Файл: правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ_Р_52289-2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2020
Просмотров: 4129
Скачиваний: 9
ГОСТ Р 52289—2004
33
Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных
реверсивных светофорах пересекать запрещается.
Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а при завершении обгона или объез-
да — со стороны сплошной линий.
Разметка 1.18, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот из этой
полосы.
В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещенных на переносной стойке, и ли-
ний разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.
Если линии временной и постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руковод-
ствоваться линиями временной разметки.
6.3 Вертикальная разметка
6.3.1 Линии и обозначения вертикальной разметки наносят на пролетные строения и опоры мостовых
сооружений, торцевые поверхности порталов тоннелей, ограждения, парапеты, бордюры и другие элемен-
ты оборудования дорог для улучшения их видимости участниками дорожного движения.
6.3.2 Разметку 2.1.1—2.1.3 применяют для обозначения вертикальных элементов мостовых сооруже-
ний, опор освещения, деревьев, буферных устройств и т.п. препятствий, расположенных в пределах обочи-
ны на расстоянии менее 1 м от края проезжей части, при отсутствии обочины, а также в других случаях,
когда эти препятствия представляют опасность для движущихся транспортных средств.
Разметку 2.1.1 и 2.1.3 наносят на препятствие, расположенное соответственно слева или справа от
проезжей части, разметку 2.1.2 — если его можно объехать с обеих сторон.
Допускается размечать только ближайший к проезжей части край сооружения на ширину 0,5 м и
высоту 3,0 м (рисунки В.20 и В.21).
6.3.3 Разметку 2.2 применяют для обозначения нижнего края пролетных строений мостовых сооруже-
ний и порталов тоннелей, расположенных на высоте менее 5 м. Разметку наносят над серединой каждой
полосы, по которой осуществляется движение в сторону сооружения (рисунок В.20).
Допускается наносить разметку на пролетных строениях по всей ширине проезжей части, по которой
осуществляется движение в сторону сооружения.
6.3.4 Если разметку 2.1.1 — 2.1.3 или 2.2 невозможно нанести непосредственно на поверхность ис-
кусственных сооружений, она должна выполняться на щитах, прикрепляемых к этим сооружениям или
устанавливаемых непосредственно перед ними.
6.3.5 Разметку 2.3 применяют для обозначения круглых тумб в случаях, когда они располагаются на
разделительных полосах, приподнятых направляющих островках или приподнятых островках безопаснос-
ти (рисунок В. 22).
6.3.6 Разметку 2.4 применяют для обозначения сигнальных столбиков в соответствии с ГОСТ Р 50970,
надолбов и т. п. (рисунок В.22).
Нижний конец черной полосы разметки должен быть обращен в сторону проезжей части.
6.3.7 Разметку 2.5 применяют для обозначения боковых поверхностей дорожных ограждений, уста-
новленных на прямых участках дорог (на протяжении не менее 10 м от их начала), а также по всей длине
ограждений на пересечениях в разных уровнях, кривых в плане с радиусом менее 50 м, крутых спусках, в
местах сужения проезжей части (рисунок В.22).
6.3.8 Разметку 2.6 применяют для обозначения боковых поверхностей дорожных ограждений в слу-
чаях, не оговоренных в 6.3.7 (рисунок В.22).
Допускается не наносить разметку 2.5 и 2.6 на ограждения, выполненные из оцинкованного металла.
При наличии в ограждении, выполненном из оцинкованного металла, отдельных секций (общая длина кото-
рых не превышает 20 % длины ограждения) из неоцинкованного металла, их окрашивают в серый (серебри-
стый) цвет, сходный с цветом секций, выполненных из оцинкованного металла.
6.3.9 Ограждающие и направляющие устройства, обозначенные разметкой 2.4—2.6, оборудуют све-
товозвращающими элементами по ГОСТ Р 50971.
6.3.10 Разметку 2.7 наносят на боковые поверхности приподнятых направляющих островков, остро-
вков безопасности, бордюров у препятствий, расположенных на расстоянии менее 1 м от проезжей части,
на кривых в плане с радиусом менее 50 м, в местах сужения дороги, выездов на набережные и на других
опасных участках (рисунки В.21 и В.22).
Размеры элементов разметки 2.7 черного и белого цветов соответственно следует принимать:
для направляющих островков и островков безопасности — 0,2 и 0,4 м, для бордюров — 0,5 и 1,0 м (1,0 и
2,0 м).
5*
ГОСТ Р 52289—2004
34
7 Правила применения дорожных светофоров
7.1 Общие требования
7.1.1 Группы, типы, исполнения дорожных светофоров (далее — светофоры) должны соответствовать
требованиям ГОСТ Р 52282, приложение Д. В процессе эксплуатации техническое состояние светофоров
должно отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
7.1.2 Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пеше-
ходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
7.2 Условия применения светофоров
7.2.1 Светофоры Т.1 и Т.1.г применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транс-
портных средств во всех разрешенных направлениях с данного подхода к перекрестку и на регулируемых
пешеходных переходах, расположенных между перекрестками.
Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пун-
ктах (по согласованию с организациями, содержащими железнодорожные переезды), пересечениями до-
роги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах
сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств.
7.2.2 Светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл применяют для раздельного пропуска транспортных средств в
определенных направлениях с данного подхода к перекрестку в случаях, если по техническим или эконо-
мическим соображениям невозможно применение светофоров Т.2.
7.2.3 Светофоры Т.2 применяют для регулирования движения в определенных направлениях в случа-
ях, когда движущийся по их разрешающему сигналу транспортный поток не имеет пересечений (слияний)
в пределах перекрестка с транспортными потоками других направлений движения, а также пересечений с
пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование). В этом случае каждому направлению движения
транспортных средств должен соответствовать свой светофор.
Светофоры Т.2 допускается оборудовать табличкой белого цвета размером 400
⋅
400 мм с изображе-
нием черной стрелки(ок), указывающей(их) направления движения, которые регулируются данным свето-
фором (рисунок В.23).
7.2.4 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм устанавливают:
- на дорогах вне населенных пунктов;
- на магистральных дорогах скоростного и регулируемого движения и улицах общегородского значе-
ния по СНиП 2.07.01 [2] и площадях;
- на городских улицах и дорогах прочих категорий с допустимой скоростью движения транспортных
средств более 60 км/ч.
Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 300 мм (красный сигнал) и
200 мм (желтый и зеленый сигналы) устанавливают на второстепенных дорогах и улицах перед пересече-
ниями с перечисленными дорогами и улицами.
Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2 с рассеивателями диаметром 200 мм устанавливают во всех
остальных случаях.
7.2.5 Совместная установка светофоров Т.1 любых исполнений и Т.2 на одном подходе к перекрестку
допускается, когда транспортные потоки, регулируемые светофорами Т.1, отделены приподнятыми направ-
ляющими островками, островками безопасности или разделительными полосами от потоков, регулируе-
мых светофорами Т.2.
7.2.6 Светофоры Т.З любых исполнений допускается применять в качестве повторителей сигналов
светофоров Т.1 таких же исполнений, если их видимость для водителя транспортного средства, остановив-
шегося у стоп-линии на крайней полосе проезжей части данного направления, затруднена. Светофоры Т.З
любых исполнений устанавливают на одной стойке со светофорами Т.1 таких же исполнений.
Допускается применять светофор Т.З (вместо светофора Т. 9) для регулирования движения велосипе-
дистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пеше-
ходным переходом. В этом случае светофор должен быть снабжен табличкой белого цвета размером
200
⋅
200 мм с изображенным на ней велосипедом черного цвета.
7.2.7 Светофоры Т.4 любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных поло-
сах проезжей части при организации реверсивного движения.
Въезды в тоннели с искусственным освещением оборудуют этими светофорами, если тоннель имеет
длину более 300 м или расположен на горизонтальной кривой, а также по условиям безопасности движе-
ния.
ГОСТ Р 52289—2004
35
7.2.8 Светофоры Т.5 применяют только для бесконфликтного регулирования движения трамваев, а
также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
7.2.9 Светофоры Т.6 любых исполнений и светофоры Т.10 применяют для регулирования движения
через железнодорожные переезды. Необходимость и порядок их размещения определяется соответ-
ствующими нормативно-техническими документами.
Светофоры Т.6 любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через раз-
водные мосты и на причалах паромных переправ. Допускается применять их в местах выезда на дорогу
транспортных средств оперативных служб.
7.2.10 Светофоры Т.7 применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных пе-
реходов.
7.2.11 Светофоры Т.8 допускается применять для регулирования движения на внутренних территори-
ях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсив-
ного движения по одной полосе.
7.2.12 Светофоры Т.9 применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересече-
ния велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или регулируемым пешеходным переходом.
7.2.13 Светофоры П.1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на
регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300
⋅
300 мм) устанавливают на дорогах,
имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диа-
метром 200 мм (размером 200
⋅
200 мм) — на дорогах с меньшим числом полос.
7.2.14 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на
перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспорт-
ные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих
четырех условий:
Условие 1.
Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение
каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Т а б л и ц а 10 — Интенсивность движения транспортных потоков пересекающихся направлений
Число полос движения в одном направлении
Интенсивность движения транспортных средств, ед./ч
Главная дорога
Второстепенная дорога
по главной дороге
в двух направлениях
по второстепенной дороге в одном,
наиболее загруженном, направлении
1
2 и более
2 или более
1
1
2 или более
750
670
580
500
410
380
900
800
700
600
500
400
900
825
750
675
600
525
480
75
100
125
150
175
190
75
100
125
150
175
200
100
125
150
175
200
225
240
Условие 2.
Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч
(для дорог с разделительной полосой—1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч
рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в
одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ ч.
ГОСТ Р 52289—2004
36
В населенных пунктах с числом жителей менее 10 000 чел. значения интенсивности движения транс-
портных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3.
Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и
2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4.
На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за пос-
ледние 12 мес , которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом
условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
7.2.15 Необходимость введения светофорного регулирования в местах пересечения дороги с вело-
сипедной дорожкой должна рассматриваться в случае, если интенсивность велосипедного движения пре-
вышает 50 вел./ч.
7.2.16 Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, Т.9 (или Т.З любых исполнений), П.1 и П.2 также допус-
кается применять в случаях, не предусмотренных 7.2.14 и 7.2.15, в частности, если расстояние между
соседними регулируемыми перекрестками, включенными в систему координированного управления дви-
жением, превышает 800 м.
7.2.17 Реверсивное регулирование с применением светофоров Т.4 любых исполнений вводится на
дорогах с тремя и более полосами для движения в обоих направлениях при соответствующем технико-
экономическом обосновании.
7.2.18 Светофоры Т.7 применяют, если интенсивность движения транспортных средств и пешеходов
составляет не менее половины от норм для условий 1 и 2 по 7.2.14 или не обеспечена видимость для
остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на предыдущем участке
дороги перед перекрестком или пешеходным переходом.
7.2.19 На участках сужения дорог светофоры Т.8 применяют, если имеется только одна полоса для
движения в обоих направлениях и движение из-за ограниченной видимости не может быть организовано с
помощью знаков 2.6 и 2.7 по 5.3.10.
7.2.20 Перед мостовыми сооружениями светофоры Т.8 устанавливают, если несущая способность
этих сооружений не позволяет осуществлять одновременный пропуск потоков транспортных средств встреч-
ных направлений.
7.3 Порядок установки светофоров
7.3.1 При установке транспортных светофоров (кроме Т.З любых исполнений, Т.9, П1 и П2) должна
быть обеспечена видимость их сигналов с расстояния не менее 100 м с любой полосы движения, на кото-
рую распространяется их действие. Если данное условие выполнить невозможно, устанавливают знак 1.8
«Светофорное регулирование» по 5.2.11.
Сигналы дополнительной секции светофоров Т.1п, Т. 1л, Т.1пл и сигнал светофора Т.9 должны распоз-
наваться на расстоянии не менее 50 м.
Для улучшения видимости дополнительной секции светофоры Т.1.п, Т.1.л и Т.1.пл оборудуют экрана-
ми белого цвета прямоугольной формы с закругленными углами, выступающими за габариты светофора на
120 мм. Допускается форма экрана, повторяющая контуры светофора.
7.3.2 При установке светофоров Т.З любых исполнений должна быть обеспечена видимость их сигна-
лов для водителя транспортного средства, остановившегося перед знаком 6.16 «Стоп-линия» или размет-
кой 1.12 «Стоп-линия» на крайней полосе, ближайшей к этому светофору.
7.3.3 Светофоры Т.4 любых исполнений устанавливают перед въездом на полосу и на протяжении
всего участка дороги над каждой полосой с реверсивным регулированием. При этом с места установки
каждого светофора должна быть обеспечена видимость сигналов следующего по ходу движения свето-
фора.
В случае применения в тоннелях светофоров Т.4 их устанавливают в начале тоннеля над каждой
полосой движения.
7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии
разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения
в одном направлении более двух (рисунок В.24а).
При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешехода-
ми с противоположной стороны проезжей части дороги.
Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируе-
мом перекрестке.
7.3.5 Высота установки светофоров от нижнего края корпуса до поверхности проезжей части (рисунок
В.23) составляет:
ГОСТ Р 52289—2004
37
1) для транспортных светофоров (кроме Т.З всех исполнений, Т.5 и Т.9):
- при установке над проезжей частью — от 5 до 6 м. Допускается устанавливать светофоры над
проезжей частью на высоте от 6 до 8 м для соблюдения требований 6.2.14;
- при установке сбоку от проезжей части — от 2 до 3 м;
2) для светофоров Т.З любых исполнений, Т. 9 — от 1,5 до 2,0 м;
3) для светофоров Т. 5 — от 2 до 4 м;
4) для пешеходных светофоров — от 2,0 до 2,5 м.
Светофоры различных типов, устанавливаемые на одной опоре и обращенные к участникам движе-
ния одного направления, размещают относительно друг друга по вертикали в последовательности (снизу
вверх): Т.З любых исполнений, П.1 (П.2), Т.1 (Т.1.п, Т.1.л, Т.1.пл) или Т.2, Т.5 (рисунок В.23).
7.3.6 Опорные конструкции, используемые для крепления светофоров, устанавливают вне проезжей
части дороги, их элементы, находящиеся над проезжей частью, не должны быть ниже края корпуса свето-
фора, размещаемого над проезжей частью по 7.3.5.
7.3.7 Расстояние от края проезжей части до светофора, установленного сбоку от проезжей части,
должно составлять от 0,5 до 2,0 м.
Расстояние от ближнего края проезжей части до светофора, установленного над проезжей частью,
должно быть не менее 4 м (рисунок В.23).
При обеспеченной видимости сигналов пешеходного светофора допускается его устанавливать на
расстоянии до 5 м от края проезжей части.
7.3.8 Расстояние от пешеходных светофоров до ближайшей границы пешеходного перехода должно
быть не более 1м (рисунок В. 18).
На протяжении одной дороги высота установки транспортных светофоров и их удаление от проезжей
части должны быть по возможности одинаковы.
7.3.9 Светофоры устанавливают на расстоянии не менее 1 м от контактных проводов трамвая или
троллейбуса до любой точки корпуса светофора.
7.3.10 Транспортные светофоры (кроме Т.1.г) устанавливают сбоку от проезжей части перед перекре-
стком или над проезжей частью (кроме Т.3, Т.6, Т. 10). Светофор Т.1.г устанавливают только над проезжей
частью.
Справа от проезжей части данного направления устанавливают светофоры Т.1, Т.1.п, Т.1.пл, Т.2 со
стрелками «прямо», «направо», «прямо и направо», Т.3, Т.3.п, Т.6, Т.7, Т.8, Т.9 и Т. 10. Светофоры Т.1.л, Т.2
со стрелками «налево» или «прямо и налево» и Т.3.л устанавливают слева на разделительной полосе,
направляющем островке или островке безопасности, при одностороннем движении — слева от дороги.
На дорогах с двусторонним движением при отсутствии перед перекрестком разделительной полосы,
направляющих островков или островков безопасности допускается установка светофора Т.1.л справа, если
число полос в данном направлении в населенных пунктах не более трех (вне населенных пунктов — не
более двух), в противном случае Т.1.л размещают над проезжей частью. Светофоры Т.2 со стрелками
«налево», «прямо» или «прямо и налево» в этих случаях устанавливают над проезжей частью.
Если режим работы светофорного объекта предусматривает различную длительность и (или) после-
довательность светофорных сигналов для каждой из полос движения, то светофоры Т.2 устанавливают над
соответствующими полосами движения.
Светофор Т. 5 устанавливают справа или над специально выделенной полосой для маршрутных транс-
портных средств. При регулировании движения трамваев допускается установка светофоров Т. 5 между
путями.
Допускается устанавливать светофоры Т.7 на приподнятом центральном островке, островке безопас-
ности или над центром перекрестка.
7.3.11 Светофоры Т.1 любых исполнений и Т.2, установленные сбоку от проезжей части, дублируют.
Дублирующий светофор устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним с учетом наилуч-
шей видимости сигнала светофора водителем.
При наличии разделительных полос, направляющих островков или островков безопасности дублиру-
ющие светофоры (кроме Т.1.п , Т.2 со стрелкой «направо») устанавливают на перекрестке, за ним между
проезжими частями или слева от перекрестка. При этом установка дублирующего светофора слева за
перекрестком допускается, если проезжая часть во встречном направлении имеет не более трех полос
движения, а интенсивность движения по каждой полосе составляет не более 500 ед./ч.
Светофоры Т.1.п и Т.2 (со стрелкой «направо») дублируют, если поворот направо осуществляется в
два ряда и более. Дублирующие светофоры устанавливают на перекрестке или непосредственно за ним
между проезжими частями или справа. При установке светофора справа число полос в попутном направ-