ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9680
Скачиваний: 24
56
Глава 7. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области труда и социальной защиты
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сфера деятельности Роструда включает:
1) труд;
2) занятость;
3) альтернативную гражданскую службу;
4) специальную оценку условий труда и социальную защиту
населения;
5) оказание государственных услуг в сфере содействия заня-
тости населения и защиты от безработицы;
6) трудовую миграцию;
7) коллективные трудовые споры.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Роструд наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятель-
ности в установленной сфере. Онo осуществляет государственный надзор и кон-
троль за соблюдением:
1) работодателями трудового законодательства и иных нормативных право-
вых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, об-
следований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устра-
нении нарушений, составления протоколов об административных правона-
рушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (доку-
ментов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с фе-
деральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
2) установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на про-
изводстве;
3) осуществления органами государственной власти субъектов РФ передан-
ного полномочия РФ по осуществлению социальных выплат гражданам,
признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения
проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устране-
нии нарушений законодательства о занятости населения в части государ-
ственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о при-
влечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодатель-
ством РФ, об отстранении от должности должностных лиц органов и госу-
дарственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ;
4) государственных стандартов социального обслуживания;
5) осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат
гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выда-
чей обязательных для исполнения предписаний;
6) осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на по-
лучение обеспечения по обязательному социальному страхованию от не-
счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так-
же за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетру-
доспособности за счет средств работодателей.
7.2 Организация и компетенция Министерства труда и социальной
защиты РФ и подведомственной ему федеральной службы
57
Роструд осуществляет:
1) рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации
дел об административных правонарушениях;
2) информирование и консультирование работодателей и работников по во-
просам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права;
3) обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового
законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы тру-
дового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской
службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совер-
шенствованию;
4) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку
предложений по его профилактике;
5) реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;
6) принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную
гражданскую службу, из одной организации в другую;
7) подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую
службу;
8) организацию подготовки трудовых арбитров.
Роструд имеет право:
1) организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экс-
пертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам
осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в ус-
тановленной сфере деятельности;
2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отне-
сенным к компетенции Службы;
3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по
вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установ-
ленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и спе-
циалистов;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях,
предусмотренных законодательством РФ об административных правонару-
шениях;
6) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы,
коллегии) в установленной сфере деятельности;
7) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостовере-
ний государственных инспекторов труда.
58
Глава 7. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области труда и социальной защиты
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Перечислите основные нормативные правовые акты, регулирующие отно-
шения в области труда и социальной защиты.
2. Что понимается под социальным обслуживанием?
3. Сфера деятельности Министерства труда Российской Федерации.
4. Основные нормативные правовые акты, которые вправе принимать Мин-
труд России.
5. Основные полномочия Роструда.
6. Основные права Роструда.
7. Какой нормативный правовой акт регулирует правовое положение Пенси-
онного Фонда Российской Федерации?
8. За счет каких средств формируется Пенсионный Фонд Российской Феде-
рации?
9. Какие исполнительные органы входят в Фонд социального страхования
Российской Федерации?
10. Каковы основные задачи Фонда социального страхования Российской Фе-
дерации?
Глава 8
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КОНТРОЛЯ ЗА
ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И МИГРАЦИИ
8.1 Организация области внутренних дел
Российской Федерации, правовые основы
управления и регулирования в данной области
Административное управление в данной области осуществляет Министерство
внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и подведомственные ему
внутренние войска. В составе МВД России находится полиция.
Рассмотрим правовую основу деятельности МВД России и подведомственных
ему структур с учетом соответствующих правовых норм, установленных Консти-
туцией РФ, конституционными федеральными законами, федеральными законами,
а также иными нормативными правовыми актами.
Конституцией РФ на Правительство РФ возложено обеспечение прав и свобод
граждан, общественная безопасность, охрана общественного порядка и собствен-
ности, борьба с преступностью, а на органы местного самоуправления — охрана
общественного порядка. Конституция РФ устанавливает, что в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека
и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности,
правопорядка, общественной безопасности.
Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правитель-
стве Российской Федерации» детализирует полномочия Правительства РФ в сфере
обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, в кото-
рую входит и область внутренних дел. Правительство РФ, в частности, участвует
в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безо-
60
Глава 8. Административное управление и административно-
правовое регулирование в области внутренних дел
пасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного
порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлени-
ями, разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-
технической базы правоохранительных органов.
Согласно Федеральному конституционному закону от 30.01.2002 г. N 1-ФКЗ
«О военном положении» на основании указов Президента РФ на территории, где
введено военное положение, осуществляется усиление охраны общественного по-
рядка и обеспечения общественной безопасности. Для обеспечения режима во-
енного положения привлекаются органы внутренних дел и внутренние войска.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г.
N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» для обеспечения чрезвычайного положе-
ния используются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск,
на которых возложены соответствующие права и обязанности. При введении чрез-
вычайного положения может предусматриваться усиление охраны общественного
порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечива-
ющих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта.
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению, выявлению, пре-
сечению, раскрытию, дознанию и расследованию преступлений определенных со-
ставов производится в соответствии с Уголовным Процессуальным Кодексом РФ.
Смежной с данным видом деятельности является оперативно-розыскная деятель-
ность органов внутренних дел, осуществляемая в соответствии с Федеральным
законом от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осу-
ществляемой гласно и негласно оперативными подразделения-
ми государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномо-
чий посредством проведения оперативно-розыскных мероприя-
тий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека
и гражданина, собственности, обеспечения безопасности обще-
ства и государства от преступных посягательств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Деятельность органов внутренних дел (в том числе военнослужащих внутрен-
них войск МВД России) по предупреждению, выявлению, пресечению и фикси-
рованию административных правонарушений, производству по делам об админи-
стративных правонарушениях, исполнению административных наказаний, совер-
шению иных административно-процессуальных действий регулируется КоАП РФ.
Органы внутренних дел организуют и осуществляют контроль за оборотом
гражданского и служебного оружия в соответствии с Федеральным законом от
13.12.1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Федеральным законом от 04.05.2011 г.
N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Они организуют
и осуществляют контроль за негосударственной (частной) охранной и сыскной
деятельностью на основе Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 «О частной детек-
тивной и охранной деятельности в Российской Федерации».