ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.01.2020

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Представление об Античности. Значение античной культуры для развития мировой культуры. Основные категории античной эстетики. Основные этапы развития античной литературы.

Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово "античный" происходит от латинского "антиквус", что в переводе на русский означает "древний". Впервые термин "античность" был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры. Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство. У истоков античности лежит Крито-микенский период (конец III—II тысячелетия до нашей эры), во время которого зародились первые основы государственного строя, возникновение письменного языка, налаживание связей с древними цивилизациями Востока. Этот период закончился завоеванием Крита ахейцами и дорийцами. Именно ахейцы дали начало великой цивилизации Древней Греции. Начался огромный Полисный период античности, который разделялся на гомеровский период, периоды греческой архаики, греческой классики и эллинизм.

КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ:

ПРЕКРАСНОЕ

красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала.

Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.

красота в искусстве является непосредственным и, сознательным воплощением эстетической идеи.

ВОЗВЫШЕННОЕ

в отличие от категории прекрасного не получила развития в античной эстетике.

ТРАГИЧЕСКОЕ

трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного. От трагического не отделима категория катарсиса, которое не связано только с областью драматического искусства, но имеет более широкое значение, связанное с социально-психологическим воздействием искусства вообще. Представление о трагическом формировалось в связи теорией драмы, а в более узком смысле с теорией трагедии, как вида драматического искусства. Первая систематически развитая концепция трагического в искусстве возникает еще в античности. В «Поэтике» Аристотель дает определение трагедии, которое на многие века становится не только фундаментальным определением жанра, но и основой определения самой категории трагического. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному … посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов». Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического стало предметом исследования и комментирования на протяжении многих веков, оно не утратило своего теоретического значения и сейчас.


КОМИЧЕСКОЕ

Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.

Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Филебе» Платон определяет комическое как душевное состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона «Пир» Сократ проводит идею связи трагического и комического. В «Поэтике» Аристотеля раздел который должен был быть посвящен комедии либо не был написан, либо не сохранился. Остались только отдельные замечания позволяющие реконструировать представления Аристотеля о комическом и его формах. Аристотель говорит о комедии как «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных». Аристотель первым отчетливо связал комическое с категорией смешного, когда написал, что Гомер первым показал основную форму комедии придав драматическую форму не насмешке, но смешному». Некоторые последователи Аристотеля предлагали рассматривать комическое по аналогии с трагическим, причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех.

БЕЗОБРАЗНОЕ

выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

Безобразное тесно связано с другими эстетическими категориями. В форме уродливого безобразное присутствует в комическом (например, в карикатуре). В форме ужасного оно противостоит положительными ценностям в возвышенном или трагическом. Как и трагическое, безобразное воспринимается как воплощение зла, но в отличие от трагического гибель этого зла представляется заслуженной карой.

В истории эстетики безобразное рассматривалось как категория соотносимая с прекрасным. А античности оно выступало чаще всего как простое противопоставление прекрасному, как его отрицание. Интересна в этом отношении трактовка значения искусства у Сократа и Аристотеля, которые считали, что искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, созерцание, которой способно доставлять удовольствие.





ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5 этапов

АРХАИКА

Одиссея, Илиада, 8-7в ВС



КЛАССИКА

Феогнид, Архилох, Солон, Сапфо, Анакреонт и др,

Трагедия – Эсхил-Софокл-Эврипид

Комедия – Аристофан


Историография – Геродот, Фукидид, Ксенофонт

Философия – Гераклит, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель

Красноречие – Демосфен и др



После поражения Афин в войне со Спартой театр утрачивает свое значение



ЭЛЛИНИЗМ

Влияние римской империи, Ал-дра Македонского

Жанр прозаического романа

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЛИРИКА – Каллимах, Феокрит, Аполлоний

Менеандр

В ЭПОХУ РИМА

Этап республики – 3-1в ВС, Плутарх, Лукиан, Лонг – Греция; Плавт, Терентий, Цицерон – Рим

«Золотой век»/период Августа - 1в ВС – 1в АД – Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл

Поздняя античность – 1-3в – Сенека, Ювенал, др