ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2020
Просмотров: 956
Скачиваний: 3
4.6 Светофорное регулирование выполняет задачу автоматического:
- чередования фаз зеленого и красного сигналов для обеспечения безопасности движения при пересечении интенсивных транспортных и пешеходных потоков разных направлений;
- регулирования очередности проезда потоков разных направлений таким образом, чтобы обеспечивать максимальную пропускную способность пересечений автомобильных дорог.
4.7 Управление светофорными циклами может быть:
- жесткое (постоянное по времени независимо от интенсивности движения);
- адаптивное (программы зависят от интенсивности движения, используются транспортные детекторы).
4.8 Светофорное регулирование может быть:
- ручным (c использованием контроллера);
- автоматизированным (с применением табло вызывного пешеходного–ТВП);
- автоматическим (контроллер работает по заданной программе или в адаптивном режиме под управлением ЭВМ).
5 Общие требования к проектированию светофорного объекта
5.1 Проектирование и строительство светофорного объекта является многостадийным процессом [2,3]. Решение о необходимости проектирования светофорного объекта принимается на основании результатов предпроектного обследования транспортных и пешеходных потоков. В предпроектный период определяют организацию-заказчика, имеющую право финансирования проектных работ, проектную организацию и генерального подрядчика.
5.2 Рекомендуется, чтобы заказчик предоставлял проектной организации следующие исходные данные:
• задание на проектирование;
• геодезический план местности в масштабе 1:500 в необходимом для проектирования объеме, содержащий все подземные коммуникации, которые проходят в зоне действия объекта;
• условия на присоединение проектируемого объекта к источникам энергоснабжения, сетям передачи информации и другим сооружениям.
5.3 Необходимо, чтобы задание на проектирование светофорного объекта включало: наименование объекта; основание для проектирования; вид строительства (новое, реконструкция, ремонт); указания о применяемых типах технических средств; схему организации движения транспортных средств и пешеходов; режим регулирования; планировочную характеристику объекта (число полос движения, наличие разделительной полосы или резервной зоны и т.д.); требования по разработке вариантов; стадийность проектирования (две стадии или одну); расчетную стоимость строительства; требование к строительной организации-генподрядчику.
5.4 Проектирование светофорных объектов рекомендуется вести в одну стадию (рабочий проект, состоящий из утверждаемой части и рабочей документации).
5.5 Необходимо, чтобы текстовые и графические материалы, включаемые в рабочий проект, были укомплектованы в следующем порядке:
- титульный лист;
- содержание;
- состав проекта;
- ведомость ссылочных и прилагаемых документов;
- ведомость согласований;
- общая пояснительная записка;
- спецификация оборудования;
- тексты согласований (в том числе на присоединение мощности);
- ведомость основных видов работ;
- графические документы.
5.6 Рекомендуется, чтобы графические документы содержали:
- схему организации дорожного движения на пересечении автомобильных дорог с указанием применяемых средств организации дорожного движения и режима работы светофорной сигнализации;
- схему расстановки оборудования, трассы прокладки кабелей со спецификацией и кабельным расписанием;
- генеральный план (в масштабе 1:500) расстановки оборудования и прокладки питающего и контрольных кабелей с указанием опасных мест производства работ (пересечений с газопроводами, силовыми кабелями, магистральными кабелями связи);
- электрическую схему;
- электромонтажные схемы;
- чертежи общих видов, применяемых конструкций, изделий;
- схему генерального плана с нанесением объектов благоустройства и озеленения участка.
5.7 Общая пояснительная записка должна включать исходные данные для проектирования, характеристику светофорного объекта, обоснование необходимости ввода светофорного регулирования, данные о номенклатуре, качестве и техническом уровне используемого оборудования.
5.8 Сметная документация, разрабатываемая в составе проекта, должна содержать пояснительную записку с данными об основных положениях, принятых при ее составлении.
5.9 При проведении проектных работ на пересечении автомобильных дорог рекомендуется:
- применять комплексный подход к решению конкретной задачи, при этом их следует увязывать с мероприятиями по совершенствованию организации движения в целом по автомобильной дороге, району;
- соблюдать требования нормативных документов в части расстановки дорожных знаков, нанесения линий разметки, установки светофорных объектов, ограждений и направляющих устройств;
- использовать современное оборудование, позволяющее дальнейшее включение данного светофорного объекта в автоматизированную систему управления дорожным движением (предусматривать применение наиболее совершенного в техническом отношении оборудования и инновационных материалов);
- принимать технические решения, обеспечивающие экономное расходование материальных ресурсов, снижение материалоемкости, трудовых затрат, а также оптимальные условия эксплуатации кабельных линий и оборудования;
- обеспечивать согласование с заинтересованными организациями.
5.10 Проект утверждается заказчиком и Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства (может быть поручено органу управления дорожным хозяйством). Согласование проекта возлагается на организацию-проектировщика.
6. Эффективная длительность фазы регулирования
6.1 Эффективная длительность фазы регулирования и потерянное время показаны на рисунке 1. В течение фазы регулирования транспортные средства движутся в направлении, в котором включен разрешающий сигнал светофора, в период основного такта tо. В период промежуточного такта tп интенсивность движения в сечении стоп-линий постепенно падает до нуля. В начале движения в период основного такта tо происходит стартовая задержка tст. Между тем интенсивность движения N в сечении стоп-линий постепенно нарастает и достигает через некоторое время приблизительно постоянное значение Mн, равное пропускной способности данного направления. В конце фазы при включении мигающего зеленого сигнала светофора наблюдаются торможение и остановка отдельных транспортных средств tр. Эффективность разрешающей фазы несколько увеличивается за счет времени tр – «прорыва» на желтый сигнал транспортных средств, которые не смогли своевременно остановиться у стоп-линий.
6.2
Потерянное время в фазе tпт
= tст
+ tп
– tр,
а длительность фазы
tо
+ tп
будет равна сумме эффективной ее
длительности и потерянного времени tэф
+ tпт.
Показатель Mн является максимальной интенсивностью разъезда очереди при полностью насыщенной фазе и называется потоком насыщения.
6.3 Для практических расчетов рекомендуется принимать tст tр и tпт tп . Поэтому потерянное время в цикле можно приближенно считать равным сумме промежуточных тактов, входящих в состав цикла.
Рисунок 1 – Эффективная длительность фазы регулирования
7 Условия для проектирования светофорного объекта
7.1 Согласно ГОСТ Р 52289–2004, светофорное регулирование на автомобильных дорогах рекомендуется применять при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий.
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 1 (рисунок 2).
Т а б л и ц а 1 – Интенсивность движения транспортных потоков пересекающихся направлений
Число полос движения в одном направлении |
Интенсивность движения транспортных средств, ед./ч |
||
Главная дорога |
Второсте-пенная дорога |
по главной дороге в двух направлениях |
по второстепенной дороге в одном, наиболее загруженном направлении |
1 |
1 |
750 |
75 |
670 |
100 |
||
580 |
125 |
||
500 |
150 |
||
410 |
175 |
||
380 |
190 |
||
2 и более |
1 |
900 |
75 |
800 |
100 |
||
700 |
125 |
||
600 |
150 |
||
500 |
175 |
||
400 |
200 |
||
2 или более |
2 или более |
900 |
100 |
825 |
125 |
||
750 |
150 |
||
675 |
175 |
||
600 |
200 |
||
525 |
225 |
||
480 |
240 |
Рисунок 2 – Условие 1 для введения светофорного регулирования
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой – 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой же дороги в одном, наиболее загруженном направлении, в то же время составляет не менее 150 пеш./ ч.
В населенных пунктах с численностью жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На пересечении автомобильных дорог в одном уровне совершено не менее трех ДТП за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
7.2 Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения автомобильной дороги с велосипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 ед./ч, при отсутствии регулируемого пешеходного перехода в этом направлении.
7.3 Светофоры Т.1, Т.2, Т.3, Т.9, П.1 и П.2 рекомендуется применять в случаях, если расстояние между соседними регулируемыми пересечениями, включенными в систему координированного управления движением, превышает 800 м.
7.4 Светофоры Т.7 следует использовать, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от норм для условий 1 и 2 или не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на предыдущем участке дороги перед пересечением автомобильных дорог или пешеходным переходом; пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений; по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования по подразделу 7.2 для обозначения пешеходного перехода.
8 Порядок установки светофоров
8.1 ГОСТ Р 52289–2004 определяет порядок установки светофоров на автомобильных дорогах (рисунок 3). На рисунке 4 представлены типы транспортных и пешеходных светофоров в соответствии с классификаций по ГОСТ Р 52282–2004.
Рисунок 3 – Пример расположения в плане
транспортных светофоров
8.2 Светофоры рекомендуется располагать так, чтобы обеспечивалась наилучшая видимость их сигналов участникам дорожного движения. Таким же образом рекомендуется устанавливать светофоры-дублеры и светофоры-повторители.
8.3 При установке транспортных светофоров (кроме Т.3 любых исполнений, Т.9, П.1 и П.2) рекомендованная видимость их сигналов должна обеспечиваться с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на которую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, то рекомендуется установка знака 1.8 «Светофорное регулирование».
8.4 Рекомендуется, чтобы сигналы дополнительной секции светофоров Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл и сигнал светофора Т.9 распознавались на расстоянии не менее 50 м.
Рисунок 4 – Типы и исполнение транспортных (а) и пешеходных (б) светофоров
Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл оборудуют экранами белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на 120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.
8.5 Светофоры П.1, П.2 рекомендуется устанавливать на обочинах и тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности – и на них, если число полос движения в одном направлении более двух.
При установке пешеходных светофоров необходимо, чтобы была обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.
Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом пересечении автомобильных дорог.
8.6 Рекомендуемая высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части должна составлять (рисунок 5):
·для транспортных светофоров (кроме Т.3 всех пяти исполнений, Т.5 и Т.9):
- при установке над проезжей частью от 5 до 6 м (допускается от 6 до 8 м),
- при установке сбоку от проезжей части от 2 до 3 м;
-
·для светофоров Т.3 любых исполнений, Т.9 – от 1,5 до 2 м;
-
·для светофоров Т.5 – от 2 до 4 м;
-
·для пешеходных светофоров – от 2 до 2,5 м.
Рисунок 5 – Требования к установке светофоров
8.7 Светофоры следует располагать на расстоянии 0,5 – 2 м от края проезжей части при установке их сбоку и не менее 4 м – над проезжей частью.
8.8 Пешеходные светофоры рекомендуется устанавливать на расстоянии не более 5 м от края проезжей части, при этом должна обеспечиваться видимость сигнала для пешеходов регулируемого направления. Расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно быть не более 1 м (рисунок 6).
8.9 Светофоры необходимо
размещать на расстоянии не менее
1
м от контактных проводов трамвая или
троллейбуса до любой точки корпуса
светофора.
Рисунок 6 – Требования к установке светофоров на регулируемом
пешеходном переходе
8.10 Дублирующие светофоры (кроме Т.1.п и Т.2 со стрелкой «направо») рекомендуется устанавливать на территории пересечения автомобильных дорог, или непосредственно за пересечением с учетом наилучшей видимости светофора водителем, или слева. Светофоры Т.1.п и Т.2 со стрелкой «направо» следует дублировать, если поворот направо осуществляется в два ряда и более. Установка дублирующего светофора слева за пересечением автомобильных дорог возможна, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.