Файл: Административное право 2 - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9680

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

Глава 7. Административное управление и административно-

правовое регулирование в области труда и социальной защиты

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сфера деятельности Роструда включает:

1) труд;

2) занятость;

3) альтернативную гражданскую службу;

4) специальную оценку условий труда и социальную защиту

населения;

5) оказание государственных услуг в сфере содействия заня-

тости населения и защиты от безработицы;

6) трудовую миграцию;

7) коллективные трудовые споры.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Роструд наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятель-

ности в установленной сфере. Онo осуществляет государственный надзор и кон-
троль 
за соблюдением:

1) работодателями трудового законодательства и иных нормативных право-

вых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, об-
следований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устра-
нении нарушений, составления протоколов об административных правона-
рушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (доку-
ментов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с фе-
деральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

2) установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на про-

изводстве;

3) осуществления органами государственной власти субъектов РФ передан-

ного полномочия РФ по осуществлению социальных выплат гражданам,
признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения
проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устране-
нии нарушений законодательства о занятости населения в части государ-
ственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о при-
влечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодатель-
ством РФ, об отстранении от должности должностных лиц органов и госу-
дарственных учреждений службы занятости населения субъектов РФ;

4) государственных стандартов социального обслуживания;

5) осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат

гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выда-
чей обязательных для исполнения предписаний;

6) осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на по-

лучение обеспечения по обязательному социальному страхованию от не-
счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так-
же за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетру-
доспособности за счет средств работодателей.


background image

7.2 Организация и компетенция Министерства труда и социальной
защиты РФ и подведомственной ему федеральной службы

57

Роструд осуществляет:

1) рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации

дел об административных правонарушениях;

2) информирование и консультирование работодателей и работников по во-

просам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права;

3) обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового

законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы тру-
дового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской
службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совер-
шенствованию;

4) анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку

предложений по его профилактике;

5) реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;

6) принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную

гражданскую службу, из одной организации в другую;

7) подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую

службу;

8) организацию подготовки трудовых арбитров.

Роструд имеет право:

1) организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экс-

пертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам
осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в ус-
тановленной сфере деятельности;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отне-

сенным к компетенции Службы;

3) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по

вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

4) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установ-

ленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и спе-
циалистов;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях,

предусмотренных законодательством РФ об административных правонару-
шениях;

6) создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы,

коллегии) в установленной сфере деятельности;

7) разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостовере-

ний государственных инспекторов труда.


background image

58

Глава 7. Административное управление и административно-

правовое регулирование в области труда и социальной защиты

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 7

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Перечислите основные нормативные правовые акты, регулирующие отно-

шения в области труда и социальной защиты.

2. Что понимается под социальным обслуживанием?

3. Сфера деятельности Министерства труда Российской Федерации.

4. Основные нормативные правовые акты, которые вправе принимать Мин-

труд России.

5. Основные полномочия Роструда.

6. Основные права Роструда.

7. Какой нормативный правовой акт регулирует правовое положение Пенси-

онного Фонда Российской Федерации?

8. За счет каких средств формируется Пенсионный Фонд Российской Феде-

рации?

9. Какие исполнительные органы входят в Фонд социального страхования

Российской Федерации?

10. Каковы основные задачи Фонда социального страхования Российской Фе-

дерации?


background image

Глава 8

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КОНТРОЛЯ ЗА

ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ И МИГРАЦИИ

8.1 Организация области внутренних дел
Российской Федерации, правовые основы
управления и регулирования в данной области

Административное управление в данной области осуществляет Министерство

внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и подведомственные ему
внутренние войска. В составе МВД России находится полиция.

Рассмотрим правовую основу деятельности МВД России и подведомственных

ему структур с учетом соответствующих правовых норм, установленных Консти-
туцией РФ, конституционными федеральными законами, федеральными законами,
а также иными нормативными правовыми актами.

Конституцией РФ на Правительство РФ возложено обеспечение прав и свобод

граждан, общественная безопасность, охрана общественного порядка и собствен-
ности, борьба с преступностью, а на органы местного самоуправления — охрана
общественного порядка. Конституция РФ устанавливает, что в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека
и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности,
правопорядка, общественной безопасности.

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ «О Правитель-

стве Российской Федерации» детализирует полномочия Правительства РФ в сфере
обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, в кото-
рую входит и область внутренних дел. Правительство РФ, в частности, участвует
в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безо-


background image

60

Глава 8. Административное управление и административно-

правовое регулирование в области внутренних дел

пасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного
порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлени-
ями, разрабатывает и реализует меры по развитию и укреплению материально-
технической базы правоохранительных органов.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30.01.2002 г. N 1-ФКЗ

«О военном положении» на основании указов Президента РФ на территории, где
введено военное положение, осуществляется усиление охраны общественного по-
рядка и обеспечения общественной безопасности. Для обеспечения режима во-
енного положения привлекаются органы внутренних дел и внутренние войска.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г.
N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» для обеспечения чрезвычайного положе-
ния используются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск,
на которых возложены соответствующие права и обязанности. При введении чрез-
вычайного положения может предусматриваться усиление охраны общественного
порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечива-
ющих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению, выявлению, пре-

сечению, раскрытию, дознанию и расследованию преступлений определенных со-
ставов производится в соответствии с Уголовным Процессуальным Кодексом РФ.
Смежной с данным видом деятельности является оперативно-розыскная деятель-
ность органов внутренних дел, осуществляемая в соответствии с Федеральным
законом от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осу-
ществляемой гласно и негласно оперативными подразделения-
ми государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномо-
чий посредством проведения оперативно-розыскных мероприя-
тий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека
и гражданина, собственности, обеспечения безопасности обще-
ства и государства от преступных посягательств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Деятельность органов внутренних дел (в том числе военнослужащих внутрен-

них войск МВД России) по предупреждению, выявлению, пресечению и фикси-
рованию административных правонарушений, производству по делам об админи-
стративных правонарушениях, исполнению административных наказаний, совер-
шению иных административно-процессуальных действий регулируется КоАП РФ.

Органы внутренних дел организуют и осуществляют контроль за оборотом

гражданского и служебного оружия в соответствии с Федеральным законом от
13.12.1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Федеральным законом от 04.05.2011 г.
N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Они организуют
и осуществляют контроль за негосударственной (частной) охранной и сыскной
деятельностью на основе Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 «О частной детек-
тивной и охранной деятельности в Российской Федерации».