ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9682
Скачиваний: 24
8.1 Организация области внутренних дел РФ, правовые
основы управления и регулирования в данной области
61
Деятельность МВД России, подведомственных ему органов по вопросам граж-
данства РФ, свободы передвижения и пребывания иностранных граждан, лиц без
гражданства в России урегулирована Федеральным законом от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации», Федеральным законом от 25.07.2002 г.
N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-
ции», Федеральным законом от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Рос-
сийской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральным законом
от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации», Законом РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Для осуществления экспертно-криминалистической деятельности созданы спе-
циализированные учреждения и экспертные учреждения. Их деятельность по орга-
низации и производству экспертизы регулируется Федеральным законом от
31.05.2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Рос-
сийской Федерации», а также федеральным процессуальным законодательством.
МВД России приняло ряд ведомственных нормативных правовых актов по данно-
му кругу вопросов, в частности приказ от 29.06.2005 г. N 511 «Вопросы организа-
ции производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразде-
лениях органов внутренних дел Российской Федерации». Им утверждена Инструк-
ция по организации производства судебных экспертиз и Перечень родов (видов)
судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделе-
ниях органов внутренних дел.
Деятельность МВД России и его органов по участию в борьбе с коррупцией,
терроризмом, осуществлению мероприятий по охране Государственной границы
РФ, обеспечению безопасности государства урегулирована Федеральным законом
от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом
от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом
от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Фе-
деральным законом от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства
внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом от 28.12.2010 г.
N 390-ФЗ «О безопасности», Законом РФ от 01.04.1993 г. N 4730-1 «О Государ-
ственной границе Российской Федерации».
Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в обеспече-
нии правового режима при осуществлении мероприятий единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также каран-
тинных мероприятий во время эпидемий (эпизоотии) урегулировано Федеральным
законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от
30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обеспечение государственной защиты судей и ряда должностных лиц иных
государственных органов, а также близких им лиц урегулировано Федеральным
законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранитель-
ных и контролирующих органов». Государственная защита участников уголовного
судопроизводства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О го-
сударственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства».
62
Глава 8. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области внутренних дел
8.2 Организация и компетенция Министерства
внутренних дел Российской Федерации
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Министерстве внутренних дел Российской Феде-
рации», утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В единую централизованную систему МВД России входят: ор-
ганы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние
войска; организации и подразделения, созданные для выполнения
задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппа-
рат МВД России (за исключением Главного командования внут-
ренних войск МВД России), территориальные органы МВД Рос-
сии, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-
курортные организации системы МВД России, окружные управле-
ния материально-технического снабжения системы МВД России,
представительства МВД России за рубежом, а также иные орга-
низации и подразделения, созданные для выполнения задач и осу-
ществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основными задачами МВД России являются:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних
дел;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, ино-
странных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности,
охрана общественного порядка и собственности, обеспечение обществен-
ной безопасности;
4) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД
России;
5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутрен-
них дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государствен-
ных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-
правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволен-
ных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов
их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании
законодательства РФ возложено на МВД России.
МВД России осуществляет следующие полномочия:
1) формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности,
охраны общественного порядка и собственности, а также обеспечения об-
щественной безопасности основные направления государственной полити-
ки в сфере внутренних дел;
8.2 Организация и компетенция Министерства внутренних дел РФ
63
2) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной поли-
тики в сфере внутренних дел;
3) разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ
и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также
подготавливает другие документы, по которым требуется решение Прези-
дента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере внут-
ренних дел;
4) осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся
к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регули-
рования Конституции РФ, федеральных конституционных законов, феде-
ральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ; определяет
порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не
является предметом регулирования федеральных законов, актов Президен-
та РФ или Правительства РФ;
5) определяет основные направления деятельности органов внутренних дел
и внутренних войск;
6) обобщает практику применения законодательства РФ в сфере внутренних
дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной
сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе ме-
ры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внут-
ренних войск;
7) обеспечивает разработку и реализацию государственных программ в сфере
внутренних дел;
8) подготавливает по поручению Президента РФ и Правительства РФ проек-
ты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных норматив-
ных правовых актов РФ;
9) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по преду-
преждению преступлений и административных правонарушений, по выяв-
лению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
10) организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности граждан
и правопорядка в общественных местах;
11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ опе-
ративно-розыскную деятельность;
12) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ розыск
лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению
имущества, подлежащего конфискации;
13) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дозна-
ние и производство предварительного следствия по уголовным делам;
14) выявляет, предупреждает, пресекает, раскрывает и расследует тяжкие и осо-
бо тяжкие преступления, совершенные организованными группами, пре-
ступными сообществами (преступными организациями), носящие транс-
64
Глава 8. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области внутренних дел
национальный или межрегиональный характер, либо преступления, вызы-
вающие большой общественный резонанс;
15) принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на
выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.
Деятельность МВД России является открытой для общества и публичной в той
мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ.
8.3 Организация и правовое положение внутренних
войск Министерства внутренних дел Российской
Федерации
Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ в со-
ответствии с Федеральным законом от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних вой-
сках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ входят в систему Ми-
нистерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности
личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина
от преступных и иных противоправных посягательств.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
1) участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации
в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасно-
сти и режима чрезвычайного положения;
2) участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контр-
террористической операции;
3) охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
4) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
5) оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопас-
ности в охране Государственной границы Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Структура внутренних войск:
органы управления внутренними войсками;
соединения и воинские части оперативного назначения;
специальные моторизованные соединения и воинские части;
соединения и воинские части по охране важных государ-
ственных объектов и специальных грузов;
авиационные воинские части;
морские воинские части;
военные образовательные организации высшего образования;
8.3 Организация и правовое положение внутренних войск МВД РФ
65
разведывательные воинские части (подразделения);
воинские части (подразделения) специального назначения;
учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские
части обеспечения деятельности внутренних войск (учеб-
ные, научные и другие).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Президент РФ:
1) осуществляет руководство внутренними войсками;
2) утверждает структуру, состав внутренних войск до оперативно-территори-
ального объединения включительно, штатную численность военнослужа-
щих и гражданского персонала внутренних войск;
3) принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск;
4) принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совмест-
но с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного поло-
жения;
5) назначает на должность по представлению министра внутренних дел РФ
главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от долж-
ности;
6) назначает военнослужащих внутренних войск на воинские должности, для
которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров;
7) присваивает в установленном порядке высшие воинские звания;
8) увольняет с военной службы высших офицеров;
9) утверждает положение о Главном командовании внутренних войск Мини-
стерства внутренних дел РФ, положение об оперативно-территориальном
объединении внутренних войск и положение о военных советах;
10) определяет количество граждан Российской Федерации, подлежащих при-
зыву на военную службу и военные сборы во внутренние войска.
Министр внутренних дел РФ осуществляет непосредственное руководство
внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения воз-
ложенных на них задач. Главное командование внутренних войск Министерства
внутренних дел РФ является структурным подразделением центрального аппарата
Министерства внутренних дел РФ.
Оперативно-территориальное объединение является основной военно-админи-
стративной единицей внутренних войск и предназначается для выполнения задач,
возложенных на внутренние войска.
В Главном командовании внутренних войск создается военный совет Главно-
го командования внутренних войск, а в оперативно-территориальных объединени-
ях внутренних войск — военные советы оперативно-территориальных объединений
внутренних войск, которые являются постоянно действующими совещательными
органами во внутренних войсках.