рабочего времени; – нарядов на сдельную работу; – ведомости учета выработки; – маршрутных листов и других документов.
Порядок расчета ЗП зависит от применяемой в организации формы оплаты труда.
Оплата по должностному окладу. ЗП - в полном размере, если отработаны все раб. дни по графику, в неполном размере, если отработаны не все раб. дни.
Оплата по тарифным ставкам - умножение часовой тарифной ставки работника на количество отработанных часов
Оплата по сдельным расценкам - умножение сдельной расценки за 1 единицу выполненной работы на количество выполненной работы
Оплата за работу в сверхурочное время, в гос. праздники и выходные дни:
1) работникам со сдельной оплатой труда - не ниже двойных сдельных расценок;
2) работникам с повременной оплатой – не ниже двойных часовых тарифных ставок .
Работа в праздничные и выходные дни оплачивается не ниже двойного размера.
Оплата работы в ночное время. За каждый час - доплаты в размере, устанавл. коллективным договором, но не ниже 20% часовой тарифной ставки работника.
Оплата трудового отпуска. ЗП за последние 12 месяцев с учетом поправочных коэф. (если в расчетном периоде, за кот. производ. выплаты, произошло повыш. тарифной ставки I разряда) делят на 12 и на 29,7, потом умножают на кол-ство календарных дней отпуска.
Синтетич. учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По Кт отраж. начисл, а по Дт 70 удерж-е и выпл-е суммы.
Начисление ЗП отражается по Дт 20, 23, 25, 26, 08, 10, 15, 44 и др. и Кт 70.
Дт20 Кт70; Дт20 Кт69/1; Дт20 Кт76/2; Дт 70 Кт 68,69, 76 – перечисл налоги от фонда з\пл
4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
Счета БУ предназначены для группировки и текущего отраж. изменений, кот. происходят в составе средств и источников. По внешнему виду счет предст. собой двусторон. таблицу, в кот. записыв. хоз. операции, для кот. предназн. данный счет.
Одна сторона счета называется дебет, другая – кредит.
Каждый счет в БУ имеет название: «Материалы», «Расчетный счет», «Уставный фонд». Счета бывают активные, пассивные и активно-пассивные. В активные счета сальдо запис. по Д, в пассивные – по К, а в активно-пассивные – по Д и К. Сальдо, кот. запис. одно по д-ту, а др. по кр-ту, наз. развернутым.
В активные счета увелич. средств запис. по дебету, а умен. – по кредиту. В пассив. наоборот
В конце месяца по каждому счету подсчитываются обороты и определяется конечное сальдо. Ск акт.сч.=СнД+ОбД-ОбК. Ск пас.сч.=СнК+ОбК-ОбД.
В активных счетах сальдо записывается только по Д, а в пассивных - по кредиту. Если при определении сальдо оно будет отрицательным, то его записывают на противоположной стороне. Счет из активного становится пассивным, и наоборот. Это происходит на активно-пассивных счетах. Чтобы определить конечное развернутое сальдо в а-п счетах, необходимо знать содержание записей по дебету и по кредиту. Чтобы определить свернутое сальдо в а-п счетах, нужно СнД+ОбД, а к СнК+ОбК. Затем из большей суммы вычесть меньшую и разницу записать на той стороне счета, где была большая сумма.
Двойная запись – это способ, при кот. каждая хоз. операция запис. по Д одного счета и по К другого. Следовательно общая сумма дебетовых оборотов - общей сумме кредитовых оборотов. В этом состоит контрольное значение двойной записи.
Взаимная связь между Д одного и К другого счета, возникающая в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов. Корреспонденция счетов бывает простой и сложной.
При простой участвуют только два счета. Например, Д-т 50 «Касса» и К-т 51 «Р/сч», что означает поступление денег в кассу с р/сч. При сложной участвуют три и более счетов. Например, перечислено с р/сч поставщикам за материалы, налоги в бюджет: Д-т 60 «Расчеты с поставщиками», Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» и К-т 51 «р/сч».
19.Документальное оформление, учет выпуска и реализация готовой продукции.
Готовые изделия, выпущен. из производства, сданные на склад, оформляются приемо-сдаточными накладными. Они подписываются представителем технич. контроля, работником сдающего цеха, заведующ. склада принявшего на хран. продукцию.
Приемо-сдаточные накладные мог.б. разовыми и накопительными.
Они выписыв. в 2-х экземплярах, один передается заведующему складом, другой с распиской о приеме продукции остается в цехе.
Оказанные услуги и выполненные работы фиксируются приемо-сдаточными актами, к котор. прилаг. расчеты фактич. стоимости мат-лов, выполн. работ по статьям затрат, расчет налогов и отчислений.
На основе приемо-сдаточ. накладных в БУ ведут накопит. ведомости выпуска ГП за месяц.
По окончании месяца в ведомости подсчит. колич-во выпущенной пр-ции по ее видам и оценивают ее по плановой с/ст, а также в ведомости определяется фактическая с/ст всего выпуска и устанавливается сумма отклонений фактич. себ-ти от плановой по видам пр-ции и по всему выпуску в целом.
Счет 43 А, по Д 43 отражается фактич. производ. с/ст, а по К – нормативная (плановая) с/ст выпущенной ГП.
. Для учета ГП предназнач. актив. синтетич. счет 43 «ГП». Стоимость выполнен. работ и оказ. услуг на сч.43 не отражается. Фактические затраты по ним по мере реализации списываются со счетов учета затрат непосредственно на счет 90.
Д43 К20 - отраж.фактич. с/ст ГП, оприход.на склад.
Д90 К20,23,29 - отраж. спис. фактич. с/ст работ услуг при их реализации.
При использ. в учете плановой себ-ти, необход. по окончании м-ца исчислить отклон. фактич. произв. себ-ти от стоим-ти ее по учетн. ценам.
Сущ. след метод отражения реализации готовой продукции - метод по начислению
«По начислению» - продукция считается реализованной в момент ее передачи покупателю, и сразу начисляется НДС на отгруженную продукцию. Поэтому с/ст отгруженной продукции учитывается на Д90/2.Налоги из выручки и фин.результат начисляются в момент отгрузки продукции независимо от того, когда организация получает деньги от покупателя.
Д90/4 К43 – на факт. с/ст отгруж. прод
Д62 К90/1 – на сумму выручки от реализ. прод
Д50, 51,52 К62 – зачисление выручки
17. Виды удержаний из ЗП, отчислений от фонда ЗП и порядок их расчета.
1. Отчисления в ФСЗН в размере 34%.
2. Отчисления в Белгосстрах по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере установленных тарифов для каждой организации.
Расчеты с ФСЗН на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Расчеты с Белгосстрахом на субсчете 76/2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Учет расчетов по обязательному страхованию работников организации отражается бух. записями:
1. Д20, 23, 25, 26, 44 и др. К 69/1 – на суммы начисленных отчислений в ФСЗН.
2. Д20, 23, 25, 26, 44 и др. К 76/2 – на суммы начисленных отчислений в Белгосстрах.
3. Д 69/1,76/2, К 70 – на суммы начисленных пособий и единовременных выплат за счет средств ФСЗН и Белгосстраха.
4. Д69/,176/2 К-т 51 – на суммы страховых отчислений, уплаченных в ФСЗН и Белгосстрах.
Кроме обязательных начислений на з/пл организациями производятся удержания из заработной платы работников.
1. Обязательные – удержания подоходного налога, отчисления на пенсионное обеспечение, по исполнительным листам.
2. Не обязательные – удержания не израсходованных и своевременно не возвращенных сумм аванса, выданных в подотчет, удержание сумм излишне выплаченной з/пл вследствие ошибки, удержания сумм в погашение недостач и возмещение материального ущерба и др.
Размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных законодательством, – 50% з/пл
Корреспонденция счетов по учету удержаний из з/пл
Д70 К 68/4 – на сумму подоход.налога (12%)
Д70 К69/1 – пенсион. обеспечение (1%)
Д70 К76/1 – алименты (25%-1реб, 33-2реб, 50%-3 и более)
Д70 К71 - неиспользованные авансы подотч. лиц
Д70 К73/2 - с виновников за допущенный мат. ущерб
Д70 К76/6 - за товары, купленные в кредит
3. Основы организации бухгалтерского учета
В зависимости от объема учетной работы руководитель может:
– создать бух-рию как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое гл.бух.;
– ввести в штат должность бухгалтера;
–передать на договорных началах ведение б/у организации, оказывающей услуги по ведению БУ, специалисту-бухгалтеру, являющемуся ИП.
Руководство БУ в организации осуществляют гл. бухгалтер, при отсутствии в штате должности гл. бухгалтера – бухгалтер, а также гл. бухгалтер организации, оказыв. услуги по ведению БУ или отчетности, или специалист – бухгалтер, являющийся ИП. Гл. бух. назначается и освобождается от должности руководителем организации. На должность гл. бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее спец. образование, а в исключительных случаях – лицо, не имеющее высшего спец. образования, но при наличии у него спец. образования и стажа работы по спец. не менее 5лет. Гл.бух. подчиняется непосредственно руководителю организации.
Ведение б/у в организации осуществляется согласно учетной политике. Учетная политика формируется гл.бух. в соответствии с Положением «Об учетной политике» и утверждается приказом руководителя.
Учетная политика организации представляет собой совокупность принятых способов и методов ведения б/у. Учетная политика отражает методические (способы начисления амортизации ОС и НМА; выбор метода определения выручки от реализации продукции и др.)и организационно-технические аспекты ведения б/у (выбор структуры бухгалтерии и формы ведения б/у, составление рабочего плана счетов и др.).
Изменения в учетной политике должны вводиться с начала отчетного года. Они могут быть в следующих случаях:
– при реорганизации (присоединении, разделении, преобразовании);
– при изменении законодательства РБ;
– при изменении условий деятельности.
Общее методологическое руководство БУ и отчетностью осуществляет Минфин РБ. Оно разрабатывает и утверждает обязательные для исполнения нормативные правовые акты по БУ, формы первичной учетной документации, типовые планы счетов и инструкции по их применению.
14. Документальное оформление и учет поступления материалов
Мат-лы поступ. в орг-цию от поставщ., от учред., безвозмездно от других орг-ций и т.д.
Осн. видом поступл. мат-лов явл-ся их приобр. у разных поставщ. на осн. заключ. с ними догов. поставки.
В случае приобр. мат-лов по предв.оплате поставщик выдает орг-ции счет-фактуру. Орг-ция покуп на осн сч/ф выпис плат. пор, по которому банк производит оплату поставщику. Для получения материалов у поставщика бухгалтер выписывает доверенность и регистрирует ее в книге учета выд-х довер. Отгрузив мат-лы, поставщ передает вместе с грузом расчетно-платежные д-ты (ТТН-1;ТН-2; спецификации; сертификаты качества). ТТН-1 и ТН-2 явл. бланками строгой отчетности.
Приемка осущ. по кол-ву, кач-ву, ассорт. на осн. ТТН-1 или ТН-2. При полном соотв. кол-ва и кач-ва мат-х ценностей на прих. док-тах ставится штамп и подпись м/о лица. Если при приемке установл. расхожд., то с участием представ. поставщика сост-ся акт о приемке материалов. Один экз. акта ТТН-1, ТН-2 передается в бухг. для постановки мат-в на учет. Второй экз. акта служит осн. для выставл. претензии к поставщ.
На складе организуется аналит учет по кажд наим мат-лов в карточках складского учета в натур. измерителе, а в бухг. в оборотных либо сальдовых ведомостях как в натур., так и в ден. измерит.
Для отраж. наличия и движ мат-х ценностей исп-ся след. счета: счет 10,15,16,18. Для учета расчетов с поставщ. исп-ся счет 60.
Аналит. учет расчетов с поставщ. ведется в ЖО № 6, он запол. линейным способом.
В зав-сти от принятой орг-цией учетной политики поступление мат-лов может быть отражено по след. методам учета:
-
без исп-ния сч 15, 16. На сч 10 отраж. приход и расход мат-лов по факт.себест-ти;
-
с использ. сч 15, 16. На сч 15 отраж по Дт фактич. себест. приобрет. мат-лов, а по Кт - их учетную ст-ть. Откл. в ст-ти мат-лов и ТЗР отраж. на сч. 16. Движение отраж. по учетной ст-ти на сч 10.
-
без исп-ния сч 15. В этом случае на счете 10 отраж. движ. мат-лов по учетной стоимости, а ТЗР и откл-ния в ст-ти мат-лов - на счете 16.
Приобр. и поступл. мат-лов на склад орг-ции в учете отражаются след. бухг. записями:
1 Метод учета без использования счетов 15, 16:
Д-т 10 К-т 60, 75, 28 - на ст-ть поступ. мат-лов поставщ., учредителей, от брака.
Д-т 10 К-т 60, 70, 69, 76 - на сумму расходов по доставке, погрузке и разгрузке мат-лов;
Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС от ст-ти мат-лов и услуг, связанных с их приобр.
2 Метод учета с использованием счетов 15 и 16:
Д-т 15 К-т 60, - на покупную ст-ть поступивших мат-лов от поставщ. и расходов по их приобр. (ТЗР);
Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС от ст-ти мат-лов и услуг
Д-т 10 К-т 15 - на учетную ст-ть оприход-х мат-лов;
Д-т 16 К-т 15- на сумму положит. отклонений факт. себест. от учетной ст-ти и отриц. отклон. методом «красное сторно»;
Д-т 60 К-т 51, 52, 66 - на сумму оплаты поставщ. за мат-лы и услуги по доставке;
Д-т 68 К-т 18 - на сумму уплач. поставщикам НДС и принимаемого к вычету;
Д-т 76/3 К-т 60 - на сумму претензий к поставщикам и трансп. орг-циям за недостачу мат-лов сверх норм ест. убыли, если мат-лы были оплачены, но не оприходованы;
Д-т 76/3 К-т 10 - на сумму претензий к поставщикам и трансп. орг-циям за недостачу мат-лов сверх норм ест. убыли, если мат-лы были оприходованы;
Д-т 94 К-т 60 - на сумму недостачи мат-лов в пределах нормы ест. убыли, выявл. при приемке от поставщика.
22. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Учет расчетов по всем видам налоговых платежей ведется на счете 68. По К отраж. суммы, причитающиеся к уплате в бюджеты, а по Д - суммы, уплаченные в бюджет.
На субсчете 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции» отражаются земел. налог, налог за пользование природ. ресурсами и др. налоги, вкл. в с/ст продукции.
Земел.налог устанавливается в рублях за 1гектар земельного участка, предоставленного в пользование или в собственность организации. Ставки налога дифференцированы в зависимости от категории земли.
Эколог.налог исчисляется по нормам на единицу используемого прир. ресурса и на объем допуст. выбросов, загрязняющих веществ в окружающую среду.
Суммы начисленных в пределах норм налоговых платежей отражаются по Д 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др., а сверх норм – по Д 84, 92 и К 68/1.
На субсчете 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг)», учитываются расчеты по косвенным налогам: акцизам, НДС .
Перечень акцизных товаров определяется правительством (водка, водочные изделия, вина, табачная продукция и др.). Ставки акцизов устанавливаются в евро на единицу объема товаров. Плательщиками являются предприятия-товаропроизводители или импортеры. Суммы акциза отражаются Д 90 К68/2.
Суммы НДС по реализованным ТМЦ отражаются Д90,91 К68. В бюджет эти суммы перечисляются за вычетом сумм, уплаченных при приобретении МЦ и учтенных на счете 18.
На субсчете 68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» отражаются налог на недвижимость, прибыль и доходы, игорный бизнес и др. налоги, уплачиваемым из прибыли (дохода) организации.
Налогом на недвижимость облагается остаточная стоимость ОС. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24% (С 2012Г. 18%), дивиденды и приравненные к ним доходы – по ставке 12%.
Суммы налогов, начисленных из прибыли и доходов, отражаются Д99 К68/3. Кроме того, также отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.
На субсчете 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» учитываются расчеты по подоходному налогу. Подоходный налог с граждан удерживается из з/пл и других доходов граждан (выплачиваемых за предпринимательскую деятельность) и отражается Д70 К68/4.
На субсчете 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитываются расчеты по налогу на доходы иностран. юрид. лиц, на приобретение автотрансп. средств. Начисление целевого сбора на развитие территорий отражается Д99 К68/5, налога на приобретение автотрансп. средств – Д08 К68/5.
15 Документальное оформление и учет расхода (отпуска) материалов
Приобр.орган. мат-лы отпуск. со складов в цехи для изгот. продукции, работ, на разл. хоз-ные нужды, для перераб на сторону, на продажу как излишние и ненужные.
Отпуск мат-лов в кладовые цехов рассматр. как внутр. их перемещение. На произв-ные нужды отпуск мат-лов должен осущ-ся по нормам на основе уст-х лимитов. Отпуск мат-лов со складов орг-ции в ее подразд. может оформл. лимитно-заборной картой, требованием-накладной, требованием, накладной на внутреннее перемещение материалов, а при отпуске сторонним организациям - ТТН-1, ТН-2.
При отпуске мат-лов в пр-во оценка производится одним из след. способов, закрепл. в учетной политике:
-
по себест каждой единицы – примен. по тем запасам, кот. не могут заменять друг друга (драгметаллы, драгоценные камни);
-
по средней себест. - применяется к каждой группе запасов и опред. путем деления общей себест. запасов на их кол-во;
-
по себест. первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).
Движение мат-лов происходит в организ.ежедн по учетным ценам. В кач-ве учетных цен могут применяться: цена приобретения, планово-расчетные, факт. себест-ть мат-лов по данным предыдущего отчетного периода и другие, установленные организацией в учетной политике.
Для опред. Фактич. себест. расхода мат-лов необходимо:
-
опред. процент ТЗР (откл.) - сложить сумму остатка ТЗР (откл.) на начало месяца и сумму ТЗР по приобр-м мат-м в отч. месяце, разделить на ост. и приход мат-лов по учетной стоимости;
-
опред. сумму ТЗР (откл.), списываемых по направлениям расхода материалов, путем умнож. процента ТЗР (откл.) на расход мат-лов по учетной стоимости.
В завис-ти от направл. расхода мат-лов в учете отражаются след. бухгал. записи:
Д-т 08 К-т 10 - на ст-сть израсход. мат-лов для выполн. строительных работ и в др. случаях, связанных с капитальными вложениями;
Д-т 08 К-т 10 - на ст-ть израсход. мат-лов для выполн. строит. работ и в др. случаях, связанных с капитальными вложениями;
Д-т 20, 23 К-т 10 - на ст-ть израсходованных материалов на пр-во продукции (работ, услуг) в осн. и вспомогат. пр-ах;
Д-т 25, 26 К-т 10 - на ст-ть израсход-х мат-лов на сод-ние и эксплуатацию машин и оборудования производств. цехов и общехозяйственные нужды;
Д-т 28 К-т 10 - на ст-ть израсходованных мат-лов для исправл. брака в пр-ве;
Д-т 29 К-т 10 - на ст-ть израсходованных мат-в на нужды обслуживающих производств и хозяйств;
Д-т 44 К-т 10 - на ст-ть израсходованных материалов, отнесенных на расходы по реализации продукции;
Д-т 94 К-т 10 - на ст-ть списываемых мат-лов при выявлении инвентаризацией недостачи;
Д-т 20, 23, 25, 26, 28, 29 и других счетов К-т 16 - на сумму списанных ТЗР (откл.) по направлениям расхода материалов.
20. Документальное оформление, аналитический и синтетический учеты кассовых операций.
Осущ. в соотв. с «Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежн. средствами в бел. рублях на территории РБ» и «Инструкция по БУ ЦБ»
Прием наличных денег в кассу орг-ции - по ПКО, выдача денег – по РКО. ПКО и РКО регистрируются в спец. журнале.
При выдаче денег по РКО кассир требует предъявление документа, удостоверяющего личность получателя ДС. Все кассовые операции на основании ПКО и РКО заносят в кассовую книгу – регистр аналитического учета. Записи в ней ведутся в хронол. порядке отдельно по каждому документу в двух экземплярах. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошита и скреплена подписями руководителя и гл. бух., и печатью организации. В конце рабочего дня подсчитываются обороты по приходу и расходу кассовой книги и выводят остаток на следующее число. Второй экземпляр кассовой книги вместе с ПКО и РКО передаются в бухгалтерию. После проверки всех записей в кассовом отчете и приложенных к нему приходных и расходных документов произведенные кассовые операции отражаются на счетах БУ.
Для учета движения денежных средств в кассе предназначен активный синтетический счет 50 «Касса». По Д отражается поступление денежных средств, а по К их расход. При Ж/О форме учета кредитовые обороты по сч. 50 отражаются в Ж/О №1, дебетовые – в ведомости к нему.
Для работы с наличной иностранной валютой предприятие должно иметь отдельное помещение кассы, для хранения валюты должен быть отдельный сейф. Полученная в кассу ИВ должна быть обязательно расходована в течение текущего рабочего дня строго по целевому назначению. Если валюта не была использована или использована не вся, то ее остатки сдаются в банк, не позднее следующего рабочего дня, за исключением сумм не превышающих лимита остатка в кассе. Поступление ИВ в кассу оформляется ПКО формы КО-1В, который выписывается по курсу НБ РБ. Выдача валюты по РКО формы КО-2В, все ПКО и РКО регистрируются в журнале регистрации ПКО и РКО в ин.валюте, все выдачи и поступления наличной ИВ учитываются в кассовой книге. Остаток наличной ИВ в кассе на первое число месяца должен быть переоценен в соответствии с действующим на эту дату валютным курсом. При этом возникают положительные курсовые разницы – при повышении курса валюты, отрицательные КР – при снижении КВ. Для учета ИВ в кассе – счет 50/4 «Валютная касса».
71-50/4 выдача ИВ на командировочные расходы
50/4-71 возврат в кассу неиспользованных подотчетных сумм
52-50/4 сдача в банк сверхлимитного остатка кассы
50/4-92/1 положительная курсовая разница при переоценке ИВ в кассе (производится на дату изменения курса НБ РБ)
7. Бухгалтерская отчетность, ее состав, содержание, порядок составления и предоставления
Бух. отчетность представляет собой систему показателей, которые содержат информацию о результатах хоз. деятельности и фин. положении организации.
Организация составляет отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года.
БО состоит из: бух.баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений; пояснительной записки.
Организации, которые подлежат обязательному аудиту- аудиторское заключение.
БО составляется за отчетный год, которым для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря, а для вновь созданных организаций – с даты государственной регистрации и по 31 декабря.
При составлении БО должны быть обеспечены:
– полнота отражения всех хоз. операций и результатов инвентаризации;
– тождество данных аналит. с данными синт. учета.
Перед составлением БО:
1. Провод. инвентаризация имущества и обязательств и результаты отраж.в учете.
2. Пров. переоценка ОС и результаты отраж. в учете.
3. Сверка данных аналит. и синт. учетов.
4. Проверка остатков на начало и конец отчетного периода по всем счетам БУ.
К составлению БО предъявляют следующие требования:
– точность и обоснованность;
– своевременность составления;
– простота, ясность, доступность;
– сопоставимость данных на начало и конец отчетного периода.
БО подписывается руководителем и гл.бух.
Годовая БО представляется:
– учредителям организации или собственникам в соотв. с учредительными документами;
– гос. органам, если организация находится в их подчинении;
– другим гос. организациям (налоговым органам, банкам и др.).
Промежуточная БО представляется не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность, Годовая - в течение 90 дней по окончании года.
2. Источники формирования имущества как объекты бух.учета и их классификация.
Всё имеющееся в организации имущество формируется из различных источников и используется на определенные цели. В соответствии с источниками образования средства организации подразделяются на собственные и заемные.
Собственные - принадлежат организации и образуют ее материальную базу.
Заемные – предоставляются во временное пользование др. организациями, отдельными лицами.
К источникам собственных средств относят:
1. Уставный фонд - совокупность вкладов учредителей в имущество организации при создании для обеспечения ее деятельности.
2. Резервный фонд - формируется за счет прибыли организации и используется для неотложных нужд.
3. Добавочный фонд - образуется за счет спец. источников и используется на строго определенные цели.
4. Прибыль - конечный фин. результат деятельности организации. Часть ее направляется в бюджет в виде уплаты налогов, другая используется в организации для формирования источников собственных средств. Прибыль бывает: отчетного года и нераспределенная (неиспользованная) прибыль прошлых лет.
5. Резервы – это накопления организации, создаваемые для осуществления каких-либо предстоящих расходов, например, на ремонт ОС; на погашение просроченной дебиторской задолженности – резерв по сомнительным долгам.
К источникам заемных средств: относят кредиты, займы, кредиторскую задолженность.
1. Кредиты - предоставляются банками во временное пользование, на определенный срок, на условиях возвратности и платности. Они использ. для расширения и развития производства, приобретения новой техники и т.д.
2. Займы - предоставляются другими организациями, предпринимателями или отдельными лицами на условиях договора займа.
Кредиты и займы бывают долгосрочными (сроком более 1 года) и краткосрочными (до 1 года).
3. Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям или лицам («мы должны»): задолженность перед поставщиками и подрядчиками за полученные МЦ, перед персоналом по оплате труда, перед бюджетом по налогам и сборам, и др.
1. Имущество организации как объекты бух.учета и их классификация
Делится на две группы:
- Внеоборотные активы - долгосрочные активы, которые используются в процессе производства – более 1 года.
- Оборотные активы - краткосрочные активы, которые используются в одном производственном цикле и всю свою стоимость переносят на изготовляемую продукцию.
В состав внеоборотных активов входят:
1. ОС – это активы организации, которые имеют материально-вещественную форму, используются в течение срока службы более 12 месяцев, на момент принятия к БУ не предполагается перепродажа (здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, транспорт, производственный и хоз. инвентарь и др.)
2. НМА организации - не имеют материально-вещественной формы, используются в деятельности организации сроком более 1года, приносят организации доход, имеют стоимостную оценку (патенты, ноу-хау, права на торговый знак, на программы для ЭВМ, лицензии на осуществление вида деятельности и др.)
3. Доходные вложения в МЦ – вложения в различ. МЦ, предоставляемые организацией во врем. пользование для получ. дохода по договорам аренды, лизинга и др.
4.Вложения во внеоборотные активы – средства организации, на строительство и приобретение ОС и НМА.
Оборотные активы подразделяются на следующие группы: запасы и затраты, ДЗ, денежные средства, финансовые вложения.
1. Запасы - МЦ, находящиеся на складе и используемые для изготовления продукции: сырье, материалы, топливо, запчасти, тара, спецодежда и др. К запасам относят также ГП, изготовленную на предприятии и предназначенную для реализации, и товары, предназначенные для реализации.
2. Затраты - предметы труда, кот. уже подвергались обработке, но еще не являются ГП. Находятся на рабоч. местах в цехах основ. или вспом. производств. Такие затраты - НЗП.
3. ДЗ – задолженность других организаций («нам должны»). Долгосрочная, платежи более чем через 12 месяцев, краткосрочная - платежи в течение 12 месяцев. (задолженность покупателей и заказчиков, персонала по недостачам и хищениям, подотчетных лиц по выданным им авансам и др.)
4. Денежные средства могут быть в кассе организации, на расчетном, валютных, специальных и депозитных счетах в банках.
5. Финансовые вложения – это инвестиции данной организации в уставные фонды других организаций в виде приобретения ЦБ, предоставления займов с целью получения дохода.
12. Документальное оформление и учет выбытия основных средств
Выбытие ОС может быть в следующих случаях: при списании ОС, пришедших в негодность; при реализации; при безвозмездной передаче; при передаче в счет вклада в уставный фонд; при авариях, стихийных бедствиях, списании недостач при инвентаризации.
Списание объектов ОС производится на основании форм документов:
– «Акт о приеме-передаче объекта ОС» ОС-1;
– «Акт о списании объекта ОС» ОС-4;
– «Акт о списании автотранспортных средств» ОС-4а;
– «Акт о списании групп объектов ОС» ОС-4б.
Во всех случаях выбытия ОС в б/у отражается списание:
– первоначальной стоимости – Д 01/В К01;
– суммы начисленной амортизации – Д02 К01/В.
Остаточная стоимость ОС в зависимости от причин выбытия отражается:
– при списании ОС, пришедших в негодность, реализуемых или внесенных в качестве вклада в уставный фонд – Д91 К01/В;
– при безвозмездной передаче в пределах одного собственника – Д83, К01/В;
– при безвозмездной передаче в пределах разных собственников, ликвидации при авариях, в результате стихийных бедствий– Д92, К01/В;
– вследствие недостачи, выявленной при инвентаризации – Д94 К01/В.
Расходы, связанные с выбытием ОС, отражаются по Д91, а в результате стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций – по Д92 с К:
– 23– на сумму расходов, связанных с демонтажом объектов;
– 70, 69, 60.
Стоимость оприход. годных зап. частей и отходов - Д10 К91, а стоимость материалов при разборке объектов в результате стих. бедствий, аварий отражается Д10 К92.
Выручка, полученная от реализации ОС - Д51 К91 «по моменту оплаты»; Д62 К91, Д51 К62 – «по моменту отгрузки».
Стоимость ОС, внесенных в уставные фонды других организаций - Д58 К91.
Стоимость реализуемого объекта ОС является объектом начисления НДС, поэтому сумма НДС отражается Д91 К68.
Таким образом, на счетах 91 и 92 определяется фин.:
прибыль Д91,92, К 99
убыток Д99, К91,92.
5. Первичные документы как носители исходной информации, их значение, классификация и требования к оформлению.
Документ – письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хоз.операции или дающее право на ее совершение.
Первичные учетные документы должны обладать определенными формой и содержанием. При отсутствии утвержденных типовых форм организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хоз. операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хоз. операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы, личные подписи.
Первичные учетные документы классифицируются по следующим признакам:
1) по назначению: распорядительные (приказы, распоряжения); оправдательные (содержат факт совершения операции исполнителями); бух. оформления (для подготовки и упрощения учетных записей); комбинированные;
2) по степени обобщения учетной информации: первичные содержат инф-цию, кот. запис. в документ в момент соверш. операции); сводные (составляются на основе нескольких первичных документов).
3) по количеству регистрируемых операций: разовые (отражают одну или несколько операций, осуществляемых одновременно); накопительные (отраж. однородные, повторяющиеся операции за период времени_;
4) по месту составления: внутренние (составляются в организации); внешние (полученные от др. организаций);
5) по виду материальных носителей информации: бумажные; машинные.
К содержанию и оформлению первичных учетных документов требования:
1. В орг-ции должен быть согласованный с гл.бух. и утвержденный руководителем перечень лиц, которые имеют право подписи первичных учетных документов.
2. Учет. док-ты д.б. состав. в момент соверш. операции или непосред. после ее соверш.
3. Документы, связанные с денеж. ср., подпис. руководителем, гл. бух. или уполномоченными на то лицами.
4. Лица, составившие и подписавшие документ, должны обеспечить своевременное оформление документов, передачу их в бухгалтерию.
В денежных банковских документах сумма записывается цифрой и прописью с начала строки с большой буквы, а оставшееся свободное место прочеркивается.
21. Порядок открытия текущего р/с, докум. оформл. и учет операций по р/с
Для открытия расчетного счета организация представляет в банк след д-ты:
-
Заявл на открытие текущего (расчетного) счета.
-
Копию устава.
-
Копию св-ва о госуд. регистрации.
4 Карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.
Орг-ции могут откр необх кол-во банк счетов в бел руб.
Банк закл с орг-ми договор банк. счета, в кот. оговаривает обяз. и ответств. сторон.
Банк присваивает орг-ции № текущего (расчетного) счета, на кот. собираются своб ден ср-ва.. С р/с произв. платежи орг-ции, осущ. получение денег в кассу.
Каждый док-т на перечисл и выдачу ДС с РС должен иметь две подписи – рук-ля и гл.бух., а так же печать предприятия. Подчистки и исправления в банковских документах не допускаются. Прием и выдача денег или безнал перечисления производятся банком на основании: ПП, ПТ, чеков, объявлений на взнос наличными и др. Обо всех операциях по РС банк извещает своего клиента выписками с приложением к ним документов, на основании которых выполнены зачисления или списания.
Учет наличия и движ. ден.ср-в ведется на счете 51.
Корреспонденция счетов по учету операций на р/с
Д51 К50 – перечислены ДС на р/с из кассы пред-я
Д51 К57 – на р/с зачислены ДС, наход-ся в пути
Д51 К62 – зач. на р/с ДС, поступившие от покупателя, либо аванс
Д51 К66,67 – зач. ДС по договору краткоср. (долгоср) кредита (займа)
Д51 К75/1 – пост. ДС в кач-ве вклада в УФ
Д51 К50 – оприход в кассу ДС, снятые с р/с
Д60 К51 – перечислены ДС поставщику за мат-лы
Д66,67 К51 – погашение краткоср. (долгоср) кредита (займа) и % по нему
Д68 К51 – уплачены с р/с налоги в бюджет
Д70 К51 – перечислена с р/с з/пл работникам
23. Учет расчетов с подотчетными лицами.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
Командированному работнику возмещаются расходы:
– по проезду к месту командировки и обратно в размере стоимости представленных проездных документов.
– по найму жилого помещения в размере оплаченных счетов или квитанций и др. док-ов,
– суточные в размерах, устанавл. Минфин РБ. (44.000)
Направление работника в командировку оформляется приказом и выдачей работнику команд-го удостоверения. Командированному работнику не позже, чем за день до отъезда в командировку, наниматель обязан выдать денежный аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату стоимости проезда, расходов по найму жилого помещения и суточных.
Передача выданных под отчет ДС третьим лицам запрещается.
Лица, получившие наличные деньги под отчет обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию авансовый отчет.
В авансовом отчете указываются все расходы и документы, их подтверждающие: команд. удост-ние с заверенными печатью и отметками о дне прибытия и выбытия из места командирования; проездные документы, оплаченные счета, квитанции, подтверж. расходы по найму жилья и др.расходы; отчет о проделанной работе (по требованию нанимателя).
Учет выдаваемых в подотчет средств ведется на счете 71.
Д71 К50 – выдано из кассы в подотчет
Д10 К71 – приобретены мат-лы подотчет. лицом
Д18/3 К71 – НДС по приобретенным мат-лам
Д25,26,29,44 К71 – утверждены аванс. отчеты по командировкам подотчет. лиц
Д50 К71- возврат неиспользованных остатков
Д94 К71 – подотчетные суммы не возвращенные в срок
Д70 К94 – удержание из з/пл невозвращенных сумм
Д73 К94 – не могут удерж. из з/пл
Д71 К98/5 – положит. отриц. разница
Д71 К71 – отриц. курс.разница (кр.сторно)
Аналит. учет по счету 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет. При ж/о форме учета применяется ж/о №7. На одной строке в нем записывают суммы, выданные под отчет, израсходованные, остатки, суммы, внесенные в кассу или выданные из кассы
24. Учет финансовых результатов деятельности организации.
Финансовый результат (чистая прибыль или убыток) определяется как сумма фин. рез-тата от видов деятельности, операц. и внереализ. доходов за вычетом расходов.
Для обобщения информации о формировании конечного фин.результата предназначен счет 99.
Фин.результат организации сост из:
1. ФР от реализации продукции сначала определяется по счету 90 и списывается на счет 99 след.записями:
Д90/9 К99 - списание прибыли;
Д99 К90/9 - списание убытка.
2. ФР от реализации ОС и прочих активов - по сч91 и спис. на 99 след. записями:
Д91/9 К99– спис. прибыли от операций реализации ОС и прочих активов.
3. ФР от внереализац. операций - по 92 и спис.на 99 след. записями:
Д92/9 К99 – списание прибыли от внереал. операций;
Д99 К92/9 – списание убытка от внереал. операций.
Выявленный на счете 99 итог.результат деят-ти организации подлежит зачислению на сч.84.
Д99 К84 – спис. прибыли в разряд нераспред. прибыли прошлых лет;
Д84 К99– спис. убытка отчет. года в разряд непокрыт. убытка прошлых лет.
Т.о. новый фин.год начинается с нулевым сальдо по счету 99.
Нераспред. прибыль, отраженная по К84 может быть использована на:
- формирование (пополнение) фонда накопления:Д 84-1-К 84-2;
- фонда потребления: Д 84-1-К 84-4;
- резервного фонда: Д 84-1-К 82;
- увеличение размера УФ: Д 84-1-К 80;
- выплату доходов учредителям: Д 84-1-К 75;
Полученный по итогам убыток (а также убыток прошлых лет) может быть погашен за счет:
- неиспользованных средств фонда накопления:84/2-84/1
- резервного фонда, созданного за счет чистой прибыли:82-84/1
- добавочного фонда:83-84/1
- средств (целевых взносов) учредителей:51-75, 75-84/1
11.Амортизация осн. ср-в, ее способы, методы начисления и учет. Учет поступления и амортизации основных средств
ОС предст. собой активы, имеющие мат.-вещ. форму, предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, использ. свыше 12 месяцев; на момент приобретения не предполагаются к перепродаже.
Анал. учет - на инвентарных карточках формы ОС-6, которая открывается по каждому объекту. Для учета поступления ОС применяются первич. док-ты: ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта ОС», ОС-1а «Акт о приеме-передаче групп объектов ОС», ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования».
ОС оцениваются - по первоначальной, остаточной и восстанов. ст-сти.
Объекты ОС, ст-сть кот. выражена в ИВ, оцениваются в бел. руб. по офиц. курсу НБ РБ, действующему на дату совершения хозяйственной операции.
Для учета затрат, связ. с сооруж. ОС, счет 08/3.
При подрядном способе:
Д08/3, К60 – на стоимость выполненных работ;
Д18/1, К60 – на сумму НДС.
При выполнении работ хоз. способом:
Д08/3, К10 – на стоимость израсходованных материалов;
Д08/3, К70 – на сумму нач. з/пл строительным рабочим;
Д08/3, К69 – на сумму отчислений ФСЗН;
Д08/3, К76 – на сумму обязательного страхования;
Д08/3, К07 – на стоимость оборудования, переданного в монтаж.
Д01 К08/3 - принятие в эксплуатацию объекта ОС - актом ввода после гос. регистрации права собственности.
Д01 К75 - Принятие к учету объектов ОС, внесенных учредителями
Д01 К98 - Стоимость ОС, полученных безвозмездно
Стоимость безвозмездно полученных ОС отражается в составе внереализ. доходов в полном объеме Д98/2, К92/1 .
Д01 К 83 - Безвозмездное поступление ОС от организаций в пределах 1 собственника
Д01, К92 – на ст-ть неучтенных объекты ОС, при инвентаризации:.
Д01 К83 - Дооценка первоначальной стоимости ОС
Амортизация – это процесс перенесения стоимости объектов ОС на стоимость производимой продукции. Нач. ежемес. до полного перенесения стоимости объекта или его выбытия линейным (равномерное нач. амортизации в течение срока полезного использования. Сумма аморт.=амортизируемую стоимость * норму амор. Годовая На компьютеру срок полезного использования 5 лет, На 1/5, или 20%, в год), нелинейным и производит. способами.
Движение амортизации на счете 02. Начисленная сумма амортизации ОС отраж.
Д20, 23, 25, 26 К02
Д92/2 К02 - по объектам ОС, не использ. в деятельности
Д08 К02 - по объектам, принимающим участие в процессе капитальных вложений
25 Виды учета, применяемые в зарубежной практике, и их характеристика
Особенностью зарубежного учета является то, что бух. учет разделен на 2 вида:
Финансовый учет - это комплексный синтетический учет всех средств, всей экономич. деят-ти компании. По его данным рассчитывается финансовый результат деятельности компании и составляется финансовая отчетность.
Основные задачи: учет имущества и обязательств компании, составление финансовой отчетности.
Управленческий учет необходим для удовлетворения информационных потребностей руководства, менеджеров фирмы, т. е. узкого круга пользователей. Информация управленческого учета представляет собой коммерческую тайну.
Основные задачи: учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, внутрифирменное бухгалтерское планирование.
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учетов может быть представлена в виде следующей таблицы:
8 Бухгалтерский баланс, его строение, содержание и изменения в его статьях под влиянием хозяйственных операций
Бухгалтерский баланс - это способ обобщения в стоимостном выражении имущества организации, находящегося в ее распоряжении, на определенную дату.
Баланс представляет собой двустороннюю таблицу. С одной стороны в таблице отражается имущество организации т. е. показано, какое имущество есть в организации и как оно . Эта часть баланса является активом и называется «Активы».
С другой стороны в балансе отражаются средства организации по источникам образования, т. е. показано, откуда получены и для какой цели предназначены эти средства. Эта часть баланса является пассивом и называется «Собственный капитал и обязательства».
Баланс составляется на первое число отчетного периода (месяц, квартал, год), итог актива всегда равен итогу пассива. Итоговая сумма баланса называется валютой.
Каждый отдельный вид средств или источников называется статьей баланса. Однородные статьи актива и пассива объединяются, образуя группы и разделы.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
I Долгосрочные активы.
II Краткосрочные активы.
-
Собственный капитал.
-
Долгосрочные обязательства.
V Краткосрочные обязательства.
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете делятся на 4 типа:
I - операции, кот вызывают изм-я в А баланса: увелич. одной статьи бал. и уменьш. др. на одну и ту же сумму (напр, сданы деньги из кассы в банк на р/с - на р/с деньги увелич., а в кассе уменьш.. Валюта баланса не изменяется);
II -
операции, кот. вызывают изменения в П
балан-
са: увелич. одной статьи и
уменьш. другой на одну и ту же
сумму
(напр, за счет нераспр. прибыли образован
ре-
зервный капитал – нераспр. прибыль
уменьш., а ре-
зервный капитал увелич..
Валюта баланса не изменяется);
-
- операции, которые вызывают одновр. увелич. А и П баланса на одну и ту же сумму (напр, поступили от поставщиков мат-лы - в А баланса произошло увелич. мат-лов, в П баланса увелич. кредиторская задол-сть поставщикам. Валюта баланса увеличилась);
-
- операции, кот. вызывают одновременное уменьш А и П баланса на одну и ту же сумму (напр., перечислены деньги с р/с в погаш задол-сти поставщ/ - в А баланса произошло уменьш. денег на р/с, а в П баланса – уменьш. кредит задолж-ти поставщ. Валюта баланса уменьш.).
Все хоз-ные операции в бух. учете явл-ся двойными и взаимосвязанными. При любых изменениях в балансе равенство А и П не нарушается.
9 Инвентаризация имущества и обязательств, порядок ее проведения и отражения результатов в учете
Инвентаризация – представляет собой способ выявления фактич. наличия имущ. и его сопоставление с данными бух учета.
Порядок провед и оформл согл Инстр по инвент активов и обязательств.
Виды инвентаризации: Плановые проводятся в заранее устан. сроки, внеплановые - в целях контроля за сохр. ценностей или по треб.контрол. органов, полные - охватывают все имущество, частичные - охватывают отдельные виды имущества, сплошные - проверка всего наличного имущества у определенного матер ответст лица, выборочные - проверка некот ценностей у конкретного м/о лица.
Провед инвент. обязат.: при передаче в аренду, купле-продаже имущ госуд унит пр-тия; при реорганизации или ликвид орг-ции; перед составл годовой бух отчетности; при смене рук-ля орг-ции и (или) м/о лица; при выявл. фактов хищения, др.злоупотребл. имущ-го хар-ра, порчи, утраты имущ. в результ.стихийных бедствий и в др. случаях.
Инвент-ция прод.работниками инв.комиссии в присутствии м/о лица, комиссию назнач. рук-ль (приказ),комиссия сост.: предсетадель и члены комис. Инвент-ция провод. путем подсчета, взвешивания, обмера.
Перед нач. инв-ции м/о лицо дает раписку, что все ТМЦ оприход. и д-ты сданы в бухг-рию. Результаты инв-ции оформл инвент-ными описями (актами), удостов-ми подписями чл. комиссии. Никакие подчистки в инв-х описях не допуск. Для установл результ инв-ции сост. сличительная вед-ть по ценностям, по кот. выявлены откл. от учетных данных. При этом берутся объяснения м/о лиц о причинах образ. излишков и недостач.
Выявл. излишки оприход. – ОС, мат-лы, ГП, деньги в кассе (Дт-01,10,50, 43; Кт-91/1).
Выявл недост.отраж. по Дт 94, а затем по реш. Комиссии спис-ся: на м/о лицо, на затраты, если в пред.ест.убыли, на финн.результ.при отсутствии винов.лица.
Дт 94 Кт 01, 10, 43, 50 – выявл. недостача,
Дт 90/8 Кт 94 – спис недост.при отстутсв.виновн.лиц;
Дт 73/2 Кт 94 – спис. недост на м/о лицо
Дт 70, 50 Кт 73/2 – погаш. недост.
10 Документальное оформление и учет поступления основных средств
ОС представл собой активы орг-ции, имеющие мат.-вещ-ную форму, использ. в пр-ной и хоз-ной деят-ти длит время, во время эксплуат не меняются, способны переносить постепенно свою ст-ть на выпуск. пр-цию путем начисл. амортиз.
ОС оценив. в БУ по первоначальной, переоцененной, остаточной и текущей рыночной стоимости. Единицей БУ явл. инвентарный объект. Аналитич. учет ведется в инвентарных карточках учета основных средств . В зависимости от вида поступления осн-х ср-в оформл. различн. док-ми: договорами купли-продажи, договорами с подрядчиками, ТТН-1 и ТН-2, актами о приеме оборуд, актами о приеме-передаче оборуд. в монтаж и др.
Ввод в эксплуатацию и принятие к учету ОС оформляются актом формы ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств».
ОС поступают в орг-цию:в результ. капитальных вложений приобретеные за плату у юр. и физ. лиц;от учредит. ,безвозмездно.
ОС принимаются к учету по первонач. ст-ти. ОС, кот.приобретены в инвалюте, пересчитыв. в бел. руб. по офиц. курсу Нац. банка, на дату совершения хоз-ной операции.
В завис-ти от способов приобретения ОС сост-ся разная корреспонденция счетов по хоз-ным операциям:
1Строительство объектов ОС осуществляется двумя способами - подрядным и хозяйственным.
При выполнении работ подрядным способом:
Д-т 08/1 К-т 60 - на ст-ть выполненных работ без НДС;
Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС, выставленного подрядчиком.
При выполнении работ хозяйственным способом:
Д-т 08/1 К-т 10 - на стоимость израсходованных материалов;
Д-т 08/1 К-т 70 - на сумму начисл. з/пл строит. рабочим;
Д-т 08/1 К-т 69/1 - на сумму отчисл.на соц. страх. от фонда опл.труда строит.рабочих;
Д-т 08/1 К-т 76/2 - на сумму обязат. страхов. от несчастных случаев на пр-ве и профессиональных заболеваний;
Д-т 07/2 К-т 07/1 - на стоимость оборуд., переданного в монтаж;
Д-т 08/1 К-т 07/2 - на стоимость смонтированного оборудования.
Принятие к БУ объекта ОС отражается Д-т 01 К-т 08/1 - на первонач. ст-ть введенных в эксплуатацию ОС.
2.Учет приобретения основных средств за плату у поставщиков отражается следующими записями:
Д-т 08/1 К-т 60 - на покупную ст-ть поступивш. объектов,без НДС;
Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС, выставл. поставщиком; Д-т 08/1 К-т 60 - на сумму трансп.усл. по доставке объектов, без НДС;
Д-т 18 К-т 60 - на сумму НДС от ст-ти услуг по доставке объектов;
Д-т 08/1 К-т 70, 69, 76 - на сумму расходов, связанных с разгрузкой приобрет. объектов;
Д-т 01 К-т 08/1 - на первонач. ст-ть принятых к учету объектов ОС;
Д-т 60 К-т 51- на сумму оплаты поставщикам;
Д-т 68 К-т 18- на сумму НДС, взятого к вычету, при расчетах с бюджетом по НДС.
3 Поступление основных средств от учредителей
Д-т 08/1 К-т 75/1 «Расчеты с учредителями» - на ст-ть полученных объектов от учредителей
Д-т 01 К-т 08/1 - на первонач. ст-ть принятых к учету объектов ОС.
4 Безвозмездное получение основных средств
Д-т 08/1 К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления» - на ст-ть полученных ОС;
Д-т 01 К-т 08 - на первонач. ст-ть принятых к учету ОС;
Д-т 98/2 К-т 91/1 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - безвозмездная помощь, полученная в виде ОС, отражается в составе прочих доходов на протяжении срока их полезного исп-ния в сумме начисл. амортизации.
5Неучтенные объекты ОС, Д-т 01и К-т 91/1.
6Дооценка первоначальной стоимости ОС в результате проведенной переоценки Д-т 01 К-т 83«Добавочный капитал».
13 Учет восстановления (ремонта) ОС
ОС в процессе их экспл. подвергаются износу. Для продл. срока службы в орг-циях провод. разл. работы, связанные с ремонтом ОС, их модернизацией, реконструкцией, достройкой. В завис-ти от объема, хар-ра и периодич.ремонта ОС различают: ремонт по обслууж. объектов; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. По способам проведения: хозяйственным и подрядным способами. Хозяйственный способ- затраты собираются на счете 23 , а по оконч. работ списываются в Дт счетов учета затрат. Затраты по всем видам ремонта относятся на себест. пр-ции в том отч. периоде, когда они возникли, а затраты капит. хар-ра относятся на увеличение первонач. ст-ти объектов после оконч.работ.
Также можно исп-ть счет 97«Расходы будущих периодов». В Дт 97 отраж. произведенные суммы расходов буд. периодов. В Кт 97 отраж-ся списание расходов буд. периодов. Хоз-ные операции по учету ремонта ОС отражаются след. бухг. записями:
Дт 23 Кт 10, 70, 69, 76, и др.сч. - на суммы произведенных прямых и косвенных затрат на ремонт ОС, выполн. собств. вспомогат. пр-вом (хозяйств.способом);
Дт 20, 23, 26 Кт 60 - на ст-сть затрат по выполнен. ремонту подрядчиком и включенных в затраты на пр-во отч. месяца;
Дт 18 Кт 60 - на сумму НДС, выставл-го подрядчиком;
С1января 2013 г. расходы на провед. всех видов ремонта ОС считаются расходами в том отчетном периоде, в кот. они произведены.
Хозяйственные операции по модернизации и др. капит.вложениям в ОС отражаются в учете след. бухгалт. записями:
Д-т 08 К-т 10, 70, 69, 76, 60 - на суммы произвед. затрат на модернизацию, реконструкцию ОС и др. работы капитального характера;
Д-т 01 К-т 08 - на сумму списанных затрат по выпол-м работам, кот. привели к увелич. первоначальной ст-ти объектов ОС.
18 Синтетический и аналитический учеты прямых и косвенных затрат на производство
По способу вкл. в себест. пр-ции затраты делятся на прямые и косвенные.
Прямые затраты - затраты, связанные с пр-вом опред.вида продукции, кот.на осн. первичных док-тов могут быть прямо вкл. в себест. продукции.
Косвенные затраты - затраты, связанные с пр-вом неск. видов продукции, и вкл.в себест.ь конкретного вида продукции по опред. базе распределения.
В состав прямых затрат на опл. труда вкл. з/пл производств.рабочих за выполн. работу или отработ. время, выплаты стимулир. хар-ра, выплаты компенсир. хар-ра, связанные с усл. труда и режимов работы (вредные условия, ночн. смены, сверхурочные раб.), оплата за неотраб. время (отпуска), а также суммы обязат. отчисл., установл-ых законодат-вом (отчисл.в ФСЗН и в Белгосстрах).
Осн. видом мат-х затрат явл. расход сырья и мат-лов. Отпуск со склада осущ. на осн. первичных док-тов. Списание произв. по фактич. себест-ти
Если невозм. прямое отнесение мат-лов в себест. конкр. вида продукции, то ст-ть израсх-х мат-лов распред-ся между отд. изд. по методу, установл. организ. в учетной политике.
Сущ-ет два метода распред. мат-х затрат: нормативный и коэффициентный.
Важнейшим эл-том себест. продукции явл. з/пл.
Осн. з/пл вкл. в себест. прямым или косвенным путем. Прямым путем вкл. зарплата рабочих, непосредственно занятых изготовл. конкр. изделий. Др. виды оплат - косвенным путем.
Распред. осн. з/пл косвенным методом производится разл. способами:
1)
пропорционально прямой з/пл
рабочих-сдель-
щиков;
-
пропорц-но весу переработанного сырья и материалов;
-
пропорц-но коэфф-ту трудоемкости. Доп. з/пл рабочих распред. по видам прод-ции и вкл. в себест-ть продукции пропорц-но осн. з/пл производственных рабочих.
Методы распред. з/пл устанавл. в учетной политике.
Кроме з/пл в себест.прод.включаются отчисл. на соц. нужды раб-ков: отчисл.в ФСЗН, в Белгосстрах.
Результаты распределения отраж в регистрах аналитич. учета затрат в ведомостях 12, 15 и в ЖО №10.
Синтетич.учет прямых затрат на пр-во пр-ции отраж. след. бухг.записями:
Д-т 20 К-т 10 - списана ст-ть израсх-х мат-лов в осн. пр-ве;
Д-т 20 К-т 70 – начисл. з/пл рабочим осн. пр-ва;
Д-т 20 К-т 69 – произвед. отчисл. в ФСЗН от з/пл рабочих осн. пр-ва;
Д-т 20 К-т 76/2 - произведены отчисл. в Белгосстрах от з/пл рабочих осн. пр-ва.
К косвенным затратам относятся общепроизводств. и общехозяйственные затраты.
Общепроизв-ными являются затраты, связанные с обслужив. осн. и вспомогат. цехов и управлением ими. Учит-ся на сч 25 «Общепроизводственные затраты».
Общехоз-ными явл. затраты, связанные с обслуж.и организацией пр-ва и управлением организацией в целом, учит. На сч. 26 «Общехозяйственные затраты».
По Дт сч 25 и 26 собираются все произведенные затраты, по Кт - производят их списание. Сч 25, 26 в конце м-ца закрыв. и сальдо не имеют.
Синтет. учет общепр-ных и общехоз-ных затрат ведется в ЖО № 10. Аналит. учет общепр-ных затрат ведется по каждому структурному подразд.в ведомости № 12 по статьям расходов, кот.объединяются в три группы: 1) расходы по сод-нию и экспл. машин и оборуд.; 2) расходы по организации, обслужив. и управлению пр-вом; 3) непроизводительные расходы.
Аналитич.учет общехоз-ных затрат ведут по статьям затрат, местам их возникновения или в ином порядке, установл. учетной политикой орг-ции, в ведомости № 15.
Общепроизводственные и общехозяйственные затраты отражаются:
Д-т 25, 26 К-т 02 – начисл. амортизация по ОС, связанным с пр-вом пр-ции и общехоз-ного назначения;
Д-т 25, 26 К-т 04 - списана ст-ть НМА, используемых для общепр-ных и общехоз-ных нужд;
Д-т 25, 26 К-т 05 - начислена амортизация по НМА , связанным с пр-вом продукции и общехоз-ными нуждами;
Д-т 25, 26 К-т 10 - списана стоимость израсх-ных мат-лов для общепр-ных и общехоз-ных нужд;
Д-т 25, 26 К-т 16 - списаны отклонения в ст-ти мат-лов, израсх-ных для общепр-ных и общехоз-ных нужд;
Д-т 25, 26 К-т 70 - начисл з/пл работн., занятым обслуж.пр-ва, и аппарата управления;
Д-т 25, 26 К-т 69 – начисл.взносы в ФСЗН от фонда опл.труда работников, занятых обслуж. пр-ва, и управленч. персонала;
Д-т 25, 26 К-т 76/2 – начисл. взносы в Белгосстрах от фонда опл.труда работников, занятых обслуж. пр-ва, и управленч. персонала;
В конце отч. месяца сумма затрат, списывается:
Д-т 20 К-т 25 - на сумму общепр-ных затрат, в части условно-переменных затрат, включ. в себест-ть пр-ции основного пр-ва;
Д-т 90/5 К-т 25 - на сумму общепр-ных затрат, в части условно-постоянных затрат, вкл. в себест-ть реализованной пр-ции;
Д-т 90/5 К-т 26 - на сумму общехоз-ных затрат, вкл. в себест-сть реализованной продукции.
Вопрос 25
Критерий сравнения |
Управленческий учет |
Финансовый учет |
Обязательность ведения учета |
Ведется по решению администрации |
Обязателен по законодательству |
Цель учета |
Оказание помощи администрации в планировании, управлении и контроле |
Обобщение данных учета и составление финансовой отчетности внешних и внутренних пользователей |
Пользователи информации |
Определенный круг управленческого персонала |
Широкий круг неопределенных внешних пользователей |
Основные положения |
Единых правил нет. Предоставляется любая информация, необходимая для управления компанией |
Действуют общепризнанные принципы финансового учета |
Привязка ко времени |
Используются информация за отчетный период, а также оценка и планы на будущее |
Информация за отчетный период |
Степень точности информации |
Много приблизительных данных |
Информация должна быть максимально точной и правдивой |
Виды выражения информации |
В денежной и в натуральной оценке |
В денежной оценке |
Частота составления отчетности |
По мере необходимости (месячная, декадная и ежедневная) |
В основном годовая, может быть квартальная или полугодовая |
Сроки предоставления информации |
Сразу после отчетного периода |
С опозданием в несколько недель или месяцев |
Объекты учета |
Структурные подразделения компании |
Вся компания в целом |
Степень ответственности за правильность ведения учета |
По усмотрению руководства компании |
Существует ответственность по закону |