ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9678
Скачиваний: 24
Глава 7
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
7.1 Организация труда и социальной защиты,
правовые основы управления и регулирования
в области труда и социальной защиты
Правовая политика в сфере труда рассматривается нами как элемент социаль-
ной политики. Исходным моментом для уяснения структуры и отдельных элемен-
тов государственной правовой политики в сфере труда является понимание то-
го, что данная политика не ограничивается исключительно отношениями, регули-
руемыми нормами трудового права. Политико-правовые решения в сфере труда
в их широком понимании охватывают все формы применения несамостоятельного
труда. Общие исходные начала регулирования труда определяются Правительст-
вом РФ, а также Министерством труда и социальной защиты РФ (Минтруд РФ).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены», из чего следует, что отступ-
ление от данного конституционного предписания, адресованного субъектам тру-
довых правоотношений, одним из которых является государство, чревато наступ-
лением различных видов юридического принуждения, вплоть до уголовного. Ч. 2
ст. 7 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации охраняются труд и здоро-
вье людей». Указанными статьями не только декларируется право на безопасные
условия труда (ч. 3 ст. 37), но и констатируется как факт обязанность государства
охранять не просто трудовую деятельность граждан, а их здоровье в процессе ре-
ализации права на труд (п. 2 ст. 7). Под охраной труда, согласно ст. 209 Трудового
Кодекса Российской Федерации, признается система сохранения жизни и здоро-
52
Глава 7. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области труда и социальной защиты
вья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые,
социально-экономические, организационные и иные мероприятия; а под услови-
ями труда в данной статье понимается совокупность факторов производственной
сферы и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здо-
ровье работника. Безопасными условиями труда признаются условия труда, при
которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных
факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных
нормативов.
Ключевое значение для понимания категории «социальная защита» имеют кон-
ституционные положения о Российской Федерации как социальном государстве.
В связи с этим ее политика должна быть направлена на создание условий, обеспе-
чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Она призвана охра-
нять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, от-
цовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных
служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социаль-
ной защиты. Конституция РФ дает основания выделить в социальной сфере два
вида отношений: 1) отношения, связанные с трудом и обусловленные им; 2) отно-
шения социальной защиты, включающие поддержку развития социальных инсти-
тутов, поддержку категорий граждан, особо нуждающихся в ней.
Первый вид отношений — это отношения по поводу труда, его оплаты, усло-
вий и охраны труда, обеспечения занятости населения. Основными нормативными
правовыми актами, регулирующими такие отношения, являются Трудовой Кодекс
Российской Федерации, Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.
Второй вид отношений включает поддержку развития социальных инсти-
тутов и поддержку категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защи-
те. Социальная защита предполагает установление системы социальных гарантий
в целях повышения качества жизни и жизнедеятельности указанной категории
граждан (в том числе пенсий, пособий, натуральных выплат, иных мер).
Административная реформа, которая проводится поэтапно, начиная с 2010 го-
да, не обошла стороной и область социального обеспечения. Постановлением Пра-
вительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 утверждено Положение о новом органе
федеральной исполнительной власти — Министерстве труда и социальной защи-
ты РФ, в ведение которого перешли все ключевые вопросы управления системой
социального обеспечения, в т. ч. контроль и координация деятельности Пенсион-
ного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Таким образом, большая
часть отрасли социального страхования (пенсионное и на случай безработицы)
и частично государственного социального обеспечения организационно присоеди-
нились к блоку бывшего Министерства труда РФ, выделившись из состава преж-
него Министерства здравоохранения и социального развития РФ. За современным
Министерством здравоохранения РФ сохранилось ведение системой обязательного
медицинского страхования.
Социальная защита охватывает и социальное обслуживание, предусмотренное
Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслу-
живания населения в Российской Федерации».
7.2 Организация и компетенция Министерства труда и социальной
защиты РФ и подведомственной ему федеральной службы
53
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Социальное обслуживание представляет собой деятельность со-
циальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-
бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, со-
циально-правовых услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нормативное правовое регулирование в области труда и социальной защиты
осуществляет Президент РФ путем издания соответствующих указов. Например,
его Указом от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Правительство РФ как высший орган исполнительной власти осуществляет ад-
министративное управление и административно-правовое регулирование в области
труда и социальной защиты посредством осуществления правотворческой и пра-
воприменительной деятельности. Представление о его управленческой и регуля-
тивной деятельности в рассматриваемой области дает ознакомление с содержа-
нием ряда принятых им нормативных правовых актов, устанавливающих основы
правового статуса и компетенции федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих деятельность в области труда и социальной защиты.
7.2 Организация и компетенция Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
и подведомственной ему федеральной службы
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Мин-
труд России)
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции
установлены в Положении «O Министерстве труда и социальной защиты Россий-
ской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 июня
2012 г. N 610.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Минтруда России включает:
1) демографию;
2) труд;
3) уровень жизни и доходов;
4) оплату труда;
5) пенсионное обеспечение, включая негосударственное пен-
сионное обеспечение, социальное страхование (за исклю-
чением обязательного медицинского страхования);
6) условия и охрану труда;
54
Глава 7. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области труда и социальной защиты
7) социальное партнерство и трудовые отношения;
8) занятость населения и безработицу;
9) трудовую миграцию;
10) альтернативную гражданскую службу;
11) государственную гражданскую службу (за исключением
вопросов оплаты труда);
12) социальную защиту населения, в том числе социальную
защиту семьи, женщин и детей, граждан пожилого возрас-
та и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрез-
вычайных ситуаций;
13) опеку и попечительство в отношении совершеннолетних
недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
14) социальное обслуживание населения;
15) оказание протезно-ортопедической помощи;
16) реабилитацию инвалидов;
17) проведение медико-социальной экспертизы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Минтруд России наделено полномочиями на выполнение определенных видов
деятельности в установленной сфере. Онo вносит в Правительство РФ проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правитель-
ства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, отнесен-
ным к установленной сфере деятельности Министерства и подведомственной ему
федеральной службы.
Минтруд России принимает нормативные правовые акты в сфере своей де-
ятельности:
1) положение о территориальных органах федеральной службы;
2) квалификационные требования к работникам и номенклатура специально-
стей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства;
3) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабо-
чих, Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих;
4) профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения про-
фессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалифика-
ционным группам в государственных и муниципальных учреждениях;
5) должностные оклады и другие условия оплаты труда для отдельных ка-
тегорий работников бюджетных организаций применительно к условиям
оплаты труда, утвержденным Правительством РФ;
6) разряды оплаты труда и квалификационные требования по должностям от-
дельных категорий работников, занятых выполнением аварийно-спасатель-
ных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычай-
ных ситуаций;
7.2 Организация и компетенция Министерства труда и социальной
защиты РФ и подведомственной ему федеральной службы
55
7) рекомендации по заключению трудового договора с работником федераль-
ного бюджетного учреждения и его примерной форме;
8) методические рекомендации по разработке федеральными государственны-
ми органами условий оплаты труда для работающих в них и в их террито-
риальных органах работников;
9) перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюд-
жетных и казенных учреждениях;
10) перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюд-
жетных и казенных учреждениях;
11) порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календар-
ные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной про-
должительности рабочего времени в неделю;
12) порядок проведения государственной экспертизы условий труда.
Минтруд России осуществляет:
1) функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюд-
жета, предусмотренных на содержание Министерства, и реализацию воз-
ложенных на него функций;
2) организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по во-
просам международной гуманитарной помощи и технической помощи при
Правительстве РФ в части международной гуманитарной помощи;
3) оформление представлений о назначении пенсии за выслугу лет федераль-
ных государственных гражданских служащих государственным граждан-
ским служащим, уволенным из ликвидированных (реорганизованных) фе-
деральных государственных органов, функции которых в соответствии
с законодательством Российской Федерации не переданы другим федераль-
ным государственным органам;
4) ведение базы данных федеральных государственных гражданских служа-
щих, состоящих на учете для получения единовременной субсидии на при-
обретение жилого помещения и снятых с этого учета;
5) функции компетентного органа, уполномоченного издавать акты, имею-
щие обязательную силу в отношении найма и трудоустройства российских
граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства для работы в со-
ставе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом
Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Рос-
труд)
Основы ее организации и деятельности, правового статуса и компетенции уста-
новлены в Положении «O Федеральной службе по труду и занятости», утвержден-
ном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324.