ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
18. Художественное новаторство Еврипида. Трагедия «Медея».
Еврипид разрушает жанр классической трагедии
Появляется развивающийся характер
Воля богов есть у Софокла и Эсхила, но у Еврипида боги отнюдь не благостные. Объективной закономерности нет, есть лишь субъективность. И перипетия уходит, приходит интрига.
На первый взгляд кажется, что драма, как и соответствовало традиции, написана на мифологический сюжет. Однако примечательно, что драматург избирает тот фрагмент мифа, когда героическое прошлое героев позади, и изображает личную, семейную драму. Динамика чувства и страсти — одна из любимейших тем Эврипида. Он впервые в античной литературе отчетливо ставит перед собой психологические проблемы, в особенности проблемы женской психологии, и значение Эврипида для мировой литературы основано по преимуществу на его женских образах.
Медея
произносит перед хором коринфянок речь
о тяжелом положении женщины в семье, о
неравной морали, требующей верности от
женщины, но не распространяющей этого
требования на мужчину. Ясон, вторичный
брак которого продиктован стремлением
создать «опору дома» и обеспечить
будущность детей, следует традиционным
взглядам на задачи семьи, но Эврипид не
щадит красок для того, чтобы изобразить
его низость, малодушие и ничтожество.
Ответ Ясона на упреки Медеи в неблагодарности
— образчик софистического искусства
«доказывать» любое положение и защищать
неправое дело.
«Медея» показательна
для драматургии Эврипида во многих
отношениях. Изображение борьбы чувств
и внутреннего разлада — то новое, что
Эврипид внес в аттическую трагедию.
Наряду с этим — многочисленные рассуждения
о семье, браке, отцовстве, о гибельности
страстей: рассуждает не только Медея,
но и хор, и даже старуха-кормилица.
Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии
До Еврипида преобладала версия мифа, согласно которой детей убивали разгневанные коринфяне, узнав о смерти своего царя и молодой царевны. Еврипид предоставил это осуществить самой героине, убедительно показав, что, как ни страшно это деяние, Медея, принадлежащая к натурам гордым, могучим, не способным прощать обиды, могла это совершить. Зритель не может принять и простить Медее ее поступка, но понимает, кем и как она была доведена до преступления
для Еврипида миф - не священная история народа, а материал для творчества. По сути дела, Еврипид стесняет рамки мифа: новое социально-бытовое содержание его трагедий вступает в противоречие со старой мифологической формой. По существу, Еврипиду нужно было бы отказаться от мифа, но это было бы слишком смелым и решительным нарушением традиции, однако он, безусловно, приблизил разрушение мифологической основы трагедии Еврипид одним из первых обратился к изображению любовного конфликта в драме и сделал любовную страсть движущим мотивом событий. В "Антигоне" Софокла был создан яркий женский характер и присутствовала тема любви (линия Антигоны и Гемона), однако как второстепенная и несамодовлеющая, подчиненная выбору гражданской позиции героев. Для Медеи же ее страсть - главная основа жизни. В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя, однако после ряда лет совместной жизни Ясон вероломно пренебрег ею ради низкого расчета.
Трагедия
несет в себе ощущение абсурда бытия: в
мире нет справедливости, нет границы
между добром и злом, нет меры, нет правды,
нет счастья. Медея заставляет усомниться
в самых высших ценностях, в существовании
богах (она призывает к их помощи, но они
никак ей не помогают), во взгляде на мир.
Каково же отношение самого автора
к Медее? Он явно ей сочувствует и скорее
всего симпатизирует.
хор - на стороне
Медеи,
Медея - несомненный центр
произведения, вокруг нее вращается мир
трагедии, она сосредотачивает на себе
все эмоционально-психологическое
содержание драмы; волей-неволей начинаешь
ей сопереживать, ее метания вызывают
ответную бурю чувств. Кажется, что сам
Еврипид был заворожен образом
волшебницы-убийцы.
Новаторство:
Двойственность её характера – и
оплакивает-жалеет детей, и убивает. До
Е. внутренний мир человека не изображался.
Изображение борьбы чувств и внутреннего
разлада - то новое, что Эврипид внес в
аттическую трагедию. Наряду с этим -
многочисленные рассуждения о семье,
браке, отцовстве, о гибельности страстей:
рассуждает не только Медея, но и хор, и
даже старуха-кормилица.