ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
22. Греческая софистика в комедии «Аристофана «Облака». Сократ как историческое лицо и Сократ у Аристофана.
Фабула
комедии основывается на том, что
простолюдин Стрепсиад, всецело связанный
с деревней, но живущий в городе и сбитый
с толку софистами, пытается с помощью
софистических ухищрений доказать своим
многочисленным кредиторам, что он не
обязан выплачивать им свои долги. Для
этого он отправляется в мыслильню, то
есть в школу Сократа, но из его обучения
ничего не выходит. Тогда он направляет
к Сократу своего сына Фидиппида,
развратного молодого человека, который
легко усваивает умение спорить у
софистов, благодаря чему Стрепсиад
легко разделывается с двумя кредиторами.
Но во время праздничного пира отец и
сын ссорятся, в результате чего Фидиппид
бьет своего отца, приводя для этого
заимствованные аргументы у софистов.
В случае надобности он готов побить и
собственную мать. Разгневанный отец в
запальчивости сжигает дом Сократа.
Из
комедии “Облака” мы сразу же понимаем,
как относится Аристофан к Сократу. Уже
с самых первых страниц мы видим, с каким
презрением и злобой говорит Фидиппид
о Сократе и его учениках:
— За ней
обитают мудрецы. Если послушать их, то
окажется, что небо — простая железная
печка, а люди — угли в этой печке.
—
А! Знаю я этих мудрецов! Негодяи
бледнорожие! Нечисть босоногая! Да
плуты! Дурак Сократ и ученик его лучший
— помешанный Хэрефонт!
Прочитав
лишь этот диалог, мы сразу понимаем,
каким на самом деле является Сократ, а
каким его видят представители разных
поколений. Например, отец Фидиппида
Стрепсиад восхищается мудростью этого
философа, ставит его в пример, и считает,
что тот поможет избавиться старику от
долгов. А сын Стрепсиада — напротив —
всячески оскорбляет и ругает философа
и, тем самым, он пытается доказать своему
отцу нелепость и бессмысленность такого
учения. Он словно предвидел то, что с
ним произойдет после обучения у Сократа.
(“…Чувствую, вернусь я бледным и
высохшим!”).
“Облака” — это
авторская насмешка над повсеместным
увлечением софистикой, которое
господствовало в Древней Греции в 50 –
40 гг. до н. э. Эта насмешка проходит через
всю комедию Аристофана, но особенно
ярко она показана в различных деталях,
которые дополняют и окончательно
обрисовывают образ данного философа.
С
точки зрения Аристофана, мыслитель
предстает в комедии как преподаватель
ложной мудрости и умения обманывать в
спорах. Но сразу же необходимо сказать
о том, что фигуру Сократа нельзя
рассматривать лишь с позиции одного
конкретного автора или человека. Сократ
— это очень сложная и во многом
противоречивая личность. Если кому-то
казалось, что великий философ был именно
таким, то это мнение не всегда является
истиной в последней инстанции, ведь
очень многие факты из биографии Сократа
до сих пор не выяснены.
Но
многочисленные исследователи жизни и
наследия великого мыслителя доказали,
что Сократ был противником софистов,
так как те выступали как учителя мудрости.
А мудрость и красноречие не были для
Сократа ни самоцелью, ни основой
философской деятельности.
Сократ
считал, что спор — это способ и путь
поиска истины, для софистов же — спор
это лишь интеллектуальная игра. Поэтому,
говоря об образе Сократа в комедии
Аристофана “Облака”, следует помнить,
что речь идет лишь о личном восприятии
комедиографом личности данного философа,
но не как не об объективной и всесторонней
оценке.
Историческая справка
Софистика
— (Sofos — мудрый, мудрец) — первый в
истории европейской культуры прецедент
оплачиваемого интеллектуального труда.
(Софисты считали себя учителями мудрости
и, переходя из города в город, брали
плату за обучение).
Софисты
продавали любые знания и умения, и
считали, что можно научить любой науке
или навыку (геометрии, вышиванию, точным
наукам и т. д.), но главное, чему можно
было научиться, по мнению софистов —
это добродетели. (Нужно было лишь постичь
философию софистов).
Философия
софистов основывалась на нескольких
главных тезисах:
никакой объективной
истины не существует, все относительно,
и зависит от точки зрения конкретного
человека; самое главное — это уметь
убеждать в своей правоте, тот, кто умеет
убеждать — говорит истину. Поэтому,
самая важная наука — риторика;
опровержение
прежней системы моральных ценностей
(главное — это не знатность рода или
справедливость, а умение извлекать
выгоду, т. е. — практицизм;
“Человек
— есть мера всех вещей” — девиз всей
софистики;
“Богов придумали люди,
чтобы оправдать свои деяния” — любое
отрицание богов и религиозности.
Кроме проблемы вытягивания денег за непонятные учения, в комедии “Облака” ставятся не менее важные проблемы. Прежде всего, это проблема веры, причем, даже не столько верования в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности и религиозности. Однако следует сразу разграничить общепризнанную точку зрения большинства исследователей жизни и учения Сократа и особую, во многом личную и субъективную, позицию Аристофана. Именно он и изображает философа таким безбожником, который уничтожает все светлое и чистое, и только сбивает молодежь с правильного и истинного пути. Но это совершенно не верно, потому что сам Сократ постоянно говорит о том, что служит богам и выполняет предписание богов, и главное для него — это познать истину и воспитать настоящего гражданина. Так же нужно еще раз обязательно упомянуть и о том, что Сократ был противником софистов и считал, что философия должна служить общему благу, т. к. это идет вразрез с тем образом мыслителя, который нарисовал Аристофан в своей комедии. (“Познай самого себя” — девиз всей жизни Сократа, то есть нужно познать себя для духовного совершенствования).
Если
говорить в целом об “Облаках”, то
становится понятным, что ни одна фраза,
ни одна деталь не была написана Аристофаном
случайно, абсолютно все в этой комедии
было направлено на создание психологически
конкретного образа философа и мыслителя,
который автор изобразил и представил
в своей комедии.
Так в чем же
собственно значимость последней фразы
Стрепсиада, и почему Аристофан помещает
ее именно в конце, а не в начале или
середине комедии? Как мне кажется, автор
пытается через “Облака” и столкновение
Стрепсиада и Сократа пытается вывести
идеи о том, что такое истинная и ложная
вера, как отделить зерна от плевел, а
самое, на мой взгляд, главное — это мысль
о том, что добро, в конечном счете,
побеждает зло. Если ты действительно
веришь в настоящую идею, следуешь
определенным жизненным и моральным
нормам, то даже, несмотря на ложные
убеждения и учения, которые иной раз
кажутся гораздо лучше старых, твоя
позиция все равно будет самой сильной
и ты, в конечном счете, добьешься правды
и справедливости, а зло будет наказано.
“<…> Быстро занялся огнем весь дом
Сократа. С криками выскочили из него
ученики, Хэрефонт и сам учитель. Увидев
Стрепсиада, молили они старика о пощаде,
но глух был старик к мольбам безбожников
<…>”. И действительно, если внимательно
читать “Облака”, то невольно становишься
на позицию умного, пусть немножко
смешного, но вместе с тем очень простого
и по-своему сметливого старика Стрепсиада,
и, одновременно с этим, все, что делает,
говорит и о чем думает Сократ, вызывает
если не раздражение, то, по крайней мере,
смех и ехидные улыбки у читателей.
Однако, говоря о комедии Аристофана,
следует помнить, что это произведение
подобно многогранной призме, поэтому,
рассматривая одну грань, нельзя забывать
и о других тоже, как невозможно вычислить
объем геометрического тела, зная только
один параметр. С одной стороны, видна
четкая проблематика в отношении
бесстыдного вымогания денег у людей,
противопоставления старых представлений
новым и т. п., но с другой стороны — это
комедия социальна, и многое, как уже не
раз упоминалось, из того, что написано
в “Облаках”, актуально и сегодня.
Проводя через всю комедию образы Сократа
и Стрепсиада, Аристофан обозначил не
менее важную проблему, чем уже обозначенные,
а именно, отношение ко всему новому,
непонятному. Ведь именно Сократ в этой
комедии впервые задается вопросом об
устройстве Вселенной, о природе многих
явлений